Полемика вокруг исторической памяти о победе советского народа в Великой Отечественной войне, начатая в период разрушения СССР, продолжается. Исход её изначально предрешён и вызван несходством между собой двух обществ и двух государств: советского и послесоветского, а также негативным отношением послесоветского государства к советской истории, порицанием советского мировоззрения и общественных отношений.

Идея акции «Бессмертный полк» не только продукт идеологического противостояния двух видов государств и разных общественных отношений, но и демонстрация такого противостояния.

Возьмём вопрос о командовании. Известно, что полки, соединения не обходятся без своих командиров. Однако портрета генералиссимуса И.В. Сталина вы не увидите в руках марширующих. «Бессмертный полк» выходит на праздничное шествие, по крайней мере, в Москве, без своего командира, что в военных условиях было бы равносильно поражению этого Полка.

Как показывает история и работы современных историков, критика И.В. Сталина была и остаётся вовсе не борьбой с репрессиями, за демократию и социализм, а способом его критикам оттереть Сталина от Победы и приписать её себе, удержать власть и заработать себе на этой критике сомнительный авторитет.

Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве во время движения мимо него «Бессмертного полка» закрыт. Почему? Потому что идущих в его рядах наследников Великой победы нынешней власти надо изолировать от символа эпохи советской истории.

Люди, проходящие мимо закрытого от них Мавзолея, несут бесчисленное количество фотографий участников войны и её победителей, демонстрируя таким образом, что победа была одержана ими во имя сегодняшнего дня, как будто бы только вчера. А ведь это не совсем так и даже, может быть, вовсе не так.

Пронося по улицам городов портреты участников войны, мы не только демонстрируем свою память о них, но, в новых условиях, изменяем тем самым их собственную точку зрения на Победу, какой она должна быть сегодня. Почему же мы так уверены в своей правоте?! Почему считаем, что после Победы события в стране развивались именно так, как того хотели победители?! Что они желали именно того, что есть у нас сейчас?

Ведь так можно любое событие подогнать подо что угодно. Возьмём, к примеру, бывшего прокурора в Крыму Наталию Поклонскую. Она по своей инициативе вынесла на шествие «Бессмертного полка» портрет царя Николая Второго.

Победа – событие историческое, то есть это не просто добывание какого-то абстрактного мира, но мира в определённых условиях, связанных с определённой средой и мировоззрением. Значит, опуская эти условия, делая вид, что мы не замечаем символов той победной эпохи, мы сознательно спекулируем своей памятью, сознанием и историей, и, возможно, приписываем победителям ложные цели. Проявляем по отношению к ним и памяти о них известное кощунство.

Проще говоря, та победа, которую мы имеем в виду сегодня, проходя в рядах «Бессмертного полка», это вовсе не та Победа, которую добыли они. Конечно, преемственность существует. Например, нет новой мировой войны. Это прямое следствие Победы. Но другую часть плодов Победы мы разрушили сами, допустив развал СССР, и, выходя на шествие Полка, предпочитаем об этой допущенной нами ошибке не говорить.

Выходя на акцию «Бессмертный полк», мы едва ли не уверены, что Победа наших отцов и дедов была достигнута во имя сегодняшнего строя жизни. Но «Бессмертный полк», как представляется, это не только бессмертные солдаты фронта и тыла и их сохранившиеся фотографии, но также и бессмертные идеи, за которые они сражались и умирали. Вот эту часть «Бессмертного полка» и Победы мы, самодовольные, предаём незаслуженному забвению.

«Бессмертный полк» как объект критики антикоммунистов.

В номере «Новой газеты» от 15.01.2018 г. опубликовано интервью обозревателя Павла Гутионтова с историком Кириллом Александровым «За ложь никто умирать не будет». Александров написал докторскую диссертацию о власовской армии, но учёную степень её автору так и не присудили. Как пишет Гутионтов, причина в том, что, с точки зрения оппонентов, «научный труд Александрова не может служить воспитанию патриотизма и сплочению общества».

В интервью историк Александров излагает факты власовского движения, объединяя их с высказываемой им мыслью о том, что Советский Союз был построен на лжи, «которая даёт кратковременный эффект». Этим «кратковременным эффектом» и была победа СССР и его союзников во Второй мировой войне. В 1991 г. СССР развалился из-за той же лжи, по мнению историка, и именно по этой причине идеи власовского движения через много лет восторжествовали. Была ложь, теперь наступила истина.

Обозреватель Гутионов разделяет эту точку зрения историка Александрова. Оба они переходят к теме Бессмертного полка.

«- Что бы вы сказали о том, что сейчас происходит с культом Победы? По-моему, - говорит Гутионтов, - такого истерического отношения к войне у нас никогда не было, даже в 70-е годы.

- Мне кажется, - отвечает ему Александров, - любой поствоенный триумфализм – большая ошибка. … Ложь губительна и бесперспективна. …». Историк Александров считает, что война была выиграна потому, что врага завалили трупами советских солдат. По-другому ложь выиграть не могла. Поэтому следует говорить не о Победе, а о Поражении, огромном числе бессмысленно принесённых жертв.

      В утверждении о том, что «врага завалили трупами», всё перевёрнуто. Победу завоёвывают умением воевать, а не «искусством» убивать своих солдат. Сторонники доктрины «врага завалили трупами» говорят не о причинах Победы, а о следствиях  поражения в первые полтора годы войны. Причины же поражения были другие.

      Те полтора года, что Германия провела в войнах в Европе (1939-1941 гг.), принесли ей опыт ведения современной войны, который СССР приобрёл, начав воевать с Германией и её союзниками,  через те же полтора года, то есть в 1943 году. Об этом свидетельствовали немецкие офицеры. Кроме отсутствия опыта, в советских танках к началу войны не было радиосвязи. Время вождения новых танков Т-34 у их водителей измерялось в среднем

всего 2 часами, а вождение самолётов у пилотов Западного особого и Прибалтийского военных округов в среднем 4-15 часами. Для сравнения: в армии США, союзнице СССР в войне, лётчики допускались к ведению боевых действий, налетав 1560 часов. И другое.

Итак, основная «научная» идея историка Александрова и корреспондента «Новой газеты» Гутионтова заключается в том, что ложь – это всё то, что связано с Советским Союзом как общественным явлением. Поэтому СССР ни в какой войне одержать победу в принципе не мог. А если и одерживал, то это была мнимая победа, и это подтвердил развал Советского Союза в 1991 году. Участники «поствоенного триумфализма» этого не понимают, совершая тем самым «большую ошибку». Наследники Победы – носители ложных идей. Их триумф на улицах и площадях российских и других городов в День Победы 9 мая ложный, ничем не обоснованный. Вот о чём нам говорит публикация двух антикоммунистов в «Новой газете».

Это лишь одна из подобных публикаций. За годы, прошедшие после распада СССР, количество таких «просветительских» материалов растёт, потому что борьба с идеологией коммунизма и переустройства общества на научных началах продолжается. Продолжается, поскольку ему нет альтернативы. Вот почему идеология антикоммунизма в том же интервью подменяет исторические факты, а сами факты именует ложью.

Если следовать антикоммунистам, то о Победе СССР в Великой Отечественной войне как о решающем событии современной истории вообще ничего говорить не следует.

Традиция побеждать.

Как утверждают источники, идея «Бессмертного полка» зародилась в сибирском городе Томске в 2012 году и заключалась тогда в предложении всем желающим подтвердить, что они хранят память о войне 1941-1945 годов. Для этого людям рекомендовали в День победы вынести из дома на улицу фотографии своих родных-ветеранов.

Мне кажется, что организаторы движения «Бессмертный полк» в своей информации для населения занимают правильную позицию, полагая, что шествие населения в День победы может и должно сочетать различные виды исторической памяти о Великой войне.

      В Москве, по моим наблюдениям 2015-2017 годов, ситуация была такой, как изложено выше. То есть, на сегодняшний день, на мой взгляд, продолжается размывание исторической памяти и сознания народа. Сторонники «власовцев» относят Победу к заслугам «власовского» движения, другие исследователи – к преимуществам советского строя, современная плутократия рассматривает мероприятия, посвящённые празднованию 9 Мая, как демонстрацию своего могущества.

По-видимому, полностью избавиться от манипулирования сознанием в сложившихся условиях нельзя. С другой стороны, «Бессмертный полк», собирающий на уличном шествии огромную массу не знакомых друг другу людей, - удобная мишень для такого манипулирования. Достаточно прийти сюда с портретом родственника, и ты уже часть Полка, к бессмертию которого ты лично не имеешь никакого отношения. Это скорее Полк наследников Победы, живущих в современном им мире.

И потом, всё-таки фотографии это не Полк, а документы тех, кто мог бы в нём шагать в своё время. Бессмертие предполагает раскрытие сути того дела, подвига, который совершили изображённые на документах люди. Поэтому упор должен быть сделан на этих их делах.

Например: подвиг мастеров сцены, совершённый ими на войне. Почему бы нынешним работникам театра не прийти на шествие с портретами военных артистов или не сыграть маленькие сценки из военных представлений?

Почему бы мастерам других профессий каким-то аналогичным образом не использовать своё присутствие на празднике Победы? Чтобы собравшиеся почувствовали, что Победа рождается и из военного, и из трудового подвига.

Почему бы не вынести в знак уважения и благодарности другим народам флаги стран-союзниц по антигитлеровской коалиции, чтобы таким образом продемонстрировать память о военном союзе и существовавшей тогда великой дружбе?

Основная идея Победы, как я её понимаю, это единство существовавшего тогда в СССР общественного строя с историей страны, естественное продолжение её жизни. Сказать об этом прямо значит поставить под сомнение выживание существующего ныне общественного строя, который и без того, в лице существующего ныне государства, противопоставляет себя советскому строю.

      Есть и иной подход: отделять победы от условий общественной жизни, рассматривать военную историю страны как самодостаточное явление. Главное – одерживать военные победы, а как живут люди, это не так важно. Вся жизнь людей – сплошная военная история. Но ведь воюют не ради войны, а во имя чего то большего.

Желательно, чтобы одна победа наследовала другую. Чтобы не прерывалась традиция побеждать. В этом, как мне кажется, смысл наших праздников на 9 Мая.

Михаил Малинин.

Дизайн :
Яндекс.Метрика