Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №11(85)2014

15-16 октября в Москве прошла II конференция «Информационные системы и технологии в ЖКХ» (ИНФОТЕХ ЖКХ-2014). Она показала, что ГИС ЖКХ уже на пороге, и если она будет реализована в том виде, как это сейчас заявляется - многое из того, что сейчас является тайным, станет явным.

 

Доживем до 17-го года

Напомним читателю, что этим летом был принят федеральный закон № 209-ФЗ от 21.07.2014 «О государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ». Он обязывает практически всех действующих в ЖКХ субъектов поставлять в систему информацию о своей деятельности в этой сфере. И соответственно даёт право этой информацией пользоваться.

Сроки:

- до 1 марта 2015 г. ГИС ЖКХ должна быть «оснащена» форматами взаимодействия и иной информацией, необходимой для информационного обмена с иными системами,

- до 1 февраля 2016 г. оператор ГИС - «Почта России» - должен запустить систему, т.е. обеспечить возможность приема информации от поставщиков, в этот же срок органы власти и муниципалитеты должны обеспечить передачу в ГИС информации, которая уже имеется в их информационных системах,

- с 1 июля 2016 г. все остальные поставщики информации должны начать размещать в системе «свою» информацию.

Но главная дата - это 1 января 2017 г, с этого момента, если в ГИС не размещена информация о размере платежей какого-либо потребителя (или размещенная в системе информация расходится с бумажной квитанцией) - этот потребитель счёт за услуги ЖКХ может не оплачивать.

Одновременно федеральный закон № 263-ФЗ от 21.07.2014 внес в ЖК РФ и КоАПП изменения, связанные с запуском ГИС: возможность проводить собрания собственников в виде электронного голосования, обязанность управляющей организации (УО) размещать в системе договора управления и т.д. Но, главное, новые статьи КоАП: ст.3.19.1 и 3.19.2 - устанавливают нешуточные наказания: неразмещение информации или нарушение порядка взаимодействия с ГИС ЖКХ - штраф на должностное лицо до 30 тыс. руб., на юрлицо до 200 тыс. руб., рецидив влечет дисквалификацию должностного лица на срок от 1 года до 3 лет, менее серьезные нарушения, вроде размещения информации не в полном объеме или с искажениями - разные штрафы: от 15 до 30 тыс. руб. на физлицо, от 30 до 200 тыс. руб. на юрлицо и т.д.

В общем, это серьезно.

Открытость + Прозрачность = Инвестиции?

Официальная точка зрения на конференции, как и следовало ожидать, была супероптимистична.

Директор Департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко:

фото

«Минстрой России уже провел огромную работу по созданию качественного и понятного законодательства для дальнейшего развития отрасли, и в настоящее время приоритетной для себя задачей считает привлечение инвесторов в сферу ЖКХ. Создание системы ГИС ЖКХ позволит повысить прозрачность отрасли - как для потребителей, так и для игроков рынка, потенциальных инвесторов. Благодаря системе увеличится открытость компаний, работающих в ЖКХ, что будет способствовать привлечению инвестиций. Я уверена, что появление такой мощной информационной системы позволит сделать отрасли ЖКХ новый рывок в развитии».

Однако дискуссия показала, что с «качественным и понятным» законодательством не все так просто. Да и в отношении ГИС множество вопросов пока остаются открытыми. Прежде всего - вопрос о границах ответственности поставщиков: кто какую информацию должен будет загружать в систему? - В законе об этом сказано лишь в самых общих выражениях. А подзаконный акт с нужной конкретизацией пока в области обещаний.

Другой вопрос: к каким сведениям будут допущены разные категории пользователей? Ведь понятно, что всеобщая открытость и полная прозрачность на практике недостижимы. Конечно, в системе будет какая-то иерархия доступа к разным массивам данных. Но какая? - Вот что нужно обсуждать, пока не поздно.

Провозглашённая бесплатность поставки и пользования информацией тоже вызывает не столько восторг, сколько сомнения. Ведь мы же знаем, где бывает бесплатный сыр. И что такое сейчас бесплатное образование и бесплатная медицина.

 

«Ой, теперь он и тебя посчитал!»

У айтишнииков (от английского IT- информационные технологии) - свои задачи, планы и заботы.

Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев:

Фото

«Задача ГИС ЖКХ - в том, чтобы не спрашивать у мэра или губернатора: что у вас происходит в ЖКХ - а просто зайти на сайт и увидеть всю картину. Как это уже сделано для госзакупок.

Что получат граждане от ГИС ЖКХ? Информацию о своих начислениях. О своей УО, о ее доходах и расходах. Возможность в автоматическом режиме подавать жалобы, причем реестр прохождения жалобы вверх по инстанциям: УО, жилинспекция, прокуратура и т.д. - тоже будет формироваться автоматически, вся переписка с гражданином будет в его личном кабинете. Конечно, многие будут пользоваться электронным голосованием. Расширятся возможности оплаты, конкуренция между разными банками и платёжными системами благоприятно скажется на размере комиссии. Будут социальные сети и домовые форумы, где люди будут выставлять рейтинг разным УО. Как сейчас, готовясь в турпоездку, мы смотрим рейтинги отелей и отзывы клиентов, то же самое будет и в отношении УО.

Какие «плюсы» от ГИС ЖКХ будут у УО? Однократность ввода информации, упрощение отчетности. Мы постараемся максимально использовать то, что было собрано по постановлению № 1468, хотя, к сожалению, эти сведения прямо положить в ГИС нельзя, ибо они подавалась без нормативных справочников, об одном и том же люди писали пятью разными способами, друг с другом ничего не стыкуется. Еще мы планируем резко сократить объем отчетности, ибо многие поля в форме 1468-го постановления оказались никому не нужны. Большинство полей будет заполняться автоматически, из уже имеющихся сведений. Так что участникам рынка придется давать лишь минимум информации.

Сейчас мы вместе с Минстроем готовим приказы, которые надо выпустить в соответствии с законами № 209-ФЗ и 263-ФЗ. К 1 марта 2015 г. мы должны - на основе пилотных проектов в Тульской и Ивановской областях - апробировать свои программные продукты и довести их до использования в большем масштабе. А до 1 июня 2015 г. мы уже планируем заключить со всеми субъектами федерации соглашения об опытной эксплуатации на их территории ГИС ЖКХ.

Выходит, до близкого знакомства с системой осталось всего ничего. Но… Программы уже проходят «обкатку», ГИС ЖКХ, можно сказать, на пороге, а многие организационно-правовые вопросы так и не решены. Или решены, но пока не обнародованы? А как же «прозрачность?» Правда, на конференции прозвучали обещания выпустить нужные правовые акты к 1 декабря, но…

 

Информационный «дамоклов меч»

Ведь чего боятся люди? Например:

- что придётся выставить на всеобщее обозрение то, что раскрывать не хотелось бы, например, персональные данные, которые присутствуют в протоколах собраний;

- что информация в системе (или на пути к ней) будет теряться, а штрафовать будут поставщика;

- что поставка данных о себе и их регулярное обновление потребует от малого бизнеса, а также ТСЖ, ЖСК, ЖК неоправданных (а то и просто непосильных) затрат на услуги квалифицированных программистов, а взамен люди получат пшик, ведь для персональных кабинетов не нужно создавать ГИС ЖКХ в общероссийском масштабе.

Председатель правления ТСЖ «Дом по Никитинской улице 31» (г. Москва) Людмила Шкурко:

фото

«Сегодня для нас, ТСЖ, предусмотрена одна только ответственность, но не предусмотрено ни финансирования, ни какой-либо другой помощи… Это все ложится бременем на плечи граждан, а значит, возникают конфликты. Мы не отрицаем необходимости внедрения цифровых технологий в сферу ЖКХ, но… За счет чего я должна финансировать эти работы? В нормативной ставке ничего такого не предусмотрено. Об этом надо обязательно подумать… »

Вполне естественные опасения, навеянные, например, недавней практикой раскрытия информации на сайте Фонда реформирования ЖКХ. И параллельно - на региональном сайте «Дома Москвы». С высоких трибун было обещано, что информация «автоматом» будет передаваться со второго сайта на первый, но в действительности ничего подобного не происходило. Сколько товариществ на этом «нажглось»!

Подумать есть о чем.

 

Как не наступить на старые грабли

Разумеется, не обошлось без анализа прошлого опыта.

 

Заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев:

фото

Принять закон (даже самый хороший!) - это еще не все. Надо еще, чтобы он заработал. Примеры вы все знаете: 261-й закон об энергосбережении уже три года не выполняется. А самый яркий пример - внедрение 354-го постановления, это хорошее постановление, но если бы оно внедрялось после того, как мы с вами выполнили бы 261-й закон - в части установки общедомовых и индивидуальных приборов учета - все было бы отлично, вопросов бы не было. А так… маленькая ошибка в определении сроков внедрения привела к тому, что мы вместе с Минстроем вот уже два года мучительно ищем выход из создавшейся ситуации, думаем, как вернуть граждан в свои союзники. Потому что социальный взрыв в 2013 г. был достаточно сильный.

И закон о капитальном ремонте мы отодвинули на целый год - из-за того, что мы не имеем первичной информации о состоянии жилого фонда. Постановление № 1468 об электронном паспорте МКД, выпущенное три года назад, тоже не выполнено. Пилотные проекты показали, что если на федеральном уровне мы создаем неплохую систему, то, спустившись на региональный и муниципальный уровень, мы тут же убеждаемся, что первичной-то информации: о состоянии жилого фонда, сетей, котельных и т.д. - у нас нет. Поэтому в отчетах мы и употребляем такие оценки, как «примерно 76%» или «около 1,7 трлн. руб.».

Если мы сегодня не возьмем регионы под жесткий контроль - в плане внедрения закона о ГИС ЖКХ, может получиться, как с 261-м законом. Это хороший закон, но он не работает. И никто не знает, как заставить его работать. - Вот такие у меня опасения…»

Справедливые опасения. Параллель между 261-м законом об энергосбережении и 209-м законом о ГИС ЖКХ действительно напрашивается. Что их сближает? И там, и здесь вроде бы есть очевидная общественная потребность, в первом случае - в энергосбережении, во втором случае - в информатизации отрасли, налаживании учета и контроля за происходящими процессами в масштабе огромной страны. Понятно, что последнюю задачу можно выполнить лишь с помощью современных IT- технологий.

 

Особенности национального энергосбережения

Но, простите, у 261-го закона есть один недостаток: он игнорирует рыночные реалии современного ЖКХ. Чтобы убедиться в этом, посмотрим, кто является бенефициаром (т.е. выгодоприобретателем) энергосбережения. В сегодняшней России, «здесь и теперь», а не в некой гипотетической реальности.

Местные РСО? Нет, для них энергосбережение - «нож острый», ибо снижается выручка. Управляющие организации? Тоже нет, они от этого ничего не получат. Местные власти? Им от экономии ресурсов в частных на 90% МКД ни горячо, ни холодно, они утвердили программу энергосбережения в бюджетных организациях - и успокоились. Собственники жилья? Теоретически - да, но во многих (если не в большинстве) российских МКД нет реальных собственников общего домового имущества. Оно попросту бесхозно, ибо большинство владельцев квартир до сих пор ведут себя так, как будто за порогом квартиры их собственность кончается. Что касается граждан, которые все же заботятся о судьбе своего дома - им без посторонней помощи (в первую очередь - местных властей), как правило, не под силу энергосберегающие проекты. В силу их организационно-технической сложности. К тому же механизм энергосервиса у нас до сих пор не отлажен, а без него - откуда взять свободные деньги, чтобы вложить в энергосбережение? К тому же - где гарантия, что полученная экономия не будет тут же «съедена» очередным скачком тарифов? Ведь долговременные тарифы на коммунальные услуги даже сейчас, в конце 2014 г., у нас только в перспективе, а 261-й закон был принят 23 ноября 2009 г.

«Продвинутые» собственники - те, кому подобные проекты по плечу (по «странному» стечению обстоятельств, они почему-то почти всегда оказываются членами ТСЖ или ЖСК!) - энергосбережением занимались и до появления 261-го закона. По собственной инициативе и безо всяких понуканий «сверху».

Вот и получается, что единственным безусловным и реальным бенефициаром внедрения 261-го закона в МКД является одно лишь Правительство России (Правительство в широком смысле, а не просто кабмин РФ), ибо, сэкономив на населении, оно сможет больше углеводородов поставлять на внешние рынки.

Но, простите, эти люди для достижения своей цели не вложили ни копейки и не организовали ничего общезначимого, просто выпустили закон, ультимативно предписывающий другим сделать то, что принесет им немалую выгоду. При этом никаких реальных стимулов для «действующих лиц и исполнителей» они не предусмотрели, ограничились словами «должны» и «обязаны». Сделали ставку на кнут без пряника. Причем, кнут бумажный. Стоит ли удивляться, что этот «хороший» закон не сработал?

Ведь с чего начинается энергосбережение? С установки приборов учета. Но сами по себе приборы ничего не экономят. Если бы вчерашняя задача: установки счетчиков - была поставлена как часть завтрашней задачи: оптимизации потребления ресурсов в МКД, а значит, и расходов жителей на «коммуналку» - это можно было бы, по крайней мере, людям объяснить (как это делают председатели ТСЖ, приступая к энергосбережению). И заинтересовать их реальной перспективой экономии, ведь людям предстоит открыть кошельки. Но, заметьте, в профильных статьях 12 и 13 закона № 261-ФЗ про будущую экономию ни гу-гу, ни слова. Почему? Потому что иначе Государство Российское не отделалось бы только выпуском «ультимативного» закона, пришлось бы принимать федеральную программу, проводить широкую агитационно-разъяснительную кампанию, налаживать массовое производство дешевых унифицированных счетчиков, пригодных для дистанционного считывания показаний и т.д. и т.п. Вместо этого всем собственникам просто предписали поставить за свой счет - какие-нибудь и непонятно зачем - счетчики и рассчитываться только по ним. Т.е. людям велели: отныне приходить в магазин со своими весами! - и на этом разговор закончился.

В результате мы имеем то, о чем нам рассказал уважаемый депутат Госдумы.

 

А не то будет, как вчера!

С ГИС может получиться нечто подобное. На конференции звучали всякие хорошие слова про «мотивацию», «стимулирование» и «привлекательность» системы для всех участников процесса, были пожелания и обещания на эту тему, но…

В 209-ФЗ никаких стимулов для поставщиков информации не обнаружено. Зато есть штрафы в 263-ФЗ. Опять кнут без пряника? Бумажный? В сочетании с лицензиями, он для кого-то может оказаться очень даже реальным.

Но с информацией дело посложнее, чем с энергосбережением. Со стимулами проблема, но есть еще и «антистимулы» - мотивы для сокрытия (или искажения) информации. И если бы это касалось только нечистых на руку людей! - Это было бы полбеды.

Руководитель Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Мария Шилина:

фото

«Одно из условий стабильности в сфере ЖКХ - это баланс интересов трёх ключевых групп субъектов: власти, общества и бизнеса.

Но политика государства за последние 15 лет создала такие условия, когда бизнес вынужден скрывать свои данные. Когда он заинтересован в том, чтобы информация о его хозяйственной деятельности была как можно более закрытой…»

В самом деле, если управдом вынужден ремонтировать дома-развалюхи за счет соседей-новостроек (иначе у него отберут лицензию) - неужели он честно отразит это в ГИС ЖКХ? Пока в нашем ЖКХ существуют нынешние «правила игры», заставляющие управдома быть не только бесплатным агентом РСО - в части сбора коммунальных платежей, но и гарантом 100%-й оплаты коммунальных услуг - о какой «прозрачности» можно говорить?!

Об этом недавно откровенно рассказал один из авторов нашего журнала - Егор Мень из Гатчины:

«Доверительные взаимоотношения отношения собственников и управляющей компании невозможны при легализованной плановой убыточности деятельности… В сложившейся ситуации УК ничего другого не остаётся делать, как обмануть (а для этого крайне вредны прозрачность, плановость, работа с Советами домов) или обанкротиться»

(см. журнал» Председатель ТСЖ» № 10, 2014 г., статья «Краткий прогноз результатов отмены применения непосредственного управления» МКД»).

Список «нерасшитых мест» нынешнего жилищного законодательства, которые будут, без сомнения, препятствовать «прозрачности» «игроков» рынка услуг ЖКХ, можно продолжить, на конференции об этом было сказано немало слов.

Завсектором Института экономики города Ирина Генцлер:

фото

«Самые большие полномочия - у собственников помещений в МКД, и именно они чаще всего не имеют доступа к той информации, которая нужна, чтобы на общем собрании принимать управленческие решения. К примеру, электронный паспорт МКД, содержащий максимально полную информацию о доме - нигде не написано, что он должен предоставляться собственникам помещений.»

 

врез

Фото «Проблемы информатизации»

 

 

 

При этом, безусловно, радует то, что поставка информации в ГИС ЖКХ будет означать выполнение обязательств по раскрытию информации в соответствии с 731-м постановлением. Если верить НП «Развитие», к 1 января 2017 г. все необходимые для этого изменения в правовые акты будут внесены.

Из положительных примеров, когда внедрение региональной ИС ЖКХ уже принесло ощутимый эффект, на конференции прозвучал лишь опыт Чувашии (см. стр……)

Юрий Полонский

P.S.

И станет тайное явным

Летом жена навестила родных в маленьком городке в Саратовской области. На стене клуба - афиша. Кинофильм «Секрет ее молодости», начало в 17 и 19 часов. Заходит - никого. Пошла по комнатам, нашла какую-то даму. «Будет сегодня кино? - Нет, не будет. - А завтра? - Тоже нет. - А как же афиша? - Ну-у-у, так надо». Оказалось, афиша обеспечивает три рабочих места: директора, киномеханика и кассира. Ну, а то, что на самом деле «кина не будет» - местные и так знают.

Этот пример из другой сферы. Но… Почему-то он приходит на ум, когда разговор заходит о ГИС ЖКХ. Если система будет реализована в том виде, как нам обещают её создатели - на свет Божий вылезет очень многое из того, что сейчас находится в тени. Мы к этому готовы?

Дизайн :
Яндекс.Метрика