Самый полезный документ последних лет

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №3 2008)

 Пленум Высшего Арбитражного Суда выступил в защиту Товариществ собственников жилья

 

Такими высокими словами мы без колебаний называем принятое Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановление от 5 октября 2007 года № 57 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов».

 

Название постановления длинное, но и содержание его емкое. Оно охватывает те вопросы, которые зрели давно, но десятилетиями не решались теми, кому по должности было положено их решать. И вот теперь о них сказано прямо и ясно, четкими формулировками, не допускающими двоякого толкования.

Председателя ТСЖ в этом постановлении не будет интересовать только первый вопрос - оценка операций, связанных с предоставлением жилых помещений в пользование. Поэтому мы не будем на нем останавливаться.

Второй - основной - вопрос постановления касается обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг). При рассмотрении этого вопроса Пленум предлагает исходить из статуса товариществ собственников жилья в структуре соответствующих договорных связей.

Как известно, товарищества собственников жилья вправе заключать:

- договор управления многоквартирным домом,

- договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

- договоры об оказании коммунальных услуг,

- прочие договоры в интересах членов товарищества.

Из толкования во взаимосвязи норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, указывает Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Исходя из этого Пленум формулирует четыре важных вывода:

1. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ.

2. При реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

3. ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

4. ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.

В Постановлении Пленума ВАС РФ даны ответы на вопросы, которые в последнее время волновали большинство председателей ТСЖ по всей стране. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ в течение пяти лет опубликовал более десятка «разъяснений», в которых пытался внушить неискушенным читателям новое толкование неизменно действующего в течение многих лет законодательства о некоммерческих организациях. Департамент уверял, что отныне все членские взносы на текущие расходы ТСЖ и ЖСК являются платой за оказанные услуги и должны приниматься в качестве базы для НДС.

Момент для новой трактовки старых положений был выбран не случайно: с 1 января 2004 года действительно стала облагаться НДС реализация всех жилищных услуг (по техническому обслуживанию и ремонту), в том числе в домах ЖСК и ТСЖ. Однако поскольку у кооперативов и товариществ реализации услуг никогда не было, эти изменения их не касались. Но Минфин решил, что грех не воспользоваться ситуацией и не попытаться «поймать в мутной воде» несуществующий налог, благо обмануть представителей ТСЖ и ЖСК не так уж сложно.

Межрегиональная организация объединений домовладельцев (МООД) неоднократно указывала Департаменту на неправомерность подобных «разъяснений» и предлагала отозвать их.

Первое письмо было разослано правлениям почти сразу же после неправомерных «разъяснений» (№ 15 от 5 февраля 2005 года). К сожалению, Минфин не унимался, и нам пришлось продолжать разоблачения провокаторов. Одно из писем МООД (от 28 ноября 2005 года № 76) так и называлось: «О непрофессиональных разъяснениях Департамента по налогообложению НКО» и было направлено в связи с запросом председателя правления ТСЖ из города Владимира. Кстати, зачем ему понадобилось обращаться к чиновнику, уже скомпрометировавшему себя, за новыми разъяснениями? Разве можно было ожидать от него иного ответа?

Чиновник, который уже пошел на должностное преступление, вряд ли остановится. Но чего не сделаешь ради перевыполнения плана налоговых сборов, если об этом можно будет доложить «наверх»!

С 2005 года налоговые органы получили команду начать налоговое преследование ТСЖ и ЖСК и рьяно взялись за дело. Особое усердие проявили инспекции Ростовской области и областей Уральского региона, печально проявил себя и Санкт-Петербург. Именно здесь была предъявлена к взысканию «рекордная» сумма фиктивных недоимок ТСЖ по налоговым платежам - 1,5 миллиона рублей! Усердные советники налоговой службы 1 ранга начислили недоимки даже за 2003 год, когда действовала льгота, установленная Федеральным законом.

Государственный рэкет, предпринятый налоговыми органами по указке Минфина, не мог не вызвать протест со стороны товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов. В арбитражные суды были поданы иски о признании недействительными решений налоговых органов по результатам противозаконных проверок. Подавляющее большинство исков ТСЖ и ЖСК были удовлетворены, с налоговых инспекций взысканы расходы по госпошлине и оплате услуг адвокатов. Но победу необходимо было закрепить.

Просьбу Дирекции МООД обобщить судебную практику в части налогообложения ТСЖ и ЖСК поддержал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, председатель Союза потребителей России П.Б. Шелищ. В течение 2006 - 2007 годов соответствующая работа была проведена Управлением анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, ее результаты всесторонне рассмотрены Президиумом ВАС и положены в основу упомянутого ранее постановления Пленума. Вопрос в отношении НДС для ТСЖ решен.

Безусловно, решения Пленума имеют огромное значение для практической деятельности ТСЖ и ЖСК, которые получили мощную поддержку своей позиции во взаимоотношениях со всеми контрагентами. Но условия заключенных ранее договоров не предусматривали того порядка расчетов, который предусмотрен в постановлении Пленума. Таким образом, перед всеми ТСЖ и ЖСК в первую очередь стоит задача срочно потребовать изменения условий ранее заключенных договоров. Поскольку нельзя ожидать, что поставщики согласятся на это добровольно. Дело идет о судебных исках о понуждении к изменению условий договоров.

Председатели ТСЖ должны быть готовыми к этому. Только после внесения изменений в действующие договоры отношения сторон будут полностью соответствовать тем условиям, которые предписаны к применению Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда.

Желаем успехов в отстаивании правого дела. Дирекция МООД - РЖФ готова оказать всем необходимую поддержку.

 

Герман Ломтев,

 

генеральный директор МООД - РЖФ, почетный работник ЖКХ России

Дизайн :
Яндекс.Метрика