КУПИТЬ  ЖУРНАЛЫ  

               

 Проблемы налогообложения в сфере управления жилищным фондом

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ»  №5 2008г)

 

Говоря о проблемах налогообложения в жилищной сфере, необходимо отметить, что все еще не урегулированы вопросы налогообложения ТСЖ и ЖСК.

Особенность проблемы налогообложения ЖСК, ТСЖ, управляющих организаций состоит в том, что отсутствие объекта налогообложения легко доказывается на основе действующих норм законодательства. Эти доказательства уже в течение ряда лет настойчиво пропагандируются в различных публикациях, направленных против ошибочных писем и выступлений налоговиков.

Но прямые нормы в законодательстве отсутствуют. Поэтому без официального правового урегулирования доказывать это приходится в судах. Надо отдать должное арбитражным судам. В течение последних двух лет они повсеместно принимают решения в пользу ТСЖ и ЖСК, следуя именно действующим правовым нормам. Как известно, в октябре прошлого года эту практику арбитражных судов обобщил Пленум Высшего Арбитражного суда, и это, конечно, очень важное обстоятельство.

Для того чтобы не возникали ненужные судебные тяжбы, надо предпринять общие усилия и добиться, чтобы были внесены соответствующие дополнения и изменения в действующее законодательство, в частности, в Налоговый кодекс, в Жилищный кодекс, в некоторые другие законы.

Здесь очень важно иметь в виду следующее. Цель разрабатываемых и вносимых изменений в Налоговый кодекс - это не попытка добиться каких-то дополнительных преференций, льгот для ТСЖ и ЖСК, а законодательное подтверждение, урегулирование существующего состояния.

Соответствующие законопроекты по внесению изменений постоянно разрабатываются и вносятся.

Так, например, до сих пор Госдумой не приняты дополнения в Налоговый кодекс, касающиеся освобождения от обложения налогом на прибыль уставной деятельности ТСЖ и ЖСК. Соответствующий законопроект, внесенный депутатами Госдумы Г.П. Хованской, С.И. Штогриным, О.В. Шеиным, С.Н. Решульским, Л.Н. Швец, уже более двух лет находится в анналах Госдумы. Г.П. Хованской и С.А. Насташевским был внесен также законопроект о налоге на добавленную стоимость.

Там же, в Госдуме, находится законопроект, единогласно одобренный Мосгордумой в апреле прошлого года (внесен депутатом Мосгордумы С.С. Митрохиным), касающийся налога на прибыль и НДС.

Поэтому конфликты между ТСЖ, ЖСК и налоговыми ведомствами продолжаются. Например, 24 марта мне был звонок из города Химки от ТСЖ «Панфилова, 2» с просьбой выслать аргументацию против неправомерных притязаний ИФНС № 13 по Московской области.

 

В чем же основная причина продолжающихся конфликтов между ТСЖ (ЖСК) и налоговиками?

Главных причин две:
1) несовершенство налоговых норм; 2) искаженное представление о деятельности ТСЖ и ЖСК.

Вначале о первой причине.

Возьмем норму, регулирующую освобождение от налога на прибыль целевых поступлений - основного источника финансирования НКО. Эта норма изложена в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Нетрудно убедиться в том, что данная статья внутренне противоречива.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ, с одной стороны, фигурирует норма:

«При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности…».

С другой стороны, в этом же пункте содержится другая норма:

«К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:…» и далее следует исчерпывающий перечень поступлений.

Совершенно очевидно, что эти нормы не совпадают по охвату поступлений, признаваемых целевыми. Первая норма существенно шире второй и поэтому вторая норма нуждается в постоянном дополнении. Всегда найдется такой вид поступлений, который соответствует первой норме, но которого нет в исчерпывающем перечне. Именно этот факт и приводит к конфликтным ситуациям. Было бы более правильным, если бы вместо перечня, определяющего принадлежность к целевым поступлениям, использовался перечень исключений. Это вполне соответствовало бы правовому принципу «разрешено то, что не запрещено».

Существующая редакция пункта 2 статьи 251 НК РФ дает представителям налоговой службы чисто формальное основание не признавать целевыми многочисленные поступления, бесспорно являющиеся таковыми, но не поименованные в исчерпывающем перечне.

Имеется целый ряд писем на эту тему, подписанных, например, руководителями Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина. Вот типичные примеры аргументации их позиции.

 

Пример 1 - выдержки из письма бывшего заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ А.И. Иванеева от 1 августа 2005 года № 03-03-04/4/28:

Вопрос: Являются ли обязательные ежемесячные платежи граждан на содержание и ремонт общего имущества ТСЖ целевыми поступлениями и доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со статьей 251 НК РФ; статьей 151, статьей 154 Жилищного кодекса РФ.

Ответ: При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщики не учитывают доходы, поименованные в статье 251 Кодекса.

При этом перечень доходов организации, относимый пунктом 2 статьи 251 Кодекса к целевым поступлениям, является закрытым, и в нем не предусмотрено такого вида доходов некоммерческой организации, как обязательные платежи на ремонт общего имущества товарищества собственников жилья.

Таким образом, поступления в виде обязательных платежей членов товарищества собственников жилья на ремонт общего имущества товарищества относятся к доходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

 

Пример 2 - выдержка из письма директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ И.В. Трунина от 26 февраля

2007 г. № 03-07-15/24:

Минфин России по вопросам исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль товариществами собственников жилья сообщает следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы, поименованные в статье 251 Кодекса. При этом следует отметить, что перечень указанных доходов является исчерпывающим.

Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, к которым отнесены осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы.

Жилищным кодексом аккумулирование членских взносов членами ТСЖ не предусмотрено.

На основании пункта 5 статьи 155 Жилищного кодекса членами ТСЖ вносятся обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ.

Таким образом, средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями не являются.

Учитывая изложенное, плата членов ТСЖ за работы (услуги) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; по технической инвентаризации жилого дома; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; по капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги является выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, учитывается ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Приведенные примеры служат типичным подтверждением несоответствия норм. Ведь содержание и ремонт общего имущества в доме, управляемом ТСЖ, - это именно то, что составляет предмет уставной деятельности товарищества. Следовательно, платежи граждан на содержание и ремонт общего имущества - это поступления средств на ведение товариществом своей уставной деятельности. Значит, в полном соответствии с первой нормой, они должны признаваться целевыми поступлениями. Но отсутствие формальной записи в исчерпывающем перечне приводит к противоположным выводам.

Во втором письме автор умышленно противопоставляет понятия «членские взносы» и «обязательные платежи». Это нужно автору для того,  чтобы сделать вывод: в исчерпывающем перечне фигурируют членские взносы, а у вас их нет - значит, ваши поступления не относятся к целевым.

В данном письме обращает на себя внимание также то, что и коммунальные платежи собственников помещений признаются налогооблагаемым доходом, поскольку они не поименованы в исчерпывающем перечне.

В прошлом году в перечень было внесено добавление, касающееся ТСЖ и ЖСК. Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ к целевым поступлениям отнесены отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества. Ясно, однако, что это решение половинчатое, оно регулирует частный вопрос, но не решает проблему. Ведь взносы на формирование резерва на ремонт - лишь часть общих взносов, связанных с эксплуатацией общего имущества.

Вот и приходится готовить законопроекты о расширении этого исчерпывающего перечня. Есть, конечно, кардинальное решение - ликвидировать этот исчерпывающий перечень принадлежности к целевым поступлениям, заменив его перечнем исключений. Было бы интересно серьезно проработать это предложение. (Вместо «к указанным целевым поступлениям относятся» написать «не признаются целевыми поступлениями» и далее - перечень исключений.)

Как уже упоминалось, вторая причина налоговых конфликтов - это распространенное среди налоговиков, многих аудиторов, авторов статей и комментариев искаженное представление о деятельности ТСЖ и ЖСК.

Нередко можно встретить такие, на первый взгляд бесспорные, рассуждения. Цель уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) - содержание и ремонт общего имущества. Общее имущество принадлежит собственникам помещений. Следовательно, осуществляя свою уставную деятельность, ТСЖ (ЖСК) выполняет для собственников работы и оказывает им услуги.

При ближайшем рассмотрении, однако, убеждаемся в ошибочности таких рассуждений.

Для целей налогообложения работы и услуги всегда связаны с реализацией. Согласно пункту 4 статьи 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц. Согласно пункту 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

В обоих определениях необходимым атрибутом, ключевым элементом выступает реализация, т.е. процедура продажи. Следовательно, если нет реализации, то нет ни работ, ни услуг.

А что такое реализация? Ответ находим в статье 39 НК РФ. Согласно пункту 1 этой статьи реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

В своих письмах налоговики не скупятся на цитирование этой нормы. Но они при этом делают акцент на слове «возмездное», а нужно обратить внимание на другое. Здесь ключевой элемент - наличие двух лиц. Одно из них является заказчиком (покупателем), а другое - исполнителем (продавцом). Реализация осуществляется на основе договора между ними (см. также статьи 454, 702, 779 ГК РФ).

Несложный анализ приводит нас к доказательству того, что во взаимоотношениях между ТСЖ (ЖСК) и собственниками помещений отсутствуют продажи.

Дело в том, что отдельный собственник не может выступать заказчиком на содержание и ремонт его доли общего имущества, так как он не вправе выделить в натуре свою долю (статья 290 ГК РФ;
пункт 4 статьи 37 ЖК РФ). Поэтому если, например, ремонтируется или обслуживается какая-то часть общего имущества (лифт, сантехника и т.п.), то невозможно ответить на вопрос, для какого конкретно собственника («другого лица») это делается. Договор ТСЖ с отдельным собственником на содержание его доли в общем имуществе является беспредметным. Договор может быть заключен только на все общее имущество в многоквартирном доме. То есть другим лицом в договоре может выступать представитель всех собственников. Но таким представителем, согласно Жилищному кодексу, является само ТСЖ (ЖСК). Это означает, что другое лицо, а следовательно, и признаки реализации, соответствующие пункту 1 статьи 39 НК РФ, отсутствуют.

Следует также принять во внимание, что между членами ТСЖ (ЖСК) и товариществом (кооперативом) действующее законодательство не предусматривает договорных отношений. Уставная деятельность ЖСК, ТСЖ осуществляется не на основе договоров с собственниками помещений, а на основе закона и устава. Следовательно, нет заказчика на выполнение работ и оказание услуг - нет стоимости, сроков, актирования и принятия работ и услуг, т.е. отсутствуют все признаки договорных отношений, а также самое главное - нет волеизъявления сторон и нет оплаты.

Все это доказывает отсутствие реализации.

Вывод. Раз нет реализации, то нет и не может быть ни работ, ни услуг. Это главное доказательство. Но могут быть приведены и другие аргументы.

Так, в соответствии со статьей 2 ГК РФ выполнение работ и оказание услуг, направленные на систематическое получение прибыли, - это разновидности предпринимательской деятельности. Необходимыми признаками предпринимательства являются рынок, коммерческий риск, себестоимость, рыночная цена. В рамках основной уставной деятельности ТСЖ, ЖСК все эти признаки предпринимательской деятельности отсутствуют: ЖСК и ТСЖ не выходят с предложением работ или услуг на рынок, отсутствует рыночный риск, нет себестоимости, нет рыночных цен. Следовательно, работы и услуги отсутствуют.

Еще один аргумент. Статьи 716, 717, 782 ГК РФ дают заказчику либо исполнителю право одностороннего отказа от исполнения договора подряда или договора возмездного оказания услуг. В рамках основной уставной деятельности ТСЖ, ЖСК подобная ситуация немыслима. ЖСК и ТСЖ не вправе хотя бы на короткое время прекратить основную деятельность, ради которой они созданы. Следовательно, основная уставная деятельность ЖСК, ТСЖ не имеет ничего общего ни с выполнением работ, ни с оказанием услуг. Пока ЖСК и ТСЖ существуют, они выполняют свои непрерывные уставные обязанности, а не работы и не услуги.

Теперь - о налоговых притязаниях по НДС. Некоторые представители налоговой службы готовы облагать НДС любые поступления ТСЖ и ЖСК. Дело доходит до того, что иногда даже заставляют включать НДС в смету расходов по содержанию и ремонту общего имущества.

Приведем выдержку из цитированного уже письма Минфина от 26 февраля 2007 года № 03-07-15/24:

«В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника их финансирования.

Согласно пункту 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Таким образом, средства, взимаемые ТСЖ со своих членов в оплату выполненных работ (оказанных услуг) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке».

Применительно к ТСЖ и ЖСК вопрос сводится к одному: в рамках уставной деятельности имеет место реализация или нет.

Мы доказали, что реализация и, следовательно, товары, работы, услуги в уставной деятельности ТСЖ, ЖСК отсутствуют. Поэтому отсутствует и объект обложения НДС. Всем руководителям и бухгалтерам ТСЖ и ЖСК должно быть вполне ясно: если отсутствует реализация, если не образуется никакой добавленной стоимости, то не может быть речи об НДС.

Но для устранения судебных тяжб необходимо в пункт 2 статьи 146 НК РФ внести следующее дополнение:

«2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

9) поступление денежных средств и иного имущества товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам на осуществление уставной деятельности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

К чести арбитражных судов и к нашему большому удовлетворению, арбитражные суды в своих решениях и постановлениях отражают точную,  грамотную правовую трактовку характера уставной деятельности ТСЖ и ЖСК. Можно привести несколько характерных примеров из практики арбитражных судов. Подобных примеров в настоящее время уже десятки.

В своем Постановлении от 5 октября 2007 года № 57 Пленум Высшего Арбитражного суда обобщил эту практику арбитражных судов и дал разъяснения арбитражным судам по вопросам, касающимся, в частности, взимания НДС в условиях уставной деятельности ТСЖ, связанной с эксплуатацией, содержанием и ремонтом общего имущества и оплатой коммунальных услуг. В преамбуле отмечена необходимость правильного и единообразного применения судами закона при разрешении дел, касающихся взимания НДС. Тем самым Пленум подтверждает, что в рамках действующего законодательства у ТСЖ в рассматриваемых случаях не возникает объекта обложения налогом на добавленную стоимость.

В пункте 2 Постановления Пленума ВАС четко, точно и оригинально отражена главная сущность ТСЖ, вытекающая из того факта, что ТСЖ - это объединение собственников:

«Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов».

Данное постановление Пленума ВАС подтверждает правильность доказательств об отсутствии у ТСЖ и ЖСК процедуры реализации и объекта обложения НДС в рамках уставной деятельности.

Правда, не совсем понятно, почему в постановлении речь идет только о налоге на добавленную стоимость. Ведь все сказанное в не меньшей степени относится и к налогу на прибыль. Если нет реализации, значит, поступления собственников - это не выручка от оказания услуг, а взносы на содержание ТСЖ (ЖСК) и ведение уставной деятельности, т.е. целевые поступления.

Неясно также, почему в постановлении речь идет только о ТСЖ, хотя аналогичная картина наблюдается в жилищно-строительных и жилищных кооперативах.

Теперь коснемся коммунальных платежей. И все сказанное о коммунальных платежах будет одинаково касаться и ТСЖ (ЖСК), и управляющих организаций.

Прежде всего необходимо отметить, что коммунальные платежи не образуют объекта налогообложения ни у ТСЖ (ЖСК), ни у управляющих организаций. Это непосредственно вытекает из того, что коммунальные платежи - это не доход.

Доход - приращение собственных средств организации. В соответствии со статьей 41 НК РФ и пункта 2 ПБУ 9/99 доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, сопровождающаяся приростом активов и (или) погашением обязательств, приводящим к увеличению собственных средств (чистых активов, капитала) организации. Это значит, что доходом можно считать любое поступление, если только оно не сопровождается равноценным приростом обязательств, ибо в этом случае увеличения собственных средств не происходит. Примерами подобных поступлений, не считающихся доходом, служат получаемые авансы, кредиты, займы и т.п.

Поступающие от собственников помещений средства на оплату коммунальных и иных услуг (коммунальные платежи), хотя и не являются заемными средствами, но аналогично им образуют у ТСЖ (ЖСК) обязательство перед собственниками оплатить оказанные им услуги точно в той сумме, какая поступила на расчетный счет. То есть в этом случае собственные средства не увеличиваются, экономическая выгода не возникает.

Следовательно, коммунальные платежи не могут считаться доходом.

С точки зрения бухгалтерского учета, начисленная собственникам сумма коммунальных платежей (дебиторская задолженность) одновременно является обязательством со стороны ТСЖ (ЖСК) по использованию данных средств строго по назначению (кредиторская задолженность). Эта кредиторская задолженность сокращается по мере использования указанных средств (по мере начисления платежей обслуживающим организациям). Поскольку поступление коммунальных платежей не есть доход, то и образование на расчетном счете ТСЖ (ЖСК) избытка указанных платежей - это не прибыль, а остаток кредиторской задолженности перед собственниками. В дальнейшем эти средства должны быть полностью использованы по назначению либо необходимо исправить излишне начисленные суммы в сторону уменьшения (сторнировать, т.е. начислить со знаком «минус»).

И вот здесь налоговая проблема непосредственно задевает управляющие организации, их функции по обеспечению предоставления коммунальных услуг.

К сожалению, не только налоговики искажают картину взаимоотношений в жилищной сфере. Такую искаженную трактовку деятельности ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций мы находим не где-нибудь, а в Постановлении Правительства от 26 мая 2006 года № 307. В нем ТСЖ, ЖСК и управляющие организации выставлены в виде организаций, непосредственно оказывающих коммунальные услуги собственникам помещений. Естественно, со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями.

Имеется в виду пресловутые «коммунальные ресурсы», якобы приобретаемые товариществами, кооперативами или управляющими организациями, придуманная функция «исполнителя» коммунальных услуг и т.п. Это было сделано явно в интересах наших монополистов от коммунальных услуг и явно в ущерб интересам собственников помещений. Нужно привести текст постановления в соответствие с реальной действительностью.

Источник этих искажений восходит к Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ.

Вот выдержка из этого закона.

«В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

17) Потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;

б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги».

Подготовлен законопроект о внесении изменения в этот закон.

1. Подпункт 17 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«17) Потребители товаров, работ и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, потребляющие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения и работы по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители).

В жилищном секторе:

потребителями услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, являются собственники помещений;

потребителями работ по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений и в жилых домах - собственники помещений».

 

 

 

И.А. Фельдман,

председатель Экспертного совета по методологии бухгалтерского учета в некоммерческих организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, член президиума Некоммерческого партнерства «Управдом», профессор МИИГАиК, кандидат технических наук

Дизайн :
Яндекс.Метрика