Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №6 (150) за 2020 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

...вылились для Минстроя в объединение двух стратегий: для строительной отрасли и для ЖКХ. Ну и правильно: зачем дважды писать одни и те же слова, единственное назначение которых – создать видимость того, чего нет на самом деле.

 

Укрупнение колхозов

Не успела жилищно-коммунальная общественность в полной мере насладиться проектом Стратегии - 2035 (той, что для ЖКЖ – см. «Председатель ТСЖ» №1 за2020 г. «Воспоминания о будущем»), как «министерская линия» выгнулась ещё сильнее - в сторону экономии и оптимизации. В смысле - объединения двух стратегий: строительства и ЖКХ.

Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев:

 якушев

«Есть такое желание: синхронизировать. Сегодня развитие сферы ЖКХ стоит как бы в отрыве от строительной отрасли. По большому счету, было бы интереснее написать один документ...»

И его написали – в апреле 2020 г. (см. https://clck.ru/PngrR).

Проект объединенной «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – «Стратегия – 2030»).

Нет больше мусора в ЖКХ

Строительной отрасли касаться не будем, пусть её анализируют строители и обманутые дольщики (судя по тому, что строительство социального жилья в документе не упоминается, их меньше не станет!). А что касается ЖКХ – такой откровенной халтуры мы ещё не видели.

Кстати, знаете, что вообще такое ЖКХ? Это то, чем занимается и за что отвечает Минстрой:

«К сфере ЖКХ отнесены следующие виды экономической деятельности и направления:

- управление многоквартирными домами,

- капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;

- расселение аварийного жилищного фонда;

- управление городским хозяйством, благоустройство, городская среда и внедрение решений «умного города»;

- осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) - теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения».

А то, чем министерство не занимается и за что не отвечает – это уже не ЖКХ, например, обращение с ТКО. Теперь это экология.

И такой произвольный подход везде и во всём. Например, при прогнозировании динамики показателей за базовую точку отсчёта взят 2018 г. Почему?  Бог знает.

С высоты  птичьего  полёта

privatizacija uslugi

Подробно анализировать «нарезку» из разных федеральных проектов и программ, обильно сдобренную жонглированием наукообразной фразеологией (всё это исключительно на уровне общих слов, без какого-либо намёка на  конкретику!) смысла нет. К реальной практике ЖКХ этот текст имеет отношение, но очень-очень отдалённое. Это как взгляд орла с горной вершины на суету муравьёв в муравейнике, притулившемуся у подножия.

Проблемы? Отмечены. Начиная от высокого износа основных фондов (при отсутствии надлежащей системы учета и мониторинга реального технического состояния и степени износа коммуникаций МКД) и отсутствия сформированного института собственников жилья и кончая отсутствием единых центров принятия технологических, инвестиционных и ценовых решений по обеспечению комплексного подхода к развитию на уровне субъектов РФ. Кстати, последнее в переводе на простой человечий язык означает, что региональные власти занимаются чем угодно, но только не развитием систем жизнеобеспечения своих «верноподданных», грубо говоря, нет хозяина в губернских ЖКХ. Так считают авторы документа.

Пути решения? Намечены. Вот для иллюстрации парочка фрагментов Стратегии -2030.

«Сбалансированность доходов и расходов»

Задача «обеспечение выполнение качественного капитального ремонта жилищного фонда в необходимом объеме»

Для решения этой задачи планируется:

- обеспечение сбалансированности доходов и расходов путем оптимизации затрат и увеличения доходов систем капитального ремонта;

- повышение контроля за реализацией капитального ремонта в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах;

- обеспечение развития кредитных продуктов для финансирования капитального ремонта, разработка порядка внутреннего заимствования (условий возвратности) средств (в «котле»);

- совершенствование системы управления капитальным ремонтом: разработка технической политики, установление единых требований к составу работ по каждому виду капитального ремонта, унификация применения технологий и материалов при проведении капремонтов, качественное предпроектное обследование;

- переход от капремонта по нормативным срокам к ремонту по фактическому состоянию конструктивных элементов;

- развитие системы страхования ответственности подрядных организаций в период выполнения работ по капитальному ремонту и в гарантийный период;

- синхронизация сроков проведения работ программы капитального и текущего ремонта с другими программами повышения качества среды в рамках одной территории с целью формирования комплексного подхода по ремонту и благоустройству жилых микрорайонов.

«Развитие институтов и моделей»

Задача «совершенствование системы управления МКД» направлена на развитие институтов и моделей управления жильем, развитие рыночного инструментария, включая возможные формы государственно-частного партнерства; формирование инструментов мотивации активности и ответственности собственников.

Для решения этой задачи планируется:

- унификация принципов и формирование единых подходов в моделях управления многоквартирными жилыми домами с повышением вовлеченности собственников;

- формирование условий заключения долгосрочных договоров управленияс целью стимулирования долгосрочных инвестиций (в том числе в повышение энергоэффективности зданий);

- внедрение единых стандартов работ и услуг по содержанию, ремонту и управлению многоквартирными домами с целью повышения прозрачности и реализации мониторинга качества услуг;

- разделение перечня мероприятий по управлению жильем на «Базовый» (выделение содержания управляющей организации, услуги по обеспечению безопасности, обязательно в каждом доме) и «Комфорт» (все остальные услуги, по желанию собственников) с целью повышения рыночной привлекательности отрасли. Обеспечение контроля за соблюдением требований по безопасности в соответствии с «Базовым» перечнем;

- обеспечение полного учета поставляемых коммунальных услуг, в том числе измерения качества ресурсов для повышения контроля за состоянием внутридомовой коммунальной инфраструктуры.

