Такие «Правила» принимать нельзя

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №9 2011)

 

Принятие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила) в том виде, как они представлены на сайте Минрегиона РФ, - серьезная ошибка.

Правилами не устранены принципиальные недостатки, содержащиеся в действующем Постановлении № 307. Главные из них:

1. Нелепое и упрямое приложение термина «исполнитель» к ТСЖ, ЖСК и управляющим организациям.

2. Невежественная путаница в понимании товаров и услуг.

3. Концепция подачи коммунальных услуг на границу эксплуатационной ответственности.

 

Искаженное понятие исполнителя коммунальных услуг перешло из Постановления № 307 в Правила практически без изменений. В пункте 5 Правил читаем: «Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство или приобретение воды, энергии, газа, топлива, услуг водоотведения, обеспечение ими потребителей и отвечающие за обслуживание соответствующих внутридомовых инженерных систем при их наличии в многоквартирном или жилом доме».

В этом определении содержится по меньшей мере пять грубых, непростительных ошибок.

Первая ошибка. К исполнителю неприменимо словосочетание «производство или приобретение». Исполнитель только производит. Приобретает - потребитель. Вот четкое определение понятия «исполнитель» в Законе «О защите прав потребителей» (преамбула к закону, абзац 5): «Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю по возмездному договору».

Вторая ошибка. Как и в Постановлении № 307 здесь в качестве исполнителей подразумеваются, в частности, управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, что противоречит сущности услуги и реальной действительности. Услуга - это деятельность, в которой производство, продажа и потребление совмещены во времени. Это означает, что услуга всегда направлена непосредственно тому лицу, которое ее потребляет. Следовательно, в услуге производитель (поставщик, продавец) и исполнитель - всегда одно и то же лицо. Отсюда становится очевидным, что исполнитель, он же поставщик коммунальных услуг, не может приобретать воду, энергию, газ и т.д. Вывод очевиден: исполнители коммунальных услуг - это ресурсоснабжающие организации. Только в редких случаях ТСЖ, ЖСК или управляющие организации могут стать исполнителями, когда в их пользовании имеются объекты инфраструктуры, обеспечивающие производство коммунальных услуг (например, тепловые пункты, скважины, насосные станции и пр.).

Третья ошибка. Отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем не исполнитель коммунальных услуг, которым является ресурсоснабжающая организация, а лицо, осуществляющее содержание, обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, т.е. ТСЖ, ЖСК или управляющая организация.

Четвертая ошибка. В рассматриваемом определении почему-то услугой признается только водоотведение. Получается довольно забавная картина: если вода движется по направлению к дому, то это вода, а если в обратном направлении, то это услуга водоотведения.

Пятая ошибка. В рассматриваемом определении использовано противоестественное словосочетание «приобретение услуг водоотведения». Услуги приобретать невозможно.

Авторы Правил были вынуждены убрать из новой редакции упоминание о несуществующих «коммунальных ресурсах», которые занимали центральное место в Постановлении № 307. Это делает честь авторам. Но, сказав «а», надо было найти еще немного мужества и произнести «б». Ведь если вы отказались от коммунальных ресурсов, то что же продают ресурсоснабжающие организации? В новом проекте Правил читаем: «Предоставление коммунальных услуг - совокупность действий по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению (теплоснабжению), включающих в себя продажу холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, твердого и жидкого топлива, услуг водоотведения лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, и их приобретение гражданами, проживающими в жилых помещениях, для личных, семейных, домашних и иных нужд, или их приобретение иным лицом и обеспечение ими граждан для указанных нужд, а также организацию обслуживания и обслуживание инженерных сетей и оборудования, используемых для предоставления коммунальных услуг, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме или принадлежащих собственнику жилого дома».

Получается, что авторы, убрав термин «коммунальные ресурсы», по сути ничего не изменили во взаимоотношениях между ресурсоснабжающими организациями и потребителями. Оказывается, что и теперь продаются вовсе не коммунальные услуги, а товары - тепло, газ, вода.

Вызывает удивление тот факт, что авторы не понимают или не хотят понимать разницы между товарами и услугами.

В конкретной экономике «товар» и «услуга» - это принципиально различные понятия. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) четко разделяет понятия «товары» и «услуги» (ст.1, п. 3; ст. 2 п. 1 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ (НК РФ) также вводит для этих понятий совершенно разные определения (ст. 38 НК РФ).

Существенным свойством товара является то, что его продажа сопровождается переходом права собственности от одного лица к другому лицу. Например, в ст. 454 ГК РФ читаем: «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю)». В ст. 39 НК РФ также подчеркивается, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.

А разве при оказании нам коммунальных услуг что-то переходит в нашу собственность? Может быть, вода, которую мы использовали в ванной? Или электричество? Или газ? Ничего подобного нет и в помине. Значит, мы ничего не приобретаем, а потребляем услуги. Нам ведь нужна не просто вода, а вода, которая должна вытекать под определенным давлением, с определенной скоростью. Нам нужна не просто вода, а вода, которой мы в любой момент можем воспользоваться, повернув кран. Это не вода (не товар), а услуга водоснабжения. Вода, тепло, электричество, газ - это не сами коммунальные услуги, а неотъемлемые элементы, сопровождающие предоставление коммунальных услуг и используемые для их количественной оценки.

В приведенном выше определении также содержится ряд недопустимых ошибок.

Первая ошибка. Продаются не вода, не газ, не тепло, не электроэнергия, а услуги водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения. Продажа воды, газа и т.д. означала бы переход этих вещей (товаров) в собственность покупателя, чего нет в действительности. Вода, газ, тепло, электричество не приобретаются гражданами, а потребляются, причем потребляются одновременно с производством соответствующих услуг. Это и определяет данную деятельность как оказание услуг, а не продажу товаров.

Вторая ошибка. Как и в определении понятия «исполнитель», здесь услугой признается только водоотведение, и это может вызывать недоумение и улыбку, так как приходится доказывать, что все коммунальные услуги - это услуги.

Третья ошибка. Продажа твердого и жидкого топлива не является предоставлением коммунальных услуг. Это, как раз, не услуги, а товары, они переходят в собственность потребителей. В ч. 4 ст. 154 ЖК РФ упомянуто лишь, что оплата этих поставляемых товаров может быть включена в общую сумму платы за коммунальные услуги.

Четвертая ошибка. В рассматриваемом определении фактически допускается, что услуги можно перепродавать. Утверждается, что вода, энергия, газ могут приобретаться не только гражданами, проживающими в жилых помещениях, но и «иным лицом», которое затем обеспечивает ими граждан. В роли этого «иного лица», конечно же, подразумеваются ТСЖ, ЖСК и управляющие организации, т.е. пресловутые «исполнители». Как уже отмечалось, если услуга потребляется в процессе ее производства, то она всегда направлена непосредственно тому, кто ее потребляет. В результате потребления никакого материального (вещественного) результата не остается. Поэтому никаких посредников, закупающих и затем перепродающих услуги, быть не может.

Пятая ошибка. Обслуживание инженерных сетей и оборудования, используемых для предоставления коммунальных услуг, и само предоставление коммунальных услуг - это совершенно разные виды деятельности, и осуществляются они разными лицами.

Шестая ошибка. Здесь, как и в других частях текста Правил, услугой признается только водоотведение, что входит в противоречие с перечнем коммунальных услуг, содержащимся в ст. 154 ЖК РФ.

Седьмая ошибка. Услугу водоотведения (как и любую другую услугу) невозможно «приобретать».

Вызывает резкое неприятие и вошедшая в Правила концепция подачи коммунальных услуг на границу эксплуатационной ответственности.

В Постановлении № 307, в отличие от Правил, содержится вполне приемлемая норма, а именно: «ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры» (пункт 7
Постановления № 307).

А вот что читаем в пункте 5 (абзац 17) Правил: «Поставщик (поставщик холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, услуг водоотведения) - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие подачу воды, энергии, газа на границу эксплуатационной ответственности, а также оказывающие услуги водоотведения от границы эксплуатационной ответственности».

Граница эксплуатационной ответственности - вполне конкретное и очень важное понятие, устанавливающее четкое разделение обязанностей по содержанию и обслуживанию той инфраструктуры, которая используется для оказания коммунальных услуг. Но при чем тут «подача воды, энергии, газа на границу»? Разве вода, энергия, газ подаются только на границу эксплуатационной ответственности? А кто подает воду, энергию, газ на 20-й этаж дома? Неужто управляющая организация или ТСЖ?

Еще 24 сентября текущего года в числе других поправок в Минрегион мною были направлены и предложены следующие определения взамен тех, что содержатся в Правилах: «Предоставление коммунальных услуг - совокупность действий по оказанию услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления (теплоснабжения), а также по продаже твердого и жидкого топлива лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, гражданам, проживающим в жилых помещениях, для личных, семейных, домашних и иных нужд».

«Исполнитель (продавец, поставщик) - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю по возмездному договору услуги водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, водоотведения, а также осуществляющие продажу ему твердого и жидкого топлива, бытового газа в баллонах».

«Объем коммунальных услуг - количественная характеристика коммунальных услуг, измеряемая объемом воды, энергии, газа, топлива, бытовых стоков, определяемая в порядке, установленном настоящими Правилами для целей определения размера платы за коммунальные услуги».

Нельзя строить идеологию такого важного документа, как Правила, основываясь на небрежной, неряшливой норме, вошедшей по ошибке в статью 162 Жилищного кодекса РФ, по которой управляющая организация обязуется «предоставлять коммунальные услуги» вместо правильного «обеспечивать предоставление коммунальных услуг» (соответствующего, кстати, норме предыдущей статьи 161).

Приведу высказывание заместителя председателя Верховного суда РФ В.М. Жуйкова: «Судам необходимо, исходя из задач правосудия, из его предназначения, определенных в Конституции РФ, в общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договоров Российской Федерации, в максимально возможной мере ограничить действие норм ЖК, ухудшающих положение граждан, и способствовать защите их прав».

Представляется, что это высказывание вполне подходит к рассматриваемой ситуации. Есть уверенность, что суды будут повсеместно принимать правильные решения, отличные от норм Правил, если они будут приняты в представленной редакции. Для чего же нам множить ошибки и доводить дело до судов?

Концепция Правил должна быть изменена, и Правила должны быть переработаны. В противном случае мы получим массу конфликтных ситуаций и ненужных судебных тяжб.

 

Илья Фельдман,

профессор кафедры экономики и предпринимательства МИИГАиК, председатель Экспертного совета по методологии бухгалтерского учета в некоммерческих организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, член Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы (секция «Управление многоквартирными домами»)

Дизайн :
Яндекс.Метрика