Проект развития стратегии ЖКХ 2020

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от _______________ г. № _________

С Т Р А Т Е Г И Я

развития жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации до 2020 года

Содержание

I.  Введение

II. Общая характеристика текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства

III. Основные приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства

IV. Меры по развитию жилищно-коммунального хозяйства по основным направлениям сферы жилищно-коммунального хозяйства

1.  Управление многоквартирными домами

2.  Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах

3.  Ликвидация аварийного жилищного фонда

4. Теплоснабжение

5. Горячее водоснабжение

6.  Холодное (питьевое) водоснабжение и водоотведение

7.  Обращение с твердыми коммунальными отходами

8.  Модернизация объектов коммунального хозяйства

9.  Социальная политика

11. Похоронное дело

V.Заключительные положения

ПРИЛОЖЕНИЕ

I.  Введение

Настоящая Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", целевыми показателями и задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".

Стратегия разработана в целях:

определения основных приоритетов, среднесрочных целей и задач государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

формирования у участников рынка жилищно-коммунального хозяйства, инвесторов, потребителей ресурсов и жилищно-коммунальных услуг единых ориентиров и ожиданий относительно направлений и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства;

определения основных мер и мероприятий, направленных на достижение намеченных целей.

Реализация Стратегии зависит от макроэкономической конъюнктуры, включая динамику цен, процентных ставок, уровня доходов населения, социальных и политических факторов, региональных и местных социально-экономических условий, и особенностей.

В Стратегии к сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены следующие основные направления:

  1. осуществление деятельности, направленной на улучшение жилищных условий:
  2. управление многоквартирными домами;
  3. капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;
  4. расселение аварийного жилищного фонда;
  5. осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) (вопросы электроснабжения и газоснабжения рассматриваются в иных документах стратегического планирования):
  6. теплоснабжение,
  7. горячее водоснабжение,
  8. холодное водоснабжение,
  9. водоотведение,
  10. обращение с твердыми коммунальными отходами;
  11. похоронное дело.

II. Общая характеристика текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство – базовая отрасль российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инфраструктурой. Оборот жилищно-коммунального хозяйства составляет 3,9 трлн. рублей, что соответствует 5,8% валового внутреннего продукта России.

В последние три года сфера жилищно-коммунального хозяйства состояла в числе наиболее значимых государственных проблем, которые отмечают граждане. По данным ВЦИОМ в 2012 -2013 гг. проблемы сферы жилищно-коммунального хозяйства заняли первое место (58% и 53% соответственно), в 2014 году – второе место, но процент людей, обозначивших данную проблему, увеличился до 60%.

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и проблемы обслуживания жилого фонда воспринимаются населением как самые актуальные личные проблемы, поскольку люди сталкиваются с ними ежедневно и ощущают острое несоответствие условий, в которых они живут, и размера платы за обеспечение этих условий. Необходимо отметить, что рост недовольства граждан наблюдается на фоне резкого ограничения темпа роста тарифов на коммунальные услуги.

Объем жилищного фонда в Российской Федерации составляет 3,3 млрд. кв.м., в том числе многоквартирных домов 2,2 млрд. кв.м. (что составляет 67% от общего объема жилищного фонда), индивидуальных жилых домов - порядка 1 млрд. кв.м.

Основными проблемами отрасли являются:

  1. низкое качество жилищных и коммунальных услуг.

По данным Роспотребнадзора только 62,1% населения в России потребляют доброкачественную воду. В сфере водоснабжения до нормативного уровня очищается только 55,5% воды, подаваемой в сети, а в сфере водоотведения и очистки сточных вод до нормативного уровня очищается только 45% сточных вод. Перебои с подачей горячей воды имеют 48% населения, холодной воды – 42% населения, электроэнергии – 28% населения.

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2015 г., наибольшая неудовлетворенность граждан жилищно-коммунальными услугами связана с антисанитарным состоянием лестниц и нерегулярной уборкой подъезда (38 %), старой покраской подъезда и сломанными ступенями (37 %), плохим состоянием крыш, стен и потолков (36 %), прогнившими и несправными водопроводными и канализационными трубами (33 %), антисанитарным состоянием подвалов (27 %), неисправностью дверей, оконных рам, балконов (24 %), неисправной электропроводкой (21 %), отсутствием горячего водоснабжения (15 %), частыми поломками лифтов (11 %).

  1. несоответствие стоимости и качества жилищных и коммунальных услуг.

Низкое качество предоставляемых потребителям услуг на фоне роста их стоимости, вызывает недовольство потребителей.  По данным ежеквартального отчета Росстата по итогам 9 месяцев 2014 года стоимость жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации в расчете на 1 человека составила – 1994,08 руб., в том числе:

стоимость жилищных услуг – 685,76 руб., или 34% от общей суммы платежа;

стоимость коммунальных услуг – 1308,32 руб., или 66 % от общей суммы платежа.

Рост стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составил 7,3%, при этом стоимость жилищных услуг выросла на 11,8%, а коммунальных услуг – на 5%.

  1. изношенность эксплуатируемых объектов жилищно-коммунального хозяйства и необходимость их модернизации в самое ближайшее время с привлечением частных инвестиций.

В сфере водоснабжения необходима замена 42,7% протяженности сетей (232 из 548 тыс. км.), в сфере водоотведения и очистки сточных вод -  41,4% протяженности сетей (75 из 185 тыс. км.), в сфере теплоснабжения –28,6% протяженности сетей (49 из 172 тыс. км.).

По экспертным оценкам ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. руб. ежегодно (более 200 млрд. руб. – инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд. руб. – инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд. руб. – инвестиции в сферу водоотведения). 

Инвестиционный потенциал модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства значителен. Уже сейчас в регионах реализуются порядка 100 инвестиционных проектов на общую сумму более 273 млрд. рублей, из которых более 188 млрд. рублей (69%) составляют средства частных инвесторов.


III. Основные приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Основными целями государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечения их доступности для населения.

Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:

повышение комфортности условий проживания;

улучшение качества жилищного фонда,

модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;

обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг.

Понятия качества и надежности жилищно-коммунальных услуг включают в себя безопасные и благоприятные условия проживания в многоквартирных домах и жилых домах, бесперебойное предоставление услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с санитарными нормами и правилами и другими обязательными требованиями, установленными законодательством.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг должна соответствовать экономически обоснованным расходам на содержание и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, создание и эксплуатацию коммунальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения установленного уровня качества коммунальных услуг. При этом под доступностью жилищно-коммунальных услуг понимается доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе домохозяйств для наименее обеспеченной части граждан.

Основной задачей органов государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание системы нормативно-правового регулирования, обеспечивающей эффективное функционирование и устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства, в том числе предусматривающей сокращение административных процедур, устранение избыточных и заведомо недостижимых требований законодательства, предотвращение коррупции.

Реализации данной задачи невозможна без повышения прозрачности информации о деятельности регулируемых субъектов для потребителей, инвесторов, контролирующих органов, на обеспечение которой направлено создание единой «электронной регуляторной среды» федерального и регионального уровней, включая единый портал раскрытия информации регулируемыми субъектами и органами регулирования.

В целях актуализации основных направлений развития и планирования, своевременного выявления проблемных вопросов требуется регулярно проводить комплексный анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с точки зрения определения износа объектов, их энергопоребления, объема инвестиционных потребностей.

При этом для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом перспективных потребностей должны быть скоординированы механизмы территориального и инвестиционного планирования.

В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры необходимо максимально использовать внутренние резервы для развития жилищно-коммунального хозяйства, связанные с оптимизацией текущих и инвестиционных расходов, энергосбережением. Одним из важных направлений повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства является развитие рынка энергосервисных услуг.

Особое внимание необходимо обратить на инвестиционно непривлекательные объекты коммунального хозяйства. Для обеспечения проведения модернизации указанных объектов необходимо принимать специальные меры, направленные на стимулирование консолидации активов таких предприятий, контролируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на уровне субъектов Российской Федерации с последующей их передачей в управление частным операторам.

 Для достижения стратегической цели и решения поставленных задач необходимо осуществление мер и мероприятий, направленных на:

1) развитие предпринимательства, включая усиление конкуренции, привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ;

2) повышение качества государственного управления, включая оптимизацию разграничения полномочий и ответственности, совершенствование системы государственного регулирования,

3) повышение эффективности управления имуществом, стимулирование энергосбережения,

4) обеспечение адресности социальной поддержки населения;

5) развитие человеческого и общественного капитала, включая повышение производительности труда, развитие научного и технического потенциала, развитие саморегулирования, совершенствование системы общественного контроля, улучшение образа жилищно-коммунального хозяйства в средства массовой информации.

Настоящая Стратегия также определяет цели и задачи государственной политики в отдельных сферах деятельности жилищно-коммунального хозяйства с учетом их специфики, а также меры и мероприятия, необходимые для достижения установленных в этих сферах целей и решения поставленных задач.


IV. Меры по развитию жилищно-коммунального хозяйства по основным направлениям сферы жилищно-коммунального хозяйства

 

1.  Управление многоквартирными домами

В сфере управления многоквартирными домами основной целью государственной политики является повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и стоимостью услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Достижение этой цели будет обеспечиваться решением следующих задач:

- обеспечение профессионального управления многоквартирными домами;

- формирование ответственных и активных собственников помещений в многоквартирных домах, выступающих квалифицированными заказчиками жилищно-коммунальных услуг.

 Для обеспечения профессионального управления многоквартирными домами в 2014 году введено государственное регулирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами путем введения лицензирования такой деятельности с 1 мая 2015 г, а также разработана вся необходимая нормативная правовая база на федеральном уровне для практического запуска лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

К числу основных нормативных правовых актов в этой сфере следует отнести Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".

В 2015 году основные усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на запуск работы системы лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и развитие добросовестной конкуренции на рынке управления жильем. Лицензирование позволит освободить рынок от недобросовестных управляющих организаций, повысить их ответственность за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также предоставит собственниками помещений в многоквартирных домах реальные инструменты воздействия на управляющие организации, осуществляющие свою деятельность с нарушением действующего законодательства, прав и законных интересов граждан.

Лицензирование является механизмом постояннодействующего контроля за управляющими организациями и принятия действенных мер к допустившим нарушения хозяйствующим субъектам. Эффективность данного механизма будет определяться на основании мониторинга ситуации на рынке управления многоквартирными домами, в том числе с использованием показателя удовлетворенности потребителей качеством предоставленных услуг.

Решение задачи по формированию ответственных и активных собственников помещений в многоквартирных домах будет обеспечено за счет проведения информационной компании по повышению информирования жителей многоквартирных домов об их правах и обязанностях и упрощена координация действий за счет расширения форм проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

В целях обеспечения прав собственников помещений в многоквартирных домах при их взаимодействии с исполнителями жилищно-коммунальных услуг будут расширяться полномочия советов многоквартирных домов через принятие соответствующих решений собственниками помещений в многоквартирных домах и будет создан институт профессиональных управляющих, задачей которых является защита интересов жителей многоквартирных домов.

Для развития системы управления многоквартирными домами с высоким уровнем износа потребуется создание специальной модели отношений, основанной на государственной или муниципальной форме собственности организаций, которые будут привлекаться к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, а также предусматривающей возможность установления особых требований к качеству жилищно-коммунальных услуг.

В 2015 году будет сформирована новая модель отношений по оплате коммунальных услуг (ресурсов), предусматривающая:

совершенствование системы расчетов за коммунальные услуги;

повышение ответственности потребителей за своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг и ответственности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций за качество коммунальных услуг и ресурсов, в том числе путем повышения действующих размеров пени, а также введением специальных штрафов за нарушение параметров качества оказываемых услуг.

С 2016 года потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды будет включено в состав жилищной услуги. Такое решение стимулирует управляющие компании к энергосбережению и выявлению хищений коммунальных ресурсов. В совокупности с мерами по развитию энергетического сервиса это позволит задействовать значительные внутренние резервы для снижения стоимости и повышения качества жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме.

В 2015 году будут устранены препятствия для энергетического сервиса в многоквартирных домах. В частности, будет упрощен порядок заключения энергосервисных договоров и предусмотрена возможность фиксации на долгосрочный период объема потребления тепловой энергии в многоквартирном доме.

Начиная с 2015 года осуществляется система специализированного федерального контроля за соблюдением жилищного законодательства на территории Российской Федерации посредством осуществления деятельности главного государственного жилищного инспектора, наделенного правом проведения проверок региональных органов государственного жилищного надзора.

В целях обеспечения дополнительного контроля реализации законодательства Российской Федерации в сфере управления многоквартирными домами Правительством Российской Федерации будет продолжена работа по организации и обеспечению функционирования институтов общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Кроме того, в рамках Стратегии будут реализованы задачи, направленные на:

1) внедрение простого и прозрачного механизма выбора смены управляющей организации, обеспечивающей защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах и исключающей незаконную смену управляющей организации;

2) совершенствование системы раскрытия информации лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе в целях повышения информированности собственников помещений в многоквартирном доме;

3) совершенствование системы мониторинга жилищного фонда и его государственного учета;

4) совершенствование системы учета потребления коммунальных услуг, в том числе путем реализации мер, направленных на стимулирование потребителей к установке приборов учета (общедомовых и индивидуальных), установления ответственности за вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение к внутридомовым сетям.

В целях оценки достижения поставленных задач в сфере управления многоквартирными домами к 2016 году будут определены показатели, характеризующие качество обслуживания потребителей, и организованы периодические исследования в области оценки удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания и качеством услуг в сфере управления многоквартирными домами.

2.  Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах

В сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – капитальный ремонт многоквартирных домов) целью государственной политики является создание и обеспечение устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивающих его своевременное проведение, требуемое качество и справедливую стоимость работ (услуг).

В 2014 году была запущена работа региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, основанных на финансировании капитального ремонта за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах.

Запуск системы капитального ремонта многоквартирных домов вызвал недовольство граждан в связи с появлением нового платежа, неопределенностью относительно сроков проведения капитального ремонта, а также недостаточно оперативными и квалифицированными действиям органов власти субъектов Российской Федерации.

Несвоевременное исполнение субъектами Российской Федерации обязательств по принятию минимального перечня необходимых нормативных правовых актов привело к невозможности получения в первом полугодии 2014 года средств государственной поддержки на капитальный ремонт и привело к переносу сроков начала реализации региональных программ капитального ремонта на осенне-зимний период 2014 года. Кроме того, низкое качество формирования региональных программ капитального ремонта в некоторых субъектах Российской Федерации повлекло за собой необходимость актуализации программы в связи с выявлением технических ошибок и нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время субъектами Российской Федерации сформированы механизмы, обеспечивающие долгосрочное планирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов и основанные на осуществлении его финансирования собственниками помещений в многоквартирных домах путем уплаты ежемесячного обязательного минимального взноса на капитальный ремонт в отношении многоквартирных домов, включенных в региональные программы капитального ремонта.

Первоочередной задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2015 год является совершенствование региональных программ капитального ремонта и информационно-просветительская работа с гражданами.

Задача повышения качества капитального ремонта и эффективности расходов на его проведение будет решаться за счет осуществления на федеральном уровне сравнительного анализа и создания укрупненных нормативов для расходов на реализацию типовых видов работ, а также осуществления методического обеспечения процесса формирования региональных программ капитального ремонта и их актуализации, процесса осуществления деятельности региональными операторами. При этом особое внимание будет уделено прозрачности проведения торгов по отбору организаций для осуществления работ по капитальному ремонту.

Кроме того, в целях формирования справедливой стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту и повышения эффективности расходов из программы капитального ремонта будут исключаться многоквартирные дома с высоким уровнем износа (более 70 процентов), многоквартирные дома, являющиеся объектами культурного наследия, а также многоквартирные дома, в отношении которых в установленном порядке приняты решения об их сносе. Для модернизации или определения дальнейшего использования таких домов субъектами Российской Федерации будут разрабатываться специальные программы.

В целях реализации при капитальном ремонте дополнительных мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности, будут использованы специальные финансовые инструменты, позволяющие финансировать такие работы на принципах энергетического сервиса.

Для обеспечения своевременности проведения ремонта будет осуществляться систематическое наблюдение за использованием жилищного фонда и обеспечением его сохранности посредством сбора, систематизации и анализа информации в соответствии с установленным перечнем показателей.

В этих целях Минстроем России запущена автоматизированная информационная система мониторинга реализации субъектами Российской Федерации региональных программ капитального ремонта, которая обеспечивает:

- получение полной и актуальной информации по планируемому
и (или) проведенному капитальному ремонту каждого многоквартирного дома любому заинтересованному лицу;

- отслеживание основных этапов организации и проведения капитального ремонта каждого многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта и краткосрочный план ее реализации, в том числе, на предмет обеспечения участия собственников и общественности в приемке работ по капитальному ремонту;

- отслеживание качества планирования и динамики реализации региональных программ капитального ремонта;

- контроль уровня стоимости проводимого капитального ремонта
по определенному виду работ (услуг);

- выявление и исключение дублирования многоквартирных домов
в региональных программах по капитальному ремонту и программах
по переселению из аварийного и ветхого жилья;

- информационную открытость и прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта.

Кроме того, на портале государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд ЖКХ) «Реформа ЖКХ» (reformagkh.ru) в разделе «Капитальный ремонт» в рамках действующей системы цветовой индикации «светофор» отображаются показатели субъектов Российской Федерации по реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.

Основным риском функционирования системы капитального ремонта многоквартирных домов является ее возможная финансовая несбалансированность. Жители многоквартирных домов не имеют уверенности в том, что, внося плату за капитальный ремонт, они получат ремонт в обещанные сроки и с качеством, соответствующим их расходам. Во избежание формирования у региональных фондов капитального ремонта дефицита и необеспеченных обязательств, федеральными органами исполнительной власти будет осуществляться мониторинг финансовой устойчивости региональных операторов капитального ремонта и, в том числе, контроль за соответствием минимального размера взносов на капитальный ремонт объему обязательств, принимаемых на себя региональными операторами. Кроме того, на федеральном уровне будет разработана модель, позволяющая осуществлять оценку финансовой устойчивости уже функционирующих региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, а, значит, позволяющая прогнозировать ее развитие, возможные проблемы функционирования, а также своевременно принимать меры, направленные на решение выявляемых проблем.

Задача по повышению эффективности функционирования созданной системы капитального ремонта будет решаться путем привлечения дополнительных источников финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов и, прежде всего, за счет развития кредитования капитального ремонта многоквартирных домов.

Для расширения возможностей граждан по осуществлению капитального ремонта, в том числе выборочного ремонта, снижения «периода ожидания» такого ремонта, повышения комфорта и качества проживания в многоквартирном доме сверх установленного Жилищным кодексом Российской Федерации минимального перечня, в 2015 г. Правительством Российской Федерации будет продолжена разработка и развитие механизмов кредитования капитального ремонта многоквартирных домов. Собственники помещений в многоквартирном доме смогут осуществить выполнение необходимых работ, не дожидаясь сроков, предусмотренных региональной программой капитального ремонта, и оплатить эти работы в рассрочку в составе платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Повысить доступность таких кредитов и обеспечить вовлечение большего числа собственников помещений в многоквартирных домах, привлекающих дополнительные источники финансирования капитального ремонта общего имущества, позволит государственная поддержка таких собственников в виде субсидирования процентной ставки и субсидирование части самого кредита.

Также в целях снижения коммерческих рисков, удешевления стоимости кредитов будет осуществлена программа рефинансирования кредитов, выданных на капитальный ремонт, по аналогии с механизмом рефинансирования ипотечных кредитов.

Развитие механизмов кредитования является одной из приоритетных задач в рамках развития региональных систем капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также имеет важное социальное значение. Возможность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с использованием кредитных средств позволит значительно сократить количество «недоремонтов» и снять определенную обеспокоенность собственников помещений по вопросам формирования, сохранности и использования фондов капитального ремонта.

Тем не менее, вовлеченность кредитных организаций в процесс кредитования капитального ремонта сдерживается рядов объективных факторов, в частности рисками, связанными с отсутствием обеспечения по указанным кредитам, с которым у банков имеется практический опыт работы. В качестве основного обеспечения по кредиту на капитальный ремонт многоквартирных домов рассматривается поток платежей собственников помещений, обязательных в силу закона. В качестве дополнительного обеспечения предусматривается использование гарантий гарантийных фондов как федерального, так и регионального уровня.

Оценка реализации задач в сфере проведения капитального ремонта многоквартирных домов будет осуществляться на основании следующих показателей:

- доля общей площади многоквартирных домов в отношении которых проведен капитальный ремонт в установленный срок в рамках реализации региональных программ капитального ремонта;

- доля собираемости средств собственников помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.


3.  Ликвидация аварийного жилищного фонда

Целью государственной политики в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда является создание постоянно действующей системы реновации жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально незащищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда.

Для достижения поставленной цели необходимо завершить расселение аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, а также создать новые механизмы переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. 

До 1 сентября 2017 года будет расселено более 11 миллионов квадратных метров аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года. Решение поставленной задачи обеспечивается за счет реализации следующих мер:

- утверждения четких показателей по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению, для каждого субъекта Российской Федерации;

- создания сквозной системы контроля и мониторинга реализации программ переселения - начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и завершая фактическим переселением;

- снижения уровня долевого финансирования расходов со стороны субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

- оптимизации порядка и условий предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по программам переселения;

- усиления ответственности субъектов Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Основным механизмом реализации задачи расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, до 1 сентября 2017 года является механизм региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Одновременно, в целях решения задачи расселения аварийного жилищного фонда после 1 сентября 2017 года, будут созданы новые механизмы переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года. Долгосрочный прогноз темпов выбытия из эксплуатации жилищного фонда показывает, что до 2035 года будут признаны аварийными многоквартирные дома площадью около 100 млн. кв. метров, на расселение которых потребуется более 3 трлн. рублей в текущих ценах строительства жилья в размере около 33 тыс. руб. за кв. м.

Новая система расселения аварийного жилищного фонда будет основываться на принципах возвратности вложенных бюджетных средств и повторного их направления на решение указанных задач, а также привлечение средств частных инвесторов.

Предполагается следующая целевая модель переселения граждан из аварийного жилищного фонда:

- для малоимущих собственников, у которых нет иного жилого помещения для проживания и для малоимущих граждан, проживающих по договорам социального найма – предоставление жилого помещения по договору социального найма;

- для собственников, не имеющих иных жилых помещений для проживания, и нанимателей, которые не являются малоимущими, но соответствуют критериям, установленным пунктами 1 и 2 части 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации – предоставление жилого помещения по договору найма на некоммерческих условиях, который заключается с органами местного самоуправления на длительный срок и может продлеваться. Предоставление жилого помещения на условиях некоммерческого найма может предлагаться также нанимателям. При этом плата за наем такого жилого помещения существенно ниже рыночной и устанавливается на основе возвратности средств, затраченных на строительство жилого помещения, в течение 30 лет;

- для собственников жилых помещений, не являющихся малоимущими и не соответствуют критериям, установленным пунктами 1 и 2 части 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также собственников, имеющих иные жилые помещения для проживания, жилые помещения взамен аварийных не предоставляются, выплата выкупной цены жилых помещений не осуществляется.

Многоквартирные дома, построенные в целях предоставления жилых помещений внаем на некоммерческих условиях, остаются в муниципальной собственности и будут являться источником доходов местных бюджетов, которые в долгосрочной перспективе позволят окупить инвестиционные затраты, связанные со строительством жилых домов.

Формирование муниципального некоммерческого арендного жилищного фонда, соответствующего современным требованиям, предлагается проводить путем предоставления муниципалитетам денежных средств для строительства домов в целях переселения граждан из аварийного жилья на условиях возвратности, платности и срочности сроком от 15 до 30 лет и процентной ставкой не более 3 процентов годовых.

В краткосрочной перспективе (до 2020 года) разработанные механизмы переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года, должны обеспечивать недопущение роста объема аварийного жилищного фонда. 

4. Теплоснабжение

В сфере теплоснабжения целью государственной политики является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения, достигаемое за счет эффективности производства, передачи и распределения (потребления) тепловой энергии.

Основой системы государственного регулирования в сфере теплоснабжения является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и принятые в его исполнение нормативные правовые акты.

Развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется на принципах эффективной загрузки мощностей на основании схем теплоснабжения, которые должны соответствовать документам территориального планирования поселений. По состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации утверждено 9530 схем теплоснабжения (83% от общего количества схем, необходимых к утверждению).

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" установлены правовые основы введения долгосрочного тарифного регулирования, в том числе в сфере теплоснабжения.

В 2015 году будут определены на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее 3 лет, показатели надежности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих теплоснабжение, и сформированы долгосрочные инвестиционные программы. С 2016 года в отношении всех организаций, осуществляющих теплоснабжение (за исключением вновь созданных организаций), будут применяться долгосрочные тарифы.

В целом по Российской Федерации, на 2015 год уже принято в сфере теплоснабжения 3020 долгосрочных тарифных решения (что составляет 19,3%) от общего их числа (15646).

В целях создания экономических стимулов для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения будут осуществлены меры, направленные на:

- повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в том числе через совершенствование ценообразования и усиление ответственности теплоснабжающих организаций за обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей со встречным повышением ответственности потребителей тепловой энергии за выполнение договорных обязательств;

- предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения;

- стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения;

- обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения, стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей;

- повышение управляемости системами теплоснабжения.

Оценка реализации указанных этих мероприятий будет осуществляться на основании следующих показателей:

- уровень технологических потерь тепловой энергии при транспортировке по сетям;

- количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах теплоснабжения (исключение составляют ситуации природного характера).

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2014 г. № 1949-р "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии" в 2015 году будет осуществлена разработка нормативных правовых актов, направленных на формирование новой модели рынка тепловой энергии. Новая модель рынка тепловой энергии будет обеспечивать:

модернизацию тепловых сетей с переходом на независимые схемы теплоснабжения, снижением температуры теплоносителя до 100 градусов Цельсия и ниже, оптимизацией гидравлических режимов. При регулировании тарифов на транспортировку тепловой энергии будут широко применяться методы сравнительного анализа, которые в долгосрочной перспективе позволят перейти к нормированию расходов на транспортировку тепловой энергии;

загрузку наиболее эффективных источников тепловой энергии и вывод из эксплуатации менее эффективных источников, в том числе на основании схем теплоснабжения.

Цена производства тепловой энергии будет устанавливаться на уровне не выше стоимости производства тепловой энергии на современной, технологически эффективной котельной.

В отношениях теплоснабжающих организаций с промышленными потребителями произойдет постепенная отмена регулирования и переход к поставкам тепловой энергии по нерегулируемым ценам. Будет ликвидировано перекрестное субсидирование при поставках тепловой энергии промышленным потребителям и населению.

Кроме того, с учетом принятого Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении", будет осуществляться дерегулирование цены на тепловую энергию в виде пара и на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов для отдельных потребителей.

 

5. Горячее водоснабжение

В сфере горячего водоснабжения целью государственной политики является обеспечение населения горячей водой температуры, предусмотренной санитарно-эпидемиологическими нормами, при минимальных расходах и потерях холодной воды и тепловой энергии.

Для достижения этих целей необходимо отказаться от использования открытых систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, снизить потери воды и тепловой энергии в многоквартирных домах при обеспечении горячего водоснабжения.

Применение открытых систем горячего водоснабжение из-за добавления в воду технологических присадок не позволяет обеспечить соответствие горячей воды санитарным нормам и правилам. В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" подключение новых потребителей к открытым системам горячего водоснабжения запрещено.

Будет осуществляться поэтапный переход от использования открытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения к использованию закрытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, который завершится к 2022 году.

Снижение потерь воды и тепловой энергии в многоквартирных домах будет достигаться, в том числе за счет модернизации и реконструкции внутридомовых инженерных систем (обеспечение циркуляции горячей воды, утепление стояков, устранение несанкционированных врезок и пр.).

Реализация этих мероприятий будет проходить в увязке с программами повышения энергосбережения и повышения энергетической эффективности и программами капитального ремонта многоквартирных домов, а также в рамках энергосервисных договоров. При этом, необходимо отметить, что работы по энергосервисным договорам должны проводиться при обязательном наличии приборов учета энергетического ресурса. Учитывая высокую стоимость таких программ, их реализация потребует государственной поддержки.

Реализация этих мер позволит:

- снизить технологические потери горячей воды при их транспортировке по сетям;

- снизить количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах горячего водоснабжения (исключение составляют ситуации природного характера).

6.  Холодное (питьевое) водоснабжение и водоотведение

В сфере холодного (питьевого) водоснабжения целью государственной политики является обеспечение всех граждан России, независимо от их благосостояния, качественной питьевой водой в количестве, необходимом для удовлетворения базовых бытовых потребностей человека.

Целью государственной политики в сфере водоотведения является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет очистки сточных вод населенных пунктов и утилизации осадка сточных вод.

В 2015 году будут определены на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее 3 лет, показатели надежности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение, и сформированы долгосрочные инвестиционные программы.

Развитие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. По состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации утверждено 12279 схем водоснабжения и водоотведения, что составляет 72% от общего количества схем, необходимых к утверждению.

Для повышения качества инвестиционного планирования будут разработаны справочники наиболее эффективных технологий в сфере водоснабжения и водоотведения.

С 2016 года в отношении всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение (за исключением вновь созданных организаций), будут применяться долгосрочные тарифы. В 2015 году в сфере водоснабжения уже принято 1448 долгосрочных тарифных решения (что составляет 10,16% от общего их числа (14256), а в сфере водоотведения - 947 долгосрочных тарифных решения (что составляет 12,5% от общего их числа (7577).

В сфере водоотведения в 2015 году будут доработаны нормативные правовые акты, регулирующие отношения между организациями, осуществляющими водоотведение, и их промышленными абонентами.

Учитывая, что обеспечение водоснабжения и водоотведения в малых населенных пунктах во многих случаях нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения, организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в малых населенных пунктах, будет оказываться государственная поддержка. Кроме того, в целях повышения инвестиционной привлекательности организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение в малых городах, необходимо проработать возможные механизмы и стимулировать консолидацию (объединение) таких организаций на уровне субъектов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности государственного регулирования сферы холодного водоснабжения и водоотведения необходимо проработать вопрос перехода на предельное ценообразование.

Реализация этих мер позволит:

- увеличить долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическими нормам;

-  увеличить долю сточных вод, проходящих очистку на биологических очистных сооружениях, отвечающих установленным требованиям;

- снизить технологические потери воды и сточных вод при их транспортировке по сетям;

- снизить количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах холодного водоснабжения и водоотведения (исключение составляют ситуации природного характера).

7.  Обращение с твердыми коммунальными отходами

В сфере обращения с твердыми коммунальными отходами целью государственной политики является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет увеличения объема переработки и утилизации отходов, обеззараживания отходов и размещения их на полигонах, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", заложившие основу новой системы государственного регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Основная часть положений этого закона в части обращения с твердыми коммунальными отходами вступит в силу с 1 января 2016 г. В течение 2015 года федеральными органами исполнительной власти будут подготовлены нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию вышеуказанного федерального закона.

С 2016 года субъектами Российской Федерации будут утверждаться схемы обращения с отходами и региональные программы в области обращения с отходами, по установленным Правительством Российской Федерации критериям будут определены региональные операторы, организующие работу по сбору, обработке, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов.

С 1 января 2016 г. обращение с твердыми коммунальными отходами будет отнесено к коммунальным услугам и исключено из состава жилищных услуг.

В 2015 году будет запущен механизм расширенной ответственности производителей потребительских товаров и упаковки, предусматривающий, что сбор и утилизация отдельных категорий отходов потребительских товаров и упаковки, определенных Правительством Российской Федерации, будут осуществляться производителями и экспортерами этих товаров (отраслевыми ассоциациями). В случае невыполнения ими этих функций, у производителей и экспортеров возникнет обязанность по уплате в федеральный бюджет экологического взноса, средства от которого будут направлены на реализацию региональных программ в области обращения с отходами.

С 2016 года будет осуществляться лицензирование организаций, осуществляющих обращение с отходами - IV класса опасности.

Реализация этих задач позволит обеспечить к 2020 году утилизацию твердых коммунальных отходов и размещение оставшихся после утилизации отходов на объектах, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации.

В целях оценки достижения поставленных задач в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами к 2017 году будут определены показатели, характеризующие переработку и утилизацию отходов, обеззараживание отходов и размещение их на полигонах, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации.

8.  Модернизация объектов коммунального хозяйства

В целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов коммунального хозяйства будут решены следующие задачи:

- обеспечение благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу коммунального хозяйства;

- ликвидация неэффективного управления объектами коммунального хозяйства, осуществляемого унитарными предприятиями;

- внедрение новых механизмов государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры.

В целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу коммунального хозяйства Правительство Российской Федерации обеспечило создание необходимой законодательной базы, основанной на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию.

В целом для создания условий для привлечения в коммунальное хозяйство частных инвестиций принято более 30 нормативных правовых актов.

Основными мероприятиями, реализация которых должна быть обеспечена в целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергетической эффективности объектов коммунального хозяйства являются:

1) Завершение в 2015 году разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

По состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации утверждено общее количество утвержденных программ комплексного развития составляет 11075 (75%) от планового количества программ комплексного развития – 14759 в соответствии с количеством утвержденных на текущий момент генеральных планов

2) Осуществление долгосрочного тарифного регулированияв сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обеспечивающего долгосрочные гарантии инвесторам в части доходности и возвратности вложенных средств.

При этом при использовании долгосрочных методов тарифного регулирования экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, в том числе связанная с сокращением потерь ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение последующих 5 лет.

3) Реализация субъектами Российской Федерации утвержденных во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 200-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", региональных комплексов мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации, предусматривающих реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

4) Обеспечение функционирования Центра Государственно-частного партнерства, созданного при Минстрое России в целях методического сопровождения подготовки инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сопровождения их реализации, определения и позиционирования лучших практик инвестирования в жилищно-коммунальное хозяйство, содействия в организации проектного финансирования.

5) Завершение разработки и обеспечение практического функционирования общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечить путем разработки и утверждения соответствующих справочников о наиболее эффективных технологиях в сферах теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также справочника для инвестора в жилищно-коммунальное хозяйство.

6) Передача имущества унитарных предприятий, управление которыми было признано неэффективным, в концессию на базе утвержденных критериев эффективности унитарных предприятий.В настоящее время неэффективными признано 982 (28%) и уже в различных стадиях банкротства находится 155 предприятий.

В 2015 году в соответствии с утвержденными графиками будут проведены конкурсные процедуры на право заключения концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства, включающие объекты жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, управление которыми признано неэффективным.

7) Организация субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства частному инвестору на основании концессионных соглашений.

С 2015 года начнется активный процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию по новым правилам. С целью упрощения процедуры и минимизации злоупотреблений при проведении конкурсов на право заключения концессионного соглашения будет осуществляться методологическая и правовая поддержка органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе путем утверждения примерной формы конкурсной документации, а также разработке методических рекомендации по подготовке концессионных конкурсов.

8) В отношении инвестиционно непривлекательных предприятий будут приниматься специальные меры, направленные на стимулирование консолидации активов таких предприятий, контролируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на уровне субъектов Российской Федерации с последующей их передачей в управление частным операторам.

Такие меры позволят увеличить оборот предприятий, снизить текущие расходы, упростить регулирование и контроль, повысить привлекательность этих предприятий для инвесторов.

9) Предусматривается создание и запуск постоянно действующего механизма государственной поддержки проектов государственного частного партнерства в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в «малых городах». Предоставление средств субъектам Российской Федерации предлагается осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации путем субсидирования процентной ставки или прямого финансирования проектов.

Оценка выполнения задачи по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу коммунального хозяйства будет осуществляться на основании следующих показателей:

- доля долгосрочных тарифных решений в общем числе тарифных решений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

- доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

- доля неэффективных предприятий, имущество которых передано частным операторам на основе концессионных соглашений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, %.

По результатам, в среднесрочной перспективе (до 2018 года) необходимо обеспечить увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений.

9.  Социальная политика

Государственное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства не может осуществляться без анализа и прогнозирования социальных последствий принимаемых решений.

При формировании сбалансированной системы работы коммунального комплекса особое внимание уделяется защите граждан от роста тарифов на коммунальные услуги.

В целях регулирования совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги приняты меры, направленные на исключение необоснованного роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги за счет утверждения Правительством Российской Федерации (с учетом прогноза социально-экономического развития) индексов изменения совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на период с 1 июля 2014 года по 2018 год включительно.

В рамках реализации указанных мер определены:

принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации);

основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия;

порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации;

основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований;

основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации;

порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации").

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 718-р, от 1 ноября 2014 г. № 2222-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 1 июля 2014 года по 2018 год включительно.

Максимальная эффективность государственной поддержки достигается за счет обеспечения ее адресности, то есть путем предоставления субсидий наиболее нуждающимся гражданам.

Гражданам, имеющим низкие доходы, в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляются адресные субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, кроме того, отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Будут упрощены процедуры получения субсидий, смягчены ограничения по предельной площади жилого помещения, на которую рассчитывается субсидия, снижена предельная доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в доходах домохозяйства.

Оценка реализации задачи обеспечения доступности жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться на основании показателя доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе домохозяйств.

10.  Общественный контроль

В целях повышения качества жилищно-коммунальных услуг и обеспечения более полной защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг необходимо развивать общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями, осуществляющими деятельность в жилищно-коммунальной сфере, своих обязательств проводится работа по формированию региональных центров общественного контроля (далее – Центры общественного контроля).

Центры общественного контроля осуществляют работу с обращениями граждан, предоставляя квалифицированные разъяснения и оказывая конкретную помощь.

На основании жалоб граждан ежеквартально составляется рейтинг наиболее актуальных проблем в жилищно-коммунальной сфере, который широко публикуется в средствах массовой информации и формируются региональные рейтинги управляющих организаций.

 При методической поддержке центров общественного контроля в субъектах Российской Федерации реализуются образовательные проекты, которые позволяют жилищным активистам получить знания, необходимые для грамотного управления жилищным фондом.

Совместно с региональными органами власти осуществляется подготовка общественных жилищных инспекторов, осуществляющих контроль за исполнением профильного законодательства и деятельностью управляющих организаций.

Центры общественного контроля осуществляют общественный мониторинг реализации программ капитального ремонта, в том числе – формируя рейтинги информационной открытости региональных операторов и оценки удовлетворенности граждан качеством капитального ремонта.

В целях повышения эффективности работы Центров общественного контроля необходимо сформировать муниципальные представительства региональных центров, которые будут, в том числе, участвовать в осуществлении общественного контроля за качеством жилья при приемке домов и приобретении жилых помещений в целях реализации программ переселения.

Кроме того, в конце 2014 г. начата реализация программы по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и созданию механизмов противодействия коррупции в жилищно-коммунальной сфере. Проект рассчитан на два года и предполагает создание системы методической, информационной и организационной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций по реализации проектов по формированию в обществе устойчивого негативного отношения к коррупционным проявлениям в отрасли.

11. Похоронное дело

В сфере похоронного дела целью государственной политики является запуск качественно новой системы функционирования отрасли похоронного дела в Российской Федерации в соответствии с новым федеральным законодательством Российской Федерации, основанной на государственном регулировании и контроле ее работы.

Похоронное обслуживание населения является к одной из наиболее социально значимых сфер. Ежегодно в стране в среднем уходит из жизни 2 млн. человек. Отсутствие внимания к похоронному делу на протяжении последнего десятилетия привело к свертыванию государственного и муниципального регулирования этой деятельности и снижению уровня правовой защищенности граждан. Нормативное правовое регулирование в сфере похоронного дела устарело и не отвечает современным требованиям. Имеют место факты неуважения к памяти умерших, коррупции, вымогательства, навязывания гражданам дорогостоящих услуг и предметов ритуального назначения.

Новая система функционирования отрасли похоронного дела в Российской Федерации будет обеспечиваться путем принятия в 2015 – 2016 году нового федерального закона "О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего следующие подходы к регулированию похоронной отрасли, а именно:

  1. Установление единообразного понятийного аппарата.
  2. Чёткое распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальными уровнями власти: на федеральном уровне – закрепляются общие положения и требования функционирования отрасли, на уровне субъектов – дополнительные с учетом особенностей региона.
  3. Введение института лицензирования отдельных видов ритуальных услуг через систему региональных лицензионных органов с участием представителей общественности («по аналогии» с системой лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами).
  4. Установление административной ответственности должностных лиц за незаконное распространение информации об умершем и его родственниках, нарушение порядка предоставления земельного участка для захоронения и иных требований в сфере похоронного дела.
  5. Создание специального регулирования вопросов создания и содержания вероисповедальных кладбищ и вероисповедальных участков на кладбищах, проведения религиозных обрядов и церемоний, сопровождающих погребение, осуществление захоронения останков, праха умерших на вероисповедальных кладбищах и участках.
  6. Введения института лица, ответственного за место захоронения, что закрепляет обязанность такого лица по уходу и содержанию места захоронения в надлежащем состоянии и упорядочивает последующие захоронения в это место захоронения.
  7. Введение понятие «частные кладбища», что позволит повысить уровень и качество оказания ритуальных услуг для населения с учетом пожелания умершего или его родственников, а также простимулирует привлечение в отрасль инвестиций.
  8. Четкое сформулирование положений о создании семейных (родовых) захоронений.
  9. Создание единой федеральной автоматизированной системы учета умерших и мест захоронений, а также объектов похоронного назначения.
  10. Разграничение ритуальных услуг, медицинских услуг
    и религиозных услуги в целях исключения возможности существующих в настоящее время злоупотреблений и «навязывания» родственникам умерших, прежде всего со стороны медицинских учреждений, различного рода услуг, не свойственных медицинским учреждениям (например, подготовка тел умерших к захоронению (бальзамирование, облачение и т.п.).
  11. Создание четкого механизма повторного использования мест захоронения, отсутствующий в настоящее время.
  12. Устранение отдельных противоречий и пробелов в действующем законодательстве, регулирующим вопросы похоронного дела.

В целях недопущения недобросовестного осуществления деятельности в сфере похоронного дела (без наличия материально-технической базы, обученных специалистов, опыта работы и т.д.) будет осуществляться особый контроль за отдельными видами ритуальных услуг, оказываемых организациями. В связи с этим вводится институт лицензирования отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг, таких как:

организация похорон;

транспортирование останков умерших;

предпохоронное содержание останков умерших;

подготовка тел умерших к погребению;

захоронение останков, праха умерших;

эксгумация и перезахоронение останков, праха умерших;

услуги по кремации останков умерших.

При этом контроль за соблюдением органами государственного лицензионного контроля и надзора субъекта Российской Федерации требований к лицензированию отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти в сфере похоронного дела.


V.Заключительные положения

Настоящая Стратегия будет реализовываться в период 2015 - 2020 годов.

Ресурсное обеспечение реализации Стратегии будет осуществляться за счет бюджетных и внебюджетных источников, формируемых и предусматриваемых в установленном порядке.

Целевые показатели развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года представлены в Приложении.

____________


ПРИЛОЖЕНИЕ

к Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства

в Российской Федерации до 2020 года

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

развития жилищно-коммунального хозяйства
в Российской Федерации до 2020 года

Целевой показатель

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Общая площадь многоквартирных домов, в отношении которых

проведен капитальныйремонт в установленный срок в рамках

реализации региональных программкапитального ремонта, тыс.кв.м

59 000

78 000

97 000

119000

138 000

158 000

Уровень собираемости платы

за коммунальные услуги, %

93

95

97

98

98

98

Объем расселенного аварийного жилищного фонда,

признанного таковым до 1 января 2012 года, тыс.кв.м*

2 759,49

2 818

3 213,66

х

х

х

Доля заемных средств в общем объемекапитальных вложений,%

10,2

21

30

32

35

35

Количество аварий и чрезвычайных ситуаций (исключение составляют чрезвычайные ситуации природного характера) при производстве, транспортировке и распределении, шт

х

х

х

х

х

х

тепловой энергии

8 082,00

7 677,90

7 140,45

6 426,40

5 783,76

5 205,39

холодной воды

98 123,00

93 216,85

86 691,67

78 022,50

70 220,25

63 198,23

сточных вод

30 384,00

28 864,80

26 844,26

24 159,84

21 743,85

19 569,47

Уровень технологических потерь при транспортировке по сетям, %

х

х

х

х

х

х

тепловой энергии

10,9

10,68

10,47

10,26

10,05

9,85

холодной воды

22,70

21,57

20,49

19,46

18,49

17,56

Доля долгосрочных (не менее чем на три года) тарифных решений (для организаций, отвечающих соответствующим критериям), %

х

х

х

х

х

х

в сфере теплоснабжения

19,3

100

100

100

100

100

в сфере холодного водоснабжения

10,16

100

100

100

100

100

в сфере водоотведения и очистки сточных вод

12,5

100

100

100

100

100

Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическими нормам, %

62,1

65,21

68,47

71,89

75,48

79,26

Доля сточных вод, проходящих очистку на биологических очистных сооружениях, отвечающих установленным требованиям, %

45

47,25

49,61

52,09

54,70

57,43

Дизайн :
Яндекс.Метрика