Комиссионное вознаграждение банку на оплату услуг можно отражать в квитанциях

По материалам определения ВС РФ от 20.11.2017 № 302-АД17-16618

Между ТСЖ и ПАО «Сбербанк» заключен договор на перевод денежных средств физлиц на расчетный счет ТСЖ за комиссионное вознаграждение. При оплате в банке через терминалы комиссионное вознаграждение не взимается. На основании договора со Сбербанком ТСЖ ежемесячно начисляет собственникам комиссионное вознаграждение банка. ОСС принято решение: «Внести в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг (кроме суммы по оплате коммунальных услуг), дополнительную строку, в которой будет указана сумма, подлежащая возмещению ТСЖ, согласно сведениям Сбербанка об удержанных с ТСЖ сумм комиссионного вознаграждения, указанных в реестрах банка». При этом ТСЖ предусмотрело внесение наличных средств в кассу ТСЖ без комиссии.

На практике данный вопрос решался в следующем виде: в квитанции за август 2016 г. ТСЖ предъявило собственнику жилого помещения к оплате 5350 руб. 47 копеек. Собственник оплатил через банкомат 5350 рублей 50 копеек. ТСЖ зачислило на лицевой счет потребителя 5243 руб.49 коп. В следующем отчетном периоде комиссия банка была выставлена отдельной строкой.

Роспотребнадзор по жалобе потребителя на основании ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ привлек ТСЖ к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. Роспотребнадзор считал, что противоправные действия ТСЖ привели к образованию задолженности у потребителя, нанесли ущерб имуществу и свидетельствуют об обмане потребителя путем обсчета.

В обоснование своей позиции в судах Роспотребнадзор ссылался на следующие основания:

– у ТСЖ отсутствовали законные основания для зачисления на финансово- лицевой счет денежных средств в размерах меньших, чем оплачены потребителем; воля потребителя на несение затрат по договору об оказании услуг по переводу денежных средств физлиц, заключенном между ТСЖ и Сбербанком отсутствовала, материалами дела не подтверждена; потребитель не был уведомлен о наличии указанного договора и возложении на него каких-либо обязательств по его исполнению; указанные действия свидетельствуют об обмане потребителя, совершенном ТСЖ в виде обсчета с причинением имущественного ущерба;

 – ТСЖ преднамеренно ввело в заблуждение потребителя относительно оказываемых услуг путем предъявления ему в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2016 г. услуги «оплата услуг банка» в сумме 102 руб.53 коп.;

– позиция административного органа подтверждается судебной практикой (решение АС Орловской области (дело № А48-2141 /2016), решение мирового судьи судебного участка № 3 Ворошиловского судебного района г. Ростова-на-Дону от 17.06.2016, решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (дело № 2-5313/2016).

При рассмотрении дела в судах отмечено, что правонарушения по ч.1 ст.14.7 КоАП РФ образуют умышленные действия по введению потребителя в заблуждение относительно размера стоимости товара (услуги), что образует обман потребителя в виде обсчета или умышленное введение в заблуждение относительно иных условий исполнения обязательств по договору. В то же время в рассматриваемом случае товариществом предприняты меры и совершены действия, направленные на извещение потребителей о взимании соответствующего размера комиссии при оплате коммунальных услуг соответствующим способом (через терминал), а также об условиях определения размера указанной комиссии.

Ссылка Роспотребнадзора на указанную выше судебную практику судами отклонена, поскольку указанные судебные акты приняты на основании иных фактических обстоятельств, отличных от обстоятельств настоящего дела.

Полная информация по делу 

Дизайн :
Яндекс.Метрика