(опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" № 4(78) 2014)

Они связаны не столько с самим обслуживанием внутридомового газового оборудования, сколько с разделом профильного сегмента столичного рынка услуг. Свое монопольное положение «Мосгаз» никому уступать не намерен.

Ударим опровержением по утверждениям

В статье «Синим пламенем без копоти» в №2 (76) 2014  нашего журнала был опубликован рассказ председателя ТСЖ «Ломоносовский, 18» Людмилы Вобликовой о проблемах, связанных с заключением договоров на техническое обслуживание (ТО) внутридомового газового оборудования (ВДГО). Сначала со столичным «Мосгаз», а затем с его подмосковными конкурентами, пусть робко, но все же нарушивших монополию столичной фирмы несколько лет назад.

Как нетрудно догадаться, первым, кто пожелал высказаться, было ОАО «Мосгаз».

 С помощью начальника управления по эксплуатации ВДГО ОАО «Мосгаз» Татьяны Киселевой) пресс-служба фирмы подготовила официальное опровержение.  

 

В выступлении председателя ТСЖ «Ломоносовский 18» Л. Вобликовой содержится ряд сведений, которые мы считаем нужным опровергнуть.

1. В частности, сказано: «До 2011 г. работы по техническому обслуживанию (ТО) внутридомового и квартирного газового оборудования (ВДГО) в столице проводило ГУП «Мосгаз», соответствующий тариф регулировался и утверждался службами Правительства Москвы». В действительности же стоимость ТО ВДГО учитывалась в тарифе на газ лишь до середины 2005 г. п. 5.5.6 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, установил, что организация по обслуживанию жилищного фонда обязана своевременно заключать договоры ТО ВДГО со специализированными организациями. Руководствуясь этим, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) определила, что затраты на ТО ВДГО выводятся из цены на газ для населения (см. Информационное письмо ФСТ РФ № СН-3765/9 от 23.06.2005). Соответственно, изменение стоимости работ в 2011 г. никак не связано с отменой регулирования тарифа в 2005 г.

Тариф на ТО ВДГО «службами Правительства Москвы» также не устанавливался, поскольку цена данных услуг является договорной. Так в письме Департамента экономической политики и развития города Москвы № ДПР//11-15527 от 07.09.2011 указано, что государственное регулирование цен на услугу по ТО ВДГО нормативными правовыми актами не предусмотрено, ГУП «Мосгаз» устанавливает эту цену на договорной основе.

Но при этом надо иметь в виду, что до 2011 г. аварийное обслуживание ТО ВДГО в договоры с управляющими компаниями (УК), ТСЖ, ЖСК не включалось и ими не оплачивалось, поскольку соответствующая бюджетная субсидии выделялись напрямую ГУП «Мосгаз». А с 2011 г. прямое субсидирование аварийно-диспетчерского обеспечения (АДО) прекратилось, в связи с этим оплата данных услуг была возложена на УК, ТСЖ, ЖСК. Что и послужило причиной увеличения оплаты ТО ВДГО на 85%.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 299-ПП УК от 24.04.2007, ТСЖ, ЖСК являются получателем бюджетной субсидии на содержание и ремонт общего имущества. Расчет субсидии производится по планово-нормативным ставкам, куда в числе прочего включены и расходы на ТО (включая АДО) ВДГО, находящегося в составе общего имущества жилого дома. Таким образом, смена адресата субсидий не могли повлечь для УК, ТСЖ, ЖСК дополнительных невозмещенных затрат. А значит, утверждение Л. Вобликовой о том, что «с 1 января 2011 г. «Мосгаз» взвинтил плату, повысив ее почти на 85%», недостоверно.

2. Голословными являются сведения о том, что две упомянутых в статье подмосковные компании: ЗАО «Мособлсантехмонтаж» и сменивший его на рынке услуг ООО «Техногаз» - являются специализированными организациями.

Согласно п.п. 2, 6 «Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного ГО при предоставлении коммунальных услуг по газоснабжению» (см. Постановление Правительства РФ № 410 от 14.05.2013) ТО ВДГО осуществляется специализированной организацией, получившей в установленном порядке допуск к выполнению данного вида работ (оказанию услуг) и имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. По имеющейся у нас информации, данные организации такой службы не имеют, а договор на соответствующие услуги ОАО «Мосгаз» с ними не заключался.

Кроме того, документально не подтверждено, что работники указанных организаций прошли обучение и аттестацию в соответствии с п. 3.49 Постановления Правительства Москвы № 758-ПП от 02.11.2004. А для работы в г. Москве это требование обязательно.

Вместо обязательного проведения ТО внутриквартирного ГО указанные организации проводят некую диагностику газовых приборов, которая не предусмотрена законодательно и включает значительно меньший объем работ. Различный комплекс работ (отсутствие АДО и проведение диагностики вместо ТО) делает некорректным и неправомерным указание на меньшую стоимость услуг ЗАО «Мособлсантехмонтаж» (ООО «Техногаз») по сравнению с работами ОАО «Мосгаз».

3. Утверждение, что «до конца 2012 г. вынесенное УФАС предписание «Мосгаз» не исполнял», а также ее информация о структуре наших договоров на ТО ВДГО, также не соответствуют действительности.

Принятые УФАС акты - решение № ДТ/30543-1 от 28.11.2011, предписание № ДТ/30779 от 28.11.2011, определение № ДТ/3225 от 08.02.2012 - предписывали ГУП «Мосгаз» с 01.07.2012 внести изменения в договор на ТО ВДГО с учетом АДО в жилых домах г. Москвы, выделив из единого комплекса работ по ТО ВДГО (и соответствующего тарифа) услуги по диагностике газовых приборов.

Во исполнение ГУП «Мосгаз» подготовило проект договора и расценку, согласно которым в перечень услуг, оказываемых УК, ТСЖ, ЖСК и оплачиваемых ими, включено только обслуживание внутридомового газопровода, входящего в состав общего имущества собственников помещений, с учетом АДО.

С 01.07.2012 и до настоящего времени расценка на выполнение работ на ТО ВДГО с учетом АДО в МКД г. Москвы составляет 5,50 руб./ м2 в год.

Разработанным проектом договора предусмотрено выполнение работ по ТО ВДГО в соответствии с Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденным приказом Министерства регионального развития № 239 от 26.06.2009, и «Регламентом на ТО внутридомового газопровода, относящегося к общедомовому имуществу, с учетом АДО в жилых домах города Москвы», утвержденным заместителем мэра Москвы П.П. Бирюковым 24.04.2012.

В итоге УФАС по Москве определением № ОМ/31135 от 30.11.2012 установило, что ГУП «МОСГАЗ» надлежащим образом и в полном объеме исполнило выданные предписания, устранив нарушения антимонопольного законодательства, и ввело в действие экономически обоснованный тариф на ТО ВДГО с учетом АДО, исходя из положений ч. 1 ст. 37 ЖК РФ.

3. Необходимо отметить, что незаключение УК, ТСЖ, ЖСК договора на обслуживания ВДГО влечет административную ответственность по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилья.

В связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ № 410 от 14.05.2013 в настоящее время ОАО «Мосгаз» разработало 3 новых договора на:

- ТО и ремонт внутридомового и внутриквартирного ГО с учетом АДО (комплексный);

- ТО и ремонт внутридомового ГО с учетом АДО;

- ТО и ремонт внутриквартирного ГО.

Заказчиком по договору о ТО внутриквартирного ГО является собственник (пользователь) помещения, в котором размещено оборудование. От его имени договор может быть подписан УК, ТСЖ, ЖСК на основании протокола общего собрания собственников помещений. Отсутствие данного договора может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, угрозе жизни и здоровья граждан, поскольку наибольшее количество аварий происходит именно в газовых приборах. В связи с этим отсутствие договора является основанием для приостановления подачи газа (см. п. 17, 23, 60 Правил).

Образцы договоров размещены на официальном web-сайте ОАО «МОСГАЗ»

Ну, что ж, неточности следует уточнить, несоответствующую действительности информацию опровергнуть, оценочные суждения одной стороны уравновесить альтернативным мнением. Что мы и делаем в настоящей статье.

«Сверху» виднее?

Впрочем, нетрудно заметить, что расхождений между двумя нашими «источниками информации» не так уж и много. И связаны они, в основном, с тем, что в системе финансово-производственных отношений, существующей в столичном ЖКХ, они занимают разные позиции. А потому один и тот же факт могут трактовать (и трактуют) совершенно по-разному. Например, смена получателя субсидии на АДО ГО на рубеже 2010/2011 г. (результатом чего, по утверждению «Мосгаз», и стало повышение платы ТСЖ на 85%) была воспринята Л. Вобликовой как «взвинчивание» цены на 85%. Что ж, вполне естественная реакция. Ведь платить ТСЖ пришлось за услуги газовщиков почти в 2 раза больше и это при том, что общий размер получаемой товариществом субсидии остался на прежнем уровне. А разъяснить Л. Вобликовой подоплеку возникшей ситуации никто не удосужился, по ее словам о прямом субсидировании газовщиков до 2011 г. она и не знала.

Кстати, упомянутое повышение было связано с Распоряжением ДЭПР г. Москвы № 63-Р от 18.10.2010 «Об утверждении предельного тарифа на ТО ГО и сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества МКД», аналогичные документы выпускались и раньше. Отсюда и высказывание Л. Вобликовой о том, что «соответствующий тариф регулировался и утверждался службами Правительства Москвы», с которого «Мосгаз» начинает свои опровержения. Разве установление предельного тарифа, на основе которого рассчитывается субсидия, не есть регулирование?

Другой пример. Представители «Мосгаза» полагают, что выполнили предписание УФАС, отчитавшись в срок перед антимонопольным органом и получив 30.11.2012 от него соответствующее определение. А председатель ТСЖ Л. Вобликова видит другое: год на исходе, срок получения проекта нового (так сказать, «антимонопольного») договора в ответ на поданную ею заявку истек, а проекта нет - значит, у нее к газовщикам возникает претензия: не сделали, что положено. Тоже естественно.

Еще одно «разночтение» - в отношении к бюджетным субсидиям. Председатель ТСЖ считает: после того, как деньги получены, право решать, как их тратить, принадлежит исключительно ТСЖ. Почему бы «товарищам», к примеру, не заключить договор на ТО ВДГО с организацией, которая предоставляет свои услуги за меньшую цену? А у представителей «Мосгаза» другое мнение: субсидии бюджетные, вот и будьте добры, товарищи, тратить их так, как вам предписывает «сверху» П.П. Бирюков. Уловили разницу, уважаемый читатель?

В общем, нельзя не заметить, что самооценка работников столичной фирмы и взгляд на них «со стороны» сильно отличаются. И в этом все дело.

Что же касается самого серьезного утверждения, что ООО «Техногаз» не является специализированной организацией, имеющей право вести ТО ВДГО, и потому выполняет обслуживание не в полном объеме (отсюда и дешевизна услуг!), то это утверждение ООО «Техногаз» представил в редакцию пакет документов, которые по утверждению директора компании, определяют ее как специализированную организацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ №410 от 14.05.2013

«Ноу-хау» местного «разлива»

Что интересно, распутывая один «клубок противоречий», мы сразу же столкнулись с новой интригой. Она возникла в конце беседы вашего корреспондента с представителями ОАО «Мосгаз», когда его представители заявили, что «возмутитель спокойствия» - председатель ТСЖ «Ломоносовский, 18» Людмила Вобликова, подумав и оценив преимущества работы со столичной фирмой, в конце концов, заключила именно с ней договор на обслуживание ВДГО.

Что было Людмилой Ивановной тут же опровергнуто: ничего подобного, у ТСЖ «Ломоносовский, 18» как был в январе заключен договор с областным «Техногазом», так и сейчас он остается в силе. Тогда газовщики поправились: нет, договор с «Мосгазом» заключило не ТСЖ, а управляющая компания от имени ТСЖ. На что другая сторона заявила, что никакой УК над ними нет, их дом на самоуправлении, и никто решать за них этот вопрос не вправе.

Председатель ТСЖ «Ломоносовский, 18» Людмила Вобликова:

Да, похоже, это наше местное «ноу-хау». Еще в марте 2013 г. в ответ на нашу заявку в «Мосгаз» о заключении с ТСЖ договора на ТО ВДГО мы получили письмо от начальника Управления ВДГО Т.Н. Киселевой (исх. №б/н от 18.03.2013), из которого узнали: «…жилой дом по адресу: Ломоносовский просп., д. 18 включен в договор на выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового газопровода и диагностике газовых приборов (с учетом АДО) ОАО ДЕЗ Гагаринского района согласно письму № 104 от 06.03.2013». Говорят, ДЕЗ заключил договор с «Мосгаз» на ТО ВДГО также и на дома ТСЖ «Ленинский, 52» и ТСЖ «Ленинский, 69». Хотя во всех этих домах есть ТСЖ на самоуправлении, и никаких договорных отношений у них с ДЕЗ нет. Можно предположить, что на 2014 г. эти договоры просто пролонгировали.

Якобы в некоторые квартиры на Ленинском проспекте газовщикам даже удалось зайти и подписать акты выполненных работ, а ДЕЗ эту работу им оплатил. Правда, непонятно, за счет какой статьи расходов… В нашем доме этот номер не прошел, внутрь мы их не пустили, пригрозили вызвать полицию. Но никаких документов по этому поводу я не видела, никто мне их не показывал. Что движет людьми, которые предпринимают такие, на мой взгляд, незаконные действия? Не знаю. Наверное, они рассуждают: упустишь один дом, другой, а за ними и остальные потянутся. Каждому же ТСЖ охота сэкономить средства и пустить их на что-то другое, «дыр» вон сколько. А так - никому неповадно «уйти на сторону».

Что же касается их основного довода - гарантий безопасности… Ну, рассудите: я сама живу в этом доме с тремя детьми, и что, я меньше «Мосгаз» заинтересована в своей безопасности?!

Что касается аварийных вызовов - за прошлый год мне известно о двух вызовах наших жителей службы «04». Те приезжали, делали свое дело. Но никаких счетов за эти выезды ни жители, ни ТСЖ не получали. Ну, а плановые ремонты и замены плит, как и выезды на аварийные вызовы в этом году, нам делает наш нынешний подрядчик областной «Техногаз» - и вроде все нормально. К тому же надо иметь в виду, что на основании раздела 11 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ № 9 от 18.03.2003, аварийно-диспетчерская служба (служба «04» в Москве) обязана выполнять все поступающие аварийные заявки независимо от наличия у лица, направляющего аварийную заявку, заключенного договора о ТО ВДГО и АДО. Именно такой позиции придерживаются антимонопольные службы РФ…»

Как видите, час от часу не легче. Вот, оказывается, какие «страсти по ВДГО» кипят в столице.

Что написано пером

Для полноты картины сравним тексты двух договоров на техобслуживание ВДГО: столичных газовщиков и областных.

Врез 1:

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по ТО и ремонту внутридомового и внутриквартирного ГО, а также АДО по объектам, указанным в Приложении 1…

1.2. При выполнении работ Исполнитель руководствуется… (далее следует список нормативных документов, регламентирующих работы)

1.3. Выполнение работ по ремонту ГО осуществляется… на основании отдельно заключаемого договора с Исполнителем…

1.4. АДО производится по заявкам на запах газа, поступивших на телефон аварийно-диспетчерской службы с объектов заказчика…

Врез 2:

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по ТО и ремонту внутридомового и внутриквартирного ГО (далее - работы) по многоквартирному жилому дому…

1.3. АДО производится по заявкам на запах газа на телефон аварийно-диспетчерской службы, поступивших с объектов заказчика…

1.4. В случае если аварийно-диспетчерские работы проводились ОАО «Мосгаз» в зоне эксплуатационной ответственности Исполнителя, Исполнитель оплачивает в полном объёме стоимость работ, выполненных городской службой ОАО «Мосгаз», по тарифам, действующим на день выполнения работ…

Как говорится, найдите 10 отличий. На непросвещенный взгляд вашего корреспондента, принципиальной разницы не заметно, все, что положено, включая АДО, присутствует и тут, и там. А разница в цене заметная: 312 и 170 тыс. руб. Ну, а если что-то написано между строк - это знает лишь тот, кто имеет возможность сравнивать реальное качество услуг.

От редакции

Так что выбор есть. И он, кто бы что ни говорил по этому поводу, все же за тем, кто платит деньги. Ни районные, ни городские власти, ни даже редакция журнала «Председатель ТСЖ» ему ничего навязывать не вправе. На дворе у нас XXI век. Капитализм так капитализм. Рынок, значит рынок.

Впрочем, точка в этих спорах будет поставлена, скорее всего, тогда, когда ФСТ наконец-то исполнит поручение Правительства РФ, данное 410-м Постановлением и введет затраты на АДО внутридомового и внутриквартирное ГО в тариф на транспортировку газа. Этот шаг сразу же снизит остроту проблемы аварийных вызовов, а значит, резко остудит «страсти по ВДГО». Будет на это надеяться.

Наталья АЗИМОВА

Дизайн :
Яндекс.Метрика