КУПИТЬ  ЖУРНАЛЫ  

               

Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №1(87) 2015

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Краткий экскурс в историю

Анализ политики в области ЖКХ показывает, что все годы в этой области боролись, сменяя друг друга, две тенденции: первая - решение проблемы на путях централизации и огосударствления, и вторая – решение той же проблемы на путях максимального вовлечения жителей в процесс управления и развития отрасли.

И нет ничего удивительного, что чередование этих двух подходов к решению жилищной проблемы, совпадало с периодами «потепления» и «подмораживания» общественно политической ситуации в стране в целом:

● все периоды укрепления и ужесточения политического режима («военный коммунизм», «сталинский тоталитаризм», «поздний застой», построение «вертикали власти»), которые в политическом плане характеризуются укреплением государственнического подхода, построением вертикали власти, сокращением поля деятельности личных свобод и демократических институтов в области жилищной политики характеризуются ужесточением административных начал, ликвидацией инициатив граждан, утверждением командно- распределительной системы. И все эти периоды заканчивались острым жилищным кризисом.

● все периоды ослабления идеологического давления (НЭП, оттепель 60-х годов, перестройка) в области жилищной политики характеризуются проведением реформ, направленных на стимулирование инициативы жителей, привлечение их к управлению жилым фондом и жилищному строительству, сокращению сферы действия командно-перераспределительных механизмов в жилищной политике, которые позволяли в значительной степени ослабить остроту жилищного кризиса.

Так, в начале 20-х годов прошлого столетия оказавшись перед лицом острейшего жилищного кризиса при крайнем дефиците бюджета, при неграмотности значительной части населения, в условиях разрухи, множества внутренних и внешних проблем Советское правительство в декабре 1919 г. принимает курс на децентрализацию хозяйственного управления. Для его реализации было принято ряд Декретов:

- «Об условиях демуниципализации домов» в результате чего МКД были переданы коллективам жильцов в пользование на договорной основе при условии проведения ремонта (1921 г.);

- «О разгрузке коммунальных органов от непосредственной эксплуатации муниципализированного фонда и о передачи домов коллективам жильцов» (1921 г.);

- «О жилтовариществах», позволивший существенно поднять гражданскую инициативу населения (1922 г.)

В Москве жилищные товарищества создаются уже с 1921 г. И за полтора года в городе их было создано около семи тысяч.

Следующим этапом стал переход к полноценной кооперации. 19. 08.1924 г. принимается постановление "О жилищной кооперации": «В целях борьбы с жилищным кризисом путем развития жилищного строительства и содействия наиболее хозяйственному использованию наличных жилых строений на началах самодеятельности широких масс трудящего населения Гражданам Союза ССР предоставляется право добровольно объединяться в жилищные кооперативные товарищества». В Постановлении ЦК РКП(б) от 17.07.1925 г. «О жилищных кооперативах», содержится «право жилищно-арендным кооперативам выкупа в кооперативную собственность арендуемых ими муниципализированных жилищ путем зачета арендной платы в погашение стоимости дома».

Благодаря принятым мерам, были достигнуты значительные успехи. Разруха жилья преодолена. Жилищная обеспеченность в России выведена на уровень 1913 г.

Однако в 1937 г. цели и задачи жилищной политики и пути ее реализации резко меняются. Принято знаменитое Постановление от 17.10.1937 «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах». Вчитаемся в слова этого Постановления: «в управлении домами и в законодательстве, регулирующем жилищное строительство, распределение и использование жилищ, сохранились вредные пережитки того периода народного хозяйства, когда местные Советы ввиду своей организационной и хозяйственной слабости были вынуждены передавать права на управление домами, распределение и использование жилой площади отдельным коллективам жильцов жилищно-арендным кооперативным товариществам. В результате этого вместо государственного распределения и использования домов, осуществляемого через местные Советы, государственный жилищный фонд в значительной степени оказался на деле в руках, по существу, бесконтрольных, независимых от местных Советов мелких коллективов жильцов, лишь формально объединенных в союзы жилищно-арендной кооперации».

При этом в высшей степени характерно, что Постановление не выдвигает никаких конкретных обвинений против жилищных объединений граждан в отношении их хозяйственной деятельности по содержанию домохозяйств. Оно не содержит никаких примеров подобной бесхозяйственноси. Это значит, что таких претензий не было, иначе они обязательно нашли бы отражение в тексте Постановления. Фактически Постановление решает политическую задачу. Сформулирована суть новой жилищной политики периода консолидации авторитарного режима: власть не намерена терпеть далее существование каких-либо «бесконтрольных объединений граждан». Тем более в такой важнейшей для любого человека области, как жилье.

 

Современная тенденция

 

Нынешняя ситуация в общих чертах напоминает ситуацию конца 30-х годов. Столкнувшись с глубоким кризисом в сфере жилищного хозяйства, власти в очередной раз ищут выход на путях огосударствления. Конечно ситуация изменилась, никто, например не предлагает провести тотальную деприватизацию жилищного фонда, передав его в собственность государства.  Однако в последних решениях власти нельзя не усмотреть все тоже упование на спасительную роль государственных структур.

Но весь исторический опыт показывает, что государственные организации не могут обеспечить нужного качества ЖКУ, не могут обеспечить снижение коммунальных расходов, не могут (и не хотят) вовлечь жителей в процесс обслуживания своего жилища.

 

Современный опыт жилищного самоуправления

С начала 90-х, когда еще только намечались контуры жилищной реформы рядом с официальными государственными ЖЭКами и ДЭЗами, рядом с «липовыми» ТСЖ и управляющими кампаниями, аффилированными с чиновниками, начали создаваться и действовать объединения жителей домов, которые брали в свои руки управление собственным жилищем. В становлении и развитии этого процесса большую роль сыграл опыт ЖСК, которые начали создаваться еще в 60 годы прошлого века, многие из которых, воспользовались возможностью самостоятельно управлять своим жилищем и делают это весьма успешно. Но как только в начале 90-х появилась такая возможность жители многих «некооперативных» домов, начали объединяться с целью взять в свои руки управление домом. Эти объединения приложили огромные усилия с целью вписаться в непрерывно меняющиеся жилищное законодательство и, в конце концов, большинство из них конституировались в форме ТСЖ.

Нужно заметить, что власти все эти годы не только не оказывали помощи подобным ТСЖ, но напротив всячески стремились затруднить их деятельность. Причиной этого является традиционное недоверие власти к любой форме самодеятельности жителей, в том числе и в жилищной сфере. Журналисты, пишущие на темы ЖКХ, обычно представляют ситуацию о деятельности ТСЖ исключительно в черном свете. В публикациях преобладают проблемы мошенничества, беззакония, скандалы и т.п. Подобная информация вольно или невольно способствует созданию впечатления, о том, что жители неспособны к осмысленной коллективной деятельности, что никакая их инициатива не может привести к улучшению ситуации, а все равно закончится скандалами, мошенничеством.

Вместе с тем, в общем-то действительно противоречивой картине сегодняшнего ЖКХ, есть светлые пятна, и это не единицы, не исключения, а тысячи примеров по всей стране, которые говорят о том, что несмотря на пустившее корни беззаконие, бездействие или даже противодействие местных органов власти, жители МКД берутся за наведение в них порядка, убеждают своих соседей и добиваются замечательных результатов: улучшают качество предоставляемых услуг и снижают размер их оплаты путем принятия решения о самоуправлении своими домами, внедрения ресурсосберегающих мероприятий, проведения капремонта своих домов, повышают в целом комфортность проживания, устанавливают теплые добрососедсткие отношения в доме. Здесь уместно процитировать главного редактор журнала «Председатель ТСЖ» С.Беркимбаеву:«…теперь в России нет города, где бы не нашлось товариществ, достижения которых могут стать существенным поводом для гордости не только перед коллегами и журналистами, но и перед высшей государственной властью» ( №1(40) 2011 г.)

Конечно, лучших практик жилищного самоуправления граждан было бы в сотни и тысячи раз больше, если бы власть, наконец, начала системно помогать людям наводить порядок в своих домах, не подменяя при этом их участие в этом сложном, но важном деле, а развивая и поддерживая инициативу жилищного самоуправления снизу.

 

О членстве в ТСЖ

В области управления жилищным фондом главный и единственный упор нужно сделать на самих жителей. Это единственный субъект сегодняшнего социума, который объективно максимально заинтересован в сохранении сохранении своего жилья, экономии ресурсопотребления.

Преимущественной формой управления жильем при этом должно стать жилищные объединения граждан, которые работают как управляющие компании, не извлекающие прибыли из своей деятельности. В настоящее время в России около 80% жилищного фонда находится в частной собственности граждан и они обязаны по закону сохранять свой дом, но это делать они могут только организованно, поскольку долевая собственность не выделима в натуре и «размыта» по всему дому, то есть создав юрлицо. Добровольность вхождения в ТСЖ, попытка управлять домом через совет дома не дают эффективного результата. В данном случае демократичность закона, позволяющая добровольно выбирать любую форму управления домом, или уклоняться от такого выбора, не делает собственника ответственным за сохранность своего дома, тем более что по своему менталитету он и не стремится к такой ответственности. Поэтому создание ТСЖ после определенного подготовительного периода должно стать обязательным, как это принято в законодательстве ряда восточноевропейских стран.

Конечно, при этом нужно существенно изменить как иждивенческую психологию жителей, так и руководящую психологию чиновников (а, быть может, и самих чиновников), но другого пути нет.

 

Основы национальной идеи

Последние годы периодически возникает вопрос о формулировании национальной идеи России. Эта задача озвучивалась многократно в том числе и на самом высоком уровне.

Скорее всего, представители разных сфер деятельности, формулируя свой вариант национальной идеи, будут отдавать предпочтение проблемам своей отрасли и это понятно.

Но с какой бы стороны не подходить к формировании подобной идеи, несомненно, что она должна содержать стремление к построению общества, в котором уважается Личность, уважается Закон, уважается Собственность, уважаются Права Человека, Но не достаточно просто провозгласить эти высокие принципы, не достаточно объявить их достижение национальной идеей. Нужно попытаться найти тот путь, продвигаясь по которому и каждый человек, и общество в целом, могли бы продвигаться к идеалу, к высокой цели, названной национальной идеей.

Представляется, что взятая в широком охвате идея преодоления нынешнего жилищного кризиса как путем строительства доступного жилья самими гражданами, так и путем сохранения существующего жилищного фонда за счет развития жилищного самоуправления граждан, вполне может рассматриваться как «дорожная карта» продвижения к национальной идее. А само развитие жилищного самоуправления граждан может рассматриваться если и не как национальная идея России, то как важнейшая ее составляющая. 

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика