Спрашивали - отвечаем

 В этом году вышло очередное письмо Министерство финансов Российской Федерации № 03-11-06/2/01 от 17.01.2011 г. по поводу налогообложения платежей за жилищно-коммунальные услуги. В формулировке вопроса место ТСЖ указано правильно - в одном ряду с собственниками: «Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива)…» Но товарищества в ответе никак не выделяются в ряду управляющих организаций и дается указание: «суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы…». В этой связи возникают вопросы.

1. В нашем городе часть ТСЖ платит единый налог (6 процентов), а часть - нет. Налоговая принимает отчетность и так, и так. Чем рискует ТСЖ, если с этого года перестанет платить единый налог.

2. Если ТСЖ до сих пор платило единый налог, но с этого года считает это необоснованным, может ли товарищество обратиться за возвращением перечисленного в предыдущие годы единого налога?

3. Известны ли случаи, когда ТСЖ наказывали за неисполнение указаний (писем, разъяснений) Министерства финансов РФ, т.е. за неуплату единого налога с поступлений на содержание и текущий ремонт.

4. На что бухгалтеру ТСЖ полагаться в своей работе: на разъяснения налоговой инспекции или на письма Минфина, если между ними имеются разногласия.

5. По поводу повышения начислений на оплату труда. Какие у ТСЖ есть легальные пути минимизировать начисления на зарплату.

6. Просьба дать перечень всех налогов, которые должны платить товарищества собственников жилья, находящиеся на упрощенной системе налогообложения.

7. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию: в прошлом году ТСЖ начислило по году налог с налогооблагаемой базы доходы минус расходы, получилась сумма меньше 1 процента с расхода - минимального налога. Из налоговой инспекции прислали налоговое требование, товарищество оформило корректирующую налоговую декларацию и доплатило налог.

 

Ольга РОМАШОВА,

г. Пятигорск

 

 

 

На вопрос отвечает Илья ФЕЛЬДМАН, профессор кафедры экономики и предпринимательства МИИГАиК, председатель Экспертного совета по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения в некоммерческих организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России

 

Важно обратить внимание на то, что письмо Минфина от 17.01.2011 г. № 03-11-06/2/01 касается именно управляющих организаций, а не ТСЖ. Согласно Жилищному кодексу (часть 2 статьи 161) управление товариществом собственников жилья и управление управляющей организацией - это разные способы управления многоквартирным домом.

По своему характеру эти два способа управления принципиально отличаются.

Когда домом управляет товарищество (а также жилищно-строительный или жилищный кооператив), то между товариществом и собственниками помещений отсутствуют отношения купли-продажи. Товарищество не реализует собственникам никаких работ и никаких услуг. Оно лишь выполняет свои уставные обязанности, которые носят некоммерческий характер. Отсутствие реализации легко доказывается на основе действующего законодательства.

Определение термина «реализация» дано в статье 39 НК РФ. Согласно пункту 1 этой статьи реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. То есть в процессе реализации всегда участвуют два лица. Одно из них является заказчиком (покупателем), а другое - исполнителем (продавцом). Реализация осуществляется на основе договора между ними.

Несложный анализ приводит нас к выводу, что во взаимоотношениях между ТСЖ (ЖСК) и собственниками помещений действует одно лицо.

Дело в том, что отдельный собственник не может выступать заказчиком на содержание и ремонт его доли общего имущества, так как он не вправе выделить в натуре свою долю (статья 290 ГК РФ; пункт 4 статьи 37 ЖК РФ). Если, например, ремонтируется или обслуживается часть общего имущества (лифт, сантехника и т.п.), то это делается не для какого-то отдельного собственника, а для всех собственников в многоквартирном доме. Договор ТСЖ (ЖСК) с отдельным собственником на содержание его доли в общем имуществе является беспредметным. Договор может быть заключен только на все общее имущество в доме. То есть другим лицом, заказчиком в договоре может выступать представитель всех собственников. Но таким представителем согласно части 8 статьи 138 ЖК РФ является само ТСЖ (ЖСК). Это означает, что ТСЖ (ЖСК) является и заказчиком, и исполнителем, т.е. фигурирует одно лицо, а, следовательно, и признаки реализации, соответствующие пункту 1 статьи 39 НК РФ, отсутствуют.

Это доказательство вполне отвечает и обычному здравому смыслу. Ведь ТСЖ (ЖСК) - это объединение собственников. Следовательно, заказчик (ТСЖ как объединение собственников) и исполнитель (ТСЖ как юридическое лицо) совмещены в одном и том же лице. А самому себе лицо не может что-то продавать. Это - одна из характерных особенностей деятельности ТСЖ (ЖСК), которая четко зафиксирована в постановлении Пленума ВАС РФ от 5.10.07 г. № 57: «…ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ».

Если же домом управляет сторонняя управляющая организация, то совершенно очевидно, что при этом действуют два лица: одно лицо - представитель всех собственников в многоквартирном доме (заказчик), другое лицо - управляющая организация (исполнитель). В этом случае действуют все признаки реализации. Иными словами, управляющая организация, в отличие от ТСЖ (ЖСК), выполняет для собственников помещений работы и оказывает им услуги по управлению домом, по содержанию и ремонту общего имущества в доме. И, конечно, при этом платежи собственников - это выручка управляющей организации от реализации работ и услуг с соответствующими налоговыми последствиями.

 

Теперь ответы на поставленные конкретные вопросы.

1. Независимо от того, какой режим налогообложения принят в ТСЖ, существенно важно одно: ТСЖ в рамках своей основной уставной деятельности не реализует собственникам помещений никаких работ и услуг (отсутствует реализация). Следовательно, взносы собственников не могут признаваться выручкой от реализации и не должны учитываться при определении налоговой базы.

Поэтому ТСЖ имеет полное право прекратить включение взносов собственников на содержание и ремонт общего имущества в налоговую базу по единому налогу, связанному с упрощенной системой налогообложения. Никакого риска здесь нет, если, конечно, не считать возможность обжалования налоговой инспекцией в суде. Но сейчас это бывает крайне редко, потому что арбитражные суды последние три - четыре года абсолютно правильно трактуют экономические отношения между ТСЖ (ЖСК) и собственниками помещений как отношения некоммерческого характера, в которых отсутствуют признаки реализации, и принимают решения в пользу ТСЖ (ЖСК). Характерными в этом отношении являются, например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2009 г. № А40-78898/08-109-340, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 2.04.2008 г. № А41-К2-13442/07, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 г. № А47-5025/2006-АК-22, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.06.2007 г. № А47-5025/06.

2. Вам надо подать письменное заявление в налоговую инспекцию с обоснованием вашего требования, и, в соответствии со статьей 78 НК РФ, излишне уплаченные суммы налога за три года будут вам возвращены либо будут использованы для зачета в счет предстоящих налоговых платежей.

3, 4. Бухгалтер ТСЖ (ЖСК) в своей деятельности должен следовать нормам закона, т.е. строго соблюдать положения Гражданского, Жилищного и Налогового кодексов. Что касается разъяснений Минфина, ФНС, налоговых инспекций, они не имеют для вас никакой юридической силы, и никто не вправе наказать вас за неисполнение соответствующих указаний. В них лишь отражаются частные мнения лиц, составивших и подписавших эти документы. В большинстве случаев такие письма и разъяснения оказывают существенную помощь пользователям. Однако нередки случаи, когда авторы писем допускают грубые ошибки. К таким, например, относятся неоднократно критиковавшиеся в печати письма Минфина от 01.08.2005 г. № 03-03-04/4/28, от 05.05.2006 г. № 03-03-05/8, от 26.02.2007 г. № 03-07-15/24, от 10.02.2010 г. № 03-11-06/2/16, от 30.09.2010 г. № 03-11-06/2/153, письмо ФНС от 09.08.2010 г. № ШС-37-3/8663 и др.

5. С 2011 года используются повышенные ставки взносов в страховые фонды, их размер не зависит от избранной системы налогообложения. Существенных путей для снижения этих начислений не видно. Можно с некоторыми работниками заключить гражданско-правовые договоры вместо трудовых, тогда на их зарплату начисления снизятся на 2,9 процента за счет исключения взносов в ФСС. Пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении выплат инвалидам всех групп - 20,2 процента вместо 34. В настоящее время экспертами направлен в Госдуму запрос о возможности использования ТСЖ (ЖСК) нормы закона от 28.12.2010 г. № 432-ФЗ, позволяющей применять пониженные тарифы страховых взносов (26 процентов вместо 34). Разъяснения по данному запросу будут опубликованы.

6. Если ТСЖ (ЖСК) применяет упрощенную систему налогообложения, то оно является плательщиком следующих налогов:

1) налог на доходы физических лиц (НДФЛ), удерживаемый с выплат физическим лицам;

2) взносы в страховые фонды, начисляемые на выплаты физическим лицам;

3) единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Из местных налогов может взиматься земельный налог.

7. Вы допустили в своем тексте описку. Минимальный налог - 1 процент - начисляется не с расхода, а с дохода.

В данном случае налоговая инспекция действовала правомерно. В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 НК РФ при использовании объекта налогообложения «доходы, уменьшенных на величину расходов», сумма минимального налога составляет 1 процент от доходов. То есть меньше этой суммы налог не может быть.

Другое дело, какие виды доходов вы при этом принимали в расчет. Разумеется, ни взносы собственников на содержание и ремонт общего имущества, ни коммунальные платежи при этом учитываться не должны. Согласно статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются только доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Как уже было показано, никакой реализации в рамках основной уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) нет. Так что речь может идти только о доходах от предпринимательской деятельности и о внереализационных доходах (сдача имущества в аренду; проценты по банковскому счету, вкладу; пени, взимаемые с должников и т.п.).

Дизайн :
Яндекс.Метрика