Консенсус в ЖКХ России

(опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №5 2008)

 

Анализируя взаимоотношения субъектов жилищно-коммунального хозяйства сегодняшней России, можно определить условия, выполнение которых позволит вытащить сферу ЖКХ из того непростого состояния, в котором она оказалась. Каковы же эти субъекты, чья деятельность так или иначе связана с жилищно-коммунальным хозяйством?

Во-первых, это, конечно, все мы - жители России, проживающие в домах и пользующиеся благами цивилизации в виде услуг нашего ЖКХ.

Второй субъект - наши любимые ЖЭКи, или, точнее, управляющие компании - именно так сегодня в соответствии с формулировкой Жилищного кодекса называются организации, занимающиеся обслуживанием многоквартирных домов.

Третьим субъектом являются так называемые ресурсоснабжающие организации (поставщики), водоканалы, тепловые и электрические сети, газоснабжающие предприятия, предприятия по вывозу и переработке мусора и т.д.

Четвертый субъект - власть, муниципальная, городская и т.д., которая регулирует или должна регулировать отношения между субъектами ЖКХ.

Для начала давайте попробуем сформулировать, что собой представляет комплекс ЖКХ, на какие составные части и по каким критериям его следует разделить, а также для чего нужно это деление. Следует признать, что ЖКХ - это производственная деятельность, связанная с обеспечением комфортного проживания людей. Жилой сектор можно разделить на многоквартирные и одноквартирные дома, по принципу наличия общедолевой собственфности. Следующее разделение можно провести с позиции ресурсоэнергоснабжения: на ресурсоснабжение, которое централизованно подключено к жилым зданиям, и ресурсоснабжение, расположенное условно на улице (имеется в виду за пределами строения), под открытым небом - водоразборные колонки, ливневая канализация, общественные туалеты, уличное освещение и прочее. Понимание того, насколько разными являются задачи обеспечения освещения в квартире или на улице, эксплуатация унитаза в квартире или должное содержание уличной водоразборной колонки, а также общественного туалета, позволяет нам утверждать, что этими разными задачами должны заниматься и разные организации. Ясно, что ответственность за коммунальное хозяйство, расположенное на улице, должна нести местная власть, которая для решения этих задач нанимает соответствующие организации. Нас же больше интересует та часть жилищно-коммунального хозяйства, которая относится к содержанию жилых домов.

В чем сущность прав, обязанностей и ответственности субъектов отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве?

Владельцы квартир несут ответственность за должное содержание своих жилых помещений и общего имущества зданий. Они обязаны своевременно вносить плату за потребляемые ресурсы и полученные услуги. Вместе с тем они имеют право требовать, чтобы эти ресурсы и услуги были должного качества.

Управляющие компании (ЖЭКи) несут ответственность за профессиональное исполнение обязанностей по должному управлению обслуживания жилого дома, обязаны предоставлять жильцам соответствующие коммунальные услуги и ресурсы, а для этого заключать соответствующие договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями. Они имеют право на финансовое вознаграждение за свою работу.

Третий субъект - поставщики ресурсов, отвечают за поставку ресурсов в соответствие с договором ресурсоснабжения, который заключают с ними управляющие компании. Естественно, они обязаны соблюдать условия договора энергоснабжения и имеют право на соответствующее финансовое вознаграждение со стороны управляющих компаний.

И, наконец, четвертый субъект - власть, отвечает за соблюдение сторонами - субъектами ЖКХ установленных правил. Ее задача внутри муниципального образования - создавать условия, которые стимулируют существование эффективного жилищно-коммунального хозяйства, эффективного с точки зрения всех субъектов. Имеет право регулировать отношения между субъектами в рамках, определенных ей законодательством РФ, в том числе путем утверждения тарифов на услуги ЖКХ и соответствующие ресурсы.

Интересно посмотреть, как субъекты относятся друг к другу.

Жители искренне считают, что:

- в ЖЭКах работают неквалифицированные, безответственные, чаще всего нетрезвые сотрудники, возглавляемые нечистоплотными руководителями;

- в водоканале или электрических сетях все руководители -
владельцы одной «фамилии». И, соответственно, главная их задача - в очередной раз поднять цену на соответствующий ресурс;

- в местной администрации и Думе работают в основном «враги народа», не желающие приструнить и заставить работать как надо ЖЭКи и водоканалы, к тому же регулярно утверждающие новые повышения тарифов на услуги ЖКХ.

Управляющие компании, от сантехника до директора, убеждены, что:

- ресурсоснабжающие организации постоянно списывают на управляющие компании свои потери на трассах и вообще «жируют» на завышенных тарифах и объемах;

- власти не хотят понять, что основная проблема ЖКХ - это нехватка денег, и не желают приструнить поставщиков коммунальных ресурсов;

- население несвоевременно оплачивает услуги и не желает видеть героических усилий ЖЭКов по поддержанию их на должном уровне и т.д.

Муниципальная и городская власти уверены, что:

- ЖЭКи, несмотря на объективные трудности, все-таки не совсем справляются со своими обязанностями;

- энергоснабжающие организации на самом деле если не «жируют», то уж во всяком случае не бедствуют, а тепловые сети наверняка «бегут», иначе как объяснить такое большое потребление ресурсов;

- ну а с народом властям все-таки действительно «не повезло» - никак он не хочет понять, принять и оценить постоянную заботу о нем.

Итак, что мы видим: все субъекты недовольны всеми, каждый видит недостатки у других, искренне считая свою позицию объективной и позитивной, при этом взаимоотношения сторон ЖКХ напоминают вялотекущие военные действия, иногда (с подачи заинтересованных политических сил, зачастую имеющих для того объективные причины) переходящие в открытые столкновения.

Давайте проведем интересную аналогию и вспомним, какая ситуация складывалась всего лишь двадцать лет назад в советской торговле. Так же население ненавидело продавцов и оптовые базы, так же продавцам мешали работать покупатели, а власти никак не могли повлиять на ситуацию со снабжением городов не только колбасой, но и свежими овощами, не говоря уж об автомобилях. Да и цены постоянно росли, кстати, даже в ностальгические «застойные времена». Что же мы наблюдаем сегодня в современной торговле: продавцы полюбили покупателей, оптовые базы - просто место обитания ангелочков, местные власти наблюдают за идиллией, сложившейся в торговле, и вмешиваются только по стратегическим вопросам (причем где больше вмешиваются - например, на колхозных рынках - там меньше порядка). Кстати по поводу цен: за 2006 год рост цен на продукты питания, одежду или автомобили был явно меньше инфляции (9 %), а появляющиеся в последнее время крупные торговые центры начали предлагать знакомые нам товары по ценам ниже, чем мы привыкли платить в соседнем магазине. В это же самое время рост цен на услуги ЖКХ, газ, электроэнергию и бензин был явно выше инфляции, как минимум 12 - 18 процентов. А ведь все эти отрасли контролируются нашим родным государством, точнее, его яркими представителями, слугами народа - чиновниками различных уровней. Что же за изменения, приводящие сегодня к радующим нас результатам, произошли в торговле за последние 20 лет и нельзя ли провести подобные изменения в ЖКХ?

Положительные изменения в торговле, которые никак нельзя не заметить, произошли всего лишь благодаря наличию конкуренции. Борьба за покупателя заставляет продавцов любить нас, а магазины - не только не повышать, но даже зачастую снижать цены. Эта прописная экономическая истина - конкуренция и еще раз конкуренция как инструмент повышения качества товара и появления справедливой цены на товар - еще не стала аксиомой не только для чиновников и депутатов, принимающих государственные решения, но и, что важнее, для большей части населения. Ведь (без иронии) слуги делают то, чего требуют и ожидают хозяева. На всех без исключения собраниях жителей (хозяев), где мне приходилось присутствовать, звучали призывы: отменить создание частных управляющих компаний, появление которых и должно создать конкуренцию в ЖКХ. Подобные настроения очень выгодны существующим сегодня структурам ЖКХ и всячески ими поддерживаются. Печально, но и администрации городов, и депутаты зачастую тоже поддерживают эти настроения. Справедливости ради хочется сказать спасибо депутатам Государственной думы за принятие Жилищного кодекса, однако и они не до конца последовательны - опять продлили сроки выборов управляющих организаций. Но ведь именно выборы управляющих организаций являются первым шагом на пути создания конкурентной среды в ЖКХ. А последняя идея чиновников от ЖКХ просто великолепна: необходимо отремонтировать весь жилищный фонд в России и только после этого можно передать его в управление собственникам жилья. На самом деле чиновники мечтают еще хотя бы лет 20 заниматься распределением бюджетных средств на ремонты. Если бы они действительно хотели помочь жителям отремонтировать дома, то просто выдали бы денежные сертификаты на ремонт жилых домов.

Сегодняшняя ситуация в ЖКХ - это как семья, в которой живут с постылым супругом, а разойтись мешают объективные причины - общее имущество, ответственность за детей и т.д. Но есть принципиальная разница: в жилищно-коммунальном хозяйстве можно и нужно либо «перевоспитать» соответствующую сторону, либо заменить ее на более «покладистую» и привлекательную - достаточно захотеть и добиться исполнения такого желания. Наверняка мы уже давно хотим иметь исполнительное и эффективное ЖКХ, остается только понять (точнее, принять) способ, которым можно добиться исполнения этого желания.

Вспомним истину, изреченную советским классиком: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Пока мы будем верить в то, что все само по себе станет лучше, пока будем ждать появления «идеальных» чиновников (непонятно только, зачем им появляться: у них и так все хорошо, это у нас плохо), мы будем слышать заявления в преданности и любви, а в делах будет все по-старому. Ведь в торговле ситуация изменилась тогда, когда мы перестали ходить только в магазины ОРСа и рестораны «Общепита», когда многие из нас стали организовывать собственные магазины и кафе. Так же и в ЖКХ: жителям - гражданам необходимо создавать собственные управляющие компании, тем более что закон (Жилищный кодекс) эту возможность как минимум регламентировал. Более того, наша пассивность в деле самоуправления собственными домами предоставляет чиновникам дополнительные козыри: видите, им же предоставили возможность самоуправления, а они не хотят - значит, мы, чиновники, должны, просто обязаны помогать нашим жителям. Видимо, помогать тратить деньги - мне лично почему-то так кажется.

Только конкуренция в ЖКХ создаст условия для появления трезвых слесарей, компетентных инженеров, профессиональных и эффективных менеджеров. Только наличие конкуренции в ЖКХ позволит рассчитывать, что уже 2010 год мы встретим без очередного новогоднего сообщения о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Только конкуренция в ЖКХ позволит администрации городов заняться другими не менее важными вопросами жизнедеятельности наших городов, и только она позволит всем нам (субъектам) понять, что мы нужны друг другу, что нам не жить друг без друга, и что мы обречены - уж если не любить, то, по меньшей мере, уважать друг друга.

Напоследок запомните аксиому: справедливая цена - следствие конкурентной борьбы.

 

 

Игорь КУЗНИК,

координатор НП производителей приборов учета «Метрология энергосбережения», генеральный директор ЗАО «ИВК-Саяны»

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика