Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №2(88)2015

При использовании материала ссылка на источник обязательна

Проведя капитальный ремонт кровли и утепление фасада дома за счет средств Фонда реформирования ЖКХ, в начале 2010 года органами управления ЖСК было принято решение завершить работы по оснащению МКД приборами коллективного учета потребленных ресурсов в соответствии с п.5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Узел учета тепловой энергии, после долгой настройки и проведения комплекса работ по утеплению дома и изоляции сетей, показал свою эффективность и сэкономил немало средств. Высвободившиеся средства и решено было направить на дальнейший ремонт и реконструкцию инженерных сетей, оборудования и конструктивных элементов здания.

Поскольку водомерный узел и теплосчетчик в доме уже были установлены, оставалось установить приборы учета на потребляемую электрическую энергию и газ. С узлом учета электроэнергии проблем не возникло. Сотрудники сетевой организации по нашей заявке за несколько часов смонтировали, опломбировали и заактировали соответствующее оборудование, выдали копию акта с технической документацией и этим же днем приняли к расчету. Стоимость оборудования и работ составила чуть более 10000 рублей в масштабах цен 2010 года. В 2014 году уже поменяли трансформаторы тока – истёк межповерочный интервал. Поменять на новые оказалось проще и дешевле нежели сдавать на поверку.

С приборами коллективного учета потребляемого газа оказалось сложнее. Проблема оказалась в конструктивном исполнении сетей. Дело в том, что газ подавался из подземных резервуаров газового хозяйства, расположенного во дворе дома. По проходящей по подземному газопроводу и внутреннему фасаду нашего дома транзитной трубе, газ, через врезки подавался в каждый подъезд и поступал далее на соседние дома. И слава Богу, о чем ниже. Конфигурация сети не позволяла установить один прибор учета на отдельно взятый дом. Возникла интересная дилемма – либо оплачивать подрядчику полное переоборудование дворовых сетей газоснабжения с установкой узла учета на отдельно взятый дом, со всеми вытекающими отсюда проблемами и затратами, включающими согласование земляных работ, отключение от газоснабжения на время проведения работ всех близлежащих домов и т.п., либо устанавливать газосчетчики отдельно в каждый из 4-х подъездов. Вопрос усложнялся и тем фактом, что ни один МКД города Мурманска на том момент не был оснащен коллективным прибором учета газа, и мы в этой части оказались первопроходцами. Или первыми проходимцами. Кстати, и сегодня, спустя четыре с половиной года, таких дома пока только три.

Кстати, в связи с тем что газовое оборудование является объектом повышенной опасности а монтаж и обслуживание оборудования и сетей подлежит государственному лицензированию, круг потенциальных подрядчиков был ограничен всего двумя субъектами. Как мне объяснили в компетентном учреждении, в Мурманской области а тот момент было всего два хозяйствующих субъекта, имеющих соответствующие лицензии - ОАО «Мурманоблгаз» и отделение ОАО «РЖД», занимающееся перевозками сжиженного газа.

Написали мы запрос в ОАО «Мурманоблгаз» с просьбой рассмотреть вопрос об установке четырех приборов учета и уж заодно разработать ежемесячную ведомость и определить механизм и сроки подачи данных об объемах потребления за расчетный период. Газовики почему-то не оценили нашего первопроходческого порыва, долго и загадочно молчали. Видимо не ожидали  таких радикальных инициатив снизу. То ли целину пахать были не готовы, то ли мелочиться не захотели и устно предложили нам установить специальные газосчетчики с устройством вывода показаний на диспетчерский пункт, с прокладыванием слаботочных сетей от каждого прибора учета к устройству считывания показаний и далее со всеми остановками. Ответ прислали лукавый, что готовы установить нам приборы по стоимости от 16 тыс. рублей за один подъезд без учета устройства дистанционного считывания показаний. Да еще счетчики такие хитрые надо специально заказывать на заводе в Саратове и совокупная цена вопроса при всей скромности бухгалтерии Мурманоблгаза неумолимо стремилась к цифре в один миллион рублей. Это в тех ценах был бюджет кооператива за полугодие. К таким жертвам в свою очередь не готовы были мы. Не обладая глубокими познаниями в бухгалтерии, на пальцах просчитали, что дешевле будет пробурить свою газовую скважину на Штокмановском месторождении арктического шельфа. Всяко ближе, чем до Саратова. Но еще ближе было министерство энергетики и ЖКХ Мурманской области, куда мы тотчас настрочили жалобу, исполненную негодования о том, что ОАО «Мурманоблгаз» препятствует исполнению законодательства об энергосбережении и соответствующих указов президента и распоряжений правительства. Стали ждать. Ответ из министерства пришел быстро и ни о чем, точнее с подробным цитированием действующего законодательства об энергосбережении, которое мы сами давно уже изучили. Однако где-то «стрельнуло». Из производственно-технического отдела «Мурманоблгаза» позвонили, и сказали, что готовы установить нам обычные счетчики расхода газа (СРГ) безо всяких периферийных устройств. Побоявшись очередного подвоха, мы письменно запросили твердую смету и получили её. В ценах на 1 апреля 2010 года она составила 79202 рубля. Провели экспертизу, поломались, поторговались и договорились. Сердце успокоилось на 50 992 рублях 49 копейках. Все-таки не миллион.

Заключили договор, сделали предоплату. Облгаз свою работу выполнил быстро, красиво и с блеском. Заблаговременно уведомили жильцов об отключении, приехали на специализированном автомобиле, отключились, обрезались, продулись углекислотой и за несколько часов смонтировали все оборудование. Обмылили, проверили, подключили. Сами счетчики установили между 1 и 2 этажами возле почтовых ящиков, поместив их в аккуратные металлические опломбированные боксы со смотровым окошком. Составили акт, который сами же приняли как основание к расчету по показаниям приборов. Теперь ежемесячно снимаем показания всех четырех счетчиков, суммируем, выводим разницу за расчетный период и подаем в электронном виде в бухгалтерию РСО. Расходы по установке отбили за пол-года.

До установки коллективного прибора учета газа РСО выставляло дому счета из расчета фактически потребленного ресурса за те квартиры, где установлен индивидуальный газосчетчик, и по нормативу за те квартиры, где потребление безучетное. Кроме того, на кооператив ложилось бремя неплатежей, каковые были, есть и будут. Разумеется получалось положительное сальдо, поскольку «Мурманоблгаз» покупал определенный объем, и это сальдо оставалось в РСО. После установки СРГ ситуация «перевернулась». Ресурсоснабжающая организация стала выставлять счета исходя из объема газа, потребленного совокупно всем домов, а кооператив соответственно, из расчета фактически потребленного ресурса за те квартиры, где установлен индивидуальный газосчетчик, и по нормативу за те квартиры, где потребление безучетное. Таким образом, в кооперативе ежемесячно стали оставаться денежные средства экономии по позиции «газоснабжение» в сумме около 6000 рублей, которые стали расходоваться на работы по благоустройству, ремонту и реконструкции. Понятно, что в процессе увеличения числа квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета газа, эта величина будет стремиться к нулю, но пока экономия имеется, хоть и не в таком размере, как была первоначально.

Самое интересное заключается в том, что не существует законодательно установленного механизма вернуть эту разницу собственникам, у которых нет индивидуальных приборов учета газа. А разница между нормативом и средним, фактически потребляемым объемом газа весьма значительная. На собственном примере убедился, что после установки индивидуального прибора учета, семья из 4-х человек стала платить за газ в 3,5 раза меньше.

Дизайн :
Яндекс.Метрика