(опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №8  2009 продолжение. Начало в №7  2009г.))

- В прошлой беседе вы упомянули о непопулярных решениях. Можете привести пример?

Засимов: - Тот же самый капитальный ремонт. Члены правления не хотели пускать ремонтников в дом, пока не будет всей необходимой техдокументации и пока мы не утвердим ее общим собранием. Чиновники управы и окружного ДЕЗа приезжали к нам каждую неделю и уговаривали. Что же касается кровли, то во всех домах, и в нашем тоже, ее начали ремонтировать в мае, и мы просто не успели проследить, когда рабочие вошли.

Кайсарова: - На тот момент мы даже еще не поняли, что начался капремонт, потому что наша кровля в таком состоянии, что мы регулярно переписываемся через прокуратуру и жилинспекцию с районным ДЕЗом, и ее обычно латают в начале лета. А штукатуров-маляров мы вовремя отследили и не дали им войти в подъезд.

Засимов: - Так вот. В соседние дома ремонтники вошли еще в конце апреля и сразу развели в подъездах немыслимую грязь. Мы же продержались до середины июня. Когда нам все-таки начали передавать хотя бы ксерокопии существующих документов, то мы узнали, что 31 августа ремонт должен быть уже закончен. Совсем мало времени осталось. Что ж, мы разрешили начинать ремонтировать подвал и фасад, в полной уверенности, что вскоре получим и всю остальную документацию. Кроме того, стояла жара, а для ремонта фасада лучшей погоды не подыскать. Ну и не стоит забывать, что в соседних домах как бы уже идет ремонт, а в нашем - нет, и люди волнуются, начнется ли он у нас вообще. Безусловно, с юридической точки зрения, пускать ремонтников было вообще нельзя, но в середине июня, когда стала появляться документация, я рассудил так: больше ремонт сдерживать нельзя, люди меня не поймут, пока не прочувствуют на собственном опыте. Далеко не все члены правления меня поддержали, но я все-таки разрешил ремонтникам войти и начинать работы с подвала, не трогая подъезд. В результате, естественно, начался ремонт, вернее разгром подъезда, и продолжался, продолжался, продолжался… Так что в ноябре, когда у ремонтников дело наконец дошло до замены стояков систем отопления ХВС и ГВС, никому уже не хотелось пускать этих «великих специалистов» в свои квартиры.

Кайсарова: - На улице минусовая температура, давно начался отопительный сезон, разводку и батареи отопления менять не собираются, тогда как по ТЗК положена полная замена систем! К тому времени и Московское УФАС уже открыло дело по поводу этого капремонта.

Засимов: - Но чиновники управы и ДЕЗа не сдаются - надо же отработать «премию»! И вместе с участковым начинают ходить по квартирам: дескать, либо пусть ремонтники работают в присутствии участкового, либо пишите отказ. Отказ-то, простите, от чего? Проекта производства работ и сметы по дому как не было, так и нет. Решение о ремонте общее собрание не принимало. Участковый должен иметь ордер, чтобы без приглашения войти в квартиру. Короче, вместо неких «отказов» жильцов на следующий день префектура ЮАО получает письмо на бланке нашего ТСЖ с просьбой приостановить проведение работ по замене этих всех систем, потому как на улице холодно, московское УФАС дело возбудило да и формы соглашения между государственным органом и ТСЖ по поводу капремонта все еще нет. Под письмом печать и моя подпись плюс подписи жителей пятидесяти четырех квартир нашего дома, которые мы собрали за один вечер. Своего рода блиц-опрос общественного мнения. И в наши квартиры ремонтники не вошли! А многие из тех моих соседей, которые тогда были не довольны, что мы задерживаем начало ремонта, теперь уже недовольно говорили мне о том, что вообще с самого начала не надо было никого в дом пускать. Скажу честно, что весны я все равно ждал с опасением, предполагая, что с наступлением тепла ремонт продолжится и нам опять начнут навязывать «выборочные» работы. Но весной оказалось, что ни в каких планах и программах на этот год ни нашего дома, ни всех домов по Крутицкой набережной нет вообще. Как нет и актов приемки. Во всяком случае, на сайте dgkh.ru их нет точно! Поэтому предложение нашего правления ходатайствовать о включении нашего дома в федеральную программу по закону № 185-ФЗ и самим участвовать в капремонте большинством жителей нашего дома было воспринято с энтузиазмом. Хотя относительно много и тех, кто не хочет поверить, что однажды деньги из казны переведут прямо на наш расчетный счет.

- А вы сами-то верите?

Засимов: - Странный вопрос. Президенту обычно принято доверять. Закон № 185-ФЗ - федеральный закон, подписанный Президентом.

Кайсарова: - Всех очень подкосил этот прошлогодний ремонт, так и хочется сказать «бессмысленный и беспощадный». При починке кровли была сломана водосточная труба - залиты две квартиры, испорчена дверь подъезда и запирающее устройство - четыре квартиры ограблены. Подъезд красили такой краской, от которой у всех жителей было токсическое отравление, что могут подтвердить вызовы участковых врачей и «скорой». При замене мусоропровода рабочие просто сжигали мусор в камере вместе с крысами - мы вызывали пожарных. От гари, вони и дыма люди выбегали из дома на улицу, а вернувшиеся с работы не могли войти в подъезд. При замене электрических сетей рабочие постоянно перебивали телефонные линии и мы неделями жили без телефона. Причем электрика была «улучшена» так, что ни одного вечера не обходилось без услуг электриков нашей эксплуатирующей организации. В течение дня довольно часто не было вообще никакой воды. Как при этом быть тем, у кого грудные дети или лежачие больные? И уж совсем «мелочь» - почтовые ящики заменили в канун Нового года, а ключи мы сумели «вынуть» из подрядчиков только пятнадцатого января - ни поздравительных открыток, ни журналов, ни газет…

Засимов: - Что касается замены систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, то нам предложили менять стояки в ноябре! Причем только стояки, хотя, согласно техническому заключению состояния дома, эти системы, как и система канализации, требуют 100-процентной замены. Ремонт и частичная замена систем ХВС и ГВС были в нашем доме в восьмидесятые годы прошлого века, а система отопления так и вовсе не ремонтировалась с момента постройки дома.

Кайсарова: - Вообще-то, согласно Федеральному закону о приватизации долги по капитальному ремонту остаются за бывшим наймодателем, в нашем случае - городом Москвой. Поэтому все разговоры о том, что замена стояков внутри приватизированных квартир прямо-таки московская благотворительность, а все остальное собственники должны ремонтировать за свой счет - полная чушь, вымогательство и шантаж юридически неграмотного населения. Этот ремонт - возврат долгов, а долги приличные люди возвращают в полной мере.

- Чувствуется, что вопрос капитально ремонта для вас очень болезненный.

Засимов: - Еще бы! Нам пришлось переписываться с полгода, прежде чем мы сумели найти хоть какие-то отправные точки этого капремонта. Зато мы узнали просто удивительные вещи. Оказалось, наш дом был передан к производству работ по акту от
28 февраля
2008 г., а в качестве собственника нашего дома выступил ГУ ИС Даниловского района. В этом акте указывается, что на момент составления настоящего акта подрядчиком получена следующая документация: техническое заключение, типовой рабочий проект и типовая смета на производство работ. Однако на момент подписания акта об открытии объекта ТЗК по нашему дому еще не существовало: специалисты МосЖилНИИпроекта провели обследование только 20 марта 2008 г. и появившееся в результате этого обследования ТЗК датировано мартом 2008 г., причем на некоторых чертежах указаны даже апрельские даты!

Кайсарова: - А государственный контракт на ремонтные работы по нашему дому датирован 25 марта, таким образом, его цена определена произвольно, без учета реального состояния дома и объема работ. Причем этот самый госконтракт 131-ВКР от 25 марта 2008 г. был зарегистрирован только 27 августа 2008 г. и, соответственно, вступил в силу с даты своей регистрации. Таким образом, любые работы, проводившиеся ООО «УниверСтройЛюкс» - генеральным подрядчиком по реализации этого контракта, до даты его регистрации были незаконными. В частности, работы по ремонту кровли и заключение договора субподряда с ООО «Севгазинжиниринг» 23 апреля 2008 г. Тут стоит отметить, что по условиям проведенного конкурса подрядчик вправе по согласованию с заказчиком привлекать субподрядчиков для выполнения не более 50 процентов предусмотренных госконтрактом работ, однако этим договором субподрядчику было передано 94,9 процента работ. Причем цена контракта неоднократно повышалась в ходе его исполнения. И самое удивительное, что в случае, если срок производства работ переходит на следующий год, цена этого контракта по истечении календарного года  должна корректироваться с применением инфляционных индексов пересчета!

Засимов: - И так далее, а о качестве работ даже и говорить не хочется. Но главное не в качестве ремонта, не в качестве конкурсной или  проектно-сметной документации, которой, кстати, по нашему дому не было и нет вообще. Главное, что ТСЖ - юридическое лицо, и никто не имеет права проводить конкурс на размещение заказа - госзаказа! - по капитальному ремонту, включая в конкурсные лоты дом, где есть ТСЖ. Во всяком случае префектура должна была получить на это от нас официальное согласие общего собрания собственников жилья в нашем доме и заключить с нами соглашение, как предписывал закон г. Москвы от 19.12.2007 г. № 52 об этой самой городской целевой программе по капитальному ремонту. Однако форма такого соглашения так и не была никем выработана, а постановлением № 50-ПП от 27.01.2009 г. этот закон и вовсе утратил силу. Очень даже может быть потому, чтобы всякие там ТСЖ не мнили себя полноправными юридическими лицами и особенно хозяйствующими субъектами и не подавали бы в Федеральную монопольную службу жалоб по поводу нарушения префектурами антимонопольного законодательства.

- Вы обращались даже в ФАС?

Засимов: - Да. Сначала в Управление ФАС по Москве, которое по нашему вопросу пригласило на ковер представителей префектуры ЮАО и трех московских жилищных департаментов. Кто-то являлся, кто-то - нет, рассмотрение дела переносили. В итоге московское УФАС действительно нашло нарушения Федерального закона № 94-ФЗ о размещении госзаказа и предложило нам обращаться по этому поводу в суд. Однако нарушений Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не нашло, поскольку, видите ли, в данной ситуации ТСЖ «Арбатец» не является хозяйствующим субъектом, который наряду с другими хозяйствующими субъектами конкурирует на каком-либо товарном рынке. Здорово? Московские чиновники вообще легко забывают Гражданский кодекс, особенно статьи о правах и обязанностях юридических лиц, возникающих со дня их государственной регистрации - п. 3 ст. 49 ГК РФ. Ничего. Мы обратились в ФАС России, как к «старшим товарищам» московского УФАС, чтобы они разъяснили «младшеньким» и положения ГК РФ, и прочие законы. В апреле нынешнего года уже ФАС России направила наше обращение своему московскому управлению для проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения префектурой ЮАО требований законодательства. Посмотрим. Мы ведь требуем не чего-то особенного, а всего лишь соблюдения закона и наших прав юридического лица.

- Но если бы при всей этой чехарде с госконтрактом, договорами подряда и субподряда префектура все-таки сделала бы вам хороший ремонт, стали бы вы так упорно настаивать на своих правах юридического лица?

Засимов: - Все взаимосвязано: ремонт плохой, потому что префектура пренебрегает нашими правами, и наоборот: префектура пренебрегает нашими правами, потому и ремонт плохой. Наше ТСЖ зарегистрировано 9 августа 2007 года, но до сих пор нам не переданы документы по нашему дому. Соответственно, мы не можем ни сами полноценно им управлять, ни заключить договор с какой-либо управляющей организацией. Префектура ЮАО и Даниловская управа, а вместе с ними и Даниловский ДЕЗ сводят эту проблему к подписанию договора управления с ДЕЗом, которого, кстати, у нас до сих пор нет, поскольку нет документов, на основании которых мы могли бы таковой подписать.

Кайсарова: - Существует даже распоряжении ДЖКХиБ г. Москвы от 29.09.2006 г.
№ 05-14-316/6 о порядке передачи управления домом при смене управляющей организации, в котором дается подробный реестр документов и актов для сдачи-приемки документации, материальных ценностей и прочего, а также примерная схема и сроки основных мероприятий при смене управляющих организаций. Подробнейший график, буквально по дням и неделям. В том числе префектура обязана исключить дом, в котором создано ТСЖ, из лотов любых конкурсов. Префектура ЮАО даже не подумала это сделать в отношении нашего дома ни по поводу ДЕЗ, как управляющей организации и конкурса на эксплуатационную контору, ни потом - по поводу размещения заказа на капремонт.

- Подождите: выходит, у вас нет документов на дом, нет договора с ДЕЗом... Получается, что ваше ТСЖ действительно не является хозяйствующим субъектом?!

Засимов (смеется): - Нам и самим тоже так иногда кажется. Но мы исправно сдаем налоговую отчетность, открыли расчетный счет. Сейчас общим голосованием мы утвердили размер ежегодных членских взносов и начнем их собирать - нам ведь, похоже, предстоит судиться по поводу передачи документов, потребуется адвокат. Кроме того, мы хотим поскорее нанять консьержа или сторожа, потому что нам надоел в подъезде проходной двор. И это будет хоть и маленькое, но понятное для людей дело. Потому что все наши тяжбы и переписки - очень длинный и сложно объяснимый процесс. А сторож - это понятно.

Кайсарова: - И, что еще очень важно, сейчас общим голосованием мы приняли решение обратиться в мэрию с ходатайством о включении нашего дома в программу капитального ремонта на основании Федерального закона № 185-ФЗ с нашим 5-процентным софинансированием стоимости капитального ремонта.

- Но ведь говорят, что Москва отказалась от участия в этой программе.

Засимов: - Вовсе нет. Загляните на сайт fondgkh.ru и вы узнаете, что Москва и еще всего лишь пять субъектов Федерации просто пока не заключили договор с Фондом реформы ЖКХ в соответствии с этим законом. Если нам откажут, мы посмотрим, по какой причине, и тогда по знакомой схеме обратимся к «старшим товарищам» московского правительства. Понятно же, что московским чиновникам совсем не интересно, чтобы бюджетные деньги попадали сразу на расчетный счет какого-то там ТСЖ, ускользая из их рук. Вот и ходят слухи об отказе Москвы, как и всякие россказни про землеотвод по отмостке.

- Как же вам удалось уговорить членов вашего ТСЖ на это самое 5-процентное софинансирование капремонта?

Засимов: - По-моему, стран-но не воспользоваться такой возможностью, когда за пять копеек тебе дают рубль. Скажем, нынешний «капремонт» стоил по смете примерно шесть миллионов, до дома дошло, в лучшем случае, миллион - полтора: кровля - порядка 700 тысяч и подъезд - 500. Еще около 170 тысяч рублей стоил новый мусоропровод.

Кайсарова: - Кстати, заменили его благодаря нашей усиленной переписке с разнообразными инстанциями, хотя сначала намеревались отремонтировать лишь клапаны старого. Причем мусоропровод заменен полностью не только в нашем доме (не могла же префектура так откровенно выделить ТСЖ «Арбатец»), но и во всех домах по Крутицкой набережной. Потом чиновники управы нам говорили, что из-за этого нашего мусоропровода они лишились премии. Похоже, надо понимать, что «премия» как раз-то и пошла на новые мусоропроводы. Все остальные работы - замена инженерного оборудования в подвале, ремонт самого подвала, ремонт фасада - по словам самих же исполнителей, были выполнены ими бесплатно: «сделали, потому что управа попросила». Например, инженерным оборудованием подвала занималась районная «аварийка».

Засимов: - Наверное, потому-то мы до сих пор и не можем добиться актов приемки работ… Во-первых, их ведь должны были подписать мы, собственники, и не кто-либо другой. А во-вторых, актов приемки, скорее, просто нет - «сделали, потому что управа попросила». Кстати, на наш последний запрос по поводу актов приемки и остальной проектно-сметной документации по капремонту нашего дома ДЕЗ Южного округа ответил нам, что со всей документацией мы можем ознакомиться на сайте dgkh.ru. Остроумно, не правда ли?

Кайсарова: - Так вот, допустим, ремонт стоит шесть миллионов, значит, 5 процентов - это триста тысяч. Триста тысяч поделить на 72 квартиры, получится примерно по 4 -
4,5 тысячи, в зависимости от доли. Причем на три года! То есть ежемесячно капремонт обойдется собственнику всего-то в 100 - 150 рублей. И ведь все пойдет только на наш дом, без каких-либо «премий» чиновникам. Причем даже если для какой-нибудь одинокой бабушки эти 100 - 150 рублей в месяц окажутся не по силам, то некоторые более обеспеченные люди готовы взять на себя часть их расходов. Так было в нашем доме даже задолго до образования ТСЖ, например, когда еще в 1999-м мы собирали деньги на металлическую дверь и запирающее устройство. Кстати, загубленные нынешним ремонтом…

Понимаете, уже почти два года, как официально существует наше ТСЖ, а мы топчемся на месте и не можем идти вперед. Потому что местные власти делают все, чтобы наше ТСЖ существовало только на бумаге, а на деле был просто дом № 9 по Крутицкой набережной, находящийся на балансе ДЕЗа, объект дохода эксплуатирующей организации, лот в конкурсе госзаказа на капремонты... С 93 года прошлого века нет никаких балансов! Мы уверенно восприняли реформу ЖКХ, сами создали наше ТСЖ, сами хотим управлять нашим домом, нашей землей, действуя строго по закону, а все эти два года чувствуем себя какими-то опальными диссидентами и чуть ли не подпольщиками!

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика