КУПИТЬ  ЖУРНАЛЫ  

               

 

Журнал «Некоммерческие организации в России», 2007, № 6

 

И.А.Фельдман

 

Об оказании коммунальных услуг

 

В мае 2006 года вышло постановление Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (постановление № 307 от 23 мая 2006 г.) (далее – Постановление).

Бесспорно, такого рода Постановление является актуальным и необходимым. Оно призвано урегулировать на основе Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) непростые отношения между организациями, оказывающими коммунальные услуги, и гражданами, потребляющими коммунальные услуги. Постановление устанавливает права, обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и др. Все это очень важно и нужно.

Вместе с тем, концепция, на которой основано Постановление, вызывает недоумение, удивление и серьезные возражения. Возникает впечатление, что данное Постановление готовилось в большой спешке авторами, не очень щепетильными в вопросах научной строгости и объективности. Возникает также подозрение, что авторами руководило стремление максимально ублажить интересы монополистов, производящих и реализующих коммунальные услуги, в ущерб интересам жителей и их объединений – ТСЖ и ЖСК.

В связи с этим приходится обращаться к истинам, отлично известным каждому экономисту.

1. Что такое услуга.

Как это ни странно, но, похоже, авторы Постановления плохо представляют себе, что такое услуга и чем она отличается от товара и от работы. А ведь все предельно просто.

Товар сначала надо изготовить, и только после этого он может быть продан, а затем – потреблен. Работу тоже сначала надо выполнить, и затем только результаты работы могут быть проданы и после этого – потреблены. А вот услуга характерна единственным признаком – тем, что все три этапа: производство, реализация (продажа) и потребление – осуществляются одновременно. И по этому признаку мы всегда легко и просто можем отличить услугу от товара или работы (рис. 1). Точное определение услуги дано в статье 38 Налогового кодекса.

Из определения услуги следуют бесспорные выводы:

а) услуга всегда направлена непосредственно (без посредников!) тому кто ее потребляет;

б) производитель и исполнитель услуги – это всегда одно и то же лицо;

в) услуги нельзя накапливать (закупать) и перепродавать.

Очевидно, что несогласие хотя бы с одним из этих выводов означает отрицание самой услуги.

Например, Вы сели в кресло парикмахера. Он Вам делает стрижку (производит услугу и исполняет ее), Вы одновременно эту услугу покупаете (предварительно ознакомились с прейскурантом) и потребляете (стрижка оказывается у Вас на голове). И, конечно же, Вы не можете заготовить себе несколько стрижек впрок или перепродать кому-то свою стрижку.

 

                 

Производство

 

Реализация

 

Потребление

 

Производство

 

Реализация

 

Потребление

 
                  

                        

                     

У товаров и работ эти этапы

разделены во времени

 

У услуг все осуществляется одновременно

 

Рис.1. Как отличить услугу от товара или работы

 

 

Тем не менее, с легкой руки авторов немыслимая схема перепродажи услуг (правда, в искусно завуалированной лукавой форме) проникла не куда-нибудь, а в постановление правительства.

2. Коммунальные услуги – это услуги.

Это звучит парадоксально, но авторам и защитникам Постановления № 307, действительно, приходится доказывать, что коммунальные услуги – это услуги.

В п. 4 ст. 154 ЖК РФ приведен полный перечень коммунальных услуг. Он включает: холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

ТСЖ,  ЖСК, ЖК

(или управляющая

организация)

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


                          Рис. 2.  К трактовке коммунальных услуг

 

 

 

Легко убедиться в том, что каждый из этих видов деятельности полностью соответствует признаку услуги. Например, водоснабжение. Когда мы открываем кран на кухне или в ванной, то одновременно осуществляются все три этапа: где-то создается необходимое давление и обеспечивается нужная температура воды (производство), а мы в это же время пользуемся водой (реализация и потребление). То же с электричеством, газом и другими видами коммунальных услуг. И в это время никаких посредников и прочих промежуточных операций между производителем и потребителем нет (рис. 2).

Так что, вопреки Постановлению и распространенному мнению многих чиновников, ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющие организации) не оказывают коммунальных услуг собственникам. Коммунальные услуги оказывают те организации, которых Постановление называет «ресурсоснабжающими», но которые в действительности являются обслуживающими (как бы это ни резало слух нашим монополистам).

Иногда можно услышать и такое возражение против того, что коммунальные услуги – это услуги. «Разве услуга, как процесс, деятельность, измерима в кубометрах, киловатт-часах, гигокалориях?» Экономист такой вопрос никогда не задаст. Юристу – простительно. Дело ведь не в единицах измерения. Объем услуги можно оценивать разными измерителями. Выбирают обычно ту из них, которая более удобна и с большей точностью отражает количественную характеристику услуги, ее объем. Дело в том, что продается не вода, а услуга водоснабжения, которую удобно измерять количеством потребленной при этом воды. То же относится к услугам электроснабжения, теплоснабжения и т.п.  

3. Коммунальных ресурсов не существует.

Центральным понятием, фигурирующим в Постановлении, являются изобретенные авторами так называемые «коммунальные ресурсы». По мнению авторов Постановления, коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электроэнергия, газ, тепловая энергия, твердое топливо, «используемые для предоставления коммунальных услуг». Согласно Постановлению, ресурсоснабжающая организация продает коммунальные ресурсы исполнителю, а последний оказывает коммунальные услуги гражданам. При этом в роли «исполнителя» выступают управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, «производящая или приобретающая коммунальные ресурсы».

Изобретением коммунальных ресурсов авторы Постановления пытаются замаскировать свою схему перепродажи услуг. Мол, ТСЖ закупает не услуги, а коммунальные ресурсы, и потом, расходуя эти ресурсы, само оказывает собственникам помещений коммунальные услуги. Остроумно конечно, но сплошь вымышлено.

Никаких коммунальных ресурсов экономика не знает. Экономистам известны только три вида ресурсов: земля, труд, капитал. «Земля» – это природные ресурсы (уголь, нефть, газ, руда и др.). «Труд» – понятно, трудовые ресурсы. «Капитал» – материальные, финансовые и информационные ресурсы. А «коммунальные» – просто выдумка далеких от экономики авторов Постановления.

Всякий приобретаемый ресурс образует некий резерв, запас, который затем расходуется у коммерческих организаций на производство и реализацию товаров, работ, услуг, а у некоммерческих –  на достижение тех или иных общественных благ. А все то, что разработчиками Постановления названо коммунальными ресурсами (вода, электроэнергия, газ, тепло и т.д.), никакого запаса не образует и, самое главное, - его никто не расходует. То, что названо коммунальными ресурсами, потребляется собственниками помещений. И конечно же, в результате этого никакая продукция или иные блага не появляются. А раз так, то вода, электроэнергия, газ, тепло в данных условиях – вовсе не ресурсы. Вот когда вода используется для приготовления водки, она представляет собой ресурс. А в данном случае имеет место конечное потребление воды. Думаю, что даже составители Постановления не осмелятся назвать «ресурсами», например, приобретаемые и потребляемые нами продукты питания, одежду и т.п.

Что «коммунальные ресурсы» – это фикция, убеждаемся на следующем примере. Допустим, что в доме выбран способ непосредственного управления собственниками помещений. Кто в этом случае закупает коммунальные ресурсы у «ресурсоснабжающей» организации? Собственники? И затем сами себе оказывают коммунальные услуги? Абсурд. Выходит, в этих условиях продаются не коммунальные ресурсы, а сами коммунальные услуги. В какой же момент коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации превратились в коммунальные услуги? Это возможно при одном условии: коммунальных ресурсов не существует. Способ непосредственного управления не вписывается в придуманную авторами Постановления схему с коммунальными ресурсами. Именно поэтому способ непосредственного управления так не по душе тем, кто участвовал в подготовке Постановления. Не исключено, что от них под каким-то надуманным предлогом поступит предложение избавиться от этого способа.

4. Противоречие в Жилищном кодексе.

В части 1 статьи 161 Жилищного кодекса справедливо указывается, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Именно обеспечивать предоставление услуг. Что достигается заключением соответствующих договоров и надлежащим содержанием общего имущества.

В то же время в части 2 статьи 162 читаем, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений. Здесь уже речь идет не об обеспечении предоставления, а о самом предоставлении коммунальных услуг, что является ошибочным и противоречит предыдущему положению.

5. Коммунальные платежи не образуют дохода.

 Коммунальные платежи не могут формировать доход ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации). В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Поступающие от собственников помещений средства на оплату коммунальных услуг образуют у ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации) обязательство перед собственниками оплатить оказанные им услуги точно в той сумме, какая поступила на расчетный счет. То есть экономическая выгода в этом случае не возникает. Да и как может возникнуть доход от деятельности, которая не осуществляется?

С точки зрения бухгалтерского учета начисленная собственникам сумма коммунальных платежей (дебиторская задолженность) одновременно является обязательством со стороны ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации) по использованию данных средств строго по назначению (кредиторская задолженность). Эта кредиторская задолженность сокращается по мере использования указанных средств (по мере начисления платежей обслуживающим организациям).

Поскольку поступление коммунальных платежей не есть доход, то и образование на расчетном счете ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации) избытка указанных платежей – это не прибыль, а остаток кредиторской задолженности перед собственниками. В дальнейшем эти средства должны быть либо полностью использованы по назначению, либо сторнированы излишне начисленные суммы.

Если же принять трактовку Постановления, то получается, что ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации) сами реализуют коммунальные услуги и, следовательно, коммунальные платежи собственников превращаются в выручку от реализации с соответствующими налоговыми последствиями. Что совершенно недопустимо.

6. Что говорит арбитражный суд.

Приведем несколько выдержек из решений и постановлений арбитражных судов.

1) Постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области № А56-31339/2006 от 27 сентября 2006 г.:

«ТСЖ не производит реализацию энергоресурсов, работ и услуг своим членам и не потребляет их само, а заключает договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и другие договоры в интересах членов ТСЖ (п.п. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ)».

2) Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа № А72-7134/05-14/15 от 11 апреля 2006 года:

«Таким образом, суды сделали правомерный вывод, что средства, взимаемые с жильцов (членов Товарищества) для оплаты коммунальных услуг и лишь аккумулируемые Товариществом для последующей оплаты организациям - поставщикам услуг, не связаны с реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость».

3) Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 октября 2006 г. № А05-2960/2006-22:

«Таким образом, из изложенного следует, что Кооператив является некоммерческой организацией, не имеет цели получения экономической выгоды, не имеет полномочий на реализацию населению водоснабжения и отопления.

Следовательно, в данном случае имеет место не реализация товаров или услуг. Реализация услуг по водоснабжению и отоплению осуществлялась населению непосредственно организациями, поставляющими энергоресурсы. Кооператив в этих отношениях выступает как сборщик оплаты с распределением сумм налога на добавленную стоимость.

Из изложенного следует, что поскольку Кооператив не осуществлял реализацию горячего водоснабжения и отопления населению, то у него не было и объекта обложения налогом на добавленную стоимость, соответственно в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, не было и оснований для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплачиваемых поставщикам».

4) Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
 № А19-8136/06-11-Ф02-5734/06-С1 от 31 октября 2006 г.:

«Из материалов дела следует, что собственники жилых помещений в спорном периоде перечислили на счет товарищества коммунальные платежи на сумму 162 355 рублей 20 копеек, которые товарищество уплатило в счет погашения задолженности перед ОАО "Иркутскэнерго", МУП "ВКХ", МУП "Спецавтохозяйство" за предоставленные коммунальные услуги.

Перечисляя организациям, оказывающим вышеперечисленные услуги, поступающие на его счет коммунальные платежи, товарищество тем самым выполняет предусмотренную Уставом обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья...»

7. Вся надежда на суды?

Не так уж трудно предположить, какие цели преследовали создатели Постановления, в угоду чьих ведомственных интересов воздвигли они схему, в которой все поставлено с ног на голову. Зато это гарантирует нашим монополистам, производящим и реализующим коммунальные услуги, спокойную жизнь, уход от всякой ответственности за экономичность и качество своей работы. Вот для чего все и придумано. Хотят, чтобы за все чужие грехи отвечал пресловутый «исполнитель».

Вся эта «петрушка» с новоиспеченными коммунальными ресурсами, ресурсоснабжающими организациями и исполнителями есть нарочитое искажение сущности самого понятия услуги. Что дискредитирует документ столь высокого ранга, каким является Постановление правительства. Подзаконные акты такого уровня и такого значения следует подвергать тщательной научной экспертизе. Если в Постановление не будут внесены соответствующие изменения, то вся надежда только на суды. И можно с удовлетворением отметить, что в имеющихся уже решениях и постановлениях арбитражных судов четко определено, что не ТСЖ и не ЖСК оказывают коммунальные услуги собственникам помещений, а именно те организации, которых Постановление называет «ресурсоснабжающими».

 

 

 

Выводы.

1. Все коммунальные услуги оказываются теми организациями, которые эти услуги производят. Для услуг понятия «производитель» и «исполнитель» всегда относятся к одному и тому же лицу.

2. Коммунальных ресурсов не существует в природе. Основанная на этом понятии концепция оказания коммунальных услуг, принятая в Постановлении № 307, является ошибочной.

3. ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющие организации) не оказывают собственникам помещений коммунальных услуг, не являются «исполнителями» услуг. Они лишь обеспечивают оказание коммунальных услуг, заключая соответствующие договоры с организациями – поставщиками услуг и выполняя свои функции по надлежащему содержанию общего имущества.

4. Поступающие от собственников помещений коммунальные платежи не могут признаваться доходом (выручкой). Для ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющих организаций) это транзитные платежи, средства, поступающие от доверителей.

 

Предложения в решение конференции.

1. В действующих нормативных документах необходимо обеспечить грамотное представление экономической сущности услуг, которые всегда направлены непосредственно тем, кто их потребляет. Поэтому требуются срочные корректировки Постановления правительства № 307 в части оказания коммунальных услуг.

2. В Жилищный кодекс также должны быть внесены уточнения и дополнения, которые бы исключили противоречия и устранили всякую неопределенность в трактовке коммунальных услуг. Это положит конец неправомерным налоговым притязаниям к ТСЖ (ЖСК, ЖК) в отношении коммунальных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика