КУПИТЬ  ЖУРНАЛЫ  

               

 В России завершается подготовка правовой и нормативной базы для перехода к налогу на недвижимость, который заменит два действующих налога – земельный и имущественный.

Переход к налогу на недвижимость актуализировал Президент России Д. Медведев в своём послании в 2009 году. Обозначены временные рамки начала его действия – в 2013 году с проведением предварительного эксперимента в нескольких субъектах РФ в 2012 году. Данный вид налога для России является политической, социально-экономической и правовой новацией по реализации фискальных механизмов, в том или ином виде работающих в «развитых экономиках».

Всякая социально-экономическая новация в процессе внедрения несёт определённые риски, которые могут негативно отразиться на экономике страны и её гражданах. Поэтому важно, чтобы переход к налогу на недвижимость в нашей стране сопровождался публичным обсуждением политического значения, экономического потенциала и социальных последствий от действия нового фискального продукта не только представителями администраций, но и экспертными, предпринимательскими, общественными группами.

Несмотря на то, что обсуждение и даже региональные эксперименты введения налога на недвижимость в России ведутся с 1996 года, комплексные исследования и квалифицированные экспертные оценки его применения в отношении сложных в правовом, экономическом и техническом аспектах объектов – многоквартирных домов, в экономической практике отсутствуют в связи с особенностями российской специфики происхождения частного жилья в многоквартирных домах.

Открытие дискуссии о налоге на недвижимость применительно к субъектам и объектам налогообложения в многоквартирных домовладениях представляется актуальным и своевременным в связи с тем, что данный налог в России затрагивает интересы более 50 млн. собственников жилья и их семей.

В настоящее время действует межведомственная экономическая рабочая группа по подготовке налоговых изменений, поэтому важно понимать – какие принципы и нормативы закладываются в проекты законодательных актов.


 

Политэкономические предпосылки перехода к налогу на недвижимость.

Объекты и субъекты налогообложения в МКД.


 

На чём основываются социально-экономические и институциональные предпосылки введения нового налога для государства и граждан? Насколько они отвечает целям развития общества? Какие трудности ожидают экономических и социальных субъектов в процессе применения налога на недвижимость? – вопросы, требующие ответа до официального принятия изменений в налоговое и гражданское законодательство.

Конституция РФ не регламентирует принципы налогообложения непосредственно: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют" (ст.57). Как видно, в Конституции отражены лишь нормы, устанавливающие общие принципы налогообложения, которые, в свою очередь, предопределяют развитие правовых принципов налогообложения недвижимости в России.

В соответствии со ст. статьёй 35 Конституции Россииправо частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Иными словами, в данном контексте основного закона страны, а применительно к жилью – ещё и в соответствии со статьей 40 Конституции РФ – «каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища» – право частной собственности на жильё в России, с точки зрения гражданских прав, незыблемо и непоколебимо. Это означает, что государству остаётся лишь обеспечить такие правовые, административные и экономические условия, при которых право гражданина России на жильё, в том числе, при введении налога на недвижимость, должно быть реализовано и надёжно защищено без расширительных толкований конституционного постулата «никто не может быть произвольно лишён жилища». И не только лишён, но и, несомнено, ограничен в правах, в том числе, государством. Введение налога на недвижимость при определённых правовых допущениях и внешних обстоятельствах может создать условия, при которых наступят ограничения вещных прав в отношении жилищной собственности (как это происходило, например, при принятии непопулярного 122-го закона, получившего народное наименование «о монетизации льгот») и это может ущемить имущественные права собственников. Поэтому следовало бы деликатно отнестись к экономическим и правовым санкциям, неизбежно возникающим в силу принудительной природы налога. Всем участникам имущественных отношений необходимо понимать – насколько далеко готовы пойти федеральная и региональные администрации в отношении владельцев жилой недвижимости, несвоевременно или не в полном объёме исполняющих налоговое бремя?

Экспертное обсуждение должно затронуть, кроме того, экономическую оценку оправданности применения налога на недвижимость в отношении приобретённого на свободном рынке жилья, на которое уже уплачен налог в момент совершения сделки купли-продажи (с учётом налоговых вычетов), в отличие от права собственности на жильё, возникшего в результате всеобщей безвозмездной приватизации. Экспертной оценке должна быть подвергнута возможность льготной отсрочки уплаты налога на недвижимость для жилья, приобретённого по ипотечным программам.

Для обеспечения эффективного сбора налога на недвижимость законодателю и администрациям предстоит пройти нелёгкий путь убеждения налогоплательщиков в необходимости добросовестной уплаты налога на недвижимость путём:

а) последовательной реализации принципов объективности и социальной справедливости (публичного учёта социального статуса налогоплательщика и интегральных характеристик жилой недвижимости);

б) направления налога на недвижимость на общественно полезные цели (развитие территорий муниципальных образований – муниципальной инфраструктуры);

в) создания публичного и эффективного механизма контроля расходования налоговых поступлений;

г) экономического стимулирования и морального поощрения добросовестных налогоплательщиков.

Налог на недвижимость – принудительное изымание государством и/или местным самоуправлением с физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости, налогов для осуществления государственных и муниципальных функций.

Объект налогообложения – находящиеся в собственности земельные участки, жилые дома, в том числе многоквартирные, квартиры и нежилые помещения в них, дачи, коттеджи и иные жилые строения и помещения (недвижимость).

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налог на недвижимость.

Налоговая база – усреднённая за определённый период времени стоимость (рыночная оценка) недвижимости, признаваемой объектом налогообложения.

Налоговая ставка – расчётное, утверждаемое органами власти значение числа, определяющее размер налога на недвижимость.

Налоговый агент – лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Корреляция налога на недвижимость – величина уменьшения/увеличения исчисленного налога на недвижимость, учитывающая характеристики и пределы пользования объектом налогообложения, имущественное и социальное положение налогоплательщика.

Пределы пользования объектом налогообложения – формы (правила) извлечения из жилого многоквартирного дома потребительских свойств (доходов), включающие эксплуатацию и текущий ремонт, капитальный ремонт, модернизацию элементов ОДИ, реконструкцию (реставрацию), подготовку к введению (выведению) в эксплуатацию, а также дифференцирующие пользование на личное и доходное.

 

Цели введения налога на недвижимость.

В существующей практике налог на имущество уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1 процента от их инвентаризационной стоимости (устанавливает бюро технической инвентаризации), а если тако­вая не определялась – от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года.

Земельный налог в отличие от имущественного начисляется исходя из кадастровой стоимости участка, ориентировочно приближенной к рыночной. В настоящее время ставки на земли, предназначенные для ИЖС, не превышают 0,3%. На прочие участки установлен лимит в 1,5%.

Очевидно, что действующие фискальные механизмы по имущественному и земельному налогам ограничивают поступления в государственную казну и муниципальные бюджеты, не отвечают конституционным принципам социального государства, создают неравные экономические условия для владельцев с различным имущественным положением и социальным статусом. Оценка недвижимости БТИ во много раз ниже рыночной. Поэтому суть предлагаемых правительственных изменений заключается в переходе к исчислению налога на недвижимость исходя из рыночной оценки объектов налогообложения (налоговой базы) по единым налоговым ставкам, утверждаемым субъектами РФ. Сегодня обсуждаются размеры ставок налога на недвижимость от 0,01%. до 0,1%.

Цели, которые могут обуславливать переход к налогу на недвижимость:

  1. Обеспечение дифференцированного распределения налогового бремени между налогоплательщиками различных социальных категорий и имущественных статусов с учётом объективных сведений об объектах налогообложения (экономических и технических категориях и классах, количественных и качественных характеристиках, месторасположения (кадастрового земельного зонирования), разрешённого и фактического целевого использования);

  2. Упрощение технического администрирования налога на недвижимость за счёт объединения земельного и имущественного налогов;

  3. Переход в расчётах размера ставок налога на недвижимость от инвентаризационной (кадастровой) оценки жилья (земли) к рыночной интегральной оценке земельно-имущественных комплексов, объективно отражающей полную совокупность характеристик объектов налогообложения;

  4. Стимулирование эффективного использования недвижимости и вовлечения в экономический оборот неиспользуемой или неэффективно используемой недвижимости;

  5. Оценка и последующее повышение капитализации объектов жилой недвижимости;

  6. Реализация доходного и фискального потенциала многоквартирных домов, увеличение поступлений в бюджеты местного самоуправления на основе сокращения теневых операций и уклонения от налогов;

  7. Обеспечение потенциальной опосредованной возвратности средств, уплаченных в виде налогов на недвижимость за счёт развития коммунальной и жилой инфраструктуры, роста капитализации объектов недвижимости и муниципальных экономик за счёт периодической переоценки улучшенных и новых объектов, повышения надёжности инфраструктуры и улучшения среды обитания в муниципальном образовании;

  8. Создание условий и механизмов для увеличения доходов бюджетов местного самоуправления и субъектов РФ;

  9. Совершенствование механизмов регулирования баланса интересов между собственниками недвижимости, хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления;

  10. Создание инструмента, повышающего эффективность общественного контроля над расходованием муниципального бюджета;

  11. Совершенствование системы формирования и актуализации региональных и федерального кадастров недвижимости с заданной периодичностью, осуществления процедур инвентаризации и описания объектов недвижимости, интегральной оценки жилой и нежилой недвижимости, имущественной капитализации муниципальных образований, регионов РФ и страны в целом.

 

Задачи, обеспечивающие переход к налогу на недвижимость:

  1. Формирование полных общероссийских баз данных (реестров, кадастров) объектов и субъектов прав на недвижимое имущество, в том числе, многоквартирных жилых домов (совладений – единых земельно-имущественных комплексов): информации о размерах зданий и помещений, технической оснащённости, произведённых регламентных работах и модернизации, энергетической эффективности, кадастровом учёте придомовых земельных участков, реестрах правообладателей – частных совладельцев жилых и нежилых помещений, размерах муниципальной доли в составе общего долевого имущества (ОДИ) МКД, других данных;

  2. Реализация требований о полноте учёта сведений об объектах жилой недвижимости и их правообладателях и публичном доступе к ним – как основополагающем и обязательном условии технической подготовки справедливого распределения налогового бремени между налогоплательщиками;

  3. Ревизия и определение правового статуса неучтённых (не поставленных на муниципальный учёт) объектов и муниципальных долей в многоквартирных домах с регистрацией в реестрах прав недвижимого имущества;

  4. Создание и ведение муниципальных реестров со сведениями о фактическом использовании жилых и нежилых помещений многоквартирной жилой недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, реализуемых по ним бюджетных доходах и расходах;

  5. Разработка методик описания жилых объектов на территории муниципального образования, их публичной оценки (в т.ч. земли, учёта произведённых улучшений ОДИ, изменения потребительских свойств и класса энергетической эффективности МКД) для целей налогообложения, отражение правового статуса объектов и их правообладателей, порядка рассмотрения заявлений (жалоб) налогоплательщиков на решения по налогообложению недвижимости;

  6. Определение финансовых источников для исполнения процедур описания жилых объектов и их публичной оценки;

  7. Определение финансовых источников для исполнения функции налоговых агентов налога на недвижимость в МКД;

  8. Проведение анализа налоговой базы и последствий применения налога на жилую недвижимость для различных групп налогоплательщиков и муниципальных бюджетов;

  9. Разработка принципов взаимоотношений частных и муниципальных собственников в многоквартирных домах, стандартов и правил участия муниципальных органов власти в содержании, ремонте и оценке частных и муниципальных инвестиций в общее долевое имущество МКД, методик оценки возвратности инвестированного капитала;

  10. Оценка текущего и перспективного имущественного потенциала жилой недвижимости в планах развития территорий;

  11. Проведение базовой кадастровой оценки недвижимости во всех регионах страны;

  12. Разработка и утверждение методик, правил и процедур легитимации с установленной периодичностью собственниками жилых многоквартирных домов размера налога на недвижимость;

  13. Проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками по формированию общественного мнения о целях и задачах налогообложения, стимулах, потенциальных и прямых выгодах от добросовестной уплаты налога на недвижимость;

  14. Установление требований, критериев и перечня лиц, допущенных к исполнению функций налоговых агентов (или отдельных компетенций налоговых агентов) при администрировании налога на жилую и многоквартирную жилую недвижимость;

  15. Разработка мер по стимулированию собственников к повышению капитализации (капиталоёмкости) совладений (привлечения частного и корпоративного финансирования для капитального ремонта и реконструкции, энергосбережения, развития инфраструктуры общего долевого имущества МКД) путём применения льготных (нулевых) ставок налога на недвижимость на период выполнения работ и возврата инвестиций);

  16. Обеспечение эффективного обмена данными об объектах и субъектах прав на недвижимое имущество между реестрами, которые поддерживаются налоговыми агентами, местными органами власти и налоговыми органами в целях актуализации и опубликования в установленные сроки информации об имуществе в разрезе налогоплательщиков (правообладателей);

  17. Формирование системы анализа и прогноза изменений налогового бремени по категориям налогоплательщиков и общих поступлений при различных сочетаниях ставок налога и льгот, направленных на согласование политики налогообложения.

Переход к налогу на многоквартирную жилую недвижимость не может состояться ранее завершения всего комплекса подготовительных мероприятий по регистрации кондоминиумов, включая оформление придомовых земельных участков (дворов) в границах, соответствующих Градостроительному кодексу РФ и отработки процедур согласования размеров налога с налогоплательщиками. В противном случае администрирование налога на жилую недвижимость будет перманентно продуцировать несогласие и даже социальный протест налогоплательщиков новому налогу:

  • Межевание и кадастрирование придомовых земельных участков;

  • Проведение собственниками согласительных процедур по границам придомовых земельных участков;

  • Постановка многоквартирных домов на кадастровый учёт в виде совладений (единых земельно-имущественных комплексов);

  • Выполнение процедур легитимации общими собраниями собственников многоквартирных домов общей долевой собственности (размеров долей в праве ОДС, в т.ч., размеров долей муниципальной собственности), периодов и пределов реализации прав собственности – владения, пользования, распоряжения для предоставления информации налоговым агентам с целью исчисления налога на недвижимость;

  • Согласование методик кадастровой и рыночной оценок стоимости объектов недвижимости, применения коэффициентов корреляции налога на недвижимость, учитывающих характеристики и пределы пользования общей долевой собственностью объекта жилой недвижимости для целей налогообложения;

  • Подготовка системы интегральных оценок и сравнительного анализа продаж, доходов и налоговых поступлений от оборота и использования объектов жилой недвижимости в различных регионах страны.

Переход к налогу на недвижимость требует не только подготовки нормативной правовой базы и инфраструктуры фискальных органов, технического и технологического оснащения российских реестров (кадастров) объектов недвижимости и их правообладателей для функционирования в едином электронно-цифровом форматено также унификации ведомственных подходов и позиций органов земельного кадастра, регистраторов имущественных прав и органов технической инвентаризации в отношении технических и экономических характеристик объектов жилой многоквартирной недвижимости.


 

Построение системы налогообложения жилой недвижимости в многоквартирных домах


 

Особенностью исчисления налога на недвижимость в многоквартирном доме является то, что объектами налогообложения в нём становятся не только жилые или нежилые помещения, находящиеся в собственности, но ипропорциональный размер доли в праве на общую собственность МКД, в которую входит придомовой земельный участок, оказывающий существенное влияние на размер налога на недвижимость. В многоквартирном доме возникают коллективная собственность как особый объект и коллективный собственник как особый субъект налогообложения, которые требуют исполнения определённых процедур в процессе исполнения налоговых обязательств – а именно – согласования и утверждения собственниками количественных и стоимостных (оценочных) характеристик общего долевого имущества жилого многоквартирного дома.

Разные объекты налогообложения в МКД имеют различные основания к взиманию налога и различные периоды исчисления:

  • на жилое помещение – с момента внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним – ЕГРП;

  • на долю в праве на коллективную собственность МКД – со дня решения общего собрания собственников об утверждении базы налога на совладение, отражающей размер общей долевой собственности на основании постановки МКД на кадастровый учёт, и последнюю за установленный период стоимость (рыночную оценку) объекта жилой недвижимости.

После введения налога на недвижимость основанием для налоговых органов к взиманию налога в многоквартирном доме будет являться только решение общего собрания собственников МКД об утверждении налоговой базы, исчисленной и представленной в налоговый орган налоговым агентом.

Схематически последовательность возникновения обязанности налогоплательщика по уплате налога на недвижимость в многоквартирном доме может выглядеть следующим образом:

  1. Регистрация субъектом налогообложения права собственности на жилое помещение (квартиру) в жилом многоквартирном доме в ЕГРП.

  2. Определение на основании Свидетельства о регистрации прав собственности на жилое (нежилое) помещение и выписки из кадастрового реестра прав на совладение как самостоятельного объекта права пропорционального размера в праве общей собственности МКД для каждого субъекта налогообложения в доме.

  3. Исчисление налоговым агентом на основании решения общего собрания собственников МКД индивидуального размера налога на недвижимость (персонифицированной налоговой базы), учитывающей характеристики и пределы использования объекта налогообложения, величину утверждённой органами власти налоговой ставки.

  4. Направление налоговым агентом информации об исчисленном налоге на недвижимость в налоговую инспекцию, администрацию муниципального образования и собственникам МКД.

  5. Направление налоговой инспекцией налогоплательщику уведомления об уплате налога на недвижимость после применения коэффициентов корреляции, учитывающих его социальное и имущественное положение.

Это означает, что неизбежно потребуется внесение изменений в Жилищный кодекс РФ, которые регламентируют проведение процедур легитимации размеров налога на жилую многоквартирную недвижимость.

Самостоятельной и сложной является проблема разработки особых режимов взимания налога на недвижимость – льготного и специального – для различных социальных категорий собственников жилья.

Особые режимы налога на недвижимость предусматривают корректировку исчисленного размера налога с учётом существенных признаков текущего состояния субъектов и объектов налогообложения.

Собственно величины дифференциации ставок налога на жилую недвижимость в зависимости от социально-имущественных категорий налогоплательщиков и характеристик объектов недвижимости составляют один из главных предметов политического и социально-экономического согласования интересов между государством и налогоплательщиками, с одной стороны, и налогоплательщиками различных имущественных статусов, с другой, и более 15 лет препятствуют введению налога на недвижимость.

В таблицах 1 – 3 приведены наиболее значимые факторы, определяющие интересы государства и налогоплательщиков, формирующие оптимальную систему налогообложения и стимулирующие эффективное воспроизводство (повышение капитализации) жилой многоквартирной недвижимости.


 

Таблица 1

Коэффициенты корреляции исчисленного размера налога на недвижимость,

учитывающие характеристики и пределы пользования объектом налогообложения

Характеристики и пределы пользования объектом налогообложения

Коэффициент корреляции к исчисленному размеру налога на недвижимость*

Примечание

I до 30 кв.м. на человека

II от 30 до 50 кв.м на человека

III от 50 до 80 кв.м на человека

IV от 80 до 100 кв.м на человека

V свыше 100 кв.м на человека

налог не взимается

1,08

1, 12

1,15

1,18

 

 

 

 

 

Эксплуатация и текущий ремонт

Капитальный ремонт**

Модернизация элементов ОДИ**

Реконструкция (реставрация)**

Утилизация

Подготовка к введению (выведению)

в эксплуатацию

1,0

0,7

0,6

0,8

0,002

0,25

 

 

 

Личное пользование собственником

Доходное пользование (предоставление по договору аренды, найма, ренты, для ведения предпринимательской деятельности, для инвестиционных и залоговых инструментов)

1,0

1,3

 

 

 


 


 

Таблица 2

 

Коэффициенты корреляции исчисленного размера налога на недвижимость,

учитывающие социальное положение налогоплательщика

Категория

налогоплательщика

Коэффициент корреляции к исчисленному размеру налога на недвижимость*

Примечание

Герои СССР, Герои Социалистического Труда, Герои России

освобождены от уплаты налога

 

Ветераны войны, боевых действий, труженики тыла

0 – 0,001

 

Ветераны труда, военной службы

0 – 0, 002

 

Многодетные семьи

0 – 0, 001

 

Члены семей погибших при исполнении воинского долга, служебного задания

0 – 0, 002

 

Неработающие пенсионеры

освобождены от уплаты налога

 

Временно нетрудоустроенные, граждане с ограниченными возможностями

0 – 0, 002

 

Нерезиденты

1,2 – 1,3

 


 


 

Таблица 3

Коэффициенты корреляции исчисленного размера налога на недвижимость,

учитывающие имущественное положение налогоплательщика

Имущественное положение

Налогоплательщика

Коэффициент корреляции к исчисленному размеру налога на недвижимость*

Примечание

Уровень дохода до 30 тыс. руб./чел.

0,01 – 0, 02

 

Уровень дохода от 30 тыс. до 60 руб./чел.

0, 02 – 0, 03

 

Уровень дохода от 60 тыс. до 100 тыс. руб./чел.

0, 1 – 0, 15

 

Уровень дохода от 100 тыс. до 150 тыс. руб./чел.

0,19 – 0, 25

 

Уровень дохода от 150 тыс. до 300 тыс. руб./чел.

0,3 – 0,4

 

Уровень дохода от 300 тыс. до 1 млн. руб./чел.

0,4 – 0,5

 

Уровень дохода от 1 млн. – 2 млн. руб./чел.

0,7 – 0,8

 

Уровень дохода от 2 млн. руб./чел.

0,8 – 0,9

 

Единственный объект жилой недвижимости в собственности или заявленный владельцем в качестве основного

1,0

 

Второй и более объекты жилой недвижимости в собственности

1, 2

 

Второй и более объекты жилой недвижимости в собственности, используемые в доходных (рентных) целях

1, 6

 

Второй и более объекты жилой недвижимости в собственности нерезидента

1, 8

 

Объект жилой недвижимости, заявленный основным, по которому выплачивается ипотека

0, 002

 

* - численные значения коэффициентов имеют условные величины, приведены для обсуждения принципов и методик применения;

** - пределы пользования объектом налогообложения включают сроки выполнения перечисленных работ и периоды полного возврата инвестиций (расчёта по кредитам).

Коэффициенты корреляции налога на недвижимость, учитывающие характеристики и пределы пользования объектом налогообложения – параметры объективные, применяются налоговым агентом при исчислении на первоначальном этапе, а коэффициенты корреляции, учитывающие социальное и имущественное положение налогоплательщиков – признаки переменные – налоговой инспекцией при окончательном расчёте размера налога на недвижимость, предъявляемого к уплате.

Владельцев жилья в многоквартирных жилых домах с размером площади до 30 квадратных метров на человека, являющегося единственным и жизненно необходимым, как уже неоднократно предлагалось различными экспертами и представителями власти, от налога на недвижимость с социально-экономической точки зрения целесообразно освободить.

Не меньшую сложность представляет задача институционализации налоговых агентов по администрированию налога на жилую недвижимость, включающая подготовку нормативной правовой основы для их деятельности, разработку методик и автоматизированных комплексов для их применения, определения финансовых источников для реализации функций налоговых агентов. Представляется, что для исполнения функций налоговых агентов (части компетенций по первичному исчислению) наиболее приспособлены управляющие жилой недвижимостью организации, в том числе, органы управления ТСЖ, ЖК, ЖСК или иных потребительских кооперативов.

Управляющая организация именно в силу своих основных функциональных задач по управлению жилыми многоквартирными комплексами ведёт оперативный учёт информации об изменениях в состоянии субъектов и объектов налогообложения и поэтому в качестве налогового агента способна выступить наилучшим настройщиком механизма согласования интересов субъектов налоговых отношений.

Методическая подготовка управляющих многоквартирными домами для исполнения функций налоговых агентов должна стать одной из главных задач федеральных и региональных налоговых органов при введении налога на недвижимость. Без их профессиональной подготовки не следует ожидать качественных и количественных результатов от налога на недвижимость в многоквартирных жилых домах. Как временную переходную меру целесообразно рассматривать поэтапное наделение управляющих организаций функциями налоговых агентов по первичному исчислению базы налога на недвижимость, окончательный расчёт налога и направление уведомления налогоплательщику сохранив за налоговой инспекцией.

В завершение хотелось бы подчеркнуть – у задачи введения налога на недвижимость, если на него всерьёз решилось правительство, не может быть простых решений. Проблема требует политической мудрости и воли, с одной стороны, и неторопливой социально-экономической экспертной проработки, с другой. Собственники многоквартирных жилых домов вправе ожидать, что интересы государства и налогоплательщиков в предлагаемой фискальной новации не приобретут разнонаправленную перспективу, а налог на недвижимость станет инструментом справедливого распределения налогового бремени и механизмом эффективного стимулирования технического и экономического перевооружения жилого многоквартирного фонда страны с привлечением частных и корпоративных инвестиций.


 

Павленков Ю.В.

Генеральный директор

НП эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации «Индустрия Сервейинг»,

член секции УМКД ЭС по ЖКХ Комитета ГД РФ по строительству и земельным отношениям, совета Минрегионразвития РФ по малому и среднему предпринимательству

Дизайн :
Яндекс.Метрика