КОЛЛЕДЖ

Собственники нескольких МКД в городе Костроме решили установить индивидуальные газовые котлы, чтобы платить за отопление в два-три раза меньше. Они просили согласовать им проекты перепланировки квартир, но власти отказали заявителям.

Тогда люди обратились в суд, который признал отказы властей законными, уточнив, что перевод разрешен только в тех домах, которые указаны в перечне постановления правительства № 307 от 16 апреля 2012 года. (РГ, 20 ноября 2017 г.) В этом судебном решении, как в капле воды, отражается тот океан проблем, который обусловлен тем, что Россия на ¾ – северная страна, где каждая районная теплосеть существует в состоянии перманентной катастрофы…

Российская глубинка давно живет от зимы до зимы. На ¾ изношенные коммуникации, на ¾ обветшавшее жильё… Минстрой деловито рапортует о том, что в малую энергетику вот-вот хлынут частные инвестиции. Однако все понимают, что любой концессионер захочет получить обратно свои вложения, и непременно с увесистой маржой, для чего Правительством задуман лукавый механизм ценообразования на основе т.н. «виртуальной котельной». Одним словом – дело труба! Причем – весьма ненасытная труба… Всё идет к тому, что оплату тепла в МКД однажды приравняют к «подушному» налогу, который, вполне возможно, своим размером займет те же ¾ семейного бюджета. Кажется, что выхода нет.

Но оказывается, еще 15 лет назад группой «Промтеплоэнергетика» Московского авиационного института была разработана альтернативная технология, позволяющая конечным потребителям тепловой энергии существенно снижать затраты на отопление своих домов.

 

Неизвестно, кому первому пришла мысль устроить себе в МКД, в приватизированной квартире персональную котельную, – и наконец перестать платить за перетопы и необъяснимые тарифы ЖКХ.

Сегодня совершенно очевидно, что даже в городе Москве, где тепловой тариф неплохо сбал

ансирован по цене и качеству, - имеет смысл установить в автономный двухконтурный газовый котел. За 10-12 лет любые затраты окупятся с лихвой, отобьются даже неизбежные взятки. Стоимость серийного немецкого аппарата с надежным паровым котлом из эвтектического чугуна сегодня не превышает 80 -100 тысяч рублей.

Собственники жилья в Костроме, пытавшиеся добиться разрешения на установку подобных газовых котлов, вышли в итоге именно на такую сумму затрат. Однако, с точки зрения Мосэнерго, Ленэнерго, и прочих «Имярек-Энерго», - такая потребительская самодеятельность недопустима, поскольку бытовой газ – это «национальное достояние», и сжигать его разрешено только избранным. Не секрет, что при продаже генерирующих мощностей в ходе реформы РАО «ЕЭС России», главным покупателем стало ПАО «Газпром» (П – означает публичность).

Конечно, в больших городах призыв к установке индивидуальной котельной на 17-этаже звучит слишком экстремально. Зато в провинции, в малых, забытых богом и Газпромом городках и поселках, - жители всё больше понимают, что не стоит надеяться на заботу властей, а стоит изучить все технические возможности снижения цены за одну гигакалорию. Эффективность современных индивидуальных котлов достигает 98%, тогда как нетто-КПД средней районной котельной – не более 75% (опять ¾ !!!) С учетом неизбежных потерь - до потребителя доходит около половины оплаченной энергии. Поневоле станешь изобретателем, даже если тебе всего 18 лет, и проживаешь ты в провинциальном поселке с населением 12 тысяч человек.

Именно в таком поселке родился и вырос Егор Оленич, студент 3 курса технологического колледжа при Московском областном техническом университете. Но ему повезло – каким-то чудом здесь, в пригороде Сергиева Посада сохранился авиамодельный кружок, и Егор с малых лет увлекся техникой, мечтал о том, как спроектирует и построит собственный самолёт… После окончания девятилетки сомнений не было – надо двигать в Королев, в колледж космического машиностроения и технологий. Здесь ему еще раз повезло: колледж давно опекает Владимир Сергеевич Дубинин, кандидат технических наук и куратор всероссийского конкурса «УМНИК». Дубинин увидел, как студент Оленич быстро освоил единственный на весь университет станок с ЧПУ, - и пригласил вступить в студенческое КБ «ПЕРВЫЕ». И сразу «нагрузил» ответственной работой – выточить фланцы для экспериментальной установки такого же молодого изобретателя, который уже победил в конкурсе, получил грант на полмиллиона рублей – и тут Родина его призвала в армию…

- Егор обеспечивает стендовые испытания энергетической установки своего предшественника, - рассказывает Владимир Сергеевич, - ведь по условиям гранта, на то, чтобы практически доказать важность изобретения, конкурсанту дается ровно два года…  Впрочем, на основе этой технологии Егор и сам в 2017 году заявился в конкурс, но с первого раза УМНИКА никому не дают…

DSC00005Мы встречаемся с Егором на дежурстве в районной котельной, где стоит первая испытательная установка, которую спроектировал и успешно защитил на конкурсе УМНИК Дмитрий Пахомов, выпускник космического колледжа и член СКБ «ПЕРВЫЕ»… Я прошу Егора – объясни, в чем смысл и польза для людей от этого изобретения, ведь ничего «космического» в установке не первый взгляд не видно. Парень смотрит недоверчиво, привык, что никому это не интересно…

-  Все локальные котельные России снабжаются электроэнергией от центральных электросетей, в которых часто случаются сбои. Насосы резко отключаются, возникает гидравлический удар, который разрушает трубы. При останове котельной в отопительный период город остаётся без отопления и горячего водоснабжения, нужны ремонтные работы. Словом – убытки для всех.

Решить проблему можно так, чтобы котельные сами вырабатывали себе электроэнергию, и тем самым сэкономили деньги на оплату электроэнергии от электросетей. Средняя котельная районного масштаба сегодня платит энергосбыту свыше 10 млн. руб. ежемесячно, и эти деньги включаются в тариф. Мы предлагаем установить в котельную паропоршневой двигатель, приводимый в работу паром или перегретой водой, которых достаточно в каждой котельной. При этом необходимо отметить, что паропоршневой двигатель устанавливается между котлом и бойлером вместо бесполезно дросселирующей задвижки. Это приводит к тому, что весь выхлопной пар полезно используется для горячего водоснабжения и отопления. В настоящее время работает экспериментальная установка, были получены положительные результаты экспериментов. Работы были остановлены в связи со сменой руководства ОАО «Теплосеть» в 2011 г. Необходимо продолжить стендовые испытания для того, чтобы выйти на опытно-промышленную эксплуатацию паропоршневого двигателя для котельных

Егор говорит уверенно, словно выступая на конкурсной комиссии правительственного Фонда содействия инновациям. Впрочем – не исключено, что вскоре ему предстоит выступать с докладом в ГД РФ, ведь Фонд был создан одновременно с Думой, в 1994 году, и депутаты внимательно следят за творчеством молодых изобретателей, проводя конкурсный отбор в 70 субъектах РФ.

- А ты сам какое изобретение на конкурс заявил?

- Мотовелосипед на паровой тяге…

- !?

- Понимаете, - вдруг оживляется Егор, - страна у нас огромная, сеть автозаправок довольно редкая… Да и бензин всё дороже. Вот я и решил на основе типового велосипедного моторчика Д-6 создать парпоршневую модель… Это может пригодиться фермерам, геологам, военным…

- Так если не на бензине, то на чем будет работать твой двигатель?

- Как на чём! – удивляется моей непонятливости Егор, - На древесине, ее у нас много…

В городе Королёве на каждом шагу – напоминание о прошлых достижениях инженерной мысли, о славной космической эпохе первых полетов в космос. Маршрутка, на который мы едем с Егором с дежурства в колледж тормозит возле остановки «ПТУ»… Здесь время словно останавливает свой неистовый бег, на полдня возвращая тебе забытое ощущение единой державы, устремленной в будущее.

На гербе областного технического университета написано на латыни «Cum nobis – in futurо!» - «С нами – в будущее!». Хочется спросить, почему не написать просто гагаринское – «Поехали!» Ведь судя по всему – замах у студенческого КБ «ПЕРВЫЕ» - вполне космический, не гляди, что изобретают велосипед на дровяной тяге…

Не знаю, станет ли Егор Оленич победителем конкурса УМНИК, не знаю, право, - пригодится ли его мотовелосипед отечественным ВКС. Но зато я видел, как он спокойно осматривает работающую экспериментальную установку в котельной, - почему-то мне кажется, что у российской малой энергетики – большое будущее.

 

Паропоршневой двигатель (ППД)

Понятие, введеное автором в научный оборот в 2005 г.  ППД - высокооборотные паровые поршневые машины с частотой вращения 1000 и более об/мин. Классические паровые машины имели частоту вращения 60–300 об/мин.  Современные ППД могут быть созданы на базе серийных поршневых ДВС с использованием наших изобретений.

Использование ППД в конкретных условиях позволяет существенно снизить потребление природного газа на выработку электроэнергии.

Показано, что в газифицированной части РФ целесообразно соединять источники энергии и потребителей электроэнергии и тепловой энергии не высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП) и теплосетями, а газопроводами с комбинированной выработкой механической, электрической и тепловой энергии (когенерацией) на месте их потребления, ориентируясь, в основном, на современные поршневые машины.

Автореферат диссертации, Москва, 2013 г.

ДУБИНИН Владимир Сергеевич, к.т.н.
руководитель объединённой научной группы "Промтеплоэнергетика", с.н.с. МАИ,
председатель экспертного совета "Первые"

Дизайн :
Яндекс.Метрика