1. Требования Законодательства: общедомовые узлы (приборы) учета = неотъемлемый элемент общего имущества

Жилищный         Кодекс РФ, п. 3 ст. 36, устанавливает, что собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество   МКД, а именно (п. 3) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно требованиям Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденным ПП РФ от 13.08.2006 г. № 491-ПП, коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов должны входить в состав общего имущества собственников помещений в МКД.

Согласно ст. 11 федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
, субъект РФ, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части».

2) Администрация г. Москвы дважды нарушила это требование

Однако установленные в домах УУТ вместе с приборами учета в подавляющем большинстве не были включен в состав общего имущества данных МКД, а были переданы городом на баланс МОЭК.

Весной 2013 г. право собственности на узлы учета тепла вместе с приборами учета перешло к городу Москве. Москва стала собственником, несущим бремя их содержания в исправном состоянии.

Согласно ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ: «в случае неустранения до истечения двух месяцев с момента выявления нарушения требований указанного закона в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию…».

УУТ и приборы учета вновь не были включены в состав общего имущества тех домов, где были установлены, как того требует закон, а переданы в оперативное управление ГБУ ЕИРЦ на основании договора купли-продажи средств измерений №5410/00/13 от 19.03.2013, заключенного между ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» и ОАО «МОЭК».

3) Особенности ГБУ «ЕИРЦ города Москвы»

В распоряжении правительства Москвы от 25.07.2012 № 392-РП говорится лишь (п. 2.1.2) о том, что ГБУ ЕИРЦ занимается эксплуатацией объектов инженерного и коммунального назначения, а также оборудования, включая средства измерения, с использованием которого осуществляется коммерческий учет коммунальных ресурсов, закрепленных за ГБУ ЕИРЦ в установленном порядке на праве оперативного управления. Однако договор купли-продажи означает владение объектом собственности, а не оперативное управление им в неком «установленном порядке». Либо, надо понимать, что договор-купли продажи и есть «установленный порядок» закрепления объектов собственности «на праве оперативного управления»? И какие конкретно «объекты инженерного и коммунального назначения» здесь имеются ввиду? Похоже, что многоквартирные дома и их инженерное оборудование…

Основной же целью деятельности ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» является (п. 2.1.1) «обеспечение информационного сопровождения осуществления мероприятий по начислению и сбору платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и их распределению».

Согласно п. 3 ст. 162 ЖК РФ, в договоре управления МКД должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги а также порядок внесения такой платы. То есть, мероприятия по начислению и сбору платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и их распределение – дело управляющей организации по договору с собственниками помещений МКД, и по отношению к этим двум сторонам договора ГБУ ЕИРЦ является третьим лицом. Соответственно, поручать в договоре управляющей организации пользоваться услугами ГБУ ЕИРЦ – «информационным сопровождением» - или нет, решают собственники конкретного МКД на ОСС, в противном случае – это навязанная услуга.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 июля 2012 г. N 392-РП

О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА МОСКВЫ"

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжений Правительства Москвы от 11.11.2014 N 630-РП, от 12.04.2016 N 156-РП)

В целях совершенствования порядка предоставления услуг для информационно-аналитического обеспечения работы служб городского хозяйства Москвы:

1. Создать Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Единый информационно-расчетный центр города Москвы" (сокращенное наименование - ГБУ "ЕИРЦ города Москвы") с закреплением за ним имущества на праве оперативного управления в установленном порядке.

2. Установить, что:

2.1. Основными целями деятельности ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" являются:

2.1.1. Обеспечение информационного сопровождения осуществления мероприятий по начислению и сбору платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и их распределению.

2.1.2. Обеспечение эксплуатации объектов инженерного и коммунального назначения, а также оборудования (в том числе средств измерений), с использованием которого осуществляется коммерческий учет коммунальных ресурсов, закрепленных в установленном порядке за ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" на праве оперативного управления.

(п. 2.1 в ред. распоряжения Правительства Москвы от 11.11.2014 N 630-РП)

2.2. Функции и полномочия учредителя ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" осуществляет Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы.

(в ред. распоряжения Правительства Москвы от 12.04.2016 N 156-РП)

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы

С.С. Собянин

4) Анализ информации сайта ГБУ ЕИРЦ http://www.gbueirc.ru/uchetenergo.html

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

Инструментом реализации обязательных требований законодательства об энергосбережении является создание муниципальных и региональных операторов коммерческого учета, или, просто, энергооператоров.

Единый оператор коммерческого учёта (ЕОКУ) на базе ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» – это независимая организация, оказывающая услуги по определению объёма и качества поставляемых (потребляемых) коммунальных ресурсов, формированию информации, необходимой для осуществления финансовых расчётов.

C 5 апреля 2013 года общедомовые узлы учета тепловой энергии и горячей воды (ОДУУ), ранее находившиеся на балансе ОАО «МОЭК», перешли в собственность города Москвы http://www.gbueirc.ru/istorygbu.html с закреплением на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Единый информационно-расчетный центр города Москвы» (ГБУ «ЕИРЦ города Москвы»).

Таким образом, в Москве создан единый независимый специализированный оператор коммерческого учета тепловой энергии. С указанной даты ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» осуществляет эксплуатацию ОДУУ, снятие и предоставление на договорной основе показаний ОДУУ ОАО «МОЭК» и управляющим компаниям.

В зоне ответственности ОАО «МОЭК» по коммерческому учету тепла остается выдача технических условий на установку ОДУУ, согласование и допуск ОДУУ в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.

В связи с передачей функции учета фактических данных потребления тепловой энергии специализированному органу система коммерческого учета потребленного тепла в Москве становится прозрачной для всех участников процесса. Данное решение позволяет исключить разночтения при формировании размера платежей и избавляет от необходимости производить ежегодные перерасчеты и доначисления потребителям».

По информации на том же официальном сайте ГБУ ЕИРЦ http://www.gbueirc.ru/gbu.html , в целях обеспечения пригодности к коммерческому учету передаваемых показаний (использования в расчетах по договорам ресурсоснабжения), а также выполнения обязательств по содержанию имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» за счет внебюджетных средств осуществляется эксплуатация узлов учета, в том числе их техническое обслуживание, ремонт и поверка (более 27 тыс. приборов учета);

оказание услуг по организации коммерческого учета ресурсов, включающие в себя снятие показаний с узлов учета и передачу их заказчику услуги - ПАО «МОЭК».

Упомянутые выше «внебюджетные средства», за счет которых осуществляется эксплуатация УУТ, это, похоже, средства граждан, оплачиваемые по строке «сод. и рем. ж/п» единого платежного документа, в состав которых входит также оплата обслуживания инженерного оборудования согласно распоряжению правительства Москвы от 16.03.2010 № 460-РП «Об утверждении Методики расчета ставок планово-нормативного расхода для расчета субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

Таким образом, граждане оплачивают обслуживание непринадлежащего им оборудования, причем, как показывает практика, вне зависимости от того, в рабочем или нерабочем состоянии находится это оборудование.

И нельзя утверждать, что обслуживание УУТ, равно как и оплата услуг теплоснабжения осуществляется исключительно из «внебюджетных средств», то есть из карманов граждан, поскольку в Москве из 17,6 млн. населения (по последней переписи) порядка 6 млн. человек относятся к льготной категории и получают городские субсидии на оплату коммунальных услуг, кроме того управляющие организации, осуществляющие расчеты посредством ГБУ МФЦ и работающие по ставке правительства Москвы, получают субсидии, позволяющие взимать с граждан, имеющих одно жилье, пониженную ставку. Соответственно, происходит «перекачка» бюджетных средств как в части оплаты обслуживания УУТ, так и оплаты коммунальных услуг, в том числе, теплоснабжения.

К основным видам деятельности ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» (по информации упомянутого сайта) относится также:

«Обеспечение работы Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (АСУ ЕИРЦ), осуществляемое в рамках Регламента оказания услуг Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ», в том числе:

Государственное задание

комплексная автоматизация и унификация расчетов с населением и юридическими лицами за ЖКУ и таких процессов, как: сбор и передача в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, получение статистической и аналитической информации о различных аспектах состояния городского хозяйства и общества (состояние жилищного и нежилого фонда (на основании данных БТИ), социально-демографическая ситуация и т.д.);

достоверность учета и расчетов за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги;

обеспечение информационной безопасности в части защиты персональных данных информационных ресурсов, функционирующих в сфере жилищно-коммунального хозяйства в АСУ ЕИРЦ».

5) Достоверность учета и расчетов на конкретном примере

Что касается «достоверности учета и расчетов», то по уже упоминавшейся выше информации с сайта, ГБУ ЕИРЦ осуществляет «оказание услуг по организации коммерческого учета ресурсов, включающие в себя снятие показаний с узлов учета и передачу их заказчику услуги - ПАО «МОЭК», тогда как в договоре теплоснабжения между МОЭК и, например, ГБУ «Жилищником Даниловского р-на», именуемого в договоре Потребителем, говорится (п. 3.6) о том, что в случае непредоставления Потребителем сведений о количестве тепловой энергии по форме Приложения № 7 (Справка о количестве тепловой энергии. Форма) или 9 (Справка об объемах тепловой энергии, потребленной жилыми и нежилыми помещениями МКД. Форма) в сроки, установленные п. 3.4 и пп. 1 п. 3.14  Договора, определение количества поставляемой тепловой энергии и теплоносителя производится в отношении жилых помещений – по нормативу потребления тепловой энергии, в отношении нежилых помещений – расчетным методом, исходя из расчетных тепловых нагрузок, установленных в Приложении № 3.1 к Договору в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

То есть, по договору теплоснабжения сведения о количестве тепловой энергии должна предоставлять УО, но при этом выясняется, что именно ГБУ ЕИРЦ оказывает МОЭКу именно такую услугу - снимает показания с узлов учета и передает их заказчику. Причем, практика показывает, что «Жилищник» (вопреки договору теплоснабжения) не имеет никакого отношения к расчетам оплаты за тепло: чтобы предоставить гражданам посуточные ведомости потребления тепла в рамках требований Закона о раскрытии информации, «Жилищник» вынужден письменно запрашивать их у МОЭКа с приложением обращения гражданина.

В рамках проблемы вопросов собственности очень интересны следующие позиции рассматриваемого Договора теплоснабжения, в котором ГБУ «Жилищник» района именуется «Потребитель»:

«П. 2.4: Потребитель обязуется… следить за гидроизоляцией зданий, принадлежащих ему на законных основаниях…

П. 3.14: Потребитель обязуется:

1) ежемесячно организовывать снятие показаний узла (прибора) учета, установленного в точке поставки Потребителя… и предоставлять их Теплоснабжающей организации… по форме Приложений № 7, 8 к Договору.

В случае если узел (прибор) учета, установленный в точке поставки, принадлежит третьему лицу, Потребитель обеспечивает снятие показаний совместно с уполномоченным представителем собственника или иного законного владельца прибора учета и предоставление указанных показаний в Теплоснабжающую организацию …. по форме Приложения № 8 к Договору.

2) производить установку и (или) замену узла (прибора) учета, установленного в точке поставки, в соответствии с техническими условиями, выданными Теплоснабжающей организацией, и на основании согласованного с ней проекта, обеспечивать исправное состояние и сохранность указанного узла (прибора) учета.

Таким образом, из текста Договора теплоснабжения, похоже, усматривается, что здания, находящиеся в управлении «Жилищника», принадлежат ему «на законных основаниях», соответственно, он и должен производить установку и замену узлов (приборов) учета) – тех, которые не принадлежат «третьему лицу», – и обеспечивать их исправное состояние и сохранность, как и положено собственнику.

Однако, на самом деле, МКД находятся в общедолевой собственности физических и юридических лиц (в тч. в городской собственности сейчас не более 10-15% жилья), а узлы (приборы) учета в подавляющем большинстве – в собственности города, т.е. фактически третьего лица по отношению к обеим сторонам данного договора.

Тем не менее, в представлении авторов типового текста такого договора, третьими лицами являются «собственники или иные законные владельцы», причем под таковыми понимаются исключительно собственники и иные законные владельцы нежилых помещений! – см. позицию 5.6 Договора:

«5.6 Теплоснабжающая организация учитывает в счет исполнения Потребителем обязательств по оплате тепловой энергии и теплоносителя по настоящему Договору платежи, поступающие на расчетный счет Теплоснабжающей организации:

- от граждан, осуществляющих оплату коммунальной услуги отопления на основании единого платежного документа (ЕПД), а также осуществляющих оплату непосредственно Теплоснабжающей организации на основании решения собственников  помещений в многоквартирном доме;

- от собственников и иных законных владельцев нежилых помещений в многоквартирном доме, в отношении которых Потребитель сказывает коммунальные услуги по отоплению;

- от ГУ Городской центр жилищных субсидий http://www.subsident.ru/, в счет возмещения выпадающих доходов при предоставлении гражданам льгот по оплате коммунальной услуги отопления»

Тут невольно вспоминается ст. 36 ЖК РФ, где очень внятно разъяснено, кто на самом деле является законным владельцем нежилых помещений…

6) Особенности ЕПД, МФЦ и АСУ ЕИРЦ

И вот самая милая позиция договора теплоснабжения:

«5.9. … При отсутствии задолженности Потребителя по настоящему договору сумма переплаты может быть возвращена на счет Потребителя по письменному требованию кроме оплат, которые поступили на основании единого платежного документа (ЕПД)».

ЕПД знаком почти всем москвичам, на его лицевой стороне так и написано: «Единый платежный документ г. Москвы». Но почему мне как клиенту управляющей организации ГБУ «Жилищник Даниловского района» платежный документ выставляет город Москва, то есть правительство города, некое третье юр-лицо, а не моя УО? И почему я должна перечислять оплату за услуги не на расчетный счет моей УО, а на некий «счет по сбору платежей за ЖКУ района»?

Итак, по информации официального сайта ГБУ ЕИРЦ http://gbueirc.ru/about/ob-uchrezhdenii : «Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Единый информационно-расчетный центр города Москвы» создано на основании распоряжения Правительства Москвы от 25 июля 2012 г. № 392-РП в целях совершенствования порядка предоставления услуг для информационно-аналитического обеспечения работы служб городского хозяйства Москвы.

Основной целью деятельности ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» является обеспечение информационного сопровождения осуществления мероприятий по начислению и сбору платежей за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и их распределению.

В соответствии с решением Мэра Москвы С.С. Собянина, эксплуатация общедомовых узлов учета тепловой энергии, которые обеспечивают городскую систему единых расчётных центров данными для расчёта с потребителями, в том числе, через Единый платёжный документ, переданы в управление ГБУ «ЕИРЦ города Москвы».

В целях определения объема и содержания работ, выполняемых специализированными организациями по оказанию информационных услуг с использованием Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (услуг АСУ ЕИРЦ), и с учетом замечаний Контрольного комитета города Москвы (письмо от 04.08.2011 N 01-01-23-113/11) и Департамента информационных технологий города Москвы (письмо от 12.09.2011 N 64-05-144/11) распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 17 ноября 2011 г. № 05-14-750/1 утвержден и введен в действие еще 01.01.2012 Регламент оказания услуг Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (услуг АСУ ЕИРЦ) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=160915&fld=134&from=131918-0&rnd=211977.35068819131616147& 

Префектуры административных округов г. Москвы пользуются услугами ГБУ ЕИРЦ на основе Регламентов взаимодействия участников бюджетного процесса по администрированию платежей за коммерческий наем жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы (например, вот такой Регламент утвержден Распоряжением префекта ЮАО г. Москвы от 3 марта 2014 г. № 01-41-106 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=154392&fld=134&from=153304-33&rnd=211977.1362269926670373& ), согласно которому основным субъектом взаимодействия с ГБУ ЕИРЦ являются районные инженерные службы (ГКУ ИСы), на основании договоров с которыми, например, районные подразделения ГБУ МФЦ (которым ГБУ ЕИРЦ направляет сведения приборов учета) выставляют платежные документы нанимателям коммерческого (хотя, судя по всему, социального) найма.

Однако в собственности города  (в социальном найме), на сегодняшний день находится не более 10-15% жилья, тем не менее, Московские нарядные ЕПД того же изготовления оказываются в почтовых ящиках подавляющего числа москвичей (за редким исключением ТСЖ и ЖСК на самоуправлении).

Для того чтобы пользоваться услугами ГБУ ЕИРЦ, управляющие организации должны заключить с ним «Договор об организации расчетов за жилые и нежилые помещения, коммунальные и прочие услуги и организации формирования и доставки ЕПД» в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД (или решением органов управления ТСЖ или ЖСК) о переходе на расчеты через систему инженерных служб города Москвы (правопреемников единых информационно-расчетных центров).

Соответственно, если такого решения общее собрание собственников помещений в МКД не примет, то в договоре управления это прописано не будет, и УО не имеет права заключать договор с ГБУ ЕИРЦ. Вероятно, во избежание подобной ситуации МКД по адресу: Крутицкая набережная, дом 9, был выставлен на торги по выбору УО, поскольку, согласно п. 5 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в МКД обязаны заключить договор управления этим домом с УО, выбранной по результатам открытого конкурса.

7) Пример результатов открытого конкурса по выбору УО

В тендерной документации этих торгов по выбору управляющей организации для МКД по адресу: Крутицкая набережная дом 9, в составе общего имущества не указаны узел учета тепловой энергии и автоматические устройства регулирования, установленные в доме, а договор теплоснабжения предполагает расчеты по нагрузке, например, по теплу – 0,013 Гкал/кв.м.

Вот ссылка на всю информацию по этим торгам: http://torgi.gov.ru/allLotsSearch/notificationView.html?notificationId=10223541&lotId=10223715&prevPageN=2 .

В договоре управления, который должны были подписать собственники жилья в МКД по адресу: Крутицкая набережная, дом 9, по итогам вышеупомянутых торгов по выбору УО, есть позиция 3.1.6:

 «Принимать от собственника плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление Многоквартирным домом, коммунальные и другие услуги через систему МФЦ района», – но в ЕПД эта позиция соответствует строке «содержание и ремонт жилой площади», хотя общеизвестно, что собственник жилья содержит и ремонтирует свою жилплощадь за собственный счет, и оплачивает лишь услуги, работы по управлению МКД и содержание и ремонт общего имущества (п. 2 ст. 154 ЖК РФ). Платить за содержание и ремонт жилой площади – обязанность нанимателя (п. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Тем самым, вероятно, собственники приравниваются к нанимателям, и возникает возможность расширенной реализации Регламентов взаимодействия участников бюджетного процесса по администрированию платежей за коммерческий наем жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, но и также – вероятная возможность назвать услуги ГБУ МФЦ навязанными, подпадающими под определение ст. 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя» Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. От 13.07.2015), и также ст. 14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».

Предметом договора от 17.07.2014 № 70-1011/53/71-14между «ГБУ МФЦ города Москвы», ГБУ «Жилищник Даниловского района», именуемого в дальнейшем «Поставщик», и Банком Москвы (в дальнейшем «Банк») являются «действия Сторон, осуществляемые в целях информационного обеспечения расчетов населения, проживающих в жилых домах, находящихся на территории города Москвы (далее – Плательщики), за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставляемые им на основании Договора управления многоквартирными домами (далее – Договор управления), заключенного между Поставщиком и Плательщиком».

Согласно п. 2.1.4. данного договора, ГБУ МФЦ города Москвы обязано организовать осуществление филиалами ГБУ МФЦ выполнение следующих функций: «Формирование для Плательщиков … Единых платежных документов (далее – ЕПД) на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. ЕПД формируется в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 1 к настоящему Договору, и включает в себя, в том числе, платежные реквизиты счета, открытого в Банке и указанного в п. 2.2.1 настоящего Договора». А согласно п. 2.2.1, Банк обязан зачислять платежи плательщиков на счет по сбору платежей за жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги муниципального района на № (указан номер счета) (далее счет), открытый в Банке. Вот и объяснение, почему платить за услуги УО нужно не на ее счет, а на некий, «открытый в Банке», несмотря на требования чч. 4 и 7 ст. 155 ЖК РФ, которые устанавливают, что плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию.

Безусловно, согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, но выбор способа расчетов все равно является компетенцией общего собрания собственников помещений в МКД, поскольку заключать договоры с какими-либо третьими лицами УО вправе только на основании договоров с собственниками, которые (при отсутствии в доме юрлица) могут заключаться только на основании решения общего собрания собственников либо – в случае торгов по выбору УО – похоже, уже давно заключены за спиной собственников.

Что касается Приложения 1 к договору МФЦ-Жилищник-Банк, то там приводится пример заполненного ЕПД, в котором есть срока «наем» - еще одно свидетельство того, что все информационное обеспечение рассчитано исключительно на нанимателей.

А свидетельством факта неприятия «отцами города» Федерального законодательства может служить распоряжение Департамента имущества города Москвы от 27.05.2004 № 1217-р «О временном порядке оформления прав на имущественный комплекс как единый объект», согласно которому имущественный комплекс (домовладение) принадлежит городу, а все, что и кто там есть еще – всего лишь обременение. Поэтому, уже вполне логично, то собственники жилья минимум в 27 тысячах московских МКД – всего лишь плательщики городу за «наем».

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 мая 2004 г. N 1217-р

О ВРЕМЕННОМ ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ

НА ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАК ЕДИНЫЙ ОБЪЕКТ

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановлениями Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы" и от 22.01.2002 N 68-ПП "Об итогах работы Комплекса по имущественно-земельным отношениям Правительства Москвы в 2001 году по привлечению ресурсов в бюджет города и задачах Комплекса на 2002 год", в целях упорядочения системы учета и управления имуществом города Москвы и обеспечения правильности оформления распорядительных документов, а также для урегулирования вопроса государственной регистрации прав на нестандартные и некапитальные объекты (заборы, асфальтовые покрытия, дороги, гаражи, автостоянки, складские и подсобные строения, ангары и прочие) подразделениям Департамента при подготовке распорядительного документа руководствоваться следующим временным порядком:

1. Управлению оформления документов и реестра городской собственности, Управлению имущественных комплексов:

1.1. При оформлении договоров на имущественный комплекс (домовладение) в отдельном приложении указывать перечень нестандартных, некапитальных объектов с описанием земельного участка и наложением обременений (сервитута) на земельный участок и/или имущественный комплекс в части права пользования.

1.2. При выделении единицы учета из общего домовладения (одного или нескольких нестандартных, некапитальных объектов) включать в распорядительный документ описание земельного участка к объекту с наложением обременения (сервитута) на право пользования данным участком.

2. Управлению приватизации, Управлению продажи при подготовке материалов для рассмотрения на Городской комиссии по приватизации при описании объектов приватизации указывать перечень нестандартных и некапитальных объектов с описанием земельного участка с наложением соответствующих обременений (сервитута) в части права пользования.

3. В качестве документа, являющегося описанием земельного участка, использовать копию технического паспорта ГУП "МосгорБТИ" на домовладение со сведениями о его составе.

4. Юридическому управлению при поступлении проекта документа для правовой оценки визировать его при условии обязательного включения вышеназванных отдельных приложений и ограничений пользования земельным участком.

5. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.

Руководитель Департамента

В.Н. Силкин

Итак, «плательщики», в чьих домах имеются узлы учета тепла, вопреки Законодательству не принадлежащие им, не могут обойтись без услуг ГБУ МФЦ и ГБУ ЕИРЦ, в чьем ведении находятся принадлежащие городу УУТ вместе с приборами учета. Вероятно (хотя и очень не хочется), данная ситуация с отчужденными из общего имущества собственников жилья узлами и приборами учета тепла, подпадает под ст. 159 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ) «Мошенничество» - то есть «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием».

8) Наглядный пример обращения с «плательщиками»

Наглядным примером тому служит ситуация по оплате тепловой энергии, сложившаяся в (нашем) доме по адресу: Москва, Крутицкая набережная, дом 9 (9-ти этажная башенка-хрущевка,  2570,8 кв. м жилой площади).

В этом доме, начиная с 2009 года, проводились все возможные мероприятия по повышению энергоэффективности. В итоге, в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, фактическое потреблении тепла  снизилось почти вдвое по сравнению с нормативом, что привело к снижению платежей, несмотря на рост тарифов.

В таблице 1 приведены  сведения о величинах потребления и размерах платежей для квартиры площадью 37,3 кв.м до передачи прибора учета в ГБУ ЕИРЦ.

Таблица 1

Энергосберегающие мероприятия по годам

Уд. расход тепла на

1 кв. м общей жилой площади в предыдущем году

Тариф, руб. Средний расход тепла в месяц квартирой (37,3 кв. м), Гкал Сумма платежа за месяц квартиры (37,3 кв. м), руб Средний расход дома в месяц (2570,8 кв. м), Гкал Сумма платежа дома за месяц/год (2570,8 кв. м), руб.
2009 г. Установлен Узел учета тепла 0,0160  Гкал/м2  норматив 15,30 за 1 кв.м 570,69 39333,24/471998,88

2010г.

Утеплён фасад и фундамент, установлены пластиковые окна, лоджии остеклены

0,0123673 Гкал/м2

счётчик

1190,03 за 1 Гкал 0,4613 548,86 31,79385 37835,63/454027,62

2011г.

Заменены строго по проекту стояки и радиаторы в квартирах, установлены балансировочные клапаны на стояках, терморегуляторы на батареях

0,0119249 Гкал/м2

счётчик

1325,70 за 1 Гкал 0,4448 589,72 30,65653 40641,37/487696,39

2012г.

Утеплён чердак и входная группа

0,0109272 Гкал/м2 счётчик 1325,70 за 1 Гкал 0,407585 540,34 28,27610 37485,63/449827,52

2013г.

АУУ установлен в мае и введен в эксплуатацию в октябре 2012 г.

0,0099895 Гкал/м2 счётчик + АУУ с осени

1440,50

За 1 Гкал

0,372608 536,74 25,68101 36993,49/443921,88
2014 г. 0,0083781 Гкал/м2 счётчик + АУУ 1720,9 за 1 Гкал 0,312503 537,79 21,53842 37065,47/444785,59

С ноября 2013 г. прибор неисправен, однако строка «техническое облуживание общедомовых приборов учета» входит в состав строки ЕПД «сод. и рем. ж/п» и в смету расходов УО, таким образом, жители дома уже третий год платят за техобслуживание неисправного прибора, который, к тому же, им не принадлежит!

В таблице 2 приведены  сведения о величинах потребления и размерах платежей для квартиры площадью 37,3 кв.м. в настоящее время.

Таблица 1-2

С осени 2013 года УУТ сломан, однако АУУ прекрасно работает

Уд. расход тепла на

1 кв. м общей жилой площади в предыдущем году

Тариф, руб. Средний расход тепла в месяц квартирой (37,3 кв. м), Гкал Сумма платежа за месяц квартиры (37,3 кв. м), руб Средний расход дома в месяц (2570,8 кв. м), Гкал Сумма платежа дома за месяц/год (2570,8 кв. м), руб.

2015 г.

0,016 Гкал/м2 норматив 1720,90 за 1 Гкал 0,5968 1027,03 41,1328 70785,44/849425,23

2016 г.

0,012667 нагрузка

1944,62 за 1 Гкал 0,472457 918,75 32,5643 63325,23/759902,82

Собственником как прибора учета, так и всего УУТ, установленного в МКД по адресу: Крутицкая набережная, дом 9, с 2013 г. является город Москва «в лице» ГБУ ЕИРЦ, соответственно, еще два с лишним года назад РСО (МОЭК) должна была отремонтировать или заменить неисправные приборы за счет ГБУ ЕИРЦ (города), а в случае отказа ГБУ ЕИРЦ (города) – принудительно взыскать свои расходы с него.

Таким образом, продолжая снабжать теплом дом с неисправным прибором учета, МОЭК уже более двух лет нарушает Федеральный Закон «Об энергосбережении», тем самым помогая ГБУ ЕИРЦ нарушать тот же самый Закон.

Так что, невольно напрашивается предположение о сговоре (ст. 35 УК РФ) или, может быть, даже картельном сговоре (ст. 178 УК РФ, ст. 14.32 КоАП РФ) между ГБУ ЕИРЦ, МОЭК, МФЦ и ГБУ Жилищник района, через счета которого поступают платежи населения, ну и, наверное, правительством Москвы, которое «почему-то» не передало УУТ собственникам жилья в общее имущество, как того требует федеральное законодательство.

9) Возможная коррупционная составляющая и конфликт интересов

По информации на официальном сайте Департамента топливно-энергетического хозяйства (ДТЭХ) г. Москвы (Схема теплоснабжения г. Москвы до 2028 года), по состоянию на 2011 год приборами учета тепла было обеспечено 32 874 жилых дома и объектов социальной сферы. По информации на сайте Московского Фонда капитального ремонта, в региональную программу вошло более 32 тысяч МКД. По информации на сайте ГБУ ЕИРЦ в его управлении находится 31 тыс. приборов учете и 27 тыс узлов учета тепла. Таким образом можно сделать вывод, что подавляющее количество МКД в Москве сегодня обладают приборами учета тепла, подавляющая же часть этих приборов вопреки требованиям Законодательства, находится в собственности города Москвы и в управлении ГБУ ЕИРЦ. Тем самым, вероятно, можно сделать вывод о размерах упомянутого выше «хищения» (стоимость одного узла учета тепла составляет в Москве примерно 400 тыс. руб.), а о результатах его удивительных последствий могут рассказать следующие цифры и факты из официальных источников.

На сайте ДТЭХ размещен проект «Схемы теплоснабжения г. Москвы до 2030 года», где на стр. 96 отмечается, что «стоимость услуг по отоплению и горячему водоснабжению формирует до 50 % затрат населения на коммунальные услуги», и далее:

«Анализ полученных данных по тепловым нагрузкам с учетом режимов отпуска тепла показал, что фактические тепловые нагрузки ниже договорных по разным группам энергоисточников на 10 - 50 %, а в целом по Москве на ~ 35 %».

На официальном сайте ПАО «Газпром» 29 апреля 2016 г. размещен Отчет по РСБУ за 3 месяца 2016 г. и следующая информация http://www.gazenergocom.ru/press/news/2016/04/177/ :

«Чистая прибыль ПАО «МОЭК» за I квартал 2016 года по РСБУ выросла в 3 раза… По итогам I квартала 2016 года выручка Общества (с учетом государственных субсидий) увеличилась по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 26,3% и составила 50 млрд 032 млн рублей. Увеличение выручки произошло в основном по причине роста объемов реализации тепловой энергии на 34% в результате получения ПАО «МОЭК» статуса Единой теплоснабжающей организацией в городе Москве, а также более низкой температурой в I квартале 2016 года».

Тем самым констатируется факт, что при расчетах по нормативу или по нагрузке, а не по данным приборов учета, переплата москвичей за тепло составляет «~ 35 %», поскольку на сегодняшний день общедомовые приборы учета, установленные в МКД, в подавляющем большинстве, по признаниям ГБУ ЕИРЦ и даже МЖИ, находятся в нерабочем состоянии.

Но как же тогда МЖИ, в обязанности которой (ч.1 ст. 20 ЖК РФ) входит также надзор за соблюдением законодательства об энергосбережении (261-ФЗ), например, подписывает паспорта готовности МКД к зиме, зная о неисправности узла (прибора) учета тепла? Вероятно, потому, что УУТ не входит в состав общего имущества данного МКД, и МЖИ его просто «не видит» в этом доме.

Но ведь на сайте ГБУ ЕИРЦ несколько раз повторяется число узлов учета тепла, находящихся у него в управлении – 27 тысяч узлов и 31 тысяча приборов. Где-то ведь, в каком-нибудь реестре или списке они должны быть!

Как упоминалось выше, на сайте ДТЭХ размещен проект Схемы теплоснабжения Москвы до 2030 г. http://depteh.mos.ru/legislation/projects/3189283/ , в том числе и Приложение Ж к Книге 1.3 данного проекта, Глава 1 «Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения», часть. Там на стр. 137 есть таблица с несколько непонятным названием: «Приборы учета отпуска тепловой энергии в тепловые, установленных на ЦТП (ИТП) ПАО «МОЭК», в том числе ТиНАО». Правда, приборов в этой таблице всего 5107 штук.

В доме по адресу: Крутицкая набережная-9, имеется прибор «Практика» с номером абонента 06-03-0516/006, установленный в 2008 году. Однако, согласно упомянутой таблице, прибор с таким номером установлен по адресу: Симоновский Вал, 12 стр. 2, и в 1998 году, хотя, на самом деле, в этом строении находится ЦТП, обслуживающее 9 МКД, 2 детских сада, музыкальную школу, административное здание, в котором находится ОДС и опорный пункт полиции, а также торговое здание и ресторан. Во всех этих жилых и нежилых зданиях имеются приборы учета, но ни одного из их адресов в упомянутой таблице нет.

№ п/п

Филиал

ПАО

«МОЭК»

Наименование

(номер) объекта

Место установки

Тип прибора

(тип вычислителя)

Год

установки

1 2 3 4 5 6
4799 20 06-03-0516/006 Симоновский вал, 12 стр.2 SA94/2 1998

Зато, если мы заглянем в Дополнительное соглашение от 01.12.2015 к Договору теплоснабжения № 06.530392-ТЭ от 01.05.2014 между ГБУ «Жилищник Даниловского р-на» и ПАО «МОЭК», то узнаем, что 06-03-051/006 – это номер именно ЦТП, а абонентом является именно ГБУ «Жилищник Даниловского р-на», и в Приложении 3 к данному Допсоглашению есть таблица «Расшифровка договорных величин потребления тепловой энергии Абонентом (с учетом Субабонентов)». В этой таблице содержатся сведения о договорных величинах поставки тепла по адресам девяти МКД, в том числе и по дому № 9 по Крутицкой набережной, и по одному административному зданию. Но никаких упоминаний о наличии по адресам поставки узлов (приборов) учета и расчетов по их показаниям тут тоже нет.

Вероятно, этим объясняется и безразличие МЖИ, и всяких других контролирующих органов к фактам начисления оплаты за тепло по нормативу или, в лучшем случае, по нагрузке гражданам, проживающим в этих домах. Нет там УУТ на бумаге, значит, и платить «плательщики» должны так, как если узла (прибора) в их доме действительно нет.

Следует отметить, что руководитель ГБУ «ЕИРЦ города Москвы» г-н Стенюшкин Александр Васильевич находится в подчинении г-на Ливинского Павла Анатольевича, руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства, руководитель ГБУ «МФЦ города Москвы», Громова Елена Геннадьевна – в подчинении г-на Самсонова Александра Михайловича, руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, который, равно как и начальник Мосжилинспекции г-н Кичиков Олег Владимирович, и руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, г-н Ливинский Павел Анатольевич, находятся в подчинении г-на Бирюкова Петра Павловича, являющегося заместителем мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - https://www.mos.ru/scheme/#/ .

При этом одновременно г-н Бирюков П.П. является также членом Совета директоров МОЭК и принадлежит к аффилированным лицам ПАО «МОЭК»  – № 1 в Списке аффилированных лиц по состоянию на 31.03.2016 - http://www.oaomoek.ru/ru/_downloads/investor/aff-list/2016/na_31_03_2016.pdf .

Приведенные факты указывают на возможное наличие так называемого «конфликта интересов», который должен быть рассмотрен в рамках антикоррупционной экспертизы, и требуют проведения серьезного финансового аудита по инициативе Прокуратуры РФ.

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика