Плоды кулуарного законотворчества,

или Что мешает развитию ТСЖ

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №4 2008)

 

Начало года, насыщенное политическими событиями, не было отмечено изменениями в законодательстве, затрагивающими деятельность ТСЖ. Появилась возможность более внимательно разобраться в документах, вышедших в свет во втором полугодии 2007 года. А их было не так мало:

 

Федеральный закон № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года - о Фонде содействия реформе ЖКХ;

Федеральный закон № 216-ФЗ от 24 июля 2007 года - об изменениях в Налоговом кодексе;

Федеральный закон № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года - о государственном кадастровом учете недвижимости;

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 5 октября 2007 года - об НДС в ТСЖ;

Проект дополнений в Жилищный кодекс (представлен на совещании управляющих организаций 17 октября 2007 года) - о саморегулировании управления многоквартирными домами;

Федеральный закон № 230-ФЗ от 18 октября 2007 года - об изменениях в Жилищном кодексе;

Федеральный закон № 278-ФЗ от 29 ноября 2007 года - об изменении регистрации ТСЖ.


Каково влияние этих документов на правовой статус и условия деятельности ТСЖ? Только один из них - Постановление Пленума ВАС, безусловно, будет способствовать защите товариществ собственников жилья. Причем не только от необоснованных претензий налоговых органов, но и от непомерных требований монополистов - поставщиков коммунальных услуг. Роль остальных документов - пяти законодательных актов - в отношении их влияния на деятельность ТСЖ и последствий такого влияния нельзя оценить однозначно. А предложенный проект дополнений в Жилищный кодекс, связанных с попыткой введения саморегулирования управления многоквартирными домами, в отношении товариществ однозначно неприемлем. Предложения направлены на откровенное ограничение деятельности товариществ и других некоммерческих организаций.

 

Конечно, хорошо, что многие ТСЖ и ЖСК смогут получить бюджетные средства, без которых нельзя профинансировать основные работы капитального характера. Однако далеко не все субъекты Федерации смогут выполнить установленные 12 условий для получения финансовой поддержки. А на получение региональных бюджетных средств могут уверенно рассчитывать разве что москвичи.

Внесенные в июле изменения в Налоговый кодекс явно разочаровали. Министерство финансов и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам сделали все возможное, чтобы от реализации Поручения Президента России в отношении налогового стимулирования товариществ собственников жилья был наименьший эффект. Депутаты уже третий год игнорируют мнение Конституционного Суда по единому социальному налогу. И даже не пытаются исправить то, что они сотворили в 2004 году, введя единый социальный налог для некоммерческих организаций, основанных на членстве, - ТСЖ, ЖСК, садоводческих, огороднических товариществ и других. Конституционный Суд охарактеризовал это как немотивированный отказ законодателя от ранее поставленной цели: посредством налогового законодательства создать благоприятные условия для реализации гражданами своих прав на жилище, отдых, охрану здоровья, объединения в организации.

Вместо этого были освобождены от налога на прибыль отчисления собственников жилья товариществу и кооперативу на формирование резерва для проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества дома. Такие отчисления никогда не облагались налогом на прибыль как целевые взносы членов некоммерческих организаций. Поэтому принятие такой нормы, тем более со ссылкой на порядок формирования резерва, установленный для амортизируемого имущества, используемого в производстве, то есть коммерческой хозяйственной деятельности (статья 324 НК РФ), вызывает недоумение и предполагает в будущем возникновение конфликтов НКО с налоговыми органами.

Земельный кодекс отменил право жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья бессрочно пользоваться земельными участками многоквартирных домов. Эти участки, как часть общего имущества, переходят в общую долевую собственность тех, кто имеет право собственности на помещение. Однако установленный Земельным кодексом срок переоформления прав пользования земельным участком оказался нереальным и дважды переносился - сначала до 2006, а затем до 2008 года. Теперь он продлен еще на два года, в течение которых при переоформлении прав будут приниматься ранее выданные документы, в которых установлены размеры и границы земельных участков многоквартирных домов.

Мало кто обратил внимание, что статья 20 Жилищного кодекса в октябре 2007 года претерпела существенные изменения. Вместо одного абзаца стало четыре. В них более детально изложены полномочия и функции органов в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. На федеральные органы государственной власти возложено методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля, который будет выполнять государственная жилищная инспекция.

Провозглашенный не так давно «уход» государства из сферы жилищных отношений странным образом задерживается. Странно то, что такой поворот происходит на этапе, когда в частную собственность перешло более 70 процентов жилищного фонда. Как воспримут собственники жилья в доме, где нет нанимателей, появление незваного чиновника, который будет вправе налагать на них штрафы по поводу содержания ими их же имущества? В чем будут состоять различия правового статуса собственников одноквартирного и двухквартирного домов?

Опыт последних месяцев, когда жилищные инспекции занялись проверкой содержания внутридомового газового оборудования, не только настораживает. Собственники выражают справедливое возмущение односторонней направленностью репрессий, обрушившихся на тех, кто пытался добиться справедливого и делового рассмотрения разногласий между властями и собственниками. Не желая переосмыслить свою позицию безоглядной поддержки власти даже после решений антимонопольных и судебных органов, жилищные инспекции поставили под сомнение возможность осуществления ими правового государственного контроля.

Чего же ждать от них после расширения контрольных функций и полномочий?

Наконец, о принятом в конце ноября законе, согласно которому на ТСЖ теперь не распространяется Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Хорошо это или плохо? Ответ известен: хотели как лучше. Очень спешили выполнить важное поручение Президента - ограничить возможности зарубежных служб наносить вред России под видом финансовой поддержки неправительственных организаций. Приняли поправки в закон об НКО по усилению контроля за регистрацией и деятельностью получателей грантов. Так спешили, что забыли не распространять более жесткие требования к регистрации на тех, кто занимается уборкой мусора и канализацией - на товарищества собственников жилья. В результате их развитие застопорилось, возникли трудности, например, с дополнительной надуманной отчетностью. Проблема была затронута на заседании Государственного Совета.

Однако вместо того, чтобы для товариществ отменить действие только новых норм, было предложено не распространять на них весь закон об НКО. На том основании, что правовой статус ТСЖ якобы достаточно полно прописан в Жилищном кодексе. Так и сделали, по-дилетантски даже не сопоставив положения этих двух законодательных актов. В результате в деятельности ТСЖ могут добавиться новые проблемы, решение которых только со временем обрастет правоприменительной и судебной практикой, что неизбежно приведет к необходимости очередного пересмотра законодательства в сторону возврата к лучшему, от которого не надо было отказываться.

Да, тяжела доля депутата, вынужденного в спешке голосовать за неграмотно сформулированную поправку, особенно если эта работа, как никакая другая, требует, как минимум, умения думать. А по большому счету, если хочешь осчастливить кого-то, спроси сначала, нужно ли ему твое благодеяние и сможет ли он реально воспользоваться его результатами. Несомненно, для того, чтобы принимать решения в интересах населения, с ним необходимо советоваться, обсуждать варианты решений. Для этого недостаточно отдельных формально-обязательных комиссий и общественных советов, в большинстве случаев создаваемых чиновниками «для галочки».

Представители организованных жителей, в том числе некоммерческие жилищные организации, непосредственно работающие в сфере управления эксплуатацией многоквартирных домов, должны в обязательном порядке в качестве полноправных членов входить в органы и структуры, профессионально обсуждающие законотворческие инициативы, предлагаемые к рассмотрению. Пока такая практика отсутствует, несмотря на неоднократные обращения некоммерческих объединений с соответствующими предложениями. Речь даже не идет о том, что вопрос о сотрудничестве с некоммерческим сектором в стране вообще и в ЖКХ в частности должен стоять в повестке дня автоматически в момент формирования любой административной, властной или надзорно-контрольной структуры и решаться в рабочем порядке наравне с другими процедурными вопросами. Сегодня реализации подобных предложений приходится добиваться и результат всегда одноразовый - в момент очередной реорганизации некоммерческие организации «выпадают» из сферы формирования жилищной политики и законодательства.

Картина возникает не очень радостная. Провозглашаются правильные и важные лозунги, но законы принимаются совсем не такие, какие нужно. Работать в жилищной сфере так, чтобы одновременно соблюсти противоречащие друг другу законы, скоро станет невозможно. Уже сейчас недоброжелатели разного рода ставят под сомнение ТСЖ как прогрессивную форму управления домами самими собственниками, высказывают сомнения в их профессионализме.

А может, пора проверить профессиональный уровень некоторых чиновников и депутатов? Особенно по вопросам деятельности некоммерческих организаций.

 

Герман Ломтев,

 

Генеральный директор Российской Жилищной Федерации

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика