(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ»  №4    2010)

На всех семинарах, конференциях, «круглых столах» при обсуждении проблем энергоснабжения населения звучат одни и те же призывы: «с целью защиты прав потребителя», «для улучшения энергоснабжения граждан». А между тем под этим благовидным предлогом непомерно растут тарифы на услуги, необоснованно повышаются нормы потребления, которые определяют размер платы за коммунальные услуги. Показательным было начало года, когда Президенту России пришлось вмешаться, чтобы несколько нормализовать ситуацию с тарифами в системе ЖКХ.

Российские монополисты не допускают публичного обсуждения принципов ценообразования в своей отрасли, под любым соусом пытаются оградить поставщиков от претензий потребителей, «переведя стрелки» на некоего «исполнителя коммунальных услуг», всячески добиваются упрощения процедуры ограничения услуг и отключения неплательщиков, не утруждая себя работой с ними на основании действующего законодательства.

Одним из способов решения задачи по «защите прав потребителей» российские бизнесмены видят в совершенствовании законодательства. Однако часто лоббируют принятие таких норм, которые позволяли бы минимизировать участие поставщиков в процессе оказания услуг и взаимоотношениях с потребителем и получать максимальные и гарантированные доходы.

Чтобы разобраться в проблемах взаимоотношений субъектов рынка энергоснабжения, давайте обратимся к простой схеме. Здесь очень наглядно видно, кто в каком месте «сидит» на трубе или силовом кабеле и кто за что отвечает.

Какие условия необходимо соблюсти, чтобы потребитель получил услугу энергоснабжения?

1. Энергоснабжающая организация должна выработать определенный вид энергии и направить ее в сеть передачи энергии.

2. Необходимо, чтобы эта энергия дошла до потребителя по исправной сети передачи энергии, которая включает собственность энергоснабжающей организации, общедолевое имущество собственников помещений в доме и собственность потребителя.

За оказанную услугу потребитель расплачивается с поставщиком по тарифу. И ему безразлично, какие повышающие трансформаторы, средства защиты, насосы, шлюзы, очистные сооружения и другое специальное оборудование находится на участке собственности энергоснабжающей организации. Расходы на содержание всего этого оборудования включены в тариф. По схеме можно заметить, что на всем протяжении сети передачи энергии нет места никакому «исполнителю коммунальных услуг». Даже если предположить, что на участке сети, который принадлежит энергоснабжающей организации, появится некая фирма, которая станет именовать себя исполнителем, для потребителя она тут же становится поставщиком со стоимостью своих услуг по утвержденному тарифу.

Вернемся ко второму условию, при котором потребитель получит услугу энергоснабжения, - передача энергии потребителю. Для этого сети на всем протяжении должны быть исправны и безопасны. Исправность и безопасность сетей и должны обеспечить собственники определенных участков. Энергоснабжающая организация - на своем участке. Участок, который входит в состав общедолевого имущества, обязаны содержать в исправности собственники помещений в доме.

А собственники помещений в доме вольны распорядиться по своему усмотрению в рамках действующего законодательства. Они могут на основании взаимных договоренностей поручить обслуживать свои сети электроснабжающей организации. Но основными субъектами, которым они, как правило, доверяют обслуживание и содержание в исправном и безопасном состоянии свой участок сети электроснабжения, являются ТСЖ или управляющая компания. Поэтому усилия энергоснабжающих организаций придать им некий статус «исполнителя коммунальных услуг» или «перепродавца электроэнергии» совершенно беспочвенны. Строить взаимоотношения с УК или объединяться в ТСЖ - прерогатива собственников, и диктовать им условия никто не вправе. Заявление о том, что УК, ТСЖ, кооперативы не обладают компетенцией в сфере энергоснабжения и объективно не в силах обеспечить надежное и бесперебойное энергоснабжение граждан, - лукавое. Их функция на данном участке - содержать сети в исправном и безопасном состоянии.

Более того, кроме вопросов обслуживания общедолевого имущества, собственники могут доверить ТСЖ или УК заключить договор от их имени с энергоснабжающей организацией, собирать платежи за оказанные услуги, аккумулировать денежные средства на своих счетах и расплачиваться с поставщиками.

Что выгоднее собственникам: работать с поставщиками через управляющую компанию или заключить прямые договоры? Если энергоснабжающая организация на рынке ведет себя корректно, признает ТСЖ или УК как организации, действующие от имени собственников, стимулирует деятельность ТСЖ и УК по работе с неплательщиками в своих целях, то собственникам выгоднее работать посредством ТСЖ или УК.

Если энергоснабжающая организация пытается заставить ТСЖ или УК взять на себя функции конечных потребителей или перепродавцов энергии, то целесообразнее всего перейти на прямые договоры с энергоснабжающей организацией.

Иван МУЧАК

Дизайн :
Яндекс.Метрика