Согласитесь, обсуждать формулировки типа «унификация принципов и формирование единых подходов» всерьёз не приходится, это написано для всех времён и народов, в равной мере годится и для Российской Федерации, и для Республики Гондурас.

Объективность не в моде

Единственно, на что стоит пристально посмотреть – это на целевые индикаторы реализации Стратегии, т.е. систему показателей, которые призваны отразить успешность достижения поставленных целей и задач (табл.1).

Для сравнения оттолкнёмся от аналога 10-летней давности – целевых индикаторов  Концепции федеральной целевой программы (ФЦП) "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 №102-р. В бытность пребывания В.Путина на посту премьер-министра, а профильным министром в то время был В.Басаргин (табл.2).

Невооружённым глазом видно, как изменился  подход к прогнозированию и планированию: раньше использовались объективные показатели, которые фальсифицировать не так-то просто (например, доля аварийного жилья или удельный расход топлива на отопление и ГВС). Ныне же во «главу угла» поставлены такие «мыльные пузыри», как степень удовлетворённости населения качеством услуг ЖКХ, ясное дело, ВЦИОМ всегда может получить ту степень, которую надо. Или индекс качества благоприятной городской среды: 36 показателей, которые оцениваются по 10-балльной шкале, а затем суммируются с определёнными «весами», понятно, что это сродни кантовской «вещи в себе», играя экспертными оценками  отдельных составляющих и «весами», можно получить, что угодно.

То же самое можно сказать и про долю сотрудников, успешно прошедших независимую оценку квалификации – о чём это? Кто и как будет независимо оценивать квалификацию сантехника в 2030 г.? Причём, только каждого третьего, а двое остальных так и останутся неоцененными.

Что же касается такого объективного показателя, как уровень оснащённости ОДПУ российских МКД – тут и смех, и грех: в 2008 г. этот показатель составлял 58%, а в 2018 г. – 55% (?!). – Нет слов.

Ну, а если серьёзно – за 10 лет так и не суметь сделать условия энергосервисного договора привлекательно-приемлемыми для жителей среднего российского МКД... – это надо суметь. Наши чиновники сумели.

Остаётся надеяться, что такая практика стратегического планирования развития отрасли – это не навечно.

                                                                                                                          Табл.1

                                        Целевые индикаторы реализации Стратегии -2030

Наименование   показателей

2018 г.

2024 г.

2030 г.

Доля населения, удовлетворенного жилищными условиями и услугами, %

>50

>60

>70

Общая площадь МКД, в отношении которых проведен капитальный ремонт в установленный срок, млн. кв. м

100

170

170

Объем признания жилищного фонда аварийным, млн. кв. м/год

2,2

2,2

2,5

Объем расселения аварийного жилищного фонда, млн. кв. м/год

0.6

3,1

3,1

Потери тепловой энергии при передаче и распределении, %

30

27

23

Темпы замены сетей теплоснабжения и водоснабжения, %

0,7 - 2

3

3

Уровень оснащенности МКД ОДПУ

55

85

95

Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %

87,5

90,8

91

------------------------------- в городах, %

94,5

99

99

Доля сотрудников, успешно прошедших независимую оценку квалификации, %

<1

20

30

Среднее значение индекса качества городской среды по Российской Федерации, абс. ед

163

212

220

Прирост индекса качества городской среды, %

0

30

35

Доля городов с благоприятной городской средой, %

23

60

65

                                                                                                            

                                                                                                                                         Табл.2

Целевые индикаторы ФЦП "Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010 - 2020 годы"

 Показатель

2008 год

2010 год

2012 год

2015 год

 2020 год

Процент площади МКД      

 с физическим износом 31-65 % в общей площади

МКД, %

33

33

27

22

19

Процент площади МКД      

 с физическим износом более 65 % в общей площади

МКД, %

4,1     

3,9      

3,6       

2,1        

-

Доля МКД,                                          полностью оборудованных ОДПУ электроэнергии,

 холодной и горячей воды и тепла, %

 процентов

58

58

90

100

100

Доля МКД,                                           оборудованных отоплением, ХВС, ГВС, канализацией, электроснабжением,

 газоснабжением /электроснабжением

 %

79

79

87

94

100

Доля физических лиц - собственников                                     в оплате стоимости работ по капитальному ремонту МКД, построенных до 1992 года,%

5

5

15

40

90

Полный расход энергии на

 обеспечение отоплением и ГВС 1 кв. метра

 площади МКД в год,

 килограммов условного топлива,                         

77

76

72

70

65

Удельное водопотребление

 на 1 человека в сутки, л                                                           

304

304

292

258

182

Количество аварий и инцидентов в год    на 1 км сетей

 тепло- и водоснабжения, % к

 2008 г.

100

100

95

80

50

Доля расходов на коммунальные услуги в доходах населения, %

4,7

4,7

5,8

6,5

6,9

Дизайн :
Яндекс.Метрика