17

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ" №10 (120) 2017

автор:  Балахнин Александр, сопредседатель Ленинградской областной общественной инспекции по ЖКХ 

Черная дыра коммунальных услуг. Часть 5. Итоги

Моя почти трехлетняя тяжба по выяснению причин нарушений ФЗ-261 «Об энергосбережении» в сфере теплоснабжения МКД, из-за которых жители переплачивали за тепло более чем вдвое, не привела к полному взаимопониманию с РСО, но резко повысила тонус взаимоотношений. После вмешательства силовых структур, которые выявили целый ряд серьезных нарушений, пробудившаяся активность всех причастных к этому делу лиц привела к положительным результатам, но до конечной цели так и не дошла.

Пройденный путь

Последние десять лет моей жизни были посвящены пропаганде внедрения энергосберегающих технологий в области отопления и водоснабжения. И мне было досадно, что обладая большими знаниями в этой области, я не могу извлечь экономическую выгоду, что стало наиболее актуально, когда я попал в разряд пенсионеров. И это несмотря на то, что дома я уже модернизировал все, что только мог. По моим подсчетам за тепло я должен был бы платить в четыре раза меньше. Но это только в том случае, если есть нормальный учет.

Главная причина обнаружилась сразу же – это отсутствие общедомового узла учета. На самом деле узел учета в подвале нашего многоквартирного дома стоит уже давно, но по нему почему-то никто не рассчитывался. И я решил изучить этот вопрос детально. Впоследствии это расследование растянулось на годы.

Для начала я решил проанализировать статистику затрат на тепло по нормативу и по факту. Благо, рядом стоящие дома имели узлы учета тепла, которые реально работали только потому, что там была самая прогрессивная форма управления под названием ТСЖ. Сравнение делать было легко, так как наши дома питались от одной локальной котельной, которая располагалась рядом, а мы все сидели  на одной трубе. Сопоставив годовую затрату на тепло по квитанциям этих домов я пришел к неутешительным выводам. Разница составила в 2,3 раза не в нашу пользу. В одном ТСЖ годовая плата за аналогичную «двушку» составляла 10 тыс. рублей, в другом 9 тысяч, против наших 23,5.  Вопреки убеждениям представителей РСО, что зимой по факту плата всегда выше, чем по нормативу не подтвердилась. «По факту» оказалось, что средняя плата в зимние месяцы составляла около 1400-1500 рублей, против 2000 «по нормативу». Это очень сильно напрягло, потому как они еще и летом не платили, а с нас драли за тепло и весь межотопительный период. Получалось так, что одну свою месячную пенсию я отдаю за «просто так». Пришлось окунуться в тему глубже. И тут стали выплывать очень интересные вещи.

Первые шаги в этом направлении не встретили никакого сопротивления, но когда потребовались кое-какие документы, то я стал встречать немотивированный отказ. Пришлось проводить самое настоящее расследование с привлечением прокуратуры, ОБЭПа, депутатов регионального законодательного собрания и средств массовой информации.

Сравнивая гипотетические показатели, которые могли бы  быть при выполнении закона ФЗ-261 «Об энергосбережении», с реальностью, я высчитал, что за год жители нашего 250-ти квартирного дома теряют только из-за неработающих счетчиков около 3 млн. 250 тыс. А за три последних года около 10 млн. рублей, чего хватило бы не только на капремонт, но и на то, чтобы превратить дом в цветущий сад.  И это только при наличии приборов учета. Если после этого внедрить еще и энергосберегающие элементы, то расход тепла можно уменьшить еще, как минимум вдвое. Однако все эти мечты с треском разбиваются об объективную реальность.

Для того, чтобы прояснить ситуацию, я написал обращения во все «профильные» инстанции и подключил к своему расследованию прокуратуру и ОБЭП, а для того чтобы дело не заглохло, поделился своими расчетами и соображениями в местной прессе. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы. В городе появились листовки с призывом не платить за тепло, а меня тут же обвинили в  дестабилизации обстановки и даже намекали на судебную перспективу. Пришлось в прессе призвать народ не совершать необдуманных поступков, а действовать строго в рамках закона. 

Из ответов, полученных по моим запросам, я выяснил, что на программу реализации «оприборивания» согласно все тому же ФЗ-261 на наш 25-ти тысячный городок было выделено из госбюджета по ФЗ-185 (фонд поддержки и реформирования ЖКХ) около 30 миллионов рублей. Однако на момент проверки соответствующими структурами из 95 установленных счетчиков «в живых» осталось не более половины. Остальные были раскомплектованы или утонули в фекальных водах. Впоследствии пришлось вкладывать дополнительные субсидии на восстановление разрушенного бесхозяйственностью хозяйства. Опрос других городов Ленинградской области показал, что количество узлов учета тепла, по которым производится расчет с населением, не превышает 5-10%.

Анализируя результаты своего расследования, я пришел к выводу, что причина неисполнения закона об энергосбережении лежит в его несовершенстве. Несмотря на то, что закон открывал широкие возможности для экономии энергоресурсов и позволял реализовать все мировые достижения в области энергосбережения, это произведение Госдумы вышло сыроватым и претерпело за первые пять лет более 70 изменений и дополнений, все-таки вселяло надежды и уверенность многим активистам и изобретателям на реализацию их идей по снижению расходов за коммунальные услуги. Закон не учел главное – реакцию РСО. Ведь любая экономия энергоресурсов снижает доход продавцов этих ресурсов. И начался тихий саботаж.

Несмотря на государственную поддержку в лице Фонда содействия реформирования ЖКХ, созданного на основании ФЗ-185, и вливания огромных денег в отрасль, конечная цель в большинстве своем достигнута не была. А все потому, что в государственных программах по установке узлов учета тепла не было акцента, что завершающим этапом является не просто установка, а именно пуск его в эксплуатацию. И даже там, где пуск в эксплуатацию был подтвержден актами приемки, ресурсники продолжали брать с населения не по показаниям счетчика, а по нормативу. Конечно, с таким положением вещей потребители мириться не хотели, так как это выглядело как откровенный грабеж. Как выяснилось позже, контроль над ситуацией никто не осуществлял, что навевало нехорошие мысли, а вес общественников не позволял сделать резкий прорыв в этом вопросе.  К тому же все мы знаем, что во властных структурах не любят назойливых общественников и в большинстве случаев относятся к ним как к городским сумасшедшим. Но как показала практика, такой стереотип меняется, когда общественник имеет хорошую техническую и юридическую подготовку и когда поставленные вопросы требуют такой же глубокой подготовки. А такой подготовки у многих чиновников не оказалось. И тогда дело, как снежный ком, обросло новыми вопросами.

Наши чиновники и надзорные органы

Самым действенным способом, как выяснилось в процессе расследования, почему нас по-прежнему не хотят рассчитывать по счетчику, в результате чего только за три года с жителей нашего дома «содрали» около 10 миллионов рублей лишних денег, оказалось не обращение в прокуратуру или в органы государственного надзора, а организация круглого стола с присутствием тех же органов и населения. Вот тут-то и обнажились все недостатки подготовки всех «фигурантов» дела. Представители ресурсников не могли ответить внятно на вопрос «почему  узлы учета работают, а расчет ведется по нормативу», представители ГЖИ не смогли ответить, почему затянулось выяснение элементарных вопросов и почему вместо ответов шли отписки, прокуратура не смогла найти ответ на вопрос, почему кругом такая бесконтрольность и почему никто не наказывается. Администрация и управляющая компания не смогли показать, где есть программы по энергосбережению, которые закон предписывает публиковать в средствах массовой информации. И все вместе на публике выглядели очень бледно на фоне своей плохой работы. Но было еще интереснее узнать, что областное правительство никак не спросило муниципалов за конечный результат и не попросило ответить за использование бюджетных средств. Пролетев на бреющем полете по всем инстанциям и заронив в их душах тревогу за будущее, я заметил резкую активизацию. Буквально к следующему отопительному сезону развернулась мощная кампания по срочному пуску узлов учета тепла в эксплуатацию. Но это произошло только в одном нашем муниципальном образовании. При общении с народом из других районов, где все эти процессы находились в зародышевом состоянии, я понял, что проблема эта даже не региональная, а федеральная. После чего я на странице журнала дал жителям конкретные рекомендации по определению статуса прибора учета тепла и прописал алгоритм действий. Ведь наша конечная цель заключалась не только в восстановлении законных отношений с РСО, но и возврате «наших кровных», так нагло вытащенных из наших карманов.

Маленькие хитрости больших организаций

Поговорка про курочку, которая, как известно по зернышку клюет, как нельзя лучше подошла к ресурсникам. И это несмотря на то, что их и так неплохо кормят тарифами на тепло, которые увеличиваются вдвое каждые пять лет.  Но в каждом деле есть нюансы, которые, если их грамотно использовать могут принести в бюджет любимой организации очень солидную прибавку. Особенно, как показала практика, если действовать сообща, притянув в «дело» местные советы депутатов, администрации и управляющие компании. Ведь всем известно, что ЖКХ это огромный денежный поток, который по стране составляет четыре триллиона рублей. Значит, тут всем хватит. Про тарифы, хотя это самая большая черная дыра, мы пока говорить не будем, а поговорим о других деталях.
Известно, что приборы учета требуют обслуживания. Правда, когда задаешь вопрос в УК ответственному человеку, как вы собираетесь обслуживать счетчик на горячую воду, то в большинстве случаев можно услышать про «пыль стирать и показания снимать». На вопрос показать график профилактического обслуживания того или иного прибора вы можете вообще ничего не услышать, и увидеть только  вытаращенные глаза собеседника. И хотя регламентные работы по обслуживанию любого прибора прописаны в паспорте этого прибора,  редко кто из обслуживающего персонала вникал в эти тонкости. Зато все знают, что узлы учета тепла нуждаются в периодической поверке, а это стоит денег, а значит, есть повод для дополнительных сборов. Вот здесь появляется широкое поле для злоупотреблений, особенно, когда отсутствует общественный контроль.
Еще одна тонкость заключается в правильности настройки узла учета тепла. В эти тонкости вообще мало кто посвящен, кроме узких специалистов. Но именно там тоже еще одна собака зарыта. Дело в том, что к проекту есть приложение, которое называется настроечная база данных, параметры которой закладываются в тепловычислитель и закрываются под пломбу. Это соответствие несложно проверить, но для этого надо найти это приложение. Несоответствие обычно касается температуры холодной воды, которая идет на подогрев ГВС через теплообменник. Вообще-то эта температура должна контролироваться постоянно при помощи датчиков температуры и фиксироваться в тепловычислителе. Но правила учета тепловой энергии допускают устанавливать стартовую температуру равную нулю, но с последующим перерасчетом, о чем ресурсники постоянно забывают. Учитывая, что нагрев воды с нуля градусов прибавляет ресурсникам 8,3% дохода, а летом целых 25%, то причина «забывчивости» вполне объяснима. За этими нюансами должна следить УК, но как показывает практика, даже технические специалисты не знают таких тонкостей.

А что у других делается?

Если помните, когда я упоминал о программах по энергосбережению, которые были обязаны ежегодно представлять администрации различных уровней в соответствии с ФЗ-261. Так вот эта обязанность была благополучно похоронена. И никто из надзирающих органов на эти «мелочи» внимания не обращает. Зато практически везде проявляется другая инициатива от ресурсников, которые настойчиво убеждают население, что «жить» по счетчикам не выгодно, так как «у вас в домах все трубы голые». Может с голыми трубами и открытыми окнами так оно и есть, но так быть не должно.
Рассказывая об этой ситуации на Всероссийском совещании по энергосбережению, которое прошло весной этого года в Питере, мне удалось даже вызвать на откровенность одного из руководителей РСО, который честно сказал, что по нормативам рассчитываться гораздо выгоднее, тем более, что нормативы в 1,3 раза завышены, против реальных расчетов. Ну и кто же откажется от этой дармовой кормушки? А если учесть, что в результате модернизации внутридомовой системы отопления с установкой термостатики и поквартирного учета тепла расход снижается в четыре раза (как это было сделано в некоторых домах Костромы), то для ресурсников это будет настоящая трагедия. Ну и кто же это допустит? Вот и получается, что весь мир идет одним путем, а мы опять своим. 

Так что же делать?

Здесь выход один – не молчать. Такое предложение сделали участники первого российско-германского диалога, который прошел в мае этого года в Москве, и где приняли участие активисты ЖКХ под эгидой журнала «Председатель ТСЖ». Здесь необходимо создавать общероссийскую площадку для дискуссии, причем с широким освещением в средствах массовой информации. Создать интернет-портал такого плана предложили организаторы совещания, о котором я упоминал. Где-то же должны быть с аккумулированы все проблемы и предложения по выходу из этих проблем. Причем в дискуссию надо постоянно вовлекать и ресурсников и чиновников, чтобы невозможно было делать вид, что ничего не происходит. Кстати, необоснованный рост тарифов ЖКХ пропорционально увеличивает долги населения, что и не удивительно. Ведь пенсии такими темпами не растут.
     Подводя итог вышесказанному, хочется обратиться к людям, которые должны проявить политическую волю и прекратить это безобразие. Ведь проблема давно уже перешла из финансово-хозяйственной в политическую.

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика