(опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" № 2(76) 2014)

Перипетии совместной борьбы жилищных объединений и честного бизнеса за выполнение антимонопольного законодательства в сфере газоснабжения привели к тому, что на столичном рынке появилось новое лицо. Этому нельзя не порадоваться, ибо всякое ограничение произвола «естественных монополий» и увеличение предложения, как правило, благотворно сказывается на конъюнктуре рынка.

Рассказывает председатель ТСЖ «Ломоносовский 18» Людмила Вобликова:

 «До 2011 г. работы по техническому обслуживанию (ТО) внутридомового (ВД) и квартирного газового оборудования (ГО) в столице проводило ГУП «Мосгаз», соответствующий тариф регулировался и утверждался службами Правительства Москвы. Жители оплачивали указанные работы в составе платы за содержание и ремонт общего имущества дома. Кроме аварийно-диспетчерского обслуживания службой «04», которое находилось в тарифе на транспортировку газа, и жители оплачивали эту составляющую затрат, оплачивая свое потребление газа.

С 2011 г. тариф на ТО ГО перестал быть регулируемым, и с 1 января 2011 г. «Мосгаз» взвинтил плату, повысив ее почти на 85%. Хотя общий размер платы за содержание и ремонт жилья в Москве остался на прежнем уровне. В конце 2010 г. несколько жилищных объединений обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по г. Москве с заявлением о нарушении «Мосгазом» антимонопольного законодательства. В ноябре 2011 г. УФАС принял по нему положительное решение и вынес в адрес «Мосгаза» предписание, чтобы тот привел свои договора в соответствие с законом. А пока шло разбирательство, жилищные объединения и управляющие компании Москвы были вынуждены заключить договора на обслуживание газового оборудования с другой организацией - ЗАО «Мособлсантехмонтаж». Это специализированная областная организация, которая тоже могла осуществлять техобслуживание ВДГО. Причём, свои услуги она оказывала нам по ценам «Мосгаза» 2010 г.

И так мы работали 2011-12 гг., поскольку сначала, в течение почти всего 2011 г., шло разбирательство в УФАС, а потом, до конца 2012 г., вынесенное УФАС предписание «Мосгаз» не исполнял. Он предоставил нам новый договор на ТО ВДГО на 2012 г. только в конце 2012 г. (!), когда данные работы ЗАО «Мособлсантехмонтаж» уже были выполнены.

Проект договора на 2013 г. мы пытались получить от «Мосгаза» с конца 2012 года. В марте 2013 г. после трехмесячных переговоров с префектурой, управой и «Мосгазом» мы, наконец, его получили. В нем нам предлагалось три вида работ и услуг:

1) обслуживание внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества дома,

2) обслуживание внутриквартирного оборудования (газовых плит и т.д.), которое является частной собственностью жителей дома,

3) аварийно-диспетчерское обслуживание обоих категорий оборудования.

Причем, цена была указана суммарная (!), без раскрытия структуры, т.е. без разделения по видам работ и услуг. Все было свалено в одну кучу: и то, что жители оплачивают товариществу по ЕПД (первая составляющая), и то, что не оплачивают (вторая).

Особенно сомнительной в договоре выглядела 3-я составляющая - услуга аварийно-диспетчерского обслуживания «04», входящая в общую цену договора. Судя по всему, плата за аварийно-диспетчерское обслуживание включала в себя обслуживание и внутридомовых сетей, и внутриквартирных сетей, и всех прочих сетей, которые вообще находятся вне дома и принадлежат самому «Мосгазу». Это как раз то, что раньше входило в структуру тарифа на транспортировку газа. А теперь все это должно было оплачивать ТСЖ. В довершение всей этой неразберихи на сайте «Мосгаза» была опубликована публичная оферта физлицам - для заключения договора на техническое обслуживание внутриквартирного оборудования. Стоило это обслуживание, если не ошибаюсь, порядка 300 руб.

Наше ответное предложение было - выбрать из общей платы лишь то, что непосредственно относится к сфере ответственности ТСЖ. Мы записали это в протокол разногласий и отослали в «Мосгаз». Получив отказ, мы были вынуждены вновь обратиться в УФАС. Но на этот раз в возбуждении дела в отношении ОАО «Мосгаз» нам отказали, разъяснив, что готовится проект постановления Правительства РФ, согласно которому расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание вновь будут учитываться при формировании тарифа на транспортировку газа и, соответственно, оплачиваться жителями при оплате за газ.

Еще одно обстоятельство: 14 мая 2013 г. вышло Постановление Правительства РФ № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутри квартирного газового оборудования», оно установило, что обслуживать ВДГО может лишь организация, владеющая газораспределительными сетями. Что, естественно, крайне сузило этот сегмент рынка, ибо в Москве такой организацией является только «Мосгаз». Тем не менее, договор с ЗАО «Мособлсантехмонтаж» мы не расторгали, фирма наше оборудование успешно обслуживала в октябре 2013 г., ее работой мы остались довольны.

В ноябре 2013 г. - в соответствии с требованиями 410-го постановления - мы отправили в «Мосгаз» заявку на заключение договора на 2014 г. И в это время как раз выходит решение Верховного суда по этому «горящему» вопросу! Дело в том, что в регионах сложилась аналогичная ситуация: из-за 410-го постановления многие специализированные организации потеряли право обслуживать ВДГО, и их бизнес начал рушиться. Они были вынуждены обратиться в суд и обжаловать 410-е постановление. И Верховный суд своим решением по делу № АКПИ13-826 от 10 декабря 2013 г. признал правило, предоставляющее газораспределительной организации, осуществляющей транспортировку газа к потребителям, исключительное право обслуживать ВДГО, недействующим. Тем самым дав возможность работать на этом рынке и другим специализированным организациям.

А у нас события развивались своим чередом. «Мосгаз» долго молчал и не присылал нам свой договор, а тем временем префектура, управа и ГКУ ИС района настоятельно требовали от нас: срочно предоставьте договор на техобслуживание ВДГО! В результате 15 января мы заключили договор с другой, тоже подмосковной фирмой, ООО «Техногаз». Это специализированная организация, к тому же владеющая газораспределительной сетью в Московской области. С «Техногазом» мы (и практически все, кто работал с ЗАО «Мособлсантехмонтаж»), без особых проблем заключили договор на обслуживание ВДГО, включая диагностику внутриквартирного газового оборудования.

Что касается «Мосгаза», он предложил нам новый договор только после 20.01.2014 г., вновь включив туда все три вида работ и услуг. Опять без должной расшифровки. К примеру, по их расценкам стоимость обслуживания одной газовой плиты в квартире составляет 125 руб. (без НДС), а стоимость ТО ВДГО и аварийно-диспетчерского обслуживание - 5,50 руб. (без НДС) за 1 кв. м общей площади квартир дома. В результате цена договора с «Мосгазом» примерно в 2 раза превышает соответствующую цену «Техногаза». Как говорится, почувствуйте разницу».

Дизайн :
Яндекс.Метрика