(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ»  №6    2009)

 В погоне за выполнением условий 185-ФЗ власти на местах, не ввязываясь в кропотливую работу с населением, не вырабатывая механизмов взаимодействия с собственниками, в спешном порядке провели регистрацию ТСЖ в многоквартирных домах с доминирующей долей муниципальных квартир. А зачастую - и путем подделки подписей собственников.

Разумеется, управление этими ТСЖ было передано подконтрольным властям управляющим компаниям. Порой о создании жилищного объединения собственники в многоквартирных домах узнавали случайно. Например, из письма страховой организации, которое попало не по тому адресу. Такие непродуманные действия властей тут же отразились в результатах социологических опросов, проведенных Агентством R3 (генеральный партнер ВЦИОМа). Так, если в ноябре 2008 года активную позицию по вступлению в ТСЖ или выбору частной управляющей компании занимали 39 процентов россиян, то в апреле 2009 года их процент снизился до 24. Появление множества «суррогатных» жилищных объединений не только дискредитирует сам институт ТСЖ, но и делает невыполнимой одну из задач реформы ЖКХ - формирование ответственного собственника.

Столица приняла решение не входить в программу, предусмотренную 185-ФЗ. Но в своей программе капитального ремонта декларирует: «Ответственному собственнику - отремонтированный дом». Действительно ли московские чиновники стремятся сформировать ответственного собственника?

В течение трех лет (2007 - 2009 годы) на создание новых ТСЖ в Москве из городского бюджета предполагалось выделить 800 миллионов рублей. Часть этих средств планировалось направить на определение состава общего имущества в многоквартирных домах, подготовку документации для регистрации жилищных объединений. Как же прошла подготовка этой документации? Обратимся к фактам.

В районе Лефортово жители, затребовавшие результаты голосования о создании ТСЖ, получили на руки акт, согласно которому работники ГУ «ИС района Лефортово» утверждали, что «из расположенной выше квартиры произошло залитие, в результате чего нижеперечисленные документы пришли в негодность и были уничтожены». К «нижеперечисленным» документам относились решения собственников помещений при проведении общего собрания по 39 многоквартирным домам, копии технической документации по 11 домам. При этом в акте даже не указан адрес помещения, в котором произошло «залитие»… Надо полагать, ГУ ИС не намерено истребовать с управляющей компании (или с собственника) средства, необходимые на восстановление уничтоженной документации.

В Западном Дегунино только вмешательство депутатов от двух политических партий позволило нейтрализовать конфликтную ситуацию по созданию квартального ТСЖ без учета мнения жителей отдельных домов. Причем в данном случае инициативный собственник, согласившийся принять участие в работе правления еще до обострения конфликта, в течение нескольких месяцев не мог добиться от управы результатов голосования даже через прокуратуру, чтобы можно было и дальше строить работу с жителями.

Таких примеров можно привести не один десяток. Выход из создавшейся ситуации ищут, к сожалению, не власти, а общественные организации. Так, широко известное в Москве общественное движение «Жилищная солидарность» предлагает жилищным активистам не опускать руки, а добиться от местных органов власти проведения общих собраний и переизбрать правления «суррогатных» ТСЖ. Ликвидация уже зарегистрированного юридического лица и регистрация нового обойдется значительно дороже.

Если этого не сделать, то может случиться так, что спустя какое-то время некий «доброжелатель», подосланный тем же органом власти, поднимет вопрос о нелигитимности созданного ТСЖ.

Иван МУЧАК

Дизайн :
Яндекс.Метрика