Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №4 (148) за 2020 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

Чудные дела творятся у нас с раздельным сбором мусора в МКД: он  есть - и одновременно  его нет.

Что есть

Раздельный сбор отходов в многоквартирных домах (МКД) - это один из основных «китов», на которых держится нынешняя мусорная реформа, этот факт, надеюсь, нашему читателю долго объяснять не надо. Одной из первых в стране объявила о переходе к нему Московская область. С 1 января 2019 г.

И что же: раздельный сбор (РС) твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в Подмосковье есть? Конечно. - Чиновники с высоких трибун и официальные СМИ не устают призывать нему население.

Выпущены нормативные  акты, прежде всего - «Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», он был утверждён Распоряжением Минприроды МО от 19.04.2018 г. № 159-РМ, потом обновлён его же Распоряжением от 09.10.2018 г. № 608-РМ, потом Распоряжением областного МинЖКХ от 26 июня 2019 года № 350-РМ.

В них указано, что в серые контейнеры жителям надо складывать то, что не подлежит утилизации: пищевые отходы, загрязненную упаковку от пищевых продуктов, средства личной гигиены. В синие - вторсырьё, не загрязненное пищевыми отходами: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло.

Сортировка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И действительно на площадках стоят не только серые, но и синие контейнеры. И по улицам снуют синие мусоровозы, которые везут  содержимое синих контейнеров на полигоны и комплексы переработки отходов. И работники мусороперерабатывающих комплексов говорят, что смешанный мусор (тот, что из серых контейнеров) даёт не более 5-7% пригодного к дальнейшей переработке вторсырья, а разделённый (тот, что из синих) - больше 35 % (см. например, «Председатель ТСЖ» №3 за 2020г. «Восток» - дело тонкое»).

Экономические стимулы 

И в то же время раздельного сбора нет – потому, что никаких экономических стимулов для него не предусмотрено. Нет ни отдельных тарифов на разделённые отходы, ни  нормативов накопления. Нет – и, судя по всему, не предвидится...

Разве не очевидно, что плата для тех жителей МКД, которые занимаются разделением мусора, должна быть существенно ниже, чем для тех, кто этим хлопотным и трудоёмким делом себя не утруждает? Как минимум, ниже, а если следовать лучшим образцам мировой и отечественной практики, разделенный мусор – это вообще не бытовые отходы, а вторсырьё. Ценный продукт. Который должен быть не статьёй расходов, а источником доходов.

Ничуть не бывало. Переход к разделению отходов добавляет людям немало хлопот: в кухне надо держать несколько пакетов, всесвозможную тару придётся мыть и сушить, а затем прессовать (хоть немного) и т.д. – а на оплате это не отразится. И дело не только в деньгах, не может не возмущать откровенно наплевательское отношение к труду людей и их интересам.

В Госдуме с конца 2018 г. лежит без движения законопроект С.Миронова и Г.Хованской № 611260-7, суть которого: жители дома принимают решение о РС ТКО и - платят только за неразделённую часть мусора, разделённая же вывозится регоператором бесплатно и реализуется как вторсырьё. Но! Правительство РФ добро на это не дало – и на этом всё кончилось.

Contract.net

Нет признания РС ТКО  и в сфере договорной практики.

Юрлица, управляющие МКД: коммерческие УО, некоммерческие ТСЖ, ЖК – заключить с региональным оператором договор на услуги по обращению с ТКО, где было бы признано наличие раздельного сбора, как правило, не могут.

Ларчик открывается просто: если региональный оператор признает, что в доме налажен раздельный сбор, ему придётся согласиться на расчёты за вывезенный мусор «по факту» (т.е. исходя из объёма и числа контейнеров, фактически вывезенных мусоровозом за определённый промежуток времени). А это ему нож острый, ибо сейчас он получает деньги с жителей по нормативу накопления (повсеместно завышенному!), а при переходе к расчётам «по факту» его доходы резко упадут. В разы.

К примеру, в Подмосковье лишь несколько ТСЖ и ЖК каким-то чудом сумели, проскочив между Сцилой и Харибдой мусорных монополий, заключить договоры «по факту». Эти случаи можно пересчитать по пальцам двух рук (это на  40 тыс. подмосковных МКД!).

И такая картина везде.

«Ах, Самара-городок...»

коллаж

 

 

 

 

 

 

 

Председатель ТСЖ «Московское шоссе 298» Олег Сергеев (г.Самара):

«На собрании большинство жителей нашего дома поддержали мою идею об организации раздельного сбора. На своей придомовой территории за свои деньги мы построили пункт и направили регоператору предложение заключить с нами договор - с расчётом за услуги «по факту». При условии, что мы производим РС ТКО. В ответ получили категорический отказ. А потихоньку, «не для протокола», директор мне сказал: да кто ж мне  позволит заключить с тобой такой договор?!

Экономика вопроса такая: раньше, до начала реформы, наш дом платил за вывоз мусора 6800 руб./мес., сейчас по нормативам начисляют 46700 руб./мес., скачок в 6.86 раз - почувствуйте разницу. Сборный пункт обошёлся нам недёшево, в 200 тыс. руб., там есть и противопожарные средства, и датчики охранной сигнализации, и датчики наполнения и даже звуковой сигнал: «Спасибо!». Удобно самим пользоваться, и не стыдно другим показать.  Впрочем, эти затраты мы окупим за 4 месяца - если будем оплачивать вывоз одного контейнера ежедневно, а не пяти, как это требуют с нас, исходя из норматива. А если мы большую часть этого контейнера ещё и разделим на фракции: картон, бумага, металл, стекло и т.д, (а  всего у нас получается 9 фракций) - то на долю неразделённого мусора вообще останется не более 20-30%.  Например, фонд «Благодарю» собирает для нуждающихся ношеную одежду/обувь, мы сделали для них специальное окно. Передая это добро благотоворителям безвозмездно, мы всё равно не в убытке: чем больше мы достанем всяких полезных вещей из мусора – тем дешевле нам обойдется его вывоз и утилизация. Оплата жителей, по нашим расчётам, должна при этом снизиться в 6-10 раз.

Мы направили письма с просьбой о помощи губернатору, в МинСтрой, в Роспотебнадзор и т.д. Пока безрезультатно, в основном, отписки...

К чему может привести эта ситуация? Многие люди отказываются платить монополисту, так сказать, «за воздух», протест нарастает. Насколько мне известно, в целом по Самарской области неплатежи составляют от 40 до 60%. Перевозчики мусора отказываются работать без денег, может случиться настоящий мусорный коллапс...»

пункт

 

 

 

 

 

 

 

Вести из Перми

Председатель Ассоциации  «Пермский стандарт» Александр Зотин

"Опубликованы данные по финансам пермского мусорного оператора ПКГУП "Теплоэнерго" за 2019 г. - https://properm.ru/news/society/180933/ Для удобства я составил по этим данным таблицу. Поступления в Теплоэнерго от потребителей составили 1 млрд 310 млн. рублей. Начислено же потребителям то ли 3,4 миллиарда рублей, то ли 2,448 миллиарда, то ли 2,076 миллиарда. Короче, даже не плюс-минус километр, а плюс-минус парсек. Оператор еще получил субсидий более миллиарда рублей из бюджета края. Итоговый баланс (даже если с должников ничего не собирать) - плюс 236 миллионов рублей. А если собирать - то даже по минимальной версии «Теплоэнерго» будет в плюсе до миллиарда рублей. Что нужно делать в этом положении? Правильно, попросить бюджетную субсидию еще на 693 миллиона рублей... Напомню, что Теплоэнерго само мусор не возит. Это искусственный посредник, навязанный пермякам мусорной реформой с 2019 года. Причем не единственный в цепочке. Мусорный оператор по очень сомнительным аукционам (сейчас доказано, что конкуренция на них была мнимой) раздает контракты крупным возчикам. Что монополизирует рынок, исключая мелких конкурентов... Раздельный сбор или переработка отходов при реформировании не предполагаются. Мусор, как и прежде, захоранивают на полигонах. Плата для потребителей за вывоз резко выросла (тарифы по которым плата рассчитывалась в 2019 г уже признаны судом незаконными), но при этом почему-то понадобились еще и миллиардные бюджетные субсидии для покрытия мусорной авантюры правительства... Думаю, будет уже правильным признать провал мусорной реформы, ликвидировав систему посредников в этой сфере...»

«Дышло»  нас в упор не видит

Нет раздельного сбора и в судебной практике. Кое-кто из ТСЖ, наладивших у себя раздельный сбор, попытался отстоять своё право на расчёты «по факту» в суде. – Дудки. Ни одного положительного решения, все суды с регоператорами проиграны. Судьи пишут, как под копирку: наличие раздельного сбора мусора не доказано, оснований для расчётов «по факту» нет.

Пример? Судебное дело № А41-86279/2019 в Арбитражном суде Московской области, затем в 10-м апелляционном суде. Суть иска регоператора «Эколайн Воскресенск» к ТСЖ «Чкалова 41» (что в г.Жуковском) банальна: монополист, вывозит, грубо говоря,  один контейнер в день, а плату хочет получать за два с половиной.

Конт площадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот что пишет председатель ТСЖ, защищая право жителей своего дома платить только за реально оказанные услуги:

«Жители дома, которым управляет Ответчик – ТСЖ «Чкалова -41», используют для накопления отходов огороженную и снабжённую кодовым замком площадку.  Туда  нет доступа посторонним лицам, поэтому установленные на  площадке контейнеры фактически выполняют роль общедомовых приборов учёта твердых коммунальных отходов, произведённых жителями указанного дома.

Но п.1 ст. 157 ЖК РФ устанавливает, что «размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе  - нормативов накопления твердых коммунальных отходов)».

Следовательно, в рассматриваемом случае приоритетным является способ учёта твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для их складирования.

Во-вторых, на площадке для накопления отходов, начиная с лета 2017 г., Ответчиком организован  раздельный сбор твёрдых коммунальных отходов. Что в соответствии с п.5-8 «Правил коммерческого учёта  объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов», утверждённых ПП РФ - 505,  является основанием для расчётов за оказанные услуги, исходя из «количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов».

Картина ясна? Члены ТСЖ попытались наладить у себя в доме, фигурально выражаясь, «евросбор» отходов. Рассчитывая получить от этого экономию. – Размечтались....

Нет разделения - нет проблемы

Читаем доводы председателя дальше:

«Действующее законодательство не регламентирует процедуру и критерии подтверждения раздельного сбора отходов, это делается органами местного самоуправления в произвольной форме.

Во время преддоговорной кампании Истец потребовал от  Ответчика подтверждение, что жители его дома разделяют отходы. По просьбе Ответчика администрация г.о. Жуковский выдала ему соответствующую «Справку - Подтверждение раздельного сбора ТКО» для передачи Истцу. Истец принял её без каких-либо возражений, не требуя от Ответчика иных подтвержений...

Справка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение Ответчиком требований по раздельному сбору твёрдых коммунальных отходов подтверждается не только указанной справкой, но и рядом других свидетельств, содержащихся в деле:

- счёт-фактурой закупки контейнеров для раздельного сбора бумаги, пластика, металла от 21.06.17, что является доказательством существования у Ответчика намерений организовать раздельный сбор отходов задолго до появления на рынке услуг региональных операторов,

- размещёнием Ответчиком в доме и во дворе с целью пропаганды и разъяснения жителям условий раздельного сбора отходов плакатов и стикеров соответствующего содержания,

- тем фактом, что  вывоз Истцом твёрдых коммунальных отходов  с контейнерной  площадки  Ответчика производится РАЗДЕЛЬНО, т.е. синие контейнеры с сухими отходами транспортируются мусоровозом синего цвета, а серые контейнеры с смешанными отходами – мусоровозом серого цвета.

Именно так, как это предписано п.7.4 и 7.5 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 608-РМ... Раздельный вывоз отходов осуществлялся во время рассматриваемого спорного периода, осуществляется и сейчас, во время судебного спора...»

Судья парирует эти доводы вот таким «убойным» аргументом:

«...ответчиком не представлены достоверные доказательства соблюдения потребителями услуг по обращению с ТКО требований по раздельному накоплению ТКО. ...в связи с изложенным порядок расчета стоимости услуги по обращению с ТКО, исходя из объема контейнеров для накопления ТКО, в рамках договора ... является неприменимым, поскольку противоречит действующему законодательству...» 

Не доказано... А как ты что-то докажешь этим людям, если о критериях качества (и механизме его проверки) РС ТКО в нормативных документах - ни слова. Более того, в п.2.9 608-го Распоряжения всё-таки была фраза, что контроль за соблюдением требований к раздельному накоплению ТКО осуществляют органы местного самоуправления. А в сменившем его 520-м Распоряжении она исчезла. Как будто и нет никакого раздельного сбора, и никакого контроля за ним не нужно.

Зачем собаке пятая нога

О чём всё это говорит? О том, что в сценарий развития событий, написанный  «режиссёрами» мусорной реформы, практическое внедрение РС ТКО  никак не вписывается. Хватит одной агитации. Пусть простонародье разделяет мусор, так сказать, на общественных началах. Никакой им экономии, ишь чего захотели!

Мысль, что «мусорным баронам»  раздельный сбор нужен, как собаке пятая нога, вряд ли удивит нашего читателя. В данном случае под «баронами» мы понимаем хозяев фирм-регоператоров или полигонов, а чаще и того, и другого вместе. Их интересы понятны: бизнес - и ничего личного. Пока им удаётся получать плату «за воздух»... - ну, а кто ж добровольно откажется от такой «малины»?!

Удивить может позиция федеральных и региональных властей, откровенно идущих на поводу у «баронов». Принося раздельный сбор в жертву безудержному «первоначальному накоплению капитала», происходящему сейчас в сфере обращения с отходами. То, что оно бьёт по карману большинство россиян – это полбеды, российскому истеблишменту не впервой – в стремлении сберечь государственные денежки, которые он считает своими - перекладывать финансирование общественной потребности исключительно на широкие плечи населения. Беда в том, что «нормативный» платёж  благостные призывы к рациональному обращению с отходами и их раздельному сбору зачёркивает напрочь. Российский обыватель не настолько глуп, чтобы ориентироваться только на  трескучие призывы, нынешнюю «картину маслом» он запомнит - и раздельный сбор может так и остаться занятием лишь для энтузиастов-экологов. В том числе - и тогда, когда «первоначальное накопление капитала» свою актуальность потеряет.

Что делать?

Ответ лежит на поверхности  - изменить концепцию законодательства, которое сейчас играет роль «антистимула» для РС ТКО. Например, так:

* Принять во внимание, что расположенные на определённой площадке мусоросборные контейнеры ВСЕГДА являются приборами учёта объёма (веса) мусора, произведённого кругом лиц, которые этими контейнерами пользуются.

В зависимости от местных особенностей это могут быть жители одного или нескольких МКД, двора или даже целого микрорайона, но усреднять норматив по области... – чем это лучше температуры, средней по больнице?!  «Мусорные войны» (т.е. вбросы мусора в чужие контейнеры), которыми нас пугает федеральный супермонополист – РЭО «Радар» (см. https://clck.ru/KHDBy), были всегда. И бороться с ними надо, но, конечно, не так, как сейчас: введя всеобщий финансовый «побор» - уравниловку, не позволяющую людям экономить на рациональном обращении со своими отходами. Не «мусорным баронам» спасать россиян от этих «мусорных войн», пусть лучше заключат договора со всеми юрлицами, а не с половиной, как сейчас. Экологическую полицию в России всё равно придётся учреждать - рано или поздно, но «бароны», ясное дело, будут противиться этому шагу до последнего.

* Привести методику расчётов платы потребителей за услуги по обращению с ТКО в МКД в соответствие с требованием п.1 ст.157 ЖК РФ, т.е. рассчитывать плату аналогично отоплению в МКД, снабжённых  ОДПУ: ежемесячно - постоянная оплата, соответствующая 1/12 объёма отходов, фактически вывезенных регоператором в течение прошлого года с данной площадки, в конце года – корректировка.

               Раз уж вы, господа,  перевели обращение с мусором в разряд коммунальных услуг и переименовали ТБО в ТКО  -  будьте последовательны, руководствуйтесь правилами для коммунальных услуг. Которые сами же вы и установили.

* Разделённые отходы перевести из категории «ТБО» в категорию «Вторсырьё» и предоставить их собственнику самому решать  дальнейшую судьбу этого сырья, т.е. передавать ли его регоператору или иному оператору (из числа зарегистрированных в установленном порядке организаций- мусороперевозчиков) и на каких финансовых условиях.

               При этом вопрос: налажен ли в доме РС ТКО (или это только кажется его жителям) – будет решён естественным  образом: найдётся покупатель на это сырьё – значит, качество разделения достаточно хорошее, нет – значит, с                   расздельным сбором людям  в этом доме придётся пока повременить. И при этом естественным образом                           произойдёт разделение на тех, кто готов к РС ТКО, и тех, кто нет. И вторые будут завидовать первым, а не                           наоборот.   

         Поскольку разделение (мусора) поможет умножению (доходов) людей. А не наоборот, как сейчас.  

Дизайн :
Яндекс.Метрика