Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №6 (128) за 2018 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

Король умер! Да здравствует король!

В российском ЖКХ сменилось начальство. Не исключено, что новое назначение – показатель того, что отрасль ожидает стабильность (то бишь застой). Хотя - кто знает: в нашем «тихом омуте» всё возможно…

«Главный  по  тарелочкам»

В ходе недавней «реновации» правительства РФ Дмитрий Козак, сохранив свой статус вице-премьера,  переместился на место куратора промышленности,  а на освободившееся место: «смотрящего за жильём» - был назначен бывший министр спорта Виталий Мутко. Россиянам его личность хорошо известна.

Мутко

Что интересно, в сообщениях СМИ в качестве сферы полномочий В.Мутко обычно упоминались строительство  и межрегиональные отношения, ЖКХ, как правило, опускалось. Даже эта, казалось бы, мелкая деталь, много говорит об умонастроениях правящего в России истэблишмента: похоже, «в верхах» утвердилось мнение, что сейчас в ЖКХ особых проблем нет, это один из самых спокойных участков «невидимого фронта». Хотя, по всем свидетельствам, среди потока обращений граждан в органы власти тема ЖКХ по-прежнему лидирует. Вот такие «ножницы» - между тем, что есть, и тем, как нынешняя ситуация выглядит в глазах «сильных мира сего»…

10 мая кандидат (тогда ещё)  на пост вице-премьера по строительству и региональной политике Виталий Мутко встретился с председателями профильных комитетов Госдумы.

"Нас пока все устраивает", — сказала после встречи председатель Комитета Госдумы по ЖКХ и жилищной политике Галина Хованская, добавив, что является "умеренным оптимистом". По словам Хованской, на встрече будущие задачи обсуждались