КУПИТЬ  ЖУРНАЛЫ  

               

 Работа над ошибками

 (опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" № 2  2007)

Продолжаем вчитываться в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (№ 216-ФЗ от 21 июля 2007 года)

 

 

В Федеральном законе, открывающем путь к бюджетному финансированию работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, есть не только смысловые и правовые несоответствия, но и просто очевидные ошибки. Это не позволит в полной мере реализовать закон на практике, большая часть жилищного фонда так и не дождется ремонта.

 

Если внимательно вчитаться в формулировки (а именно так читают закон юристы и финансисты), то легко увидеть, что средства финансовой поддержки допускается перечислять не всем, а только некоторым - «управляющим организациям, выбранным собственниками помещений». Однако в подавляющем большинстве случаев управляющие организации приобретут статус таковых в результате конкурса, проводимого органом местного самоуправления. Хотите - верьте, хотите - нет, но в числе скрупулезно перечисленных законом получателей бюджетных средств победителей этих конкурсов нет. Убедиться в этом может любой, прочитав пункт 4 статьи 20 закона.

Конечно, это не принципиальная установка, а просто небрежность в оформлении документа, но панику и дезорганизацию она спровоцировала изрядную. И по всей стране.

Другая очевидная ошибка закона - критерий подсчета наличия товариществ собственников жилья на территории муниципального образования. Можно было учитывать просто число ТСЖ как юридических лиц (но тогда два-три товарищества в больших домах окажутся хуже десятка ТСЖ, образованных в маленьких домах - по 6-8 квартир). Возможна также оценка развития товариществ собственников жилья более привычным способом - по квадратным метрам общей жилой площади управляемых ими многоквартирных домов.

Именно этим показателем характеризуются результаты в отчетах органов статистики.

Но составители закона изобрели свой способ оценки - по доле в количестве домов.

Не в граммах, а в штуках - как на торговом лотке «все по десять рублей». Но дома-то разные! Не расчески, ластики и батарейки!

При таком методе счета иметь десяток ТСЖ, созданных в маленьких домах, получается выгоднее, чем создать 2 - 3 товарищества в больших домах, хотя по площади они могут отличаться в несколько раз. Принятый в законе показатель вызвал шквал пустопорожней работы в некоторых муниципальных образованиях по разукрупнению успешно действующих товариществ ради того, чтобы «натянуть» установленные в законе показатели. Не говоря уже о том, что каждое такое надуманное «регистрационное действие» граждане должны оплачивать из своего кармана. Причем как раз те законопослушные граждане, которые уже добросовестно выбрали способ управления и его реализовали. А самые ленивые продолжают жить «на халяву».

Наконец, третья ошибка, она касается нежилых помещений в многоквартирных домах, вернее, обязанности их собственников участвовать в софинансировании работ капитального ремонта. Составители закона, не задумываясь, предлагают оплатить не менее 5 процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта, «собственникам помещений». При этом не учитывается, что помещения бывают разные: жилые - предназначенные для проживания, и нежилые - для нужд, связанных с предпринимательской деятельностью.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются для коммерческих помещений выше, чем для жилых квартир, причем государство абсолютно правильно никогда не дотировало их платежи на содержание и ремонт объектов общего пользования многоквартирных домов - «жилищные» дотации предназначаются только населению.

Очевидно, государство будет придерживаться этого правила и впредь. А это означает, что доля обязательств собственников нежилых помещений по участию в финансировании капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов должна составлять не 5 процентов (как у жителей), а все 100. То есть в
20 раз больше, чем у собственников жилых помещений той же площади (для покрытия доли средств, которые не поступят из бюджетов всех трех уровней на площади нежилых помещений). А если государству захочется оказать финансовую поддержку предпринимателям в многоквартирных домах, то оно должно официально об этом объявить и прописать соответствующий порядок законодательно.

А сегодня закон вынуждает граждан вносить свои 5 процентов, но умалчивает о том, что это не касается собственников нежилых помещений. Кое-где могут, не получив с них оплату доли стоимости ремонта в полном размере, возложить на жителей дополнительные суммы «за того парня - предпринимателя». Не задумываясь о том, что они используют для своего бизнеса не только нежилые помещения, но и общее имущество, принадлежащее всем совладельцам многоквартирного дома. Не слишком ли круто для небогатого населения, которому справедливое государство стремится облегчить тяжкое бремя финансирования реформы ЖКХ?

На практике в конце концов все сложится так, как должно быть, но сколько споров и конфликтов с владельцами нежилых помещений придется вести из-за небрежности в формулировке…

Вспомнилась телепередача Владимира Познера в июне - на ней председатель Комитета Мартин Шаккум заверил зрителей, что работа над проектом закона пройдет под его личным контролем и будет выполнена на самом высоком уровне.

В середине октября в Москву съехалось много представителей администраций и жилищных организаций страны, которые за три месяца после принятия закона так и не получили никакой дополнительной информации по самым актуальным вопросам. Но ничего нового они не узнали. Наблюдательный совет фонда не сформирован, члены правления и генеральный директор не назначены, естественно, аппарат фонда еще не работает.

На многочисленные вопросы пришлось отвечать представителю Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития. Один из его ответов вполне определенно характеризует позицию высокого чиновника.

Основными понятиями, используемыми в законе, установлено, что аварийный фонд - это не просто совокупность жилых помещений в домах, которые признаны аварийными и подлежащими сносу. Фонд будет учитывать только те дома, которые признаны аварийными на давно прошедшую дату - до 1 января 2007 года. Но жизнь продолжается, все больше зданий стареет и приближается к опасной черте, а фонд будет существовать до 2012 года! Как будет определяться объем аварийного жилищного фонда в 2008 году и дальше?

Ответ был предельно ясен: объем аварийного фонда не изменится! Чиновники якобы в очередной раз халатно сработали, и для финансовой поддержки будет рассматриваться только ранее учтенный аварийный фонд.

Выходит, что жителям домов, которые обветшают в течение будущих четырех лет деятельности фонда, рассчитывать не на что. И чтобы не оказаться под обломками, можно уже думать о переселении, например, в брошенные во время военных действий дома в Абхазии или готовиться осваивать специфику бродяжьей жизни под открытым небом.

Что-то здесь не так…

 

 

 

 

Герман ЛОМТЕВ,

 

генеральный директор Межрегиональной организации объединений домовладельцев (МООД)

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика