(о том как расходуются субсидии в Москве)

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ»№ 2,  2010)

 

В последнее время с телеэкранов не сходят сюжеты о ТСЖ и управляющих компаниях, которые обманывают и обкрадывают собственников жилья. К сожалению, в ситуации нынешнего безвластия и с учетом массы нестыковок в жилищном законодательстве это не так-то и сложно. Многие жилищные объединения, которые возглавляют активные, компетентные руководители, успешно противостоят безвластию и эффективно защи щают права собственников. Но не у всех председателей хватает сил и умения противостоять чиновникам. Отрадно, что таких руководителей не оставляют один на один с проблемой активные собственники.

Недавно в редакцию пришло письмо от жителей дома ЖСК «Онежский», которые по своей инициативе направили письмо в Финансово-казначейское управление (ФКУ) САО г. Москвы с просьбой проверить правильность использования субсидий, выделяемых кооперативу в 2008 году из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома. Предлагаем вашему вниманию суть требований собственников жилья, позицию и выводы властных структур города Москвы.

В 2008 году большое количество объединений собственников жилья ЖСК и ТСЖ, зарегистрировав себя как управляющие организации, получили бюджетные субсидии на свои счета на содержание и ремонт общедомового имущества. Теперь стало видно, какие суммы на самом деле идут на содержание и ремонт дома. То есть не только те, что оплачивают жители дома за техническое обслуживание исходя из 1 квадратного метра площади квартиры, но и ту часть, что за каждого жителя государство дотирует до полной ставки, устанавливаемой Правительством Москвы. В 2009 году жители платили
8,2 рубля за квадратный метр, в то время когда полная ставка составляла 21,02 рубля за квадратный метр. Получается, что значительную часть пока еще оплачивает государство. Представителям объединений собственников пришлось задуматься об оформлении соответствующих договоров и о том, что хорошего можно было бы сделать на все эти деньги и как проконтролировать целевое их использование в интересах дома.

Оценку эффективности использования бюджетных денег может дать Финансово-казначейское управление Северного административного округа города Москвы. Именно ему поручено проводить соответствующие проверки целевого использования субсидий из городского бюджета на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из Положения о финансово-казначейском управлении, утвержденного приказом Департамента финансов г. Москвы от 22.02.2000 г.
№ 16-к, ФКУ рассматривает заявления и жалобы граждан, осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами, получателями бюджетных средств и имеет право по результатам проверки принимать меры - при выявлении признаков преступления материалы направлять в Управление по борьбе с экономическими преступлениями, налоговые службы и оформлять материалы для обращения с исками в суд.

К сожалению, все бывшие структуры ДЕЗов и РЭУ, ставшие теперь частными управляющими и обслуживающими компаниями, никогда не отчитывались перед собственниками за полученные для технического обслуживания их домов деньги от государства. Не хотят они делать этого и сейчас.

Получается, что вывески сменили, а все осталось по-старому! Да к тому же они теперь - частные компании, даже прибыль получают из ставки за техническое обслуживание.

Что же произошло с ЖСК «Онежский»? На основании заключенного договора правление потребовало акты фактически выполненных работ ООО «РСУ-2 САО». Но получить информацию о том, куда, когда, на что и сколько потрачено денег, было не так-то просто. Предъявлялись акты, где объемы работ по текущему ремонту не прописывались, указывалась только заработная плата слесарей, плотников, маляров, штукатуров, каменщиков и других работников, а также на какую общую сумму заключались договоры с субподрядными организациями. Даже были попытки мастера участка дать перечень выполненных работ, в котором при проверке оказалось, что физически и кранов в таком количестве в доме не установлено, и такого количества метров канализационных труб не заменялось, и т. д. Кооператив пытался вести претензионную работу, задерживал оплату по договору. Закончилось все шантажом со стороны обслуживающей организации - ООО «РСУ-2 САО». По дому распространили листовки о том, что обслуживание дома прекращается, заявки жильцов не принимаются, мусор не вывозится. Эта ситуация продолжалась неделю. Исполнительная власть не захотела повлиять на ее изменение. Председателю ЖСК не хватило духа бороться, обращаться в суд. Проявив малодушие, она уступила шантажистам и стала выплачивать всю сумму по договору, так и не получая акты фактически выполненных работ по форме КС-2. Соответственно, и перед собственниками в отчете была названа лишь общая сумма, перечисленная за обслуживание лифтов, коммуникаций, вывоз мусора и прочее.

В этой связи группа собственников обратилась в ФКУ САО с просьбой провести проверку правильности расходования бюджетных средств, полученных управляющей организацией.

Редакция располагает материалами проверки и ответом собственникам квартир. С целью экономии печатных площадей нет смысла ее публиковать полностью. Но отдельные выводы, содержащиеся в письме собственников квартир в ЖСК «Онежский» на имя префекта Северного округа столицы, копия которого была также направлена руководителю Департамента финансов города Москвы и в редакцию журнала «Председатель ТСЖ», весьма показательны.

Судя по ответу ФКУ, тщательная проверка, проведенная Финансово-казначейским управлением САО г. Москвы, выявила присвоение бюджетных средств, направляемых кооперативу и перечисляемых ООО «РСУ-2 САО» в сумме более 1 миллиона рублей,
т. к. документы, затребованные проверяющей организацией, или не существуют вовсе, или представлены в общем объеме по 141 жилому дому, находящемуся в обслуживании ООО «РСУ-2 САО» и их субподрядных организаций. Многие из них вообще не производили работы, за выполнение которых им выплачены очень приличные суммы. Количество рабочих намеренно завышают, в отчетах откровенные приписки, расчеты по дератизации (истребление крыс) ведут не на обрабатываемую площадь, а на всю площадь дома, включая квартиры собственников. Приписывают обслуживание систем, которые в домах не работают годами, и т. д. Вызывает возмущение и тот факт, что по результатам проверки не было принято никаких мер к лицам, виновным в разбазаривании бюджетных средств, а также к тем, кто по роду своей деятельности должен осуществлять контроль над их расходованием. Ведь даже по самым скромным подсчетам виновными лицами было только за 2008 год присвоено более 100 миллионов бюджетных средств (учитывая обслуживание 141 дома). Непонятно и то, почему, выявив грубейшие финансовые нарушения за 2008 год, проверяющая организация не стала проверять финансовую деятельность правления кооператива и ООО «РСУ-2 САО» за предыдущие годы и в 2009 году, как этого требует действующее законодательство.

Что же чиновники, которые все эти нарушения обнаружили? Молчат и направляют собственникам издевательские отписки.

В письме на имя префекта собственники жилья просят его лично разобраться по фактам допущенных финансовых нарушений правлением управляющей организации ЖСК «Онежский» и администрацией ООО «РСУ-2 САО» в 2008 году, определить конкретных виновных в финансовых махинациях и принять меры воздействия к ним в соответствии с действующим законодательством.

В Северном округе Москвы это не частный случай. Недавно в газете «Аргументы и факты» была опубликована статья «Митволь в шоке от коррумпированных схем в Северном округе». Там идет речь о фактах создания 18 ТСЖ исполнительной властью - не самими собственниками, а властными структурами, где в 14 в правление вошли чиновники, которые заработали на управлении домами 2,5 миллиона рублей и благополучно «сливали» бюджетные деньги «своим» же ДЕЗам.

Что происходит с жилищным и коммунальным хозяйством? Власть не контролирует расходование ни бюджетных средств, ни денег жителей. В высокие тарифы закладываются высокие субсидии, которые бессовестно разворовываются.

По последней информации из пресс-службы САО, префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь подписал распоряжение о создании комиссии, которая приступит к проверке эффективности использования бюджетных средств управляющими организациями в САО г. Москвы.

В состав комиссии вошли представители префектуры САО, прокуратуры САО г. Москвы, УВД САО, Административно-технической инспекции САО, Жилищной инспекции САО.

По словам префекта О. Митволя, проверка начата для усиления государственного контроля над содержанием и использованием жилищного фонда и регулированием качества коммунального обслуживания в округе.

«Комиссия проверит, насколько эффективно и целевым ли образом используются субсидии, выделенные из бюджета в 2009 году. Кроме того, будем проверять и на предмет аффилированности управляющих организаций с представителями органов исполнительной власти САО и государственных учреждений, таких, как ГУ ИСы и службы заказчика», - подчеркнул Олег Митволь.

Согласно распоряжению, подписанному префектом САО, в плане проверок получателей бюджетных средств по статье бюджета г. Москвы «Расходы по эксплуатации жилищного фонда» значится около 130 управляющих организаций (самых крупных получателей субсидий) во всех районах САО (список организаций размещен на сайте префектуры САО www.sao.mos.ru).

Кроме проверки на предмет эффективности использования управляющими компаниями бюджетных субсидий, комиссия также проверит правомерность создания товариществ собственников жилья в разных районах Северного округа столицы.

Олег Митволь также отметил, что одна из целей проверки - добиться улучшения качества коммунального обслуживания в округе. «Нельзя допускать, чтобы заложниками недобросовестных компаний становились жители Северного округа, - подчеркнул префект. - Если же выяснится, что кто-то украл хотя бы копейку бюджетных денег, он ответит за это по всей строгости закона».

Редакция журнала следит за развитием ситуации в Северном административном округе Москвы.

Иван МУЧАК

Дизайн :
Яндекс.Метрика