Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №7 (129) за 2018 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

«Цифровая» демократия

Очередной проект поправок в ЖК РФ: вместо собраний собственников в МКД в очной, заочной и очно-заочной формах вводится единая процедура - на основе внешнего администрирования и электронного голосования в ГИС ЖКХ.

голосование

«Бешеный принтер» работает без устали, а выгрузили его продукцию из лотка и транспортировали в Госдуму в этот раз два депутата-единоросса: А.Сидякин (Татарстан) и П.Качкаев (Башкартостан). 14 июня они одарили россиян проектом поправок в статьи 44-48 ЖК РФ, которые регламентируют проведение общих собраний собственников помещений (ОСС) в МКД. Суть поправок - в переходе к электронному голосованию с помощью ГИС ЖКХ, а оформлено это так: ст.44, 45, 46, 47 переписаны заново, ст. 44.1, 47, 47.1, 48 утрачивают силу (см. http://sozd.parliament.gov.ru/bill/487583-7).

«Вот - новый поворот…»

Вот как выглядит «их» электронное голосование. Крупными мазками.

  • После общих слов авторы сразу обозначают «магистральную линию» своей новой «цифровой» демократии:                                                             "Голосование на ОСС в МКД осуществляется собственником  помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя. Представитель собственника помещения в МКД на ОСС в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность  …должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 3 и 4 ст. 185.1 ГК РФ или удостоверена нотариально»  (см. п.1.1 ст.44 в новой редакции).

Туманная фраза про полномочия представителя сразу воскрешает в памяти известный образ «управляемой демократии а ля Владислав Сурков», столь успешно реализованной в нашей стране правящим истэблишментом.  Вообще-то эти многозначительные рассуждения про указания «начальственных» актов, которые по своей юридической силе приравнены к нотариальной доверенности, были заложены в ЖК РФ и раньше, но они таились в глубине ст.48, а сейчас выставлены на «передний край». Возможно, тут имеется в виду представительство не только применительно к гос- и муниципальной, но - в перспективе - и частной  собственности.  Видимо, «день Х», начиная с которого  голосовать на собрании будут не сами собственники, а их представители, уже не за горами. А почву для этого пора готовить уже сейчас.

  • Вводятся три категории ОСС:

- обязательные ежегодные, они проводятся  - если иное не установлено ОСС в МКД - в течение 2 квартала года, следующего за отчетным;

- необязательные внеочередные, они проводятся 1 раз в квартал, если от собственников или иных, приравненных к ним лиц поступили предложения в повестку дня, а если не поступили – не проводятся;

- необязательные  «в-любое-время-проводимые», эту категории образуют собрания: в МКД, где не более 30-ти квартир - по любым вопросам, в остальных МКД - о выборе способа формирования фонда капремонта и лица, уполномоченного на открытие спецсчета и совершение на нём  денежных операций, а также  по «устранению последствий непреодолимой силы» (см. п.1-5 ст.44 ЖК РФ в новой редакции).

Что касается «последствий непреодолимой силы» - видимо, речь идёт об авариях и прочих форс-мажорных обстоятельствах. Но дело идёт к тому, что скоро сюда же придётся отнести и предписания ГЖН…

  • ОСС правомочно, если:

- в нём приняли участие собственники с более чем 50% голосов,

- 50% -го кворума нет, но это случилось из-за саботажа одного из собственников, обладающего более чем 50% голосов, при этом остальные собственники – те, кто проголосовал хотя бы по одному вопросу – составляют более чем 2/3 от голосов, оставшихся после вычета голосов собственника-саботажника  (см. п.3 новой редакции ст.44 ЖК РФ).

Пример: пусть саботажник имеет 55% голосов, если проголосовали собственники с (100-55)* 2/3 = 30% голосов, то собрание правомочно.  

  • Если раньше для использования при голосовании ГИС ЖКХ или иных информационных систем требовалось предварительное решение ОСС, то теперь это необходимо только в отношении иных систем, а электронное голосование с помощью ГИС проводится «по умолчанию», безо всяких решений ОСС (см. п. 6 ст. 44 ЖК РФ)
  • Ст. 44.1, 47, 47.1, 48 утрачивают силу.

Это значит, что основной (и единственной) формой проведения ОСС становится электронное голосование в ГИС ЖКХ. А прежние формы: очное, заочное и очно-заочное голосование - как мы увидим дальше, упраздняются. Свои предложения в повестку дня и решения собственник может по-прежнему передавать в письменной форме, но это и всё, что он может. Плюс участвовать в общественном обсуждении проекта повести дня собрания – это вместо очных собраний. 

«Административный восторг» (не по Достоевскому)

  • Для собственников помещений в МКД вводится новая обязанность: выбрать администратора ОСС и его заместителя. Ими может быть любое физическое или юридическое лицо, в том числе – УО, ТСЖ, ЖК. Если собственники администратора не выбрали или собрание посвящено выбору/изменению способа управления МКД - функции администратора ОСС выполняет орган ГЖН или орган местного самоуправления (ОМС), определяемый в соответствии с законом субъекта РФ, а если законом субъекта  РФ  такой орган не определен - функции администратора  выполняет ОМС (см. п.1, 1.1,1.2  ст.45).

Как мы дальше увидим, роль администратора  ОСС во многом сродни  роли Генсека в КПСС.

  • Место приёма предложений в повестку дня ОСС и заполненных решений собственников в письменной форме определяет администратор ОСС, впрочем, собственники могут его поправить решением ОСС (п.2 ст.45).
  • При проведении ОСС голосование в ГИС ЖКХ проводится с 1-е по 15-е число  2-го месяца квартала (см. п. 3 ст.45).

Т.е. вот он, обещанный единый день голосования (!) - с 1по 15 февраля/ мая/ августа/ ноября. Некоторые эксперты предсказывают, что  в эти дни ГИС ЖКХ окончательно «рухнет»

Бабуля

  • Собственники помещений подают предложения в повестку дня и свои решения по её вопросам одним из двух способов:

1) в электронной форме - размещая их в ГИС ЖКХ;

2) в письменной форме – передавая их администратору ОСС для последующего размещения их в ГИС ЖКХ (п.4 ст.45).

Т.е. заполнять бюллетени можно и ручкой,  но всё дальнейшее будет только в «цифровом исполнении».

 

  • Предложения в повестку дня ОСС его участники подают с 1 по 15 число 1-го месяца квартала. Необходимая для решения предложенных вопросов дополнительная информация должна быть приложена к предложениям (п.5 ст.45).

Что касается дополнительной информации – тут «детское лукавство»: обычно предложения исходят от одних лиц (собственников), а информацией обладают другие лица (управдомы). А вот если всё это будет делать одно-единственное  лицо: администратор ОСС – проблем, конечно, не будет.

  • Кроме полноценных собственников и новосёлов, которые после получения от застройщика помещения в новом доме могут в течение года участвовать в ОСС, предложения в повестку дня могут подавать УО, ТСЖ, ЖК и владелец спецсчёта (п.7 ст.45)

Техника на грани фантастики

  • Проект повестки дня ОСС формируется в ГИС ЖКХ в автоматическом режиме - путем включения в нее вопросов, предложенных участниками собрания, а также информации о дате, времени и месте общественного обсуждения проекта повестки и информации об ознакомлении с материалами по вопросам повестки дня. Проект повестки размещается администратором ОСС в ГИС ЖКХ и в общедоступном месте в МКД в срок до 19 числа 1-го месяца каждого квартала. В ГИС ЖКХ проект повестки доступен собственникам помещений, организации-управдому и администратору ОСС (п.10 ст.46).
  • Общественное обсуждение проекта повестки проходит в период с 22 по 26 число 1-го месяца квартала в рабочее время или в выходные дни. Дату и место его проведения определяет администратор ОСС. Кворум для обсуждения не требуется.

Участники обсуждения простым большинством голосов могут:

- дополнить проект другими вариантами решений по каждому вопросу повестки дня,

- включить в повестку дня ОСС дополнительные вопросы.

Собственники, участвующие в обсуждении, вправе тут же проголосовать  по включенным в обсуждённую повестку дня вопросам.

По итогам общественного обсуждения администратор ОСС оформляет протокол, подписывает его и - в срок до 27 числа 1-го месяца квартала  - размещает в ГИС ЖКХ и в общедоступном месте МКД. (п.11 ст.45).

  • Итоговая повестка дня ОСС, сформированная в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме,  не позднее 28 числа 1-го месяца  квартала становится доступной для ознакомления  в личных кабинетах в ГИС ЖКХ собственникам помещений, организации-управдому,  администратору ОСС, органу ГЖН.

Она должна содержать:

1) вопросы, поставленные на голосование,

2) место и время приема администратором ОСС письменных решений собственников помещений по вопросам повестки дня,

3) адрес в ГИС ЖКХ, где размещена необходимая для голосования информация и порядок ознакомления с ней на бумаге. 

Не позднее 29 числа 1-го месяца квартала администратор ОСС размещает итоговую повестку дня в общедоступном месте в МКД (п.13-16 ст.45).

  • С 1 по 10 число 2-го месяца квартала решения в письменной форме могут быть переданы администратору ОСС. Вместе со сведениями о собственнике (или его представителе) и его праве на помещение в МКД.

Представитель передаёт копию доверенности  или иного документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени собственника (п.17 ст.45).

Что за иной документ?  Настораживающая формулировка, но… Поживём - увидим.

  • Не позднее 15 числа 2-го месяца квартала администратор ОСС обязан разместить в ГИС ЖКХ информацию о лицах, передавших решения в письменной форме, решения в структурированном виде и их электронные образы, а также подтвердить в ГИС ЖКХ, что каждое решение представлено собственником либо лицом, имеющим право действовать от имени указанного собственника.

Может быть, этим, имеющим право лицом запланировано сделать председателя Совета МКД? Пусть один голосует за весь дом… Ещё один вопрос без ответа – что означает слово «подтвердить»? Кликнуть по иконке «подтверждаю»?

За всё ответит ГИС ЖКХ. Автоматически

  • При размещении собственником своего решения в электронной форме в ГИС ЖКХ его аутентификация осуществляется в автоматическом режиме в соответствии с  данными из ЕГРН, размещенными Росреестром в ГИС ЖКХ. Если такие данные не размещены либо они некорректны - администратор ОСС не позднее 15 числа 2-го месяца квартала обязан об этом уведомить собственника,  получить  от него нужные сведения и документы и разместить их в ГИС ЖКХ (п.18 ст.45).
  • Количество голосов, которым обладает собственник помещения в МКД, определяется автоматически на основании сведений, размещенных в ГИС ЖКХ.

Результаты голосования по вопросам повестки дня ОСС также формируются в системе автоматически (п.20 ст.45).

  • Протокол ОСС с результатами голосования формируется в ГИС ЖКХ в автоматическом режиме до 12.00 16 числа 2-го месяца квартала. Если  собственник проголосовал по вопросу несколько раз – учитывается одно: самое раннее - его решение. С момента его формирования протокол становится доступным в личных кабинетах собственников помещений, организации-управдому, администратору ОСС, органу ГЖН.

Не позднее 18 числа 2-го месяца квартала администратор ОСС размещает протокол  в  доступном месте в МКД (п.21-24 ст.45)

  • Протоколы ОСС, сформированные ГИС ЖКХ, электронные образы предложений в повестку дня, электронные образы решений в письменной форме, переданных администратору ОСС, хранятся в системе (п.25 ст.45).

Осталось добавить «…вечно»

  • Новая редакция ст.46 устанавливает, что необязательные «в-любое-время-проводимые» собрания проходят по аналогичной процедуре, но сроки там «плавающие», на отдельные этапы отводятся сроки от 1 до 3-х дней (п.1-7 ст.46 ЖК РФ).
  • Новая редакция ст.47 повторяет основные положения действующей ст. 46 ЖК РФ. Но вводится новая норма: если с даты введения МКД в эксплуатацию не прошло 10 лет, и на ОСС собственник, обладающий более чем 10% голосов, проголосовал за определённое решение, то для его принятия достаточно,  чтобы среди остальных собственников такое решение набрало 2/3 или 50%  голосов, в зависимости от поставленного вопроса (в соответствии с п.6 ст.44 ЖК РФ).

голосуй

Смешанные чувства (от редакции)

С одной стороны, без компьютеров и смартфонов жизни нам уже нет, и цифровизацию рутинной деятельности, коей очень много при проведении собраний в МКД (да и вообще в ЖКХ), можно только приветствовать. Тем более, сейчас, когда жилищная сфера поражена опасной болезнью под названием «фальсификация»:  выложить на публичное обозрение бюллетени и протоколы – лучшая от неё вакцинация.

Но, с другой стороны, то, как сейчас работает ГИС ЖКХ, и чем она наполнена, вызывает у рядовых её пользователей (а тем более – у таких поставщиков информации, как председатель ТСЖ) столько нареканий, что самая первая, естественная реакция после знакомства с описанной в законопроекте «многоходовкой»: а будет ли всё это работать? Буквально после каждого этапа возникает вопрос: а что делать, если результат оказался совсем не тем, которого мы ожидали? Уж не говоря о другом необходимом условии: поголовной компьютерной грамотности россиян-собсвенников… В общем, первый тезис – цифровое голосование – да, да, да, но НЕ ВМЕСТО привычных форм: очного, заочного и очно-заочного - а ВМЕСТЕ с ними. По выбору собственников, а  не из-под палки. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что «введение единой процедуры проведения общих собраний собственников в МКД …объединяет все формы проведения собраний (очную, очно-заочную, заочную, ГИС ЖКХ)». На самом деле это не так, три перечисленные формы именно упраздняются, никакого выбора, кроме как доверить свой бюллетень  «чужому дяде» - администратору ОСС и «работающей автоматически» ГИС ЖКХ,  у собственника нет. А это согласитесь совсем не то, что отдать бюллетень соседу по дому. И «безкворумное» обсуждение повестки дня, где кто угодно может кричать, что угодно  – совсем не то же самое, что очное собрание.

Второй столь же очевидный тезис связан с фигурой администратора ОСС - и его ответственностью за конечный результат собрания. Она должна быть персональной, иначе никакого доверия к результатам голосования у россиян не будет. А значит, администратором собрания юрлицо быть не может, только физлицо. И уж тем более администратором не может орган ГЖН – иначе ему не избежать роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла: если помните, ст.13.19.2 КоАП устанавливает наказание для нерадивого администратора ОСС, а значит, жилинспекции придётся штрафовать самоё себя. Вообще фигура администратора ОСС в законопроекте продумана настолько слабо, что не выдерживает никакой критики. Его полномочия больше, чем у генсека в ЦК КПСС, а ответственность? Перед собственниками – никакой, перед законом - 3-5 тыс. руб. в худшем случае. Или взять решение вопроса о выборе/изменении способа управлении МКД, если администратором такого голосования будет ОМС или ГЖН – можно быть уверенным, что, к примеру, в подмосковном Реутове ни одна новостройка не избежит «цепких лап»  аффилированных с местной администрацией «управляек» А уж тем более - ни одного ТСЖ больше создано не будет (см. «Председатель ТСЖ» № 3 за 2017 г. «Однажды в Реутово»).

Так что законопроект от готовности далёк,  позволит ли он решить проблему кворума и исключить мошенничество, как обещают авторы – это вопрос. Зато он может – особенно, при неумелом или корыстно-заинтересованном применении – превратить собрание собственников в чистейшей воды фикцию, более того, поставить это «грязное» дело на поток.

В общем, как минимум, нужен пилотный проект, который выявит все плюсы и минусы - во-первых, самого «цифрового» голосования, а во-вторых, всей предложенной процедуры проведения собраний. Начать можно с Татарстана и Башкартостана. Без этого принимать этот законопроект будет сродни преступлению.

Дизайн :
Яндекс.Метрика