Объективный учет ­ необходимое условие энергосбережения

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №7 2009)

 

Более 10 лет отечественные и зарубежные специалисты в области энергосбережения убеждали народ, населяющий великую страну Россию, в том, что, не установив счетчика учета энергоресурсов, не следует ожидать рачительного их использования. Под энергосбережением следует понимать именно рачительное, или оптимальное, использование ресурсов. Экономить или не экономить ресурсы ­ это право каждого потребителя. Именно поэтому корректно говорить не об экономии, а о рациональном, рачительном, или оптимальном, потреблении ресурсов. Государство и общество имеют право стимулировать граждан и предприятия экономить тот или иной ресурс путем изменения правил пользования ресурсом, путем изменения налогов и т.д. Существует аксиома: нельзя сэкономить то, что не учтено. Значит, если нет учета (подчеркиваю: объективного (приборного), не зависящего от отдельного субъекта), нельзя ожидать от потребителя и уж, конечно, от производителя ресурсов действий по их экономии. Тем более действий, которые требуют определенных знаний, усилий и затрат.

И вот наконец то специалисты убедили нас в необходимости использования счетчиков. В разных городах и регионах страны срочно, в массовом порядке стали устанавливать счетчики воды и тепла.

Многие руководители городов, проанализировав данные о потреблении городом ресурсов, с удивлением узнают, что после установки счетчиков экономия если и есть, то она достаточно мала.

Как же так?! Вложили средства, установили счетчики, а экономии нет? Ошибка кроется в том, что и многие руководители, и большинство граждан искренне убеждены ­ установка счетчика ведет к экономии. На самом деле экономия возможна только в одном случае: если поставщик ресурсов выставлял потребителю счет за большее количество ресурсов, чем потребитель потреблял, то есть относил на потребителя потери по трассам и т.д. Но сегодня, в отличие от начала 90­х годов, основные потери ресурсов происходят уже не при их производстве и транспортировке, а при потреблении ­ у конечного потребителя. Большое количество российских производителей ресурсов, несмотря на сложности 90­х годов, серьезно и эффективно поработали над внедрением новых технологий и материалов, получив реальное снижение потерь как при производстве, так и при транспортировке ресурсов.

Вообще то цель реформы ЖКХ России следует обозначить как «необходимость появления у каждого унитаза в нашей стране собственного хозяина». В городе Малоярославец компания SAYANY отвечает за приборный учет потребления тепла, горячей и холодной воды от котельной до жилого дома и квартиры. Анализ потребления ресурсов, объективное (приборное) сведение балансов между их производством и потреблением позволили четко понять, где нерационально используются ресурсы. Более чем в
30 процентах жилых многоквартирных домов были обнаружены утечки через «бегущие» унитазы и смесители, составляющие более 20 процентов общего потребления ресурсов.

Надо сказать, что в Малоярославце жилой фонд находится в весьма приличном состоянии. Какую же долю потребленного ресурса составляют утечки в проблемных домах, которых в стране еще очень много? Обратите внимание, что этими 20 процентами ресурсов в принципе никто не пользовался: «бежит» себе унитаз в среднем этак литров по 30 в час, соответственно, 720 литров в сутки. При этом разумное, а тем более нормативное потребление воды жильцами этой квартиры (3 человека) не должно превышать 500 литров. То есть такая семья потребляет вместо 500 л за сутки более тысячи. Как вы думаете, эта семья заинтересована в установке счетчика на воду? Счетчика, который покажет, что платить надо в два раза больше. Или, может быть, этой семье интересно срочно отремонтировать свой унитаз? Зачем? Он ведь работает, свою функцию выполняет, а что много воды уходит ­ так за нее платить не надо.

Так вот, если мы организовали объективный (приборный) учет на вводе в жилой дом, то следует сделать анализ и, возможно, как в случае, который я только что описал, провести первое мероприятие ­ отыскать в этом доме «бегущие» унитазы. Понятно, что в существующей сегодня системе управления ЖКХ поиск текущих унитазов никому не нужен. Владельцу квартиры, который оплачивает потребленный ресурс по норме потребления, совершенно необязательно ремонтировать унитаз. ЖЭКу, который обслуживает этот дом, тоже нет никакой необходимости его искать и ремонтировать, а поставщик ресурсов (воды) будет только рад тому, что у него купят больше товара (воды): на следующий год он просто поставит вопрос об увеличении в городе нормы потребления воды на одного человека. Так в принципе сегодня выглядит ресурсоснабжение в ЖКХ большинства российских городов: никому ничего беречь не надо, и уж тем более нет никакой персональной выгоды от сбережения.

Еще пример, как контролируется работа ЖЭКов со стороны администрации в большинстве городов: нет жалоб от жильцов ­ значит, ЖЭК работает хорошо. Но ведь никто не пожалуется на перетоп ­ превышение температуры в квартире, скажем, на 2°С. Для справки: в условиях Москвы такой перетоп приводит к дополнительному потреблению тепловой энергии на 5 ­ 7 процентов.

Смею утверждать, что установка счетчика должна приводить не к экономии ресурсов, а следовательно, и денег. Установка счетчика должна приводить к тому, чтобы собственнику дома или нанятому им исполнителю стало очень выгодно починить текущий унитаз. Иными словами, именно установка счетчика позволяет создать условия, при которых у унитаза появляется хозяин. И если соблюдается второе необходимое условие ресурсосбережения ­ оплата за потребленный ресурс на основе показаний счетчика, то хозяин начинает следить, как минимум, за правильностью работы унитаза. И, как правило, принимает решение о замене унитаза на современный, который, не менее эффективно выполняя свою основную функцию, расходует для этого в два раза меньше воды.

Счетчик является инструментом социальной справедливости, так как только наличие счетчика позволяет физическому или юридическому лицу оплачивать столько ресурсов, сколько он потребил, а рассчитываться за потребленный ресурс ­ это его обязанность как потребителя. Никому из разумных руководителей электрических сетей не приходит в голову позволить потребителям рассчитываться за электрическую энергию без счетчиков. Как только убирается электросчетчик, люди перестают пользоваться выключателями (какой смысл выключать лампочку, если завтра (или через час) ее снова надо будет включать?).

Будучи руководителем компании SAYANY, которая производит в том числе и квартирные счетчики воды и тепла, первый счетчик воды я установил в своей квартире еще в 1993 году. Вы, конечно, подумали, что я тогда же побежал в ЖЭК с требованием начать вести расчеты за потребленную мною воду по его показаниям. Ничего подобного, я не враг сам себе. Узнав из показаний счетчика, что моя семья потребляет воды больше, чем по нормативу, пойти и потребовать, чтобы мне увеличили счета на оплату, по меньшей мере неразумно. А начать экономить воду... Мне­то зачем это надо? Сегодня по счетчикам желает рассчитываться только та часть населения, которой надо экономить деньги, и они готовы для этого ограничить себя в потреблении ресурсов. Значительная же часть населения, так же, как и моя семья, не горит желанием ограничивать себя в потреблении ресурсов. Но и желания платить завтра больше, чем сегодня, у нормальных россиян, естественно, не возникает.

Наше государство обязано заставить платить таких потребителей, как моя семья, по показаниям счетчика. Это будет справедливо по отношению ко всем другим потребителям. Конечно, лично я от такой справедливости проиграю в любом случае ­ либо стану платить больше, либо вынужден буду начать ограничивать потребление ресурса, экономить. Но разве не это нашему обществу надо ­ сбережение (экономия) ресурсов и социальная справедливость?

 

Игорь КУЗНИК,

координатор НП производителей приборов учета «Метрология энергосбережения»,

генеральный директор «ИВК-Саяны»

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика