Гуменюк В.С., помощник Уполномоченного по правам человека в городе Москве, сопредседатель Общемосковско движения «Жилищная солидарность»

 

Выступая 12 ноября 2011 г. на форуме депутатов муниципальных собраний «Москва для жизни, для людей. Инициативы, проблемы, перспективы» Мэр Москвы Сергей Собянин, в частности, заявил: «Если говорить о жилищно-коммунальном хозяйстве, то, казалось бы, Москва в этом отношении самый благополучный город России. Поразительно то, что в Москве самый большой уровень претензий к жилищно-коммунальному хозяйству». По его словам в данном вопросе необходимо серьезно разбираться.

Между тем, практически полгода с декабря 2010 по июль 2011 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в городе Москве Александра Музыкантского шла напряженная работа над специальным докладом «Система управления жилищным фондом города Москвы и предложения по ее реорганизации». В итоге обширный аналитический материал, благодаря поистине титанической редакционной работе самого Уполномоченного, был ужат до 130 страниц и приобрел контуры завершенности.

Доклад был передан Уполномоченным лично Мэру Москвы Сергею Собянину 28 июля с.г., а затем и руководителям городских правоохранительных органов. Прошло четыре месяца. Пока никакой реакции.

Надеюсь, что доклад все-таки будет опубликован в полном объеме, а пока лишь короткое резюме о его содержании.

Подавляющее большинство из более 6 тысяч ТСЖ, появившихся в городе в период 2007-2009 годы, были созданы по инициативе и при организационной и финансовой поддержке районных, окружных и городских структур с существенными нарушениями законодательства (так называемые «липовые» ТСЖ). Многие управляющие организации получили дома в управление также не без участия территориальных органов исполнительной власти города и также с нарушениями закона. При этом, массовые нарушения закона, носили типичный характер. Однако правоохранительные органы (прокуратура, полиция), несмотря на многочисленные обращения граждан, работали крайне неэффективно и не старались выявлять нарушителей и способствовать восстановлению законности. Лишь одно из 70 уголовных дел было доведено до суда в отношении рядового исполнителя, который также не получил реальное наказание. Организаторы же массовых нарушений  районного уровня либо уволились по собственному желанию, либо были переведены на работу в другие районы или заняли другие должности.

Вместо совершенствования Уголовного Кодекса РФ для оказания помощи следственным органам в выявлении нарушителей и квалификации нарушений связанных с фальсификацией протоколов общих собраний и дальнейшего их использования как для регистрации ТСЖ, так и для заключения договоров с управляющими организациями –  законодательная власть новыми поправками в Жилищный кодекс РФ существенно усложнила создание и деятельность ТСЖ, а вот по основной массе «липовых» ТСЖ, срок исковой давности, увы, между тем уже истек. В Москве же такие «липовые» ТСЖ созданы практически в трети жилищного фонда города. Как тут не вспомнить поговорку, что на базаре вор громче всех кричит: «Держи вора!».

Однако вряд ли стоит во всем винить власть. Она лишь активно пользуется существующим положением, когда немногие собственники помещений, возмущаясь противоправными действиями властных структур, за помощью обращаются… к той же самой власти, а не пробуют сами наводить порядок в своем доме.

Чувство хозяина глубоко запрятано в душах россиян, а власть, называющая себя демократической и полагающая, что в единой России должен быть и хозяин единый, не только не стремится помогать собственнику помещения в многоквартирном доме стать полноправным собственником, а, наоборот, нередко всячески препятствует этому, подавляя немногочисленные очаги активности граждан, выступающих за возврат из собственности города нежилых помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений, за оформление земельных участков в общую собственность, за пообъектный учет управляющими организациями доходов и расходов и другие права.

Изменить ситуацию к лучшему можно, если создать в регионах и на федеральном уровне министерства и департаменты по жилищному и коммунальному хозяйству, сконцентрировав в них полномочия по решению всех вопросов в этой сфере, в противовес сегодняшнему положению, когда эти полномочия размазаны порой по десяткам структур, и в итоге «дитя» (то есть собственник помещении как главный субъект сферы ЖКХ, заказчик и потребитель услуг) остается «без глаза». Тогда и поставить задачу конкретной структуре можно и спросить за ее выполнение понятно с кого.

В связи с этим я не понимаю, почему вопросами ЖКХ занимается всего лишь  один из восьми департаментов, входящих в структуру Министерства регионального развития, в то время как имеется отдельное министерство транспорта, отдельное министерство связи и массовых коммуникаций, министерство спорта, туризма и молодежной политики. Ведь уже всем очевидно, что в отличие от туризма проблемы ЖКХ касаются и касаются практически всех граждан, что кризис здесь налицо и углубляется. Ведь не зря же Президент России Дмитрий Медведев почти весь октябрь занимался поиском путей решения именно проблем ЖКХ, а не проблем, связанных с туризмом.

Если говорить о Москве, то я также не понимаю, почему в городе не принята и не вошла в тройку наиболее приоритетных государственных программ, программа реформирования ЖКХ при том, что только в 2010 году по вопросам содержания и эксплуатации жилищного фонда и проведения его капитального ремонта в мэрию было направлено больше всего  обращений москвичей - почти 37 тысяч (замечу, что в городе около 32 тысяч многоквартирных домов), лишь второе место заняли обращения граждан по вопросам улучшения жилищных условий – около 25 тысяч и только на третьем месте оказались обращения по транспортным проблемам (чуть более 10 тысяч), тем не менее определенные мэром города как самые приоритетные. Также не понятно, почему проблемами создания и деятельности ТСЖ на уровне города занимается управление, в состав которого входит всего 4 человека.

Для радикального изменения ситуации следует развернуть широкомасштабную разъяснительную, пропагандистскую и учебную работу с собственниками помещений. Людям необходимо систематически давать полную и объективную информацию о положении в ЖКХ в целом и о ситуации в конкретном доме. Жителей многоквартирных домов следует настойчиво убеждать в том, что никто кроме них не может быть более заинтересован в сохранении дома, в минимизации расходов на эксплуатацию дома, в предоставлении качественных услуг.

Одновременно необходимо выявлять и поддерживать активных жителей и распространять положительный опыт их работы по наведению порядка в своих домах. Каждый случай позитивной и продуктивной активности со стороны жителей должен быть на учете, а попытки подавления такой активности должны строго и безусловно наказываться. Жители домов и органы власти должны понимать, что сегодня хозяин в доме – это собственник помещения.

Нормативные и правовые документы по вопросам ЖКХ должны разрабатываться исключительно на основе предложений общественных жилищных организаций.

Необходимо реально, а не на словах, помогать развитию жилищного самоуправления. И это не только городская задача, а государственная, ибо как совершенно точно написал Руслан Хасбулатов в своей статье «Жилищно-коммунальное хозяйство: угрозы социального взрыва и как его избежать?»: «…эффективность всей социальной и экономической политики государства совершенно точно находит свое отражение в том, как чувствует конкретная семья, живущая в своем доме или квартире – как они содержатся, как ремонтируются, сколько приходится платить за газ, электричество, воду, капитальный ремонт, каков размер налоговых платежей; хватает ли у конкретной семьи …денег на оплату всех этих платежей…».

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика