КУПИТЬ  ЖУРНАЛЫ  

               

Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" № 3(77)2014

В третьей части статьи (начало в №1, 2014 г.) мы рассмотрим, что входит в состав прав самих жителей муниципального образования (далее МО). Этот вопрос особенно актуален и для управляющих организаций (УО), и для ТСЖ, в связи с угрозой введения института государственного лицензирования управления МКД - вправе ли госчиновник, попирая решение общего собрания МКД, лишать лицензии УО или ТСЖ в МО.

Что изменится для жителей МО после того, как право на территорию МО будет зарегистрировано в ЕГРП как муниципальное право, после того, как МО наполнится муниципальным имуществом?

Сегодня понятие «муниципальное право» для жителей МО - это совершенно непонятное явление. Виною такого положения дел в России является позиция чиновников государственной власти, привыкших распоряжаться всем государственным имуществом в России и, вопреки Конституции РФ, одновременно распоряжаться муниципальным имуществом, не желая передавать право на государственную собственность, расположенную на территории МО в муниципальную собственность, на уровень МСУ.

Но что говорит закон? Европейская Хартия, Конституция РФ, федеральные законы - все они сегодня полностью признают право народа, граждан на МСУ. Таким образом, с точки зрения закона, государственные чиновники не могут воспрепятствовать наполнению МО муниципальной собственностью. Движущей силой, заинтересованной в скорейшем решении этого вопроса, должны быть как жители МО, так и муниципальные депутаты.

Что же представляют собой муниципальные права жителей МО? Сразу скажу, что здесь мы переходим на территорию самоидентификации граждан, где встает необходимость самоопределиться с точки зрения своего менталитета. Кто он, кем себя считает - холопом у чиновников или гражданином в государстве. Лицам с холопским менталитетом, с единственным понимаемым для себя правом в виде права спрашивать разрешения на все у чиновника пора попытаться понять, что у них уже давно есть возможность стать гражданами государства и единственным критерием определения содержания своих прав считать Конституцию РФ и принятых в соответствии с ней федеральных законов!

МО - это территория с определенными границами, находящаяся в муниципальной собственности, с расположенными на муниципальной территории объектами муниципального движимого и недвижимого имущества, с местными финансами на которые права муниципальной собственности принадлежат жителям данного МО.

Местное самоуправление, как мы выяснили ранее, обеспечивает решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения, владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Ст. 2 ФЗ № 131 определяет понятие «вопросы местного значения» как: «…вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами МСУ самостоятельно».

Рассмотрим, на что распространяется право владения, пользования и распоряжения населения при местном самоуправлении, то есть при решении вопросов местного значения?

Экономическую основу МСУ, как указывает ст. 49 ФЗ № 131, составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права МО. В соответствии со ст. 52 ФЗ № 131, «1. Каждое МО имеет собственный бюджет (местный бюджет). 3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ».

В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ), к бюджетным системам РФ относятся местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских МО городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии со ст. 15 БК РФ, бюджет МО (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств МО, возникающих в связи с осуществлением органами МСУ полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств МО, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий. В соответствии с гл. 9 БК РФ «Доходы местных бюджетов», «в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах:

- земельного налога - по нормативу 100 %;

- налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 % (п.1 ст.61.2 БК РФ);

- налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

а) налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 %;

б) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 100 %.

К правам, относящимся к местному самоуправлению, здесь нужно еще прибавить право на местные налоги и сборы: за аренду муниципальной жилой и нежилой недвижимости, за аренду муниципальных земельных участков, за разрешение на деятельность (работы, услуги) на территории МО.

Так почему же деньгами от сборов за парковку автомашин в МО, равно как и от сборов за рекламу на территории МО, распоряжаются госчиновники? Почему в Москве существует в практике государственной власти отчисления за право на застройку в размере 30-40 % от вновь построенной жилой и нежилой недвижимости собирать не в муниципальный бюджет? В Москве налоги за миллионы м2 по статье таких сборов двадцать с лишним лет собирают госчиновники правительства Москвы, при этом очередь у нуждающихся очередников с 1981 г. почти не двигается, а эти миллионы м2 через договоры переуступки прав исчезли все через тех же госчиновников. А ведь предполагалось, что это путь к решению вопроса предоставления жилья очередникам и малоимущим.

Главное, что здесь нужно понять жителям МО, что все средства от вышеперечисленных муниципальных налогов и сборов не уйдут из данного МО в другие районы, не осядут у госчиновников, а будут потрачены на улучшение комфортности проживания жителей именно этого МО! Здесь есть еще одна важная особенность этих муниципальных налогов и сборов. О ней, как о чем-то, воспринимаемом жителями как «не может быть!», мы еще поговорим ниже.

Конституции РФ устанавливает, что источником власти в РФ является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ.

Сделаем следующий шаг и поставим главный для муниципального управления вопрос: кому принадлежит муниципальное имущество? Главе МО? Совету муниципальных депутатов? Главе администрации МО? Муниципальным чиновникам? Или, все же, совокупности жителей МО, составляющих совокупность граждан России, зарегистрированных на территории данного МО?

Правильный ответ на этот вопрос для лица с холопским менталитетом очень важен, поскольку правильный ответ превращает его в гражданина, в носителя муниципальных прав на все имущество данного МО, делает его, вместе с другими жителями данного МО хозяином своего муниципального образования! Определим правильный ответ: все имущество МО принадлежит на праве муниципальной собственности совокупности жителей, зарегистрированных в данном МО.

Чтобы понять, что это за форма собственности, обратимся к ГК РФ. В соответствии со ст. 244 ГК РФ, «имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности»; «общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона»; «имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)»; «общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество». Таким образом, в соответствии с законодательством, все имущество, поступившее из государственной собственности в муниципальную, является общей долевой собственностью жителей МО!

Для понимания размера доли каждого муниципального жителя, снова обратимся к Закону. В соответствии со ст.245 ГК РФ, «если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными». Теперь мы можем на основании Закона утверждать, что все муниципальное имущество МО принадлежит на праве общей долевой собственности на муниципальное имущество всем жителям данного МО, при этом доли всех муниципальных жителей равны!

Выяснив правовую основу МО и муниципального имущества, мы понимаем, почему Конституция РФ установила, что МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Поскольку муниципальное имущество принадлежит на праве общей долевой собственности жителям конкретного МО, то и право владения, пользования и распоряжения им также принадлежит населению этого МО.

Теперь, исходя из понимания своих муниципальных прав, пусть читатель ответит, может ли госчиновник распорядиться земельным участком во дворе вашего дома, отдав его под строительство нового МКД, под строительство казино или бензозаправки, залить двор асфальтом и сдать площадь под автопарковки чужих автомобилей? Может ли госчиновник отдать распоряжение снести муниципальное здание или рощу, сквер, палисадник на муниципальной земле? Может ли госчиновник продать здание муниципального детского сада или иное муниципальное имущество? Нет! Во всех этих случаях право муниципальной собственности уже принадлежит жителям данного МО и без их согласия никто распорядиться не вправе!

А теперь предлагаю читателю самому ответить, вправе ли госчиновник вмешиваться в решение вопросов управления МКД на территории МО? Какие и чьи интересы может здесь защищать госчиновник? Почему на уровне МСУ вдруг появляется со своим уставом госчиновник? Чьи интересы, чьи права госчиновник может и имеет право представлять на уровне МСУ? Ответ очевиден - только интересы государственной собственности, если она есть. Но, после передачи прав на государственное имущество в муниципальную собственность, в МКД на территории муниципальных образований нет государственного недвижимого имущества. А что это означает? Это означает, что после передачи прав на земельный участок и жилую и нежилую недвижимость в муниципальную собственность, госчиновник должен уйти совсем с уровня МСУ, оставив все местные вопросы решать муниципальной власти.

В следующей части читатель узнает, как жители вправе защищать свои права в МКД, в своем ТСЖ, опираясь на возможности муниципальной власти, и, что важно, как жители вправе контролировать муниципальную власть и влиять на ее решения.

ВладимирХОМЯКОВ, авторфилософскогоучения «Долевизм»

Материалы по теме

Дизайн :
Яндекс.Метрика