Журнал «Председатель ТСЖ», 2009, № 2

 

И.А.Фельдман

 

О налогообложении коммунальных платежей не может быть и речи

 

Вопрос:  

 

Уважаемая редакция!

Наступает время сдачи годового отчета. Многие жилищные объединения, как и все хозяйствующие субъекты ,с тревогой ждут встречи с налоговым инспектором, несмотря  на то весь истекший период  не преступали буквы закона.

Так, в нашем ТСЖ, на общем собрании собственников  было принято решение собирать платежи за коммунальные услуги по муниципальным тарифам, а расчет с поставщиками производить по показаниям приборов учета. Наш дом относительно новый, всего 9 лет в эксплуатации. В прошлом году мы произвели качественное утепление всех коммуникаций , дверей и окон в местах общего пользования. Весь текущий ремонт производили за счет средств, предусмотренных на содержание дома. В результате на расчетном счету ТСЖ скопилась приличная сумма. Недобросовестное правление могло бы использовать эти средства путем различного рода махинаций или же завышения стоимости других видов работ, что в свою очередь подразумевает определенные «откатные» суммы. При таком подходе и голова бы к концу года не болела, что придется доказывать налоговому инспектору, что ТСЖ не является коммерческой организацией , прибыли не имеет, все средства тратит на содержание общего имущества.

Сэкономленные средства понадобятся нашему дому в дальнейшем. У нас должен быть резервный фонд. У нас должны быть накопления для проведения в дальнейшем капитального ремонта. Однако налоговый инспектор предпримет все возможные варианты, чтобы сэкономленные средства обложить налогом на прибыль.

Так как описанная мной ситуация может быть не только в одном нашем ТСЖ, прошу Вас дать подробные и аргументированные разъяснения по данному вопросу. Хотелось бы чтобы эти разъяснения были опубликованы. Это позволит  жилищным объединениям, имея на руках статью в журнале, отстаивать свои позиции.

Прошу прощения за анонимность. Не подписываюсь  под вышеизложенным  в связи с тем, что не желаю вызвать на себя недоброжелательность местных налоговых органов. Ведь у них своя задача- собрать как можно больше средств .

С уважением, председатель правления ТСЖ

 

Ответ:

 

Ваш случай нередок сейчас в практике ТСЖ и ЖСК. К сожалению, еще встречаются невежественные представители налоговой службы, плохо знающие свой же Налоговый кодекс, и похожие на них аудиторы, которые склонны рассматривать упомянутую Вами накопленную сумму как прибыль от реализации коммунальных услуг. И в ходе проверки, нисколько не смущаясь, представители налоговых инспекций облагают эту сумму налогом на прибыль. Более грубого нарушения Налогового кодекса трудно себе представить.

Во-первых, они не понимают, что такое услуга. Между тем, в п. 5 ст. 38 НК РФ четко и точно определено, что для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. То есть процессы производства, продажи и потребления у услуг происходят одновременно. Это значит, что услуга всегда направлена от производителя к непосредственному потребителю. Непосредственные потребители коммунальных услуг – это жильцы, а производители – ресурсоснабжающие организации. Так что ни ТСЖ, ни ЖСК, ни иные управляющие организации не могут вклиниваться в эту непосредственную связь между производителем и потребителем коммунальных услуг, и, значит, никаких коммунальных услуг они не оказывают. И уже по этой причине они не могут получать прибыль от деятельности, которую не осуществляют.

В настоящее время распространению искаженной трактовки услуги немало способствует пресловутое Постановление Правительства РФ от 26.05.2006 № 307 с его надуманной концепцией не существующих в природе «коммунальных ресурсов» и «исполнителей коммунальных услуг». Трудно предположить, что авторы этого Постановления настолько неграмотны, что не понимают разницы между товарами и услугами. Скорее всего здесь неприкрытое циничное лоббирование интересов ресурсоснабжающих монополистов в их стремлении переложить свои заботы и трудности на плечи ТСЖ и ЖСК т.е в сущности на само население.

Но Постановление № 307 – это акт подзаконный. Оно – плод деятельности нескольких авторов. Оно не было подвергнуто необходимой всесторонней экспертизе, как это имеет место в отношении законопроектов, рассматриваемых Госдумой. Поэтому отношение к данному Постановлению должно быть очень критическим. И мы призываем ТСЖ и ЖСК игнорировать в этом Постановлении те положения, которые противоречат реальной действительности, здравому смыслу, элементарным экономическим понятиям и налоговому законодательству. Прежде всего это касается продажи коммунальных ресурсов и приклеивания ТСЖ (ЖСК) ярлыка «исполнителей» коммунальных услуг.

С удовлетворением можно отметить, что арбитражные суды в данном вопросе на стороне ТСЖ и ЖСК. К чести арбитражных судов следует подчеркнуть их четкие и грамотные в научном отношении формулировки, касающиеся процедуры оказания коммунальных услуг, идущие вразрез с надуманными положениями Постановления № 307.   

Во-вторых, и это главное, коммунальные платежи не имеют ничего общего с доходом ТСЖ (ЖСК). В соответствии со ст. 41 НК РФ и п. 2 ПБУ 9/99 доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Поступающие от собственников помещений средства на оплату коммунальных услуг образуют у ТСЖ (ЖСК) обязательство перед собственниками оплатить оказанные им услуги точно в той сумме, какая поступила на расчетный счет. То есть экономическая выгода в этом случае не возникает.

С точки зрения бухгалтерского учета начисленная собственникам сумма коммунальных платежей (дебиторская задолженность) одновременно является обязательством со стороны ТСЖ (ЖСК) по использованию данных средств строго по назначению (кредиторская задолженность). Эта кредиторская задолженность сокращается по мере использования указанных средств (по мере начисления платежей ресурсоснабжающим организациям). Иными словами, средства, поступающие на расчетный счет ТСЖ (ЖСК) для оплаты коммунальных услуг, носят транзитный характер.

ТСЖ (ЖСК) в своих отношениях с собственниками помещений действует на условиях представительства (п. 8 ст. 138 ЖК РФ; ст. 182 ГК РФ). Это в полной мере относится и к операциям с коммунальными платежами. Суммы коммунальных платежей можно рассматривать как средства доверителей, направляемые поверенному (товариществу, кооперативу). Соответственно указанные суммы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подпункт 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ).

Поскольку поступление коммунальных платежей не есть доход, то и образование на расчетном счете ТСЖ (ЖСК) избытка указанных платежей – это не прибыль, а остаток кредиторской задолженности перед собственниками.

Ведь совершенно очевидно, что накопленная сумма образована не в результате какой-то хозяйственной деятельности ТСЖ (ЖСК), а вследствие неточного (завышенного) начисления коммунальных платежей. В бухгалтерском учете любые неточности в начислении должны исправляться. Поэтому в дальнейшем (лучше всего в конце года) излишне начисленные суммы должны быть сторнированы (исправлены к уменьшению).

Для точного отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с платежами за коммунальные услуги, достаточно к счету 76, на котором обычно отражают все расчеты ЖСК и ТСЖ с собственниками, открыть субсчета:

76-1 «Расчеты с собственниками»;

76-4 «Расчеты по коммунальным платежам»;

76-8 «Расчеты с бюджетом по возмещению льгот на оплату коммунальных услуг».

Кроме того, к счету 86 «Целевое финансирование» открывают субсчета:

86-1 «Целевые поступления собственников»;

86-3 «Ассигнования из бюджета на возмещение льгот по коммунальным платежам».

Основные хозяйственные операции, отражающие движение платежей за коммунальные услуги в бухгалтерском учете ЖСК, ТСЖ, представлены в таблице.

В хозяйственной операции 3 (в отличие от операции 1) вместо формирования целевых поступлений (счет 86-1) образуется обязательство ЖСК, ТСЖ. С точки зрения бухгалтерского учета начисленная собственникам сумма коммунальных платежей (дебиторская задолженность) одновременно является обязательством со стороны ТСЖ (ЖСК) по использованию данных средств строго по назначению (кредиторская задолженность). Эта кредиторская задолженность сокращается по мере использования указанных средств (по мере начисления платежей обслуживающим организациям – операция 8).

Сальдо по счету 76-4 может означать излишне начисленные собственникам коммунальные платежи (кредитовое сальдо) либо недоначисление коммунальных платежей (дебетовое сальдо). В любом случае в конце года начисление коммунальных платежей должно быть исправлено (сальдо по счету 76-4  ликвидировано операцией 10).

 

                                                                                                                                 Таблица

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1.Начислены членские взносы собственников

76-1

86-1

2.Начислены взносы собственников – не членов ТСЖ, ЖСК на содержание общего имущества

76-1

 

76-5

 

3. Начислены коммунальные платежи собственников (за вычетом льгот)

76-1

 

76-4

 

4.Отражены ассигнования из бюджета на возмещение  льгот по коммунальным платежам

76-7

 

86-3

 

5. Возмещены  выпадающие доходы по коммунальным платежам

86-3

76-4

6.Поступили платежи собственников

51

76-1

7.Поступили ассигнования из бюджета на возмещение  льгот по коммунальным платежам

51

 

76-7

 

8.Начислено поставщику коммунальных услуг

76-4

60

9.Оплачены коммунальные услуги поставщику

60

51

10.Скорректировано начисление коммунальных платежей в конце года

76-1

76-4

 

В случае сторнирования после операции 10 лишнее начисление коммунальных платежей устраняется (сальдо по счету 76-4 становится равным нулю), но взамен образуется переплата собственниками денежных средств (кредитовое сальдо по счету 76-1). По решению общего собрания ТСЖ (ЖСК) эту переплату можно направить на иные цели, например, в фонд капитального ремонта, для чего соответствующая сумма должна быть начислена собственникам к уплате:  Д 76-1  К  96 (субсчет «Фонд капитального ремонта»). Этим начислением ликвидируется переплата собственниками денежных средств и увеличиваются средства фонда.

Таким образом, ответ на Ваш вопрос может быть только один:

ТСЖ (ЖСК) не предоставляет никаких коммунальных услуг. Оно лишь обеспечивает предоставление услуг ресурсоснабжающими организациями.

Коммунальные платежи не образуют у ТСЖ (ЖСК) никаких доходов и, следовательно, не могут порождать прибыль. Поэтому не может быть речи о налогообложении этих поступлений.

Полезно заметить, что все сказанное о коммунальных платежах справедливо и в отношении управляющих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика