(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ»  №4    2011)

 

К подобному принципу государственного правления часто прибегали правительства государств, состоящих из разнородных частей, и согласно которому лучший метод управления таким государством -
разделение и разжигание вражды между его частями.

Считается, что первым правителем, официально употребившим эту фразу, был французский король Людовик XI (1423-1483), сказавший «Diviser pour regner» («Разделяй, чтобы царствовать»).

Выражение стало широко известным благодаря французскому экономисту и философу Пьеру Жозефу Прудону (1809-1865), который иронизировал: «Divide et impera, разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеешься над справедливостью».

Примеры в истории

В политике и социологии «разделяй и властвуй» - стратегия получения и поддержания власти путем разделения большой концентрации власти на группы, которые индивидуально становятся более слабыми, безвластными и более уязвимыми. В действительности, чаще это стратегия, где маленьким группам власти препятствуют соединиться и стать более мощными, так как обычно труднее разбить существующие структуры власти. Эффективное использование этой техники позволяет небольшими силами управлять теми, кто вместе имеет большую власть (или имели бы большую власть, если они могли бы объединяться).

Подобная техника требует большого опыта и политического изящества, как и хорошего понимания политической науки, истории и психологии. «Разделяй и властвуй» эффективно работает только тогда, когда ведет к личному преимуществу и обогащению носителей и идеологов этой техники. Это работало лучше всего в обществах, где существовало жестокое соревнование между благородными семьями, кланами или социальными классами до того, как повелитель вступал во владение.

Стратегия с большим эффектом использовалась администраторами обширных империй, включая Британскую и Римскую, которые заставляли враждовать одно племя с другим, чтобы поддерживать контроль над их территориями с минимальным числом имперских сил. Принцип «разделяй и властвуй» играл очень важную роль, когда Индия была частью Британской империи. Этот же принцип был основой стратегии, используемой католиками, чтобы покорить Великобританию, и англо-норманнами, чтобы покорить Ирландию. Британцы получили контроль над большой территорией Индии, покорили ее людей, разделенных по религии, языку, кастам и т.д., взяли контроль над мелкими королевскими государствами Индии по частям. Такая я же тактика была использована Великобританией в Северной Ирландии.

Есть и другие примеры. Развал Советского Союза и всей социалистической системы - самый свежий. Разделяй, чтобы властвовать. И сколько крови пролилось на бывшем постсоветском пространстве после этого развала в борьбе за власть.

Типичные элементы техники, которые использовались при реализации принципа «разделяй и властвуй»:

- создание или, по крайней мере, не предотвращение мелкой вражды среди меньших игроков. Такая вражда иссушает ресурсы и предотвращает союзы, которые могли бросить вызов повелителям;

- помощь и продвижение тех, кто желает сотрудничать с повелителями, часто давая им страны и богатство непослушных местных правителей;

- создание недоверия и вражды между местными правителями;

- непомерные расходы на личные прихоти и привилегии (например, роскошные дворцы), чтобы оставлять как можно меньше средств для политического маневрирования и войн.

Как это происходит в королевстве ЖКХ

Уже беглого взгляда на историю достаточно, чтобы провести четкую аналогию с нынешним состоянием ситуации в жилищном и коммунальном хозяйстве. Былое безраздельное господство чиновников над объектами жилищного и коммунального хозяйства, над жилыми домами, над судьбами самих людей стало рушиться с началом реформирования этой системы. Системы, которую чиновники назвали черной дырой, и в которую сами же эту систему ЖКХ и превратили. Начало реформы сразу углубило водораздел между чиновниками и вновь образовавшейся общностью людей - собственниками помещений в многоквартирных домах. Хотя сама реформа претерпела не одну волну критики как со стороны одних, так и со стороны других. Чиновники критиковали основные положения реформы за то, что все уходит из-под государственного конт-
роля, что надо-де спасать собственников, они без этого контроля оказываются беспомощными, оказавшись один на один с бизнесом. Кто же им укажет верную дорогу к светлому будущему. Жилищные активисты, выражая позицию собственников помещений в многоквартирных домах, сетовали на произвол чиновников, неисполнение законодательства. А многие и вовсе считали, что никакой реформы нет. Позволю с ними не согласиться. Если после приватизации помещения в доме поменялся собственник, это уже реформа. Другое дело, что совершенствование правовой системы, регламентирующей права и обязанности новых собственников, правоотношения между субъектами в жилищной сфере может продолжаться еще не один десяток лет. И позиция законодательных актов будет попеременно склоняться то на чашу весов чиновников, то на чашу весов собственников, пока, как в соединенных сосудах, их содержимое не успокоится на паритетных, взаимовыгодных позициях.

В общем, помещения в многоквартирном доме поменяли собственника, и этот новый собственник, по сути, становится сувереном всей власти над домом: выбирает форму правления, управляющую компанию, определяет состав общедолевого имущества, определяет сроки, объемы и время проведения капитального ремонта.

А что же остается чиновникам? Чтобы хоть как-то «властвовать», им приходится «разделять». Как это происходит в реальной жизни?

Самое первое разделение собственников произошло еще на стадии разработки и утверждения Жилищного кодекса. Уже тогда его авторы вольно или невольно разделили собственников помещений в доме на просто собственников и на членов ТСЖ (или другого жилищного или потребительского объединения). Это на первый взгляд кажется, что здесь ничего существенного нет: те же собственники в том же доме. На самом деле, юридический статус, права и обязанности этих групп людей во многом разнятся.

Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в этом доме. Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, кроме решения других вопросов, имеют право выбирать способ управления. Представим себе ситуацию, чаще всего так и бывает, когда в собрании по выбору способа управления принимают участие собственники, имеющие более 50 процентов голосов. Они принимают решение об управлении посредством ТСЖ, создают ТСЖ, избирают правление. Товарищество приступает к работе, и уже большинством голосов своих членов, что будет не менее
13 процентов голосов всех собственников в доме (большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов ТСЖ или их представителей), может принимать решения, которые будут обязательны для всех собственников в доме:

- образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

- утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана.

Не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества, что будет не менее 34 процентов голосов всех собственников в доме, можно:

- принять решение о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

- определить направления использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества.

Хотя везде в этих полномочиях общего собрания членов ТСЖ фигурирует название «Товарищество собственников жилья», по сути - решения принимаются в интересах всего дома, поскольку им управляет ТСЖ. И председатель правления, который в ЖК РФ даже не определен в качестве органа управления ТСЖ, «действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки» в пределах своих полномочий.

При этом в компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме остаются вопросы:

- принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

- принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

- принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

- принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.

Трудно себе представить ситуацию, когда домом управляет ТСЖ, а собственники не председателя, а другое лицо «определяют уполномоченным на заключение договоров об использовании общедолевого имущества». Хотя закон позволяет принять подобное решение.

Кроме того, чтобы определить способ управления и создать ТСЖ, необходимо более 50 процентов голосов всех собственников в доме, а чтобы «наделить лицо полномочиями на заключение договоров об использовании общедолевого имущества», необходимо более двух третей голосов всех собственников.

Складывается ситуация, когда закон, который должен систематизировать взаимоотношения в сфере ЖКХ, на деле эффективно работать не может. Это происходит в силу того, что статус, основные принципы самоорганизации одного из субъектов правоотношений в жилищной и коммунальной сферах - собственника - размыты и неконкретны. Из-за этого с этим самым собственником и чиновники, и монополисты могут делать все, что захотят.

Подобное «разделение» и нестыковки в законодатель-
стве позволяют:

- допускать злоупотребления со стороны отдельных председателей и руководителей управляющих компаний и возможность уйти от ответ-
ственности;

- проводить рейдерский захват общедолевого имущества и права управления домом;

- дестабилизировать работу ТСЖ (ЖСК) или управляющей компании;

- создавать оппозицию в доме и реально разделить собственников на сторонников и противников тех или иных решений.

Создание оппозиции в доме - самый излюбленный и действенный метод разделения, чтобы властвовать. С его помощью достигаются и злоупотребления, и дестабилизация, и рейдерские захваты.

И какие же типичные элементы техники используются в системе ЖКХ при реализации принципа «разделяй и властвуй»? Ничего нового, давайте, сравним с последним абзацем предыдущей главы:

- создание или, по крайней мере, не предотвращение мелкой вражды среди собственников. Такая вражда иссушает ресурсы и предотвращает объединение, которое могли бросить вызов чиновникам или рейдерам. Здесь и развал действующих ТСЖ, и препятствование созданию новых;

- помощь и продвижение тех, кто желает сотрудничать с чиновниками и рейдерами. Зачастую это злостные неплательщики, которые пользуются коммунальными услугами за счет других, добросовестных собственников.

Примеров подобного разделения можно привести достаточно много. Взять ТСЖ: это и некоммерческая организация - объединение собственников для совместного обслуживания общедолевого имущества; это и организация, которая управляет домом точно так же, как и любая другая коммерческая управляющая компания. Нечетко проведенная грань водораздела в законодательстве между двумя этими понятиями позволяла длительное время чиновникам фискальных органов относиться к товариществу собственников жилья как и к любой другой коммерческой управляющей компании, имеющей своей целью извлечение прибыли от своей деятельности. У ТСЖ нет таких целей, они действуют от имени собственников и в интересах собственников.

Второй пример. Опять же ТСЖ: с одной стороны, это коллективный, организованный заказчик коммунальных услуг, с другой - ему до сих пор пытаются навязать функции некоего «покупателя коммунального ресурса для предоставления коммунальных услуг собственникам».

А если по уму?

Как можно было бы разрешить подобную ситуацию. Давайте начнем с того, что ТСЖ - некоммерческая организация, создаваемая для управления общедолевой собственностью. С другой стороны -это общественное объединение (цитирую статью 8 Закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»), «созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». И если Закон «Об общественных объединениях» разрешает гражданам создавать общественные организации, то Жилищный кодекс требует совместными усилиями создавать благоприятные и безопасные условия проживания в многоквартирном доме. А других совместных целей у собственников многоквартирного дома и нет. Хотите - объединяйтесь, хотите - не объединяйтесь, вы все равно морально и материально отвечаете за свой дом, создание в нем комфортных и безопасных условий проживания.

Давайте, сравним требования Закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и нормы Жилищного кодекса.

Закон «Об общественных объединениях»:

- разрешает гражданам объединяться в общественные организации для защиты общих интересов;

- общественные организации могут действовать как без регистрации юридического лица, так и путем регистрации юридического лица.

Жилищный кодекс:

- высшим органом управления в доме определяет общее собрание собственников (Та же самая общественная организация без образования юридического лица, но представляется более аморфной, неорганизованной -что и необходимо, для «разделения, чтобы властвовать».);

- ТСЖ, как способ управления, та же самая общественная организация, с образованием юридического лица.

Архитекторам, стоматологам, любителям животных необходимо сначала найти друг друга, определить основные цели и задачи объединения и уже потом создавать общественную организацию. А собственникам помещений нет необходимости искать какие-то общие цели, эти цели для них определил Жилищный кодекс -создание безопасных и комфортных условий проживания в многоквартирном доме. Более того, они объединены не только общей идеей, но и общей крышей, общими стенами, общей судьбой, если хотите. Если дом простоит долго благодаря заботе его обитателей, то все в нем будут жить «долго и счастливо», как в сказках говорится. А если он разрушится, то все окажутся у разбитого корыта.

Вроде бы все просто, тем более непонятно, почему законодатель сразу не внес норму в Жилищный кодекс, определяющую, что все собственники помещений в многоквартирном доме на основании факта владения помещением являются членами соответствующей общественной организации. Как угодно можно ее назвать: Товарищество собственников жилья, Совладение, Добрососедство. С внесением соответствующих изменений в Закон «Об общественных объединениях». А органы местного самоуправления и муниципалитеты могли бы выделить определенное финансирование по статье «Управление домом». На эти деньги можно было бы содержать председателя домовой общественной организации. И тогда не было бы в качестве высшего органа управления в доме общего собрания, которое неизвестно кем, когда, и для чего собирается. Вернее, никогда не собирается, и ничего не может решить. И совершенно понятно, для чего создан такой неэффективный, мертвый механизм управления домом. Словом, «разделяй и властвуй».

К тому Жилищному кодексу, который сегодня имеем, мы пытаемся все время внести какие-то поправки, словно привязать еще одну тряпку к хвосту бумажного змея, чтобы он наконец-то полетел, а не кувыркался в воздушных потоках вверх и вниз. Не проще ли оторвать все эти в разное время привязанные лоскутки, и прикрепить к нему монолитный, действенный механизм, который будет противовесом, удлинит фюзеляж, станет эффективным инструментом набора высоты.

Законодатели пока к такому мнению не пришли. Наверное, им знакома известная формула французского экономиста и философа Пьера Жозефа Прудона: «Разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеешься над справедливостью».

Иван МУЧАК

Дизайн :
Яндекс.Метрика