Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №4 (138) за 2019 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

Ибо его действующая редакция фактически узаконивает возможность неосновательного обогащения региональных операторов за счёт граждан, которым приходится платить не только за реально вывезенный мусор, но и за виртуальный, существующий лишь на кончике чиновного пера (см. https://clck.ru/FT9AM).

При этом массового внедрения раздельного сбора мусора нам не видать, как своих ушей

 

Кто виноват?

  • Технико-экономический аспект

В действующей редакции «Правил предоставления коммунальных услуг…» (ППРФ-354) п.148(30) устанавливает в качестве общего правила, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении МКД, определяется на основании нормативов накопления ТКО (расчёт «по нормативам»). И лишь в одном-единственном случае: при раздельном накоплении сортированных отходов - размер указанной платы определяется на основании объема вывезенных контейнеров (расчёт «по факту»). В связи с этим региональные операторы получили возможность - даже в тех случаях, когда мусорными контейнерами пользуется определённый круг лиц (а значит, есть все основания производить расчёты за вывоз ТКО «по факту») - требовать от лиц, осуществляющих управление МКД, заключения договора, предусматривающего расчёты за обращение с ТКО исключительно «по нормативам». Что может привести (и приводит на практике) к существенному (от 1.5 до 8-10 раз) завышению платы потребителей по сравнению с объёмом реально оказанной им услуги. А значит, по своей сути является ничем иным, как неосновательным обогащением регионального оператора за счёт граждан.  

Более того, чтобы  сохранить для себя эту возможность: неосновательного обогащения – некоторые региональные операторы под надуманными предлогами саботируют заключение договоров, где был бы предусмотрен раздельный сбор ТКО, поскольку это повлечёт за собой переход к расчётам «по факту», а значит, резкое сокращение их доходов. Например, ООО «Эколайн Воскресенск», обслуживающее восток и юго-восток Подмосковья, по утверждению представителей от 18.03.19, ни одного договора на раздельный сбор мусора не заключило. Тем самым внедрение раздельного сбора отходов в МКД (что, как известно, является магистральным направлением развития мусороперерабатывающей индустрии России) искусственно тормозится.

  • Правовой аспект

С правовой точки зрения п.148(30)  ППРФ-354 противоречит:

- Жилищному кодексу РФ, устанавливающему, что в общем случае плата за коммунальные услуги определяется по показаниям приборов учёта (в случае ТКО эту роль выполняет мусорный контейнер известного объёма), и лишь при их отсутствии - на основании нормативов (п.1 ст.157 ЖК РФ),

- «Закону о защите прав потребителей», поскольку обязывает граждан оплачивать не оказанную им в реальности услугу (ст.16 указанного закона),

- Гражданскому Кодексу РФ, поскольку устанавливает (и узаконивает) для регионального оператора возможность неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ).

Что делать?

Внести в ППРФ-354 поправки в соответствии с предлагаемой редакцией п.148 (30) и Раздела II(1) Приложения 2.

Их смысл:

- в общем случае (т.е. при отсутствии раздельного сбора мусора) выбор одного из двух способов расчёта за ТКО осуществляется ПО ДОГОВОРЁННОСТИ между лицом, управляющим МКД, и региональным оператором при заключении между ними соответствующего договора;

- этот выбор определяется, в первую очередь, тем, согласны ли обе стороны рассматривать мусорные контейнеры в качестве приборов учёта ТКО, производимого определённой группой лиц в одном или нескольких МКД, в спорных случаях вопрос решается в суде в порядке ст.445 ГК РФ;

- размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении МКД, определяется в зависимости от сделанного выбора по формулам, приведённым в действующей редакции «Правил предоставления коммунальных услуг…».

Предлагаемая редакция п.148 (30) и Раздела II(1) Приложения 2 – см. Приложение, текст, подлежащий удалению, зачёркнут, подлежащий включению - выделен красным цветом.


 

 

Приложение

«Правила предоставления коммунальных услуг…»

Раздел XV(1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО

Пункт 148(30).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в зависимости от того, какой из двух способов коммерческого учёта ТКО:

на основании нормативов накопления ТКО или

на основании объема вывезенных контейнеров –

установлен договором между лицом, осуществляющим управление МКД, и региональным оператором.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО определяется в соответствии с формулой 9(1) Приложения N 2 к настоящим Правилам.

В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО на основании нормативов накопления ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.

В случае коммерческого учёта ТКО на основании объёма вывезенных контейнеров, а также при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.


Приложение 2.  Раздел II(1).

Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю за расчетный период в i-м жилом помещении…

9(1). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО определяется согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1):

                9 1                                     

 

 

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО определяется согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):

           9 2                 

 

9(3). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется  исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров определяется согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(3):

9 3

 

 

9(4). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется  исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148(30) Правил определяется по формуле 9(4):

,9 4

 

где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

n - расчетное количество граждан, использующих место накопления ТКО;

 Ni н - норматив накопления ТКО;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;

Si - общая площадь i-го жилого помещения;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений МКД;

V - объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО за расчетный период.

Дизайн :
Яндекс.Метрика