Какие преимущества декларируются при создании СРО?

1. Наличие компенсационного фонда.

2. Сертификация услуг, отсев недобросовестных компаний, улучшение качества обслуживания.

3. Защита прав и интересов членов СРО.

4. Третейские суды.

5. Взаимная поддержка, по-вышение квалификации сотрудников.

6. Информационная поддержка.

А сейчас рассмотрим, будут ли достигнуты эти цели при создании СРО.

 

1. Компенсационный фонд.

На сегодняшний день действующее законодательство в целом обязывает управляющую организацию в полном объеме погашать задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. В условиях кризиса и массовых неплатежей граждан управляющая компания вынуждена применять два способа оплаты: либо гасить задолженность за счет собственной прибыли, либо увеличивать задолженность, выплачивая проценты по просроченным платежам за счет жильцов. Кроме того, проценты банка за сбор коммунальных платежей (которые составляют 80-85 процентов от всех платежей) оплачивает УО. Своевременную выплату заработной платы и уплату налогов тоже никто не отменял. Встает вопрос: на кого же ляжет создание компенсационного фонда? На жильцов.

А кто же будет пользоваться компенсационным фондом?

В первую очередь, конечно, руководство СРО. Ограничение на выплаты, страхование МКД управляющими организациями позволит спокойно положить средства фонда на депозит.

Недобросовестные компании, руководители компаний, которые не обслуживают свой жилой фонд, вздохнут спокойно - уже ничего не грозит, фонд все покроет. Одновременно у добросовестных компаний появится желание заработать прибыль, не вкладываясь в текущий ремонт. В случае чего - есть фонд.

Последствия станут явными для собственников.

Не проще ли обязать каждую управляющую организацию создать свой компенсационный фонд в банке (по примеру банков) и публиковать ежеквартально его размер. Создание такого фонда решит сразу несколько проблем.

1. Собственникам станет легче определяться с выбором управляющей организации.

2. Возмещение ущерба гарантировано банком (в том числе налоги при банкротстве предприятия).

3. Возможность предприятию получить кредит в размере какого-либо процента от компенсационного фонда.

4. Некачественное обслуживание жилья приведет к уменьшению компенсационного фонда предприятия и как последствие к его банкротству (без последствий для бюджета и жильцов).

Страхование жилого фонда - пустая трата средств граждан.

 

2. Сертификация услуг, отсев недобросовестных компаний, улучшение качества обслуживания.

Заявления о том, что при создании СРО произойдет отсев недобросовестных компаний, не соответствует действительности. В первую очередь произойдет отсев финансово-нестабильных предприятий. Останутся обязательно крупные предприятия - монополисты (находящиеся под контролем администрации) и финансово-устойчивые предприятия, приспособившиеся к рынку. Закон написан таким образом, что для создания СРО необходимо наличие 25 членов (по новому закону не менее 50). Во многих городах действуют в основном обслуживающие предприятия, существование которых вообще ничем не регламентируется, а управляющих организаций, взявших на себя все обязанности, достаточно немного. В этих условиях СРО будут включать в свой состав всех желающих без всякого отсева, а сертификация будет иметь формальный характер. Соответственно, ни о каком отсеве недобросовестных компаний, а тем более улучшения качества обслуживания не может быть и речи.

Надо сказать, что единые нормы для сертификации всех предприятий в стране на сегодняшний день не разработаны, а принятие местечковых норм не позволит предоставлять одинаково качественные услуги всем собственникам жилья в стране.

Что делать?

Ответ и прост, и сложен.

Почему в области ЖКХ очень мало ОАО, а в основном ООО и ЗАО? Почему один руководитель является одновременно директором нескольких предприятий ЖКХ? Почему директором ООО и МУП является один и тот же человек? Почему предприятия не хотят сертифицироваться по ISO-9001?

1. ООО и ЗАО находятся на упрощенной системе налогообложения и не обязаны вести баланс, соответственно проверить задолженность жильцов перед предприятием и задолженность предприятия перед поставщиками невозможно, что позволяет недобросовестным компаниям спокойно тратить собранные с собственников денежные средства на оплату коммунальных ресурсов на собственные нужды.

Принципиальное решение государства по предприятиям ЖКХ, которое сразу отсеет недобросовестные организации, должно быть одно: все предприятия ЖКХ, независимо от формы отчетности, должны вести баланс предприятия, а налоговая инспекция должна незамедлительно начинать процедуру банкротства при несоответствии сумм актива пассиву. В случае «неожиданного» банкротства директор предприятия должен нести уголовную ответственность.

2. Директор муниципального предприятия ЖКХ не должен быть директором частного предприятия. Понятно, что в этом случае прибыль ООО будет получена за счет МУП (сотрудник в ООО - один директор, все работы выполняются сотрудниками МУП).

3. Должны быть разработаны единые минимальные требования к предприятиям ЖКХ, соблюдение которых станет пропуском к управлению МКД. Фактически деятельность предприятий ЖКХ должно подлежать лицензированию, а фальсификация предоставляемых данных - уголовному преследованию.

 

3. Защита прав и интересов членов СРО.

Против кого и за чей счет будут объединяться члены СРО?

За счет собственников, другого источника финансирования у предприятий ЖКХ просто нет. А вот против кого - это вопрос.

Против ресурсоснабжающих предприятий? Абсурд. Решить вопрос о приведении в соответствие публичных договоров с ресурсоснабжающими организациями - это разовая акция. Тогда против кого должны объединиться управляющие организации? Это каким же надо обладать цинизмом, чтобы такое придумать!

Против администрации города? Если учитывать, что большинство предприятий ЖКХ находится сейчас под скрытым или прямым влиянием муниципалитетов, то надеяться на то, что вновь созданное СРО будет бороться само с собой, было бы глупо. А с другой стороны, создание СРО позволит администрациям снять с себя ответственность за проводимые в области ЖКХ реформы, при этом контролируя процесс.

Так что же делать? Развивать жилищное просвещение граждан.

 

4. Третейские суды.

В каждом городе России есть местная торгово-промышленная палата, где третейские суды уже работают и имеют опыт решения конфликтов. Проще наделить соответствующими полномочиями эти третейские суды, как готовую структуру, чем создавать, обеспечивать и обучать новую. При этом необходимо публиковать списки недобросовестных компаний (по итогам третейских судов).

5. Взаимная поддержка, повышение квалификации сотрудников.

В условиях кризиса и все большей конкуренции вызывает большие сомнения вопрос о взаимной поддержке.

Повышение квалификации сотрудников - это действительно давно назревший вопрос. Не секрет, что до сих пор нет профильного образования руководителей ЖКХ, технический персонал в большинстве своем совершенно не готов к обслуживанию автоматизированных систем обеспечения МКД, счетчиков, систем диспетчеризации. Если не решать этот вопрос, реализация ФЗ-261 приведет к увеличению платежей граждан, и как следствие - к социальным потрясениям.

Необходимо повсеместно внедрять центры повышения квалификации технического персонала, причем на первой стадии этот процесс должен финансироваться государством параллельно реализации ФЗ-261.

 

6. Информационная поддержка.

Информационная поддержка необходима всем предприятиям ЖКХ, а также собственникам жилья.

С моей точки зрения, решением этого вопроса мог бы стать общероссийский портал ЖКХ со следующими страницами:

1. Принятые законы.

2. Проекты законов в области ЖКХ.

3. Официальные консультации (письма, разъяснения ведомств).

4. Жалобы по категориям (стандартные ответы на часто встречающиеся вопросы).

 

Хочется сказать, что создание СРО в ЖКХ может стать закономерным концом для созданных ТСЖ и ЖСК (которые являются по факту управляющими организациями), так как вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд будут неподъемными для жильцов. Нужно будет либо изменить законодательно их статус, либо определить: как, не меняя статус, заключить договор на управление с УО.

Так что вопросов по созданию СРО больше, чем ответов.

 

Сергей Беляков

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика