КУПИТЬ  ЖУРНАЛЫ  

               

 При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №7_2019

Автор:  Виктор Колесников, юрист, генеральный директор ООО УК «ФЛЭТ»

Тел: 8-902-927-25-47 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (г. Красноярск)

О выпадающих доходах ТСЖ (УК) при применении предельных индексов на коммунальные услуги

В соответствии с ч.1 ст. 157.1 ЖК РФ установлены правила относительно ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее - КУ)

Согласно данной норме не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за КУ выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за КУ в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.

Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за КУ, действующих на конец текущего финансового года (далее также - предельные индексы).

Предельные индексы изменения размера платы граждан за КУ устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за КУ и затрат на оказание КУ.

Указанные индексы применяются как мера социальной поддержки при исчислении размера платы граждан за весь комплекс КУ при осуществлении их расчетов с ТСЖ (УК) или иной организацией, являющейся исполнителем КУ.

Предельные индексы не являются составляющей величиной, применяемой при определении стоимости поставленных коммунальных ресурсов при осуществлении расчетов между ТСЖ (УК) и РСО.

Взыскание выпадающих доходов в судебном порядке

Нарушение порядка и срока обращения в целях получения субсидии, не является основанием для отказа во взыскании выпадающих доходов в судебном порядке.

Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ не устанавливает какого-либо пресекательного срока существования права исполнителя КУ на получение субсидий и не ограничивает возможность реализации этого права сроком или периодом.

Нормативно-правовые акты Субъекта федерации и органов МСУ не могут ограничивать по сроку или устанавливать иные ограничения для реализации права, предусмотренного Федеральным законом.

Таким образом, данное право может быть реализовано и подлежит судебной защите в пределах общего срока исковой давности.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении 3 ААС от 20.04. 2015 по делу № А33-10086/2014, Постановлении 3 ААС от 02.06. 2015 по делу № А33-9452/2014,

 Предмет иска – взыскание убытков

В соответствии с п.16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" следует, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.

Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п.4 ст. 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Определяемся с ответчиком

В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно п.3 ст.158 БК РФ в суде от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов МСУ) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в п. 1 указанной статьи Кодекса.

Согласно п.1 ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в частности, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Согласно п. 3 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, возникающие при осуществлении органами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы МСУ несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Поскольку финансовое обеспечение предоставления исполнителям КУ компенсации, связанной с применением коэффициентов роста цен на КУ, является расходным обязательством субъекта РФ, муниципальное образование осуществляет выплату получателям соответствующих сумм компенсации (субсидий) в связи с наделением ее субъектом РФ отдельным государственным полномочием, которое, как указано выше, муниципальное образование может осуществлять лишь в пределах средств, предоставленных на эти цели из вышестоящего бюджета, при этом по окончании финансового года муниципальное образование во исполнение требований действующего бюджетного законодательства возвращает остаток средств субвенции в бюджет субъекта РФ и фактически не располагает указанными денежными средствами, на нее не может быть возложена обязанность по выплате ТСЖ (УК) соответствующей суммы компенсации (субсидии).

Аналогичные выводы изложены в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 08.06.17 по делу № А33-6956/2016, Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 17.01.17 по делу № А33-1099/2016, Определении ВС РФ от 14.04.17 № 302-ЭС17-2875 по делу № А33-1099/2016, Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 08.06. 2017 по делу № А33-6956/2016, Решении АС Красноярского края от 28.11.17 по делу № А33-20707/2017.

 Вина и противоправность публично-правового образования.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.03.11 возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).

Такого рода убытки не связаны с виновными действиями Ответчика или иного субъекта, а обоснованы, как указал Конституционный суд, необходимостью реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).

Таким образом, устанавливая размер платы граждан за КУ с учетом предельных индексов субъект РФ, тем самым, автоматически порождает убытки для исполнителя КУ  - ТСЖ (УК).

При этом компенсация соответствующих убытков не ставится в зависимость от соблюдения каких-либо условий, а возмещается в связи с самим фактом предоставления КУ гражданам с учетом предельных индексов.

Противоправность поведения публично-правового образования уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение заключается в неисполнении требований, установленных законодательством, регулирующим повышение размера платы за КУ, и отказе в компенсации ТСЖ (УК) выпадающих доходов.

Противоправное бездействие публично-правового образования уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение в случае применения ТСЖ (УК) тарифов на КУ, исходя из тарифов, установленных для РСО, повлекло бы за собой ограничение социальных гарантий граждан, в сфере оплаты КУ.

Выводы

В случае если ТСЖ (УК) взимало плату за КУ с собственников квартир МКД с учетом предельных индексов, установленных субъектом РФ и имеются потери в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за КУ, возможно взыскание размера выпадающих доходов в судебном порядке в пределах общего срока исковой давности (3-х лет).

Нормативно-правовые акты Субъекта федерации и органов МСУ не могут ограничивать по сроку или устанавливать иные ограничения для реализации права, предусмотренного Федеральным законом.

Возникновение выпадающих доходов у ТСЖ (УК) служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), Субъект РФ не может быть освобожден от обязанности возместить возникшие убытки, обусловленные фактической оплатой коммунальных ресурсов по ценам выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за КУ.

При этом ТСЖ (УК) в отношении МКД, соблюдая законодательно установленные требования по оплате коммунальных ресурсов по экономически обоснованным тарифам и положения ЖК РФ о взимании с граждан платы не выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой платы, неизбежно претерпевают негативные последствия и несут убытки в виде межтарифной разницы, которые могут быть компенсированы лишь из бюджета Субъекта РФ. 

На уровне Субъекта РФ необходимо определить - главного распорядителя бюджетных средств - по предоставлению субсидии бюджетам муниципальных образований для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов МСУ предельных индексов изменения размера платы граждан за КУ.

Дизайн :
Яндекс.Метрика