КУПИТЬ  ЖУРНАЛЫ  

               

 «Председатель ТСЖ», 2011, № 3

 

 

И.А.Фельдман

 

Об ответах Р.А.Саакяна и С.В.Разгулина

 

Речь идет об ответах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30.09.2010  № 03-03-05/213 и от 8.12.2010 № 03-03-07/41.

В первом из этих писем после объемистых цитат из статей 251 и 324 Налогового кодекса сделан следующий неверный вывод:

«В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода. Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов ТСЖ».

Эта почти дословная выдержка из п. 2 ст. 324 НК РФ не может относиться к целевым поступлениям.

Автор в начале своего ответа справедливо отметил, что в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ отчисления членов ТСЖ на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества признаются целевыми поступлениями, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Содержащаяся в этом пункте ссылка на статью 324 НК РФ касается только порядка формирования резерва. Все остальное, о чем гласит статья 324 НК РФ, совершенно неприменимо к общему имуществу в многоквартирном доме. Во-первых, статья 324 НК РФ касается учета расходов на ремонт основных средств. А общее имущество в многоквартирном доме не имеет никакого отношения к основным средствам: оно не выделяемо как объект и не отвечает ни одному признаку основных средств. Во-вторых,  оно не принадлежит ТСЖ как юридическому лицу. 

Поскольку рассматриваемые отчисления являются целевыми поступлениями, то для целей налогообложения они не учитываются, и это не зависит от того, полностью они израсходованы или частично. Важно лишь, чтобы они расходовались по назначению.

 

Во втором письме автор ссылается на введенные в ст. 149 НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ новые нормы, которыми, якобы, могут руководствоваться  ТСЖ при решении вопросов обложения налогом на добавленную стоимость.

Однако серьёзный анализ приводит к неопровержимым выводам, что подпункты 29 и 30, введенные в пункт 3 статьи 149 НК РФ, не могут быть применимы к деятельности ТСЖ или ЖСК.

В подпункте 29 идет речь о выручке ТСЖ или ЖСК от реализации коммунальных услуг. А этого почти никогда не бывает. (Исключение составляют случаи, когда в пользовании ТСЖ или ЖСК находятся производственные объекты инфраструктуры, с помощью которых можно оказывать коммунальные услуги). В подпункте 30 говорится о выручке ТСЖ или ЖСК от реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества. Этого у ТСЖ (ЖСК) не бывает никогда.

Доказательства читатель найдет в статье «Кого освободили от уплаты НДС?», опубликованной в «Финансовой газете. Региональный выпуск» 2010, № 17  или в статье «Устранить несостоятельные нормы НК РФ», опубликованной в журнале «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, № 5.

 

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика