Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №10 (144) за 2019 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

20 ноября в московском бизнес-центре Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) «Точка кипения» компания «Столица Групп» провела практическую конференцию «Внедрение раздельного сбора отходов: «0 отходов» - миф или реальность?».

Конференция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время перемен

Особенность переживаемого момента в том, что мусорная реформа, начатая в России федеральными властями с 1 января 2019 г., вскоре грозит перекинуться внутрь МКАД.

Первый этап перехода задан Постановлением Правительства Москвы №734-ПП от 18 июня 2019 г. «О реализации мероприятий по раздельному сбору (накоплению) твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в г. Москве». До 1 января 2020 г.  Департамент ЖКХ должен  внести в территориальные схемы обращения с отходами места их раздельного накопления и обеспечить появление в московских дворах синих контейнеров  - для разделённых отходов: пластика, стекла, бумаги/картона, металла, и серых - для прочих отходов. И обновить правила работы для тех, кто будет вывозить и обрабатывать отходы, в том числе разделённые.  Второй этап стартует с 1 января 2022 года, когда  в Москве появятся региональные операторы, новые тарифы за вывоз ТКО и т.д.

Отсюда интерес, с которым москвичи поглядывают на Подмосковье и другие регионы, где регоператоры «правят бал» в мусорной сфере уже почти год.

SVALKI.NET

Заметим, что  реформа  вызвана необходимостью перейти от массового захоронения ТКО к их переработке, а значит, их раздельный сбор  (РС) - это и есть «сердце» реформы, её смысловой «стержень». Но РС начинается - где? В квартирах и дворах? – Нет, в головах людей. Наверное, поэтому энтузиасты-общественники начали заниматься этим хлопотным, но благородным делом задолго до того, как наш истеблишмент осознал, что близ городов-миллионников места для новых свалок уже не осталось.  Правда, проблему российская власть начала решать своим привычным «манером»:

- выпустила «драконовские» законы и постановления, полностью «зачистившие» сложившийся рынок услуг,

- ввела монополию регоператора на обращение с отходами,

- установила плату по единым тарифам и нормативам, которые в разы повысили сбор денег с населения и т.д. и т.п.

Параллельно с этим в СМИ развернулась агитация за РС. Но если заглянуть в профильные законы и постановления – впечатление такое, что их авторы на опыт, накопленный в сфере РС, обратили ноль внимания. Пример? Очевидно, что расчёты «по факту» уместны, когда есть соответствие между объёмом  фактически вывезенного мусора и теми лицами, кто его произвёл (и следовательно, должен оплатить вывоз и утилизацию). Если же в контенер может внести свою «лепту», кто угодно, логично платить по нормативу. Но в законах и постановлениях об этом ни слова, зато возможность расчётов «по факту» обусловлена наличием РС ТКО. Почему? Бог знает. Возможно, законодатель хотел сделать, как лучше: стимулировать людей к РС - но получилось, как всегда. Ещё пример: «Правила учёта ТКО» (см. ППРФ-505) не допускают расчётов с населением за вывоз мусора по весу, только с хозяевами полигонов. Это, наверное, сделано, чтобы в МКД никто не смел заниматься прессовкой мусора – перед его вывозом?

Рад бы в рай

Как показала конференция, несмотря на то, что на многих мусоросборных площадках (как столичных, так и провинциальных) разноцветные контейнеры уже получили «прописку», фактическое разделение мусора пока очень сильно отстаёт от поднятой информационной шумихи.

И наблюдается такой парадокс: с одной стороны, существующие производства по переработке вторсырья: бумаги, стекла, пластика и т.д. - из-за недостатка сырья работают «вполсилы» (а что же говорить о новых предприятиях, которые уже начали строиться в рамках реформы!).

А с другой стороны, те, кто всерьёз занимается РС отходов (в частности, это выступившие председатели ТСЖ) и их обработкой (предствавители малого бизнеса, чей голос тоже прозвучал на конференции), в один голос отмечают: население разделяет мусор охотно, понукать не надо, вторсырьё несут даже из соседних дворов, но… Собранные компоненты некуда девать (!), мусороперевозчики берутся за их вывоз крайне неохотно.

В «технологической цепочке» обращения с разделёнными ТКО  есть «разрывы». Это видно невооружённым глазом. - Проблема.

Что почём

Ларчик открывается просто: в суматохе нормотворчества наши реформаторы пренебрегли экономическими стимулами - для субъектов, образующих эту самую «цепочку».

Разделять бытовой мусор - дело куда более хлопотное и затратное, чем сваливать всё в одну кучу. Хранить и вывозить отдельные компоненты без предварительной прессовки тоже, как правило, невыгодно. Но! Расценки - что на разделённый мусор, что на неразделённый –  одни и те же. А значит, выручка от раздельного сбора соответствующих затрат  часто не окупает. Такая вот «ценовая политика», вернее, её отсутствие... - Ну, и кому охота заниматься убыточным делом? Только энтузиастам, людям с развитым экологическим сознанием. Слава Богу, они есть, но… Их немного.

В конце прошлого года в Госдуму депутатами-справороссами С.Мироновым и Г.Хованской был внесён законопроект № 611260-7 (см. https://clck.ru/JKChP). С таким алгоритмом действий: если собственники на общем собрании решили перейти в МКД к РС ТКО,  местные власти и управдом должны оборудовать площадку с разноцветными контейнерами, заключить соответствующие договоры и т.д. После чего жители дома начинают оплачивать вывоз только неразделенного мусора, вывоз вторсырья для них становится бесплатным. А перевозчик волен сырьё продать.- Это не единственное решение проблемы, есть и другие пути, но... Правительство дало на законопроект отрицательный отзыв, на этом всё и закончилось. Экономика РС так и висит в воздухе.

А 30 октября РИА «Новости» опубликовало такое сообщение: «РЭО: оплата вывоза мусора по факту незаконна и вызовет "контейнерные войны"  (см. https://clck.ru/KHDBy). РЭО – это Российский Экологический Оператор (в просторечье прозванный Росмусором), он же - координатор и регулятор на фдеральном уровне деятельности всех региональных операторов.

Разделять нельзя смешивать

Более того, для региональных операторов – монополистов и «законодателей мод» в сфере обращения с отходами, был создан мощный «антистимул» для внедрения РС. В виде принятых правил расчёта за вывоз отходов: он, как правило,  оплачивается потребителями услуг по нормативам (обычно существенно завышенным), за исключением одного-единственного случая – угадайте, какого? Раздельного сбора. В этом случае оплата идёт «по факту», т.е. исходя из реально вывезенного объёма отходов. А значит, региональный оператор, признав, что в доме налажен РС ТКО,  и заключив с УО, ТСЖ, ЖК соответствующий договор, сразу существенно: в 2-3 (и более) раза - потеряет в выручке.

В результате, к примеру, в Подмосковье, перешедшем на новые правила обращения с ТКО с 1 января 2019 г. заключённых договоров на вывоз разделённого ТКО - единицы. Энтузиасты РС из числа председателей ТСЖ судятся со своими регоператорами, но пока безуспешно (см. https://clck.ru/KGmhr).

То же самое, возможно, через некоторое время ждёт  и Москву.

Одного этого обстоятельства достаточно, чтобы всерьёз и надолго затормозить массовое внедрение РС. И отбить у большей части населения охоту этим заниматься. Так что вынесенный в заголовок вопрос - отнюдь не риторический.

Cui prodest?

Собиратор

Вы спросите: но почему истеблишмент не спешит разобраться с экономикой РС? А зачем ему какая-то там экономика, если можно и без этого заставить население оплачивать все издержки того, что названо у нас «мусорной реформой». По фиксированной цене, не учитывающей ни количество, ни  качество произведённого мусора.И никого ни к чему не стимулирующей. Так и тянет назвать это «мусорным налогом». Если вы лето провели на даче – с вас возьмут деньги и за реальный дачный мусор, и за виртуальный, произведенный квадратными метрами вашей городской квартиры. Деньги будут капать регоператору независимо ни от чего. – Удобно? Ну ещё бы. Это самая выгодная для российского истеблишмента экономика, зачем что-то менять?

Сказать, что информационный шум вокруг разделения мусора нужен чиновникам «от экологии и ЖКХ» лишь для оправдания новых поборов с населения и для собственной «отмазки», конечно, будет преувеличением.  Нет, они понимают необходимость РС ТКО, постройки сортировочно- перерабатывающих производств, рекультивации полигонов и т.д. Но... Знаете, в чём разница в менталитете общественников-энтузиастов РС и чиновников, отвечающих за обращение с ТКО? У общественников на первом месте – экология, а деньги – как получится. У чиновников деньги - на первом месте, а экология – как получится. Получится - хорошо, можно звонко отчитаться. Не получилось – всегда можно сослаться на несознательных граждан. Которые... ну, никак не желают разделять свой мусор, не желают!

Почему до сих пор нет отдельного тарифа на разделённый мусор? Потому что Правительство дотировать РС за счёт экологического сбора (как это делается в большинстве развитых стран) не хочет, бюджет нужен истеблишменту для более важных вещей. А с мусором - и так сойдёт, население же платит? Платит. Вот пусть и дальше платит. Хватит с него установки синих контейнеров и агитации в СМИ, а если не хватит – «несознательные люди» сами будут виноваты.

Чем это кончится? Посмотрим. Москва – «витрина» РФ.

________________________________________________________________________________________________

Председатель ТСЖ «Ломоносова 18» Людмила Вобликова (Москва):

«Заработать на вторсырье не получится...»

Вобликова

Мы не работаем с мусоровывозящими компаниями, определёнными властями Москвы, а организуем вывоз мусора самостоятельно. Поэтому  заинтересованы в уменьшении его объёма и раздельном сборе. В 2012 г. на своей контейнерной площадке мы поставили пресс-компактор для смешанных ТКО, потому что жители квартала – по пути к метро – свой мусор несли в наши контейнеры, объём получался просто катастрофический. В 2016 г., чтобы и дальше снизить расходы, мы внедрили  РС, причём, нашли подрядчика, который согласился вывозить вторсырьё  бесплатно. Он сам проводил досортировку и накопление, а затем продавал отдельные фракции на переработку. Потом подрядчики стали меняться, одни уходили, другие приходили,  в общем, к концу 2017 г. большинство из тех, кто забирал вторсырьё, с рынка ушли или своё существование прекратили, так что в начале 2018 г. мы свой участок РС закрыли. Как раз в это время в Москве был мусорный коллапс, на полигон стояли очереди, цены на вывоз ТКО резко возросли. Получилось, что по сравнению с 1 кв. 2017 г., когда у нас ещё был РС ТКО,  в 1 кв.2018 г. наши затраты на вывоз ТКО возросли почти на 50%. Мы стали искать способы опять вернуться к РС. И нам удалось найти фирму, которая стала покупать у нас одну фракцию пластика - бутылки ПЭТ (01), стекло, алюминиевые банки, макулатуру, правда, перед вывозом нам пришлось накапливать их на целую машину. Таким образом, за 13 месяцев мы сэкономили на вывозе мусора в среднем по 20 тыс. руб. в месяц и за счёт РС заработали 52 тыс.руб., вышло примерно по 4 тыс. руб. в месяц. Так что заработать на вторсырье, ребята, не получится... В августе 2019 г. мы заказали себе минипресс, это позволило нам расширить собирать ещё одну фракцию пластика флаконы ПНД (02). В результате наши доходы от вторсырья возросли  до 6 тыс.руб. в месяц...

воблиА сейчас мы договорились установить на своей площадке синий контейнер «Вторсырья», куда  наши жители складывают дополнительные 11 (!) фракций вторсырья, а МКМ- Логистика вывозит его раз в неделю и отправляет на мусоросортировочный завод во Владыкино. Окрестные дома, видя этот контейнер, несут свои отходы к нам, так что мы купили сами второй контейнер, но и его уже не хватает, придётся покупать 3-й... Это позволяет нам дополнительно собирать в месяц 11 куб.м вторсырья и отправлять их в переработку, а не на полигон…»

________________________________________________________________________________________________

Председатель ТСЖ «В Раменках» Эмилия Хохлова (Москва):

«Может получиться так, что никто, кроме населения, реально не будет заинтересован в раздельном сборе отходов...»

Хохлова

«Наш 17-этажный 7-подъездный дом тоже рядом с метро, но ситуация, по сравнению с Л.Вобликовой, похуже: почти нет придомовой территориии, где можно что-то разместить,  пресс установить совершенно негде. С 2012 г. мы стали собирать отработанные батарейки, а потом жители мне сказали: а почему мы выбрасываем макулатуру? И у каждого подъезда на отмостке мы установили по баку зелёного цвета. Сначала 5-кубовый бак набирался за 3 месяца, сейчас вывозить их приходится каждые 2 недели. За месяц набирается  до 1.5 т макулатуры, охотников до неё много, хотя деньги они платят небольшие. На эти доходы у нас делается озеленение, посажены кустарники и цветы. Хотя вся придомовая территория, включая палисадник, принадлежит городу.

Потом по просьбе жителей (у нас все подобные инициативы идут снизу!) мы поставили баки для пластика. Агитации тут никакой не требуется, появился контейнер – и он начинает заполняться. Потом рядом поставили отдельные баки для стекла. Пластик наш дворник прессует ногами, из 5ти 1.1-кубовых контейнеров получается от 45 до 80 кг. Правда, стоит стекло копейки, заработать на этом невозможно. Или нужны очень большие объёмы, правда, без прессования они превращаются в совсем небольшой вес, понятно, что перевозчику это совершенно не выгодно.  Со стеклом положение иное, оно тяжёлое, но – безумно дешёвое. Так что если нет государственной поддержки (или хотя бы какого-то администативного давления) – пластик и стекло пристроить очень сложно.

хохСиние контейнеры тут могут оказаться настоящим спасением. Население наше может собирать в него и то, что мы сейчас не собираем: и одноразовую посуду, и пенопластовые подложки под продукты, и другие виды пластика. Вполне может оказаться, что ту организацию, которой мы сейчас сдаём свои разделённые фракции, с Нового года заставят отвозить синие контейнеры на участок сортировки и сдавать содержимое за те же деньги, что ненеразделённые ТКО. Соответственно эти расходы лягут на нас – на тех, кто организует РС. Поэтому хочется обратиться к тем организациям, которые скоро начнут выполнять в Москве роль региональных операторов: мы готовы завалить вас высокакачественным  вторсырьём, но, пожалуйста, забирайте синие контейнеры бесплатно, не возлагайте на нас дополнительную финансовую нагрузку! Департамент ЖКХ должен урегулировать вопрос на уровне правительства Москвы и добиться внесения соответствующих изменений в договор  с регоператором. Только тогда будет  запущен РС! Иначе может получиться так, что никто, кроме населения, реально не будет заинтересован в раздельном сборе отходов...»

 ________________________________________________________________________________________________

Председатель ТСЖ «454» Михаил Швыганов (Нижний Новгород):

«Только экономический интерес граждан позволит массово внедрить раздельный сбор отходов...»

 Швыганов

«С начала  года, когда у нас началась реформа, платежи жителей выросли в 2-3 раза. Норматив установлен очень высокий, столько ни один человек не мусорит. Причём, в нашем регионе норматив установлен не с человека, а с квадратного метра жилплощади, как будто отходы производят не люди, а квартиры. Если ты месяц провёл в командировке, в больнице, на даче – всё равно тебе придёт «полновесный» счёт. Мы поняли, что один из способов снизить платежи - это перейти к раздельному сбору мусора и расчётам за его вывоз «по факту». Мы оборудовали у себя так называемую «умную контейнерную площадку» позволяющей взвешивать ТКО, там имеется два контейнера для разделённых отходов и два - для смешанных.  Сами контейнеры закрыты роль-ставнями, с другой стороны имеются окна закрытые на электромагнитные замки, чтобы выбросить пакет, житель подносит ключ к считывателю, окна открываются, потом закрываются. Контейнеры стоят на электронных весах, как только контейнер заполнен на 3/4 - оператору идёт СМС-сообщение: пора! А пустой контейнер вывезти оператор не может, ставни не отроются. Картон/бумагу мы продаём коммерческой фирме, пластик, стекло, металл другая фирма вывозит у нас бесплатно, и потом сама его реализует.

Сейчас мы дорабатываем программу, которая позволит - с помощью именных ключей - учесть, какой объём выбрасывают  жители каждой квартиры, и разделяют они мусор или нет.  Т.е. это будет общедомовой прибор учёта (ОДПУ) ТКО  с возможностью индивидуального учёта.

швы

Проблема в том, что регоператор с этим не согласен, он говорит: я могу признать, что Вы разделяете ТКО и производить начисления по факту вывоза мусора, только в случае если я сам буду вывозить разделенный мусор (вторсырье). И платить за него вы должны мне - так же, как и за нерассортированный мусор! Понятно, что при этом экономический интерес у нас исчезает напрочь, остаётся лишь моральное удовлетворение. И расчёты по весу вывезенных ТКО регоператор признавать не хочет, поскольку в 505-м постановлении сказано, что расчёты с собственником ТКО допускаются только по объёму. Но ведь ТСЖ не является собственником ТКО, ТКО принадлежит проживающим гражданам в МКД, а следовательно расчеты по массе ТКО с ТСЖ допустимы.

Сейчас регоператор выставляет нам счета по нормативу с кв. метра (это примерно в 3 раза больше, чем получалось бы по весу фактически вывезенных отходов), мы оплачиваем ему вывоз «по факту» (разбрасывая затем общую плату по отдельным собственникам пропорционально площади их квартир) – в итоге наши отношения  с регоператором сейчас переходят в стадию судебного разбирательства...»

________________________________________________________________________________________________

Главный редактор журнала «Председатель ТСЖ» Сауле Беркимбаева:

«Пришёл региональный оператор – и выдавил с рынка все организации, которые покупали у ТСЖ отсортированное сырьё...»

СБеркимбаева

«Я недавно обзвонила подписчиков нашего журнала (журналу уже 13 лет,  и подписчики есть в большинстве регионов России). И что же выяснилось? Где и были очаги раздельного сбора мусора - за последние полгода мусорной реформы они исчезли, люди заниматься этим прекратили. Почему? Пришёл региональный оператор – и выдавил с рынка все организации, которые покупали у ТСЖ отсортированное сырьё. И председатель ТСЖ остался один на один с проблемой: куда девать собранное? Эти (и другие подобные) вопросы мы должны ставить не только друг перед другом, но и перед ассоциациями переработчиков вторсырья и перед функционерами проекта «Экология» и другими людьми, от которых зависит решение проблемы раздельного сбора...»

Дизайн :
Яндекс.Метрика