Благоприятная окружающая среда, юридически гарантированная каждому жителю России статьёй 42 Конституции РФ, - это не только здоровый для человека воздух, но и наиболее правильное в общекультурном отношении использование человеком земельного пространства. Так, придомовые территории, их организация должны обеспечивать комфортное проживание людей в многоквартирных домах, то есть иметь предусмотренные техническими нормативами детскую, спортивную площадки, площадку для сушки вещей и чистки ковров, другое оборудование.

     Московские городские строительные нормы и правила, утверждённые постановлением Правительства Москвы 25.01.2000 г. №49-ПП «Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99», предусматривают и наличие «территорий для хранения, паркирования и технического обслуживания парка легковых автомобилей всех категорий» (пункт 9.3.1.).

     Территории, предназначенные нормативами для хранения, паркирования и техобслуживания легковых машин, это земли, как правило, не придомовые, находящиеся на известном расстоянии от жилых домов. Например, «сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует размещать, как правило, в радиусе доступности 250-300 м от мест жительства автовладельцев, но не более, чем в 600 м» (пункт 9.3.4.).

     Расстояния выбраны «с учётом требований эффективного использования городских территорий, с обеспечением экологической безопасности» (пункт 9.3.1., абзац второй). Как известно, в Москве, других мегаполисах 80% вредных человеку веществ попадает в атмосферу в виде выхлопов от работы автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, в жаркую погоду асфальт также выделяет в атмосферу вредные человеку химические испарения.

     В столице действующими федеральными и московскими нормативами предусмотрено сооружение гаражей-стоянок до 9 ярусов в высоту и до 5 ярусов подземных из расчёта 210 машино-мест на 1000 жителей для хранения и паркирования легковых машин. Другое дело – гостевой автотранспорт: его можно располагать ближе к жилым домам и на короткое время.

    Согласно пункту 9.3.16. МГСН-99, «в пределах жилых территорий следует предусматривать открытые площадки (гостевые автостоянки) для паркирования легковых автомобилей посетителей, из расчёта 40 машино-мест на 1000 жителей, удалённые от подъездов обслуживаемых жилых домов не более, чем на 200 м». Здесь же должны находиться 2 машино-места на 1000 жителей для легкового такси. Время нахождения гостевого авто на гостевой автопарковке принято не более 2,5 часа в пределах Садового кольца, и не более 5 часов за его пределами (пункт 9.3.12.).

    Какова же площадь, отводимая для автостоянки? – «Площадь участка для стоянки одного автомобиля на автостоянках, - читаем в пункте 9.3.19. абзаце втором МГСН-99, - следует принимать 22,5 кв.м….». Федеральная норма минимального размера места хранения автомобиля значительно меньше, и составляет: 5м*2,3м=11,5 кв.м. Для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, площадь для хранения авто составляет: 6*3,6=21,6 кв.м. (пункты 5.25. и 5.1.5. Свода правил СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей». Актуализированная редакция СПиП 21-02-99. Утверждён приказом Минстроя РФ 7.11.2016 г. №776/пр).

    Федеральными нормативами (пунктом 5.2.9.) предусмотрено устройство наземных плоскостных одноуровневых стоянок открытого типа без устройства фундаментов. Такие автостоянки «должны иметь ограждение, разнесённые места въезда-выезда, средства пожаротушения», «охрану, средства сигнализации и учёта времени, прочие автоматизированные системы».

    Таковы, в общем виде, московские легковые автостоянки, расположенные в хоне жилой застройки и рядом с ней, в свете действующих в настоящее время федеральных и московских строительных нормативов. Реальность с автостоянками выглядит во многом иначе, хотя действующих нормативов никто не отменял и новые не вводил. «Смешались в кучу кони, люди». Только вместо коней – автомобили, с каждым годом всё увереннее вытесняющие человека и подстраивающие благоприятную среду под себя.

    «Город должен принадлежать людям, а не автомобилям», - смело заявляют в газете «Московский комсомолец» от 15 мая 2017 г. авторы одноимённой публикации Е. Соколова и Д. Тюкова. Но вот о действующих нормативах, которые и призваны обеспечить такую принадлежность, авторы статьи почему-то не вспоминают. Молчит о принятых им нормативах и Правительство Москвы. Вот и выходит, что все о чём-то кому-то  говорят, рапортуют. Но никто не сравнивает действующие нормативы с жизнью, с выполнением Правительством его властной функции обеспечить права москвичей на благоприятную окружающую среду.

    Городская среда в мегаполисе действительно становится благоприятней. Но для автомобиля, а не для человека. Остаётся только вписать в Конституцию страны и в Устав города Москвы новую, соответствующую статью и поставить точку на том, кому благоприятная окружающая среда фактически не принадлежит.

                                                 Где гостевые парковки?

     Каждый дом, каждая территория, каждый объект имеют свой технический паспорт. В целях адекватного и подконтрольного всеми обслуживания на каждую придомовую территорию управляющая многоквартирным домом и его придомовой территорией организация обязана иметь паспорт, в котором должно быть отражено происхождение данной территории, её принадлежность по форме собственности, целевое назначение, местоположение, размеры, порядок эксплуатации.

     Части придомовой территории тоже должны быть паспортизированы и управляющая организация должна отвечать по паспорту за надлежащую эксплуатацию расположенных на ней объектов. Если это детская площадка, то на ней должен быть установлен соответствующий указатель, правила пользования и кто за неё отвечает. Если это площадка для сбора и вывоза бытовых отходов, то на ней должен находиться график вывоза отходов и какая организация вывозит.

     Но вряд ли в Москве отыщется хотя бы один-единственный двор, где была бы установлена табличка с надписью: гостевая парковка на столько-то машин, время стоянки не более 5 часов, ответственный такой-то. Потому что парковочное дело на придомовых территориях давно пущено исполнительной властью на самотёк. Разговоров много, а порядка нет. И никто эту власть на данный предмет не проверяет.

    Тем не менее, работы по организации якобы гостевых парковок в столице ведутся не первый год. Например, в мае 2011 г. газета ЮЗАО г. Москвы «За Калужской заставой» №16 (683) в рубрике «Справочное бюро» опубликовала информацию под названием: «Наш двор – лицо города. Адресный перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2011 году».

    Обустройство, как это следует из материала, касается и «устройства гостевых автопарковок». И действительно, вслед за публикацией на придомовых территориях появились парковочные карманы. Но безо всяких указателей: пользуйся, кто хочет. Так и пошло. В итоге названные гостевыми парковки тут же превратились в стоянки не для гостей, а  постоянных жителей и кого угодно ещё.

    Постоянство пользования якобы гостевыми парковками просто поражает: легковые машины нередко безвыездно занимают гостевые места по 6, 12 и более месяцев в году. Например, машина «Тойота» с номером А862НЕ 163 RUS благополучно и безвыездно «гостила» перед моим окном с декабря 2017-го по июнь 2018-го года. Теперь вот пришло время отдать «гостю» дань уважения… А сколько ещё таких, безымянных «гостей» по городу! Вот вам и нормативы, утверждённые Правительством Москвы.

    В мае 2018 г. та же газета в номере 19 (249) публикует информацию по району Коньково «Всё, как наметили жители». Сообщается, что в 2017 г. «во дворах района Коньково появилось 446 новых машиномест для парковки». Какой именно парковки – неизвестно. Так что же в таком случае «наметили жители»?!

    Ведь гостевые парковки должны организовываться Правительством Москвы согласно утверждённым им нормативам, то есть из расчёта 40 гостевых мест на 1000 жителей. Организация же мест постоянного и временного хранения машин жителей должна осуществляться ими же и за их счёт. Исключение: когда общее собрание собственников помещение проголосует в установленном порядке за организацию автостоянки на придомовой территории. Однако, по статистике, большинство москвичей не желает поставить автомобиль впереди человека и голосует за организацию на придомовых территориях парков отдыха людей, а не парков для «отдыха» автомобилей.

   

                                 Где паспорт придомовых территорий?

      Если такие паспорта действительно существуют, то на их основании на придомовых территориях можно бы было навести нормативный порядок с автостоянками и прекратить массовое и нецелевое использование создаваемых на бюджетные средства гостевых автостоянок.  Тем более что, по земельному законодательству, пользование землёй в личных целях имеет возмездный характер и осуществляется или на праве собственности или на праве аренды.

      Постоянное пользование в личных целях мнимо гостевыми парковками, осуществляемое при попустительстве властей, позволяет автовладельцам забыть о своей обязанности позаботиться о гараже для своего автомобиля (автомобилей), далее - расширять свой личный автопарк до 2-х, до 3-х, до 4-х и более машин, одновременно обходить как внесение арендной платы за пользование землёй общего пользования сугубо в личных целях под стоянку (гостевые парковки), так и решение общего собрания собственников помещений о создании автостоянок на придомовой территории.

     Осуществляющие же содержание придомовых территорий и управляющие общим имуществом многоквартирных домов главным образом государственные бюджетные организации «Жилищник» находятся под прямым управлением исполнительной власти и лишены права требовать от исполнительной власти выполнения принятых ею же постановлений о введении нормативов о стоянках.

                                               Где гаражи-стоянки?

     По имеющейся информации, в Китае – одной из наиболее развитых экономик мира, - покупка автомобиля не обходится без предоставления покупателем продавцу документа о том, где покупатель собирается хранить свой автомобиль. Это вполне разумная и актуальная и для Москвы мера с её 12,5 миллионами жителей, где количество машин превысило 4 миллиона.

     Одновременно с покупкой-продажей машин покупатель должен принимать на себя обязательство о последующей покупке или строительстве гаража. Правительство должно проводить соответствующую работу среди новых автовладельцев, предотвращая тем самым их нынешнее паразитирование на гостевых парковках. Это и будет созданием благоприятной окружающей среды на придомовой территории.

     Согласно московским нормативам, на 1000 жителей должно быть обустроено 210 машино-мест в гаражах-стоянках или в наземных стоянках без фундамента. Эти стоянки должны быть обозначены и использоваться по целевому назначению, иметь свою инфраструктуру. Например, если на стоянке 50 и более машин, то на ней должны находиться контрольно-пропускной пункт, помещения для уборочной техники, для обслуживающего персонала, туалет, таймер и т.п. (пункт 5.1.10. Свода правил «Стоянки автомобилей»).

     Как уже говорилось, во многих случаях вместо организации таких стоянок нецелевым образом используются гостевые парковочные места на 20, 30 или даже 40 машин. Отличительный признак нецелевого использования: отсутствие каких бы то ни было указателей на таких стоянках. В вечернее время машинами наполняются и дорожные проезды. Так, вопреки существующим нормативам, в Москве решается проблема с автопарковкой.

     В результате искусственно расширяются стояночные площади на придомовых территориях, в том числе и под видом того, что «так захотели жители». Где мнение жителей подменяет голос автовладельцев, вполне сознательно отбирающих у большинства населения места для отдыха.

     В случае непринятия мер по реализации нормативов превращение придомовых территорий в стояночные площади, скорее всего, будет расширяться, принося реальный ущерб здоровью людей и продвигая второстепенные для человека вопросы парковки машин.

Михаил Малинин

                                                             

Дизайн :
Яндекс.Метрика