Опубликовано в журнале " Председатель ТСЖ " №5(67)2013

при использовании материала ссылка на источник обязательна

Правовая основа образования Гражданского Общества в России закреплена в ст. 3 Конституции РФ, где в п. 1 ст. 3 устанавливается, что народ является «единственным источником власти», п. 2. ст. 3 определяет, что «народ осуществляет свою власть непосредственно», и «через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Исходя из ст. 3 Конституции народ, самоорганизуясь по месту жительства в виде ЖСК, ТСЖ, общих собраний в МКД, советов МКД, конференций граждан, используя непосредственное управление и объединяясь в ассоциации ТСЖ (ЖСК), непосредственно осуществляет свою власть.
Многолетний опыт управления собственниками многоквартирных домов через жилищные объединения (ТСЖ/ЖСК, СМД и др.) уже доказал жизнеспособность этого формата. Подтверждением тому является улучшение состояния МКД под управлением ТСЖ (ЖСК) по сравнению с иными МКД. Однако множественные конфликты текущего законодательства и планируемые нововведения в законодательство ставят под угрозу уничтожения эту форму управления жилой недвижимости и очень усложняют работу по управлению многоквартирными домами. Проблем было бы гораздо меньше, если бы информационные технологии в системе ЖКХ внедрялись активнее и сами системы были бы совершеннее.

Казалось бы, Жилищный кодекс Российской Федерации ввел новый правовой институт управления многоквартирным домом собственниками многоквартирного дома. До его введения функция содержания и ремонта была закреплена за государством и муниципальными образованиями и была направлена только на поддержание текущего состояния жилой недвижимости, тем самым не соответствуя потребностям рынка жилой недвижимости.
Новый подход к управлению жилой недвижимостью направлен на сохранение и увеличение стоимости жилой недвижимости за счет комплексного подхода к управлению и улучшения качественных характеристик жилищных и коммунальных услуг.

А как на деле?

Поправки в Жилищный кодекс были введены Федеральным законом Российской Федерации № 123-ФЗ от 4 июня 2011 г. Уже 25 декабря 2012 г. появляется еще один Федеральный закон с поправками № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Сейчас снова готовится закон о поправках в Жилищный кодекс Российской Федерации, но и он не дает окончательного описания всей системы управления жилой недвижимостью, а одно из базовых понятий «многоквартирный дом» в ЖК РФ носит неопределенный характер.
Отсутствие стандартов, определяющих жизненные циклы жилой недвижимости, не позволяет определить необходимые параметры в процессе управления жилой недвижимостью, которые можно было бы контролировать. Это не позволяет собственникам жилья влиять на качество услуг недобросовестных управляющих организаций. Постановление Правительства Российской Федерации № 731 от 23 сентября 2010 г. «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» многими управляющими организациями либо не исполняется совсем, либо исполняется не в полном объеме и формально. В чем причина? Одна из основных - отсутствие доступных в онлайн режиме актуальных документов технической инвентаризации зданий/сооружений, отсутствие возможности открытого онлайн обсуждения законодательных актов.
Законодательство стало бы совершеннее, а поправок меньше, если бы существовал единый информационный портал - законодательно утвержденная платформа для обсуждения готовящихся законов, поправок или законопроектов, на котором эксперты и граждане могли вы высказывать свои замечания по законодательным проектам и/или уже существующим НПА, а господа законотворцы отвечали бы за свои «перлы». Если бы такая функция имелась, то вопросов, возможно, стало бы много меньше, поскольку ответы были бы обязательны, и стало бы невозможно отмалчиваться или имитировать активную деятельность.

Результаты «кулуарного» законотворчества

Отсутствие всестороннего обсуждения законодательных актов привело к тому, что в Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не упоминается о ТСЖ (ЖСК), как об институте самоорганизации населения в системе местного самоуправления. В Федеральном законе № 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции от 2013 г.) утверждается, что в «жилищном секторе» потребителями коммунальных услуг являются ТСЖ (ЖСК) и управляющие организации (далее УО). Тем самым государство закрепило за ТСЖ (ЖСК) статус хозяйствующего субъекта.
В Постановлении Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. термин «потребители» заменяется на «исполнители», которыми «могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив…».
Таким образом, государство с 2003 г. отодвинуло народ (самоорганизацию людей) от непосредственного осуществления власти, от «осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». Вместо этого ТСЖ (ЖСК) присвоили статус хозяйствующих субъектов в ЖКХ, по аналогии с УО. Теперь ТСЖ предлагают вступать в производственные СРО и препятствуют деятельности как со стороны государственных органов, ОМСУ, так и судебных органов.

О качестве московского портала для раскрытия информации

Существующие онлайн ресурсы, призванные помогать в управлении МКД, сегодня приводят к противоположным результатам. Например, dom.mos.ru, призванный раскрывать для граждан информацию об УО, работая до сих пор в тестовом режиме, оставил собственников центрального района Москвы без субсидии города, поскольку МЖИ, проведя проверку, не увидела сотни, а может и тысячи гневных писем, направленных в адрес владельцев ресурса. Письма лишь принимали к обработке, но не выкладывали онлайн. Отсутствие информации привело к приостановлению субсидии.
Портал самого МЖИ, не имеет реестра ТСЖ/ЖСК, так же не имеет сервиса для обращений и обратной связи, что приводит к многочисленным недоразумениям, иногда завершающимся исками в суд (дело № А40 5050/2013, иск ТСЖ «Лескова, 8» к МЖИ).
Программное обеспечение ГЦЖС не обрабатывает данные о льготах, установленных законодательством. Предоставление гражданам льгот по оплате услуг электроснабжения на ОДН и соответствующее возмещение выпадающих доходов произведено быть не может. Программное обеспечение обновлять не хотят, а лишние деньги с людей берут. На жалобы не реагируют. А будь онлайн ресурс с обратной связью - дело бы сдвинулось.
Каким должен быть полноценный портал для раскрытия информации
Примеров нежелания чиновников полноценно внедрять IT-технологии в сфере ЖКХ можно привести множество, но не стоит давать им в руки эти технологии без продуманной законодательной базы, иначе получается, как с раскрытием информации об УО. Смешали вместе УО (ведущие хозяйственную деятельность) и ТСЖ (общественные организации), управляющие домом самостоятельно и не имеющие прибыли. Власти обязали УО и ТСЖ вести интернет ресурс с раскрытием информации о деятельности и технических характеристиках домов. Поставили выдачу субсидий на содержание дома в зависимость от наличия ресурса. При этом не определили, откуда ТСЖ взять деньги на создание и ведение ресурса, и откуда взять техническую документацию на дом.
Необходимо использовать все лучшее, что уже существует и работает для удобства людей. Имеется в виду портал госуслуг. Там уже можно получить разрешение на строительство дома и многое другое. Пора уже переводить оказание услуг ЖКХ в электронный вид, сделать сферу ЖКХ ПРОЗРАЧНОЙ И ПОДКОНТРОЛЬНОЙ НАРОДУ.

Невозможно добиться стабильного развития сферы профессионального управления жилой недвижимостью без проведения коренных преобразований в законодательстве и нормативных актах, а также без введения мер стимулирования развития профессионального управления жилой недвижимостью, как через ТСЖ/ЖСК, так и через управляющие организации, созданные с целью получения прибыли.

Дизайн :
Яндекс.Метрика