Министерство финансов Российской Федерации 109097, Москва, ул. Ильинка, 9

Копия: Председателю Правительства Российской Федерации г-ну Медведеву Д.А. 103274, Москва, Краснопресненская набережная, д.2

Копия: Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации г-ну Володину В.В. 103265, Москва, улица Охотный ряд, дом 1

ПРЕДЛОЖЕНИЯ по проекту федерального закона 02/04/02-19/00088776

В соответствии с ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» с 1 июля 2019-го года наступает срок, начиная с которого организации, оказывающие услуги населению, обязаны начать применять контрольно-кассовую технику (далее ККТ) в порядке, установленном Федеральным законом N54-ФЗ от 22.05.2003.

Среди организаций, которые подпадают под это нововведение, оказываются и организации сферы жилищно-коммунального хозяйства, среди которых как коммерческие организации — управляющие компании (далее, УК), так и некоммерческие — товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и иные организации собственников жилья (далее ОСЖ), которых объединяет вид экономической деятельности под названием «Управление и эксплуатация жилого фонда».

Полагаем, что вопрос внедрения ККТ при осуществлении расчетов физических лиц с УК и ОСЖ является преждевременным, не проработанным и вносящим чрезмерное регулирующее воздействие, при абсолютном отсутствии какой-либо пользы от данного внедрения, поскольку:

1). Подавляющая часть УК и ОСЖ уже много лет не имеет дело с приемом наличных средств от физических лиц при оплате ими коммунальных услуг и различных взносов. Платежи производятся путем зачисления средств в безналичной форме одним из следующих способов:

     • Через кредитные организации, с которыми у УК/ОСЖ заключены договоры на прием платежей у физических лиц;
     • Прямым безналичным переводом средств с расчетного счета физического лица в кредитной организации на счёт УК/ОСЖ;

     • Через платежного агента, однако этот способ находит все меньшее использование из-за чрезмерной зарегулированности данного способа и необходимости отдельного счета для перечислений от платежного агента.

Помимо самого факта оказания услуг по переводу средств на счета УК/ОСЖ, кредитные организации и платежные агенты осуществляют так же информирование УК/ОСЖ о принятых платежах в форме, пригодной для обработки ЭВМ и автоматического разнесения полученных платежей по лицевым счетам собственников помещений (далее, реестры). Данное информирование осуществляется по каналам, не связанным с переводом средств со счета на счет, так как банковские платежные поручения не пригодны для обработки ЭВМ и структурированного извлечения информации о лицевых счетах. Эта инфраструктура внедрялась и отлаживалась долгие годы участниками рынка приема платежей, при полном отсутствии содействия ЦБ РФ и МинФина.

В результате за долгие годы сложилась «экосистема», в которой огромная часть платежей, осуществленных физическими лицами, обрабатывается автоматически, при этом полностью соблюдается законодательство о защите персональных данных физических лиц — а именно тот факт, что персональные данные вообще не фигурируют в данном информационном обмене.

  2). Несмотря на то, что согласно п.12 ст. 4 Федерального Закону №103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», применение ККТ налагается на платежного агента и в этом случае данная необходимость снимается с поставщика услуг (УК/ОСЖ), кредитные организации не являются платежными агентами и не используют ККТ при приеме платежей от физических лиц. По вышеназванным причинам взаимодействие с платежными агентами среди УК/ОСЖ практически не используется и подавляющее количество платежей происходит через кредитные организации. Таким образом, отсылка к федеральному закону №103ФЗ не является решением назревающей проблемы.

  3). Также непонятен механизм вручения чека плательщику. Как указано выше, механика внесения платежа сильно отличается, например, от сценария покупки физическим лицом товаров в интернет-магазине. При оплате жилищно-коммунальных услуг через кредитную организацию УК/ОСЖ не получает никаких сведений о плательщике. Таким образом, нет возможности направить плательщику чек на абонентский номер или на адрес электронной почты, т. к. данная обязанность возникает у получателя средств только в том случае, если данные сведения были получены до того, как осуществлено проведение платежа с применением ККТ.

   4). Министерство Финансов РФ 25.07.2018 года опубликовало Письмо №03-0115/52272 по вопросу о применении ККТ товариществом собственников жилья. В частности, письмо содержит утверждение: «Таким образом, прием ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения ККТ. Вместе с тем при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке».

В связи с этим возникают вопросы следующего характера:
       а). Есть ли у Министерства понимание, как действовать в случае, когда у помещения несколько собственников и при этом не все эти собственники являются членами ТСЖ, а платеж вносится одной транзакцией?

      б). Есть ли у Министерства понимание, как действовать в случае внесения платежей на лицевой счет того или иного помещения, если все собственники данного помещения являются членами ТСЖ, но платеж вносится сторонним лицом (например, арендатором или родственником собственника)?

     в). Есть ли у Министерства понимание, как возможно осуществлять контроль правильности применения товариществом ККТ, при условии, что ни МинФин, ни ФНС не обладает реестром членов ТСЖ, который к тому же постоянно меняется?

     г). Есть ли у Министерства понимание, должна ли применяться ККТ, если член ТСЖ вносит оплату за тот период времени, когда он членом ТСЖ не являлся? А аналогично и обратная ситуация — когда бывший член ТСЖ вносит оплату за тот период, когда он ещё являлся членом ТСЖ?

    д). Есть ли у Министерства понимание, как ТСЖ должно действовать: фиксировать ли ему платеж с применением ККТ или нет, с учетом того, что оно не обладает данными о том, какое именно физическое лицо произвело зачисление средств на тот или иной лицевой счет (почему это так изложено в п.1 настоящего письма), а вместе с этим у него нет и информации о членстве плательщика в ТСЖ.

    е). Есть ли у Министерства понимание, что указанные в вопросах 1-5 обстоятельства могут встречаться также и в любой комбинации друг с другом, не оставляя ТСЖ никакой другой альтернативы, кроме как применения ККТ для всех поступающих платежей?

5). Это достаточно серьезное нововведение, которое добавит огромное количество трудностей, увеличит административные риски и регуляторное воздействие на УК/ОСЖ на всей территории РФ. Очевидно, что обязательность использования ККТ несет катастрофически радикальное изменение внутренних бизнес-процессов в данных организациях, что не может не сказаться самым отрицательным образом на их работу.

6). Ввиду изложенного в п. 1 настоящего письма принципа автоматизированной обработки платежей, единственным подходящим способом использования ККТ являются так называемые «облачные кассы», т. е. ККТ, установленные в интересах заказчика в центрах обработки данных, получающие команды на выпуск фискальных документов удаленно от программного обеспечения, осуществляющего обработку платежей. При этом вопросу «облачных касс» в настоящем законодательстве не уделено практически никакого внимания и он находится в так называемой «серой зоне»: • «облачные кассы» подходят для применения в интернет-магазинах, однако УК/ОСЖ не является таковыми; • в случае с УК/ОСЖ выбор конкретного поставщика решения с «облачными кассами» будет происходить не организацией ЖКХ, на которую регистрируется ККТ, а организацией, осуществляющей прием (кредитная организация) или обработку платежей (так называемый Расчетный Центр). Это обстоятельство вызвано тем, что существующие решения с «облачными кассами» не взаимозаменяемы — они имеют разные нестандартизированные программные интерфейсы и протоколы взаимодействия. Данный аспект вызывает особенное беспокойство, т. к. в нём вероятны проявления злоупотреблений, сходных по своей сути с нарушениями антимонопольного законодательства, но формально таковыми не являющимися.

7). Внедрение ККТ в предприятия УК/ОСЖ может привести к отрицательному эффекту - откату от сложившейся безналичной культуры оплаты к приему у населения наличных денежных средств в счёт оплаты жилищно-коммунальных услуг, который не практиковался ранее из-за высоких административных барьеров. Это в свою очередь увеличит риски хищения и растраты денежных средств, а также внесет такую непродуктивную статью расходов как инкассация.

Выводы:

1. Предстоящее нововведение никак не учитывает сложившиеся за долгие годы практики и наработки в области приема платежей от физических лиц за жилищнокоммунальные услуги, которые затрагивают практически каждого совершеннолетнего гражданина РФ.

2. Существующее законодательство не согласовано с возможностью его применения на практике в очень многих вопросах: как в целом по отрасли ЖКХ (п. 1-3 и 6 настоящего письма), так и в вопросах применительно именно к ТСЖ (п. 4 настоящего письма). 3. Полагаем, что принудительное внедрение работы с ККТ вместе с обязательным внедрением ГИС ЖКХ совокупно является огромным регуляторным воздействием, и разрушающим фактором для института организации собственников жилья (ОСЖ). Вменение обязанности применять онлайн-кассы после 01.07.19г., огромные штрафы за неприменение ККТ и другие нарушения с онлайн-кассами предусмотренные ст.14.5 КоАП РФ, для предприятий (УК/ОСЖ) в сфере жилищно-коммунального хозяйства неизбежно приведут к увеличению затрат, а, следовательно к дестабилизации ситуации и необходимости увеличения размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД для собственников помещений в многоквартирных жилых домах, в том числе к ухудшению качества содержания общего имущества МКД.

Учитывая изложенные аргументы, предлагаем: - Включить в разрабатываемый проект закона пункт об исключении организаций ОСЖ из перечня лиц, на которых возлагается обязанность применения ККТ с 01.07.2019. Ответ на наше обращение просим направить в электронном виде в читаемом формате на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и в письменном виде по адресу: 183025 г. Мурманск, ул. К. Маркса, д. 61,

Дизайн :
Яндекс.Метрика