Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №1 (75) 2014

Боязнь муниципальных депутатов брать на себя ответственность за наполнение содержанием местное самоуправление, в первую очередь наполнение муниципальных образований муниципальным имуществом, и, как главный шаг, государственную регистрацию права на земельный участок муниципального образования, а также согласие депутатов заниматься муниципальным управлением без муниципального имущества вызвали необходимость написания этой статьи.

Часть 1

ТСЖ как система управления многоквартирным домом (МКД) занимает третью ступень на пьедестале систем управления. На второй ступени располагается местное самоуправление (МСУ). На верхней ступени стоит управление государством. С позиции теории «долевизма», правовая основа этих систем построения правоотношения одинакова. Системы отличаются лишь по размеру.

Сегодня муниципальная власть становится той сферой, куда начинают переходить и в которой начинают строиться правоотношения, которые десятилетиями решались во взаимоотношениях населения с государственными чиновниками.

Земельные, жилищные правоотношения, в том числе вопросы межевания земельных участков МКД, вопросы управления, как муниципальным имуществом, так и управления МКД, становятся объектами интересов органов МСУ.

Например, органы территориального общественного самоуправления (ТОС), как часть МСУ, в соответствии с пп. 3 п. 8 ст. 27 ФЗ № 313 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами МСУ с использованием средств местного бюджета».

Или еще пример вхождения муниципального управления в жилищные правоотношения. В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 1 Закона г. Москвы № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», «органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными полномочиями города Москвы в сфере капитального ремонта и содержания жилищного фонда: …3) заслушивание руководителей управляющих организаций о работе по содержанию МКД с учетом обращений жителей; 4) организация проведения проверки деятельности управляющих организаций, созыв в случае необходимости по результатам проверки общего собрания собственников помещений в МКД для решения вопроса о расторжении договора с управляющей организацией, выборе новой управляющей организации или изменении способа управления МКД».

Однако, говоря о возрастающей роли муниципального самоуправления в решении вопросов местного значения, мы, на примере города Москвы, повсеместно сталкиваемся с удручающим незнанием и непониманием муниципальными депутатами главного содержания МСУ, а именно, полное отсутствие понимания, что такое муниципальные права жителей муниципальных образований.

Что такое муниципальное образование?

Для жителей муниципальных образований и для муниципальных депутатов мало понятна суть МСУ и совсем не понятна суть муниципальных прав жителей муниципальных образований. Поэтому подробно остановимся на законодательной базе, создающей условия появления и существования муниципальных прав как у муниципальных образований, так и, что намного важнее, у жителей муниципальных образований.

Граждане России признают, что государственная власть Российской Федерации осуществляется на территории Российской Федерации. Поэтому территория РФ признается как государственная собственность.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Конституции РФ «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию».

Таким образом, суверенитет, как основное содержание в праве на осуществление самоорганизации управления, для граждан как носителей суверенитета, неразрывно связан с территорией, в границах которой такое самоуправление осуществляется.

Территорией государственного суверенитета и государственного управления является земельная территория в границах государства. Территорией местного или муниципального самоуправления является территория в границах муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

В соответствии с п. 2 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Ст. 3 Конституции РФ указывает: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Таким образом, народ, как совокупность граждан, самостоятельно, как носитель суверенитета и единственный источник власти, определяет форму самоорганизации и самоуправления как государства Российская Федерация в целом, так и муниципальных образований. Если Российская Федерация как государство является формой самоорганизации всего народа, то каждое муниципальное образование, границы которого уже утверждены федеральными законами и законами субъектов РФ, является формой местного самоуправления той части граждан России, которая проживает на территории данного муниципального образования.

Чтобы понимать, о чем мы рассуждаем, дам определение понятия «государство».

Государство - это политико-правовая форма самоорганизации общества, утвержденная носителем суверенитета, права которого признаются данным обществом, который определяет систему построения правоотношений в данном обществе на всей территории в определенных границах.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Европейская Хартия местного самоуправления, ратифицированная РФ 11.04.1998 г., в своей ст. 3 определяет понятие местного самоуправления: «1. Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действовать в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения».

В соответствии с п. 1 ст. 4 Европейской Хартии, «Основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления устанавливается конституцией или законом».

В соответствии с п. 2 ст. 4 Европейской Хартии «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа».

В соответствии с п. 3 ст. 4 Европейской Хартии «публичная власть, как правило, должна преимущественно осуществляться органами власти, наиболее близкими к гражданину».

Какие же пределы МСУ установлены Конституцией РФ? В соответствии с п. 1 ст. 130 «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». П. 2 ст. 130 Конституции гласит, «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Поскольку сейчас мы рассматриваем МСУ в первую очередь в г. Москве, то подтвердим право на самоуправление в г. Москве нормой Конституции РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Конституции РФ «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно».

В соответствии с п. 2 ст. 131 Конституции РФ «изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий».

Итак, мы выяснили, что местное или муниципальное самоуправление является формой осуществления народом своей власти в границах муниципального образования.

В соответствии со ст.ст. 11-13 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131), границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ.

В настоящее время в Москве границы муниципального образования определены. Что дальше?

В соответствии с п. 1 ст. 132 Конституции РФ «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Теперь мы подошли к самому важному моменту и к рассмотрению самого трудного для понимания муниципальными жителями и муниципальными депутатами вопроса - вопроса о правах на муниципальную собственность. Рассмотрим его детально в следующей статье.

Лишь понимая суть МСУ и суть муниципальных прав, собственники помещений МКД увидят реальный путь и реальный шанс решения всех своих жилищных проблем. Главным агитатором и просветителем для жителей МКД могут стать лидеры ТСЖ.

ЧАСТЬ 2

Для собственников помещений в МКД сегодня уже понятно, что такое их общее имущество или общая долевая собственность в их МКД. Когда границы земельного участка определены, определены все составляющие общего имущества в МКД, каждый собственник помещения в МКД становится собственником доли в праве на единое право на общее имущество всех собственников МКД. Доля в праве на общее имущество в МКД – это то же самое, что и доля в праве на все муниципальное имущество для жителей в муниципальном образовании, только количество этого имущества и количество его собственников увеличивается. Для «нанимателей» государственных квартир понятие «общая долевая собственность» – трудно понимаемая сущность. Но, в отличие от МКД, где право распоряжаться общим имуществом принадлежат только собственникам помещений, в МО право собственности на все муниципальное имущество (в их МО) принадлежит всем и каждому жителю данного МО!

Муниципальные права и обязанности- это не только участие в расходах на поддержание комфортного проживания в своем МО. Это и участие в получении доходов, превышающих необходимые расходы МО, причем, в виде получения уже не в муниципальный бюджет, а на свой лицевой счет каждым жителем МО!   Но, не будем забегать вперед и рассмотрим вопрос о том, что же это такое – муниципальная собственность.

Муниципальная собственность – что это такое?  

Как для государства его основой является определенная территория, которой управляет носитель суверенитета народ, так и для МО основой является его территория, которой управляет носитель муниципального суверенитета, которым являются жители МО.

После того, как, в соответствии с законом, территория МСУ определена и МО утверждено органом государственной власти, возникают и становятся обязательными в границах МО все права жителей на местное самоуправление.

В соответствии со ст. 49 ФЗ № 131, «1.Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. 2.Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности».

В соответствии с пп.15 п.2 ст.50 ФЗ № 131, «в собственности поселений могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилого фонда; имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры; имущество, предназначенное для развития на территории поселений массовой физической культуры и спорта; имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения…».

В соответствии с пп.14 п.3 ст.50 ФЗ № 131, «в собственности муниципальных районов могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами…».

В соответствии с п.4 ФЗ № 131, «в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи».

Очевидно и неоспоримо, что право жителей конкретного МО на местное самоуправление непосредственно либо через выборные органы МСУ может осуществляться только на территории конкретного МО. То есть речь идет о том, что МСУ прочно связано с муниципальной территорией, муниципальным земельным участком данного МО.

Право на муниципальный земельный участок возникает у муниципального образования в результате перехода права государственной собственности в муниципальную собственность в границах, определенных органом государственной власти.

В Москве – это переход права на земельный участок муниципального образования из государственной собственности г. Москва в муниципальную собственность каждого конкретного муниципального округа, поселения, городского округа.

А теперь рассмотрим вопрос № 1 в муниципальном или местном самоуправлении. Находятся ли сегодня земельные участки муниципальных образований в Москве, на территории которых муниципальная власть, а это непосредственное управление жителей МО или собрания муниципальных депутатов как представителей жителей, в муниципальной собственности конкретных муниципальных округов?

Чтобы понять требования закона, определяющие условия возникновения гражданских прав, обратимся к Гражданскому кодексу РФ ( далее ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ, «гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанностями возникают:

2)из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

4)в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

9)вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий».

В соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ, «права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав, если иное не установлено законом».

В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ, «право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней».

Таким образом, возникновение прав на земельный участок, в границах которого расположено МО, обусловлено законом только через государственную регистрацию прав в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

            Кто заинтересован в государственной регистрации муниципальной территории муниципального образования? – В первую очередь, жители МО, поскольку переход земельного участка из государственной собственности в муниципальную, означает появление у муниципальных жителей огромных муниципальных прав, о которых они не могли даже мечтать, пока не было создано МО. Во вторую очередь, депутаты муниципального собрания, поскольку они становятся полноценной муниципальной властью только в результате государственной регистрации муниципального права на земельную территорию МО. До этого государственного акта регистрации, муниципальные депутаты, по сути, не имеют собственных муниципальных полномочий, а лишь исполняют на возмездной основе разные малосущественные работы, где заказчиком является государственный чиновник. Это так называемые «переданные полномочия», которые государственными чиновниками передаются для исполнения муниципальной властью. При этом, муниципальные депутаты даже оплату как наемные рабочие за выполненные работы не получают. Почему? – Да потому, что у них нет никакого реального местного самоуправления!

            Что делать? Как наполнить деятельность муниципального собрания депутатов полномочиями муниципального самоуправления?

            Ответ однозначный – как первый шаг, провести межевание муниципальной территории МО с определением точек координат («х» и «у») и получением кадастрового паспорта земельного участка конкретного МО, и, как второй шаг, произвести его государственную регистрацию в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

            Московский Клуб муниципальных депутатов начал работу Школы муниципальных депутатов, где в форме лекций и круглых столов для муниципальных депутатов и муниципальных жителей, излагается суть местного самоуправления, права и обязанности муниципальной власти. В учебном процессе подробно излагается и разбирается пошагово система мер по осуществлению задачи получения кадастрового паспорта земельного участка территории МО. Муниципальным образованиям предоставляется помощь по юридическому сопровождению проведения межевания муниципальных территорий МО в Москве. Лекции, проходящие в Школе муниципальных депутатов, записываются на видео и могут использоваться как учебное пособие муниципальными депутатами по всей России. Возможно дистанционное обучение муниципальных депутатов других регионов России.

            Самыми активными слушателями Школы муниципальных депутатов должны быть и собственники помещений в МКД и председатели ТСЖ. Сегодня собственники общего имущества МКД в Москве бьются с государственными чиновниками, пытаясь защитить границы своих земельных участков в составе общего имущества МКД. Сплошь и рядом без всякой надежды на успех в защите своих законных прав.

Собственникам помещений в МКД и в голову не приходит задаться вопросом: Почему им приходиться «выпрашивать» свои права на земельные участки, составляющие дворы их МКД, у государственных чиновников? Почему земельные участки в их МО находятся в государственной, а не в муниципальной собственности? Ведь, если бы это уже была муниципальная земля, то вопросы межевания земельных участков их МКД решало бы собрание муниципальных депутатов, которых избирают жители данного МО. Муниципальные депутаты будут соблюдать и закон и права своих избирателей, иначе их полномочия отзовут, либо их больше не выберут. Вопрос межевания на муниципальной земле решался бы путем учета всех пожеланий муниципальных жителей за столом, где присутствовали бы представителями МКД (они же избиратели муниципальных депутатов) и муниципальные депутаты как местная власть.

А кто избирал государственного чиновника? – Никто! Его назначил его начальник, вместе с которым он жульническим путем захватывает части общего имущества собственников помещений МКД. Что значат для государственного чиновника права избирателей? – Думаю, что над этим вопросом уже следует подумать самому жителю МО

Владимир Хомяков, автор философского учения Долевизм

Материалы по теме

Дизайн :