Бюджетные субсидии - подарок. Но кому?

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №8  2009)

Подавляющее большинство регионов России уже не первый год живут без бюджетных дотаций на оплату жилищно-коммунальных услуг (в том числе многие из них  не являются донорами в федеральный бюджет), но вот Москва и некоторые районы Крайнего Севера их сохраняют до сих пор. Что касается северян, то их понять можно. Там реально суровые климатические условия и объективно высокий размер платы за услуги ЖКХ, особенно за коммунальные. Но в Москве, где 30-градусные морозы бывают не каждую зиму, а если и случаются, то на день-два - не больше, почему они существуют?

Столичные власти оправдывают сохранение бюджетных субсидий высокой стоимостью жизни в городе. Да, она высока. Но вот что интересно. В соседней Московской области, особенно в районах, прилегающих к Московской кольцевой автодороге, стоимость жизни не намного ниже, чем в столице, но жители платят ЖКУ давно сполна. Характерно, что введение 100-процентной платы за жилищные и коммунальные услуги практически повсеместно прошло без значительных социальных волнений. Местные власти сумели объяснить необходимость оплаты услуг полным рублем в условиях проведения реформы ЖКХ. Те же, кто не может платить требуемую сумму, получили целевую бюджетную поддержку. Специалисты давно говорят о необходимости перехода Москвы на полную оплату услуг потребителями, указывая, что отсутствие такой меры существенно сдерживает реформирование жилищно-коммунальной отрасли в городе, однако столичные власти упорно не сдают своих позиций, выставляя их как особый, «мягкий» путь реформы, как некое московское благо. Но ведь это «благо» получают и вполне состоятельные горожане. Достаточно не иметь излишков жилплощади или жить в доме, где оплата за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений не превышает утверждаемой ставки планово-нормативного расхода, и бюджетные субсидии дому обеспечены.

Почти десять лет назад, на «заре» официального начала реформы ЖКХ, ознаменованного выходом Указа Президента России, утвердившего концепцию реформы, на средства Всемирного банка было проведено обследование нескольких городов различных регионов страны с целью изучения условий для проведения реформы. Особое внимание было уделено оплате жилищно-коммунальных услуг. Прежде всего было важно выяснить, кто кому сколько платит и главное - за что. С этой целью все платежи как жителей, так и предприятий ЖКХ замкнули через один местный банк. И что же оказалось? Как и ожидали инициаторы исследования, повсеместно картина была одинаковой. Жители платили ровно столько, сколько и получали. То есть они уже  «своими кровными» оплачивали 100 процентов стоимости услуг без бюджетных дотаций.  Конечно, качество услуг было низкое, но и жители платили не много. Куда же шли добавляемые бюджетные субсидии? На этот вопрос могли бы лучше ответить те, кто эти субсидии выделял, распределял и получал. Очевидно одно: жителям бюджетные субсидии не были нужны, но они были нужны тем, кто их планировал.

Уверен: проведи аналогичное исследование в Москве, картина была бы похожей. И это вполне могла бы сделать городская Контрольно-счетная палата. Однако местные контролеры не торопятся реализовать свои полномочия. Возможно, не случайно. Без малого 90 процентов жилищного фонда города управляется государственными управляющими организациями дирекциями единого заказчика (ДЕЗ), которые очень медленно акционируются, становясь коммерческими со 100-процентным бюджетным капиталом.  Управляющими эти организации стали при активной поддержке местных районных и окружных властей под общим городским лозунгом «Сохраним единство городского хозяйства» и при активной поддержке районных и окружных чиновников. В подавляющем большинстве случаев так называемые выборы способа управления проходили  со значительными нарушениями Жилищного кодекса РФ. То есть провели «своих». Но для чего? Посмотрим, что было дальше. А дальше создали систему государственных учреждений инженерных служб районов (ГУ ИС), административных округов и города. Причем основу кадрового состава этих учреждений составили работники тех же ДЕЗов, а также специалисты единых информационно-расчетных центров, осуществляющих начисления по оплате ЖКУ. Примечательно, что в полномочия
ГУ ИСов входит работа с управляющими организациями, в том числе перечисление им бюджетных субсидий с получением отчетов об их использовании. Вроде бы изменения большие, но суть-то одна: деньги проходят через руки давно знакомых людей. Скажем, бывший директор ДЕЗа, ставший начальником районного  ГУ ИСа, направляет их в управляющую организацию ДЕЗ, которую  возглавляет ее бывший главный инженер и в недавнем прошлом подчиненный директора ДЕЗ, который сегодня перечисляет бюджетные субсидии на счет конторы своего прежнего работника и получает отчет об их использовании.

Читатель спросит: «А  что  жители?» Ведь по закону они имеют право до конца первого квартала, следующего за годом, в течение которого управляющая организация по договору с собственниками помещений многоквартирного дома управляла этим домом, потребовать отчет о выполнении договора управления. Все это так. Право-то имеют, но желание не у всех есть.  Из почти 30 тысяч многоквартирных домов Москвы в первом квартале 2009 года жители лишь нескольких сот домов города потребовали такой отчет. Но получили его далеко не все. А те, кто все-таки добился своего, были разочарованы, поскольку это был не реальный отчет о полученных от жителей и городского бюджета средствах и их расходовании, а так называемый расчетный. Дело в том, что ДЕЗы в своих районах являются фактически монопольными управляющими организациями и получают средства на управления на несколько сот домов. При этом в нарушение закона они не ведут пообъектный учет получения и расходования средств, не открывают на отдельные дома субсчета в банке, а «сливают» все получаемые средства «в один котел», из которого и черпают по необходимости тому или иному дому и, конечно, себе - «детишкам на молочишко». Жители пытаются требовать у ДЕЗов акты приемки работ и конкретный их перечень, но им отвечают, что эти сведения являются коммерческой тайной, поскольку касаются сделок ДЕЗов с подрядными организациями.

К слову сказать, договоры с ДЕЗами и немногочисленными коммерческими организациями, ставшими управляющими из бывших государственных подрядных, втайне от основной массы жителей дома  заключили отдельные граждане, зависимые от местных властей или работающие в управляющих или подрядных организациях. Если попытаться «выцарапать» эти договоры у ДЕЗов (ведь отчет-то нужно требовать по ним),  то, как говорится, без слез на них не взглянешь: сплошь и рядом нарушение действующего законодательства. Москвичи недоуменно задают вопрос: «Как мы может требовать отчет по договору, который не заключали?» Однако по установленному порядку управляющая организация может приступать к управлению домом через три месяца после заключения договора управления с первым собственником в многоквартирном доме. То есть все остальные жители дома становятся фактически заложниками условий, на которые согласился этот первый.

От общих рассуждений и логики обратимся к «голой» правде. ТСЖ «Разгуляй», что в Басманном районе, зарегистрировано чуть более года назад на волне массовой кампании выбора способа управления в городе. Инициативная группа, созданная из искренне болеющих за судьбу дома жителей, уже занимавших призовое место в городском конкурсе «Улучшаем свое жилище», решила создать жилищное объединение и заключить договор управления с ДЕЗом. Но не формальный, а реальный - с учетом требований жителей и возможностью практического контроля выполненных работ. На такой договор ни ДЕЗ, ни местная администрация, его поддерживающая, не пошли. Несколько месяцев переговоров ни к чему не привели. Казалось бы, в соответствии с Жилищным кодексом РФ в данном случае мы имеем ситуацию, когда способ управления домом выбран, но не реализован. В этом случае органы местного самоуправления, несущие ответственность за безопасность проживания, должны провести открытий конкурс и выбрать управляющую организацию, а до начала ее управления оставить ДЕЗ в качестве управляющей организации. Однако в Басманном районе не только «суд басманный», но и власть такая же. Она просто закрыла глаза на случившееся и на закон. Во время моей работы начальником Управления контроля и взаимодействия с населением префектуры Центрального административного округа по результатам проверок управления своих кресел лишились два руководителя районной власти. Однако, как водится, «корень» зла, как у хрена, оказался намного глубже.  Примерно через полгода жители дома выяснили, что их дом не только не управляется, но и практически не обслуживается. По приглашению жителей я имел возможность присутствовать на встрече с главой управы района. Во встрече принимал участие и руководитель районного ГУ ИСа, и заместитель главы района по ЖКХ, и представитель коммерческой управляющей организации, монопольно сменивший ДЕЗ в районе. Чего я только ни услышал на этой встрече!.. Например, что власть все-таки не оставила дом без обслуживания, а приняла решение некоторые работы в доме выполнять. Но на вопрос, как оформлено такое решение, ответа не последовало. И то, что действительно дом почти год не получал бюджетные субсидии. Ответ на вопрос, на каком основании, также не прозвучал. И то, что жители напрасно стремятся заключить договор с районным ДЕЗом, у которого в управлении осталось всего два дома, поскольку такой договор можно заключить с «нашей» частной управляющей организацией. Вот это-то последнее предложение и навело меня на мысль, что упорство, с которым районная власть подталкивала жителей к заключению договора управлении  с единственной частной управляющей организацией, скорее всего объясняется просто: она своя, то есть подконтрольная. Теперь ей идут и средства жителей, и средства бюджета.

Несмотря на официальный ответ из ГУ ИС Центрального административного округа о том, что бюджетные субсидии на дом почти год действительно не выделялись, несколько обращений ТСЖ «Разгуляй» к городским властям все-таки привели к признанию очевидного факта - дом не мог остаться без управления и бюджетные дотации должны были выделяться.

Признание-то есть, но денег пока нет, как и нет ответственных за грубое нарушение закона. До сих пор на большинство писем жителей в самые разные инстанции, в том числе и на имя Президента России, приходят ответы за подписью разных лиц, однако исполнителем значится все тот же начальник районного ГУ ИСа, на которого жители жалуются и который способствовал тому, что непокорных жителей посадили «на голодный паек».

Получается, что местные власти наказали жителей дома за стремление к справедливости и самостоятельности.

Пример другой. ТСЖ «На Фурманом» в том же Басманном районе. В отличие от предыдущего - это, как говорят в народе, продвинутое ТСЖ. Почти 10-летний стаж работы. Выдающейся заслугой жителей является уже то, что они сумели оформить свой придомовый участок земли в общедолевую собственность. Таким образом, они стали тринадцатыми в городе, которые добились реализации своего права на землю. Однако не могут добиться права на свои технические помещения, которые отнял у них город, оформив подвалы в свою собственность. И это при том, что дом изначально целиком в 30-е годы прошлого века был построен на средства его жителей, ставших членами жилищно-строительного кооператива. Вот из-за этих-то подвалов, официально признанных техническими, и разгорелся нешуточный спор. Дело в том, что город не заключил надлежащий договор аренды на использование этих помещений и фактически не получает средства за ставшее уже своим имущество, а так называемые арендаторы их вполне даже получают, благополучно сдавая помещения субарендаторам.

Разгребая эту грязь, члены ТСЖ обнаружили, что согласно отчету их управляющей организации (той самой, частной, которую в подведомственном районе насаждают местные власти) вышеуказанные подвалы, оказывается, входят в общее имущество собственников помещений. Значит, на их содержание и ремонт идут средства как жителей, так и бюджета. Вот те раз! Коммерсанты из подвала качают деньги, а их содержание оплачивают другие.

История, как говорится, требует продолжения. Хочется лишь сказать, что только самоорганизация жителей в доме, создание дееспособного ТСЖ, требование настоящего отчета от управляющей организации способны навести порядок в доме. Что же касается бюджетных субсидий, то, по-моему, ясно, для кого они подарок, как ясно и то, что сегодня жителям они помогают мало.

 Вячеслав Гуменюк, сопредседатель Общемосковского движения «Жилищная солидарность»

Дизайн :
Яндекс.Метрика