Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №2 (76)2014

ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТСЖ К МЕСТНОМУ самоУПРАВЛЕНИЮ, ДАЛЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ

ЧАСТЬ 2 (начало в №1, 2014)

Для собственников помещений в МКД сегодня уже понятно, что такое их общее имущество или общая долевая собственность в их МКД. Когда границы земельного участка определены, определены все составляющие общего имущества в МКД, каждый собственник помещения в МКД становится собственником доли в праве на единое право на общее имущество всех собственников МКД. Доля в праве на общее имущество в МКД – это то же самое, что и доля в праве на все муниципальное имущество для жителей в муниципальном образовании, только количество этого имущества и количество его собственников увеличивается. Для «нанимателей» государственных квартир понятие «общая долевая собственность» – трудно понимаемая сущность. Но, в отличие от МКД, где право распоряжаться общим имуществом принадлежат только собственникам помещений, в МО право собственности на все муниципальное имущество (в их МО) принадлежит всем и каждому жителю данного МО!

Муниципальные права и обязанности- это не только участие в расходах на поддержание комфортного проживания в своем МО. Это и участие в получении доходов, превышающих необходимые расходы МО, причем, в виде получения уже не в муниципальный бюджет, а на свой лицевой счет каждым жителем МО!   Но, не будем забегать вперед и рассмотрим вопрос о том, что же это такое – муниципальная собственность.

Муниципальная собственность – что это такое?  

Как для государства его основой является определенная территория, которой управляет носитель суверенитета народ, так и для МО основой является его территория, которой управляет носитель муниципального суверенитета, которым являются жители МО.

После того, как, в соответствии с законом, территория МСУ определена и МО утверждено органом государственной власти, возникают и становятся обязательными в границах МО все права жителей на местное самоуправление.

В соответствии со ст. 49 ФЗ № 131, «1.Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. 2.Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности».

В соответствии с пп.15 п.2 ст.50 ФЗ № 131, «в собственности поселений могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилого фонда; имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры; имущество, предназначенное для развития на территории поселений массовой физической культуры и спорта; имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения…».

В соответствии с пп.14 п.3 ст.50 ФЗ № 131, «в собственности муниципальных районов могут находиться: земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами…».

В соответствии с п.4 ФЗ № 131, «в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 настоящей статьи».

Очевидно и неоспоримо, что право жителей конкретного МО на местное самоуправление непосредственно либо через выборные органы МСУ может осуществляться только на территории конкретного МО. То есть речь идет о том, что МСУ прочно связано с муниципальной территорией, муниципальным земельным участком данного МО.

Право на муниципальный земельный участок возникает у муниципального образования в результате перехода права государственной собственности в муниципальную собственность в границах, определенных органом государственной власти.

В Москве – это переход права на земельный участок муниципального образования из государственной собственности г. Москва в муниципальную собственность каждого конкретного муниципального округа, поселения, городского округа.

А теперь рассмотрим вопрос № 1 в муниципальном или местном самоуправлении. Находятся ли сегодня земельные участки муниципальных образований в Москве, на территории которых муниципальная власть, а это непосредственное управление жителей МО или собрания муниципальных депутатов как представителей жителей, в муниципальной собственности конкретных муниципальных округов?

Чтобы понять требования закона, определяющие условия возникновения гражданских прав, обратимся к Гражданскому кодексу РФ ( далее ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ, «гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанностями возникают:

2)из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

4)в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

9)вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий».

В соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ, «права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав, если иное не установлено законом».

В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ, «право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней».

Таким образом, возникновение прав на земельный участок, в границах которого расположено МО, обусловлено законом только через государственную регистрацию прав в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

            Кто заинтересован в государственной регистрации муниципальной территории муниципального образования? – В первую очередь, жители МО, поскольку переход земельного участка из государственной собственности в муниципальную, означает появление у муниципальных жителей огромных муниципальных прав, о которых они не могли даже мечтать, пока не было создано МО. Во вторую очередь, депутаты муниципального собрания, поскольку они становятся полноценной муниципальной властью только в результате государственной регистрации муниципального права на земельную территорию МО. До этого государственного акта регистрации, муниципальные депутаты, по сути, не имеют собственных муниципальных полномочий, а лишь исполняют на возмездной основе разные малосущественные работы, где заказчиком является государственный чиновник. Это так называемые «переданные полномочия», которые государственными чиновниками передаются для исполнения муниципальной властью. При этом, муниципальные депутаты даже оплату как наемные рабочие за выполненные работы не получают. Почему? – Да потому, что у них нет никакого реального местного самоуправления!

            Что делать? Как наполнить деятельность муниципального собрания депутатов полномочиями муниципального самоуправления?

            Ответ однозначный – как первый шаг, провести межевание муниципальной территории МО с определением точек координат («х» и «у») и получением кадастрового паспорта земельного участка конкретного МО, и, как второй шаг, произвести его государственную регистрацию в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

            Московский Клуб муниципальных депутатов начал работу Школы муниципальных депутатов, где в форме лекций и круглых столов для муниципальных депутатов и муниципальных жителей, излагается суть местного самоуправления, права и обязанности муниципальной власти. В учебном процессе подробно излагается и разбирается пошагово система мер по осуществлению задачи получения кадастрового паспорта земельного участка территории МО. Муниципальным образованиям предоставляется помощь по юридическому сопровождению проведения межевания муниципальных территорий МО в Москве. Лекции, проходящие в Школе муниципальных депутатов, записываются на видео и могут использоваться как учебное пособие муниципальными депутатами по всей России. Возможно дистанционное обучение муниципальных депутатов других регионов России.

            Самыми активными слушателями Школы муниципальных депутатов должны быть и собственники помещений в МКД и председатели ТСЖ. Сегодня собственники общего имущества МКД в Москве бьются с государственными чиновниками, пытаясь защитить границы своих земельных участков в составе общего имущества МКД. Сплошь и рядом без всякой надежды на успех в защите своих законных прав.

Собственникам помещений в МКД и в голову не приходит задаться вопросом: Почему им приходиться «выпрашивать» свои права на земельные участки, составляющие дворы их МКД, у государственных чиновников? Почему земельные участки в их МО находятся в государственной, а не в муниципальной собственности? Ведь, если бы это уже была муниципальная земля, то вопросы межевания земельных участков их МКД решало бы собрание муниципальных депутатов, которых избирают жители данного МО. Муниципальные депутаты будут соблюдать и закон и права своих избирателей, иначе их полномочия отзовут, либо их больше не выберут. Вопрос межевания на муниципальной земле решался бы путем учета всех пожеланий муниципальных жителей за столом, где присутствовали бы представителями МКД (они же избиратели муниципальных депутатов) и муниципальные депутаты как местная власть.

А кто избирал государственного чиновника? – Никто! Его назначил его начальник, вместе с которым он жульническим путем захватывает части общего имущества собственников помещений МКД. Что значат для государственного чиновника права избирателей? – Думаю, что над этим вопросом уже следует подумать самому жителю МО.    

(в следующем номере мы рассмотрим вопрос о том, что входит в состав муниципальных прав)

Владимир Хомяков, автор философского учения Долевизм

Материалы по теме

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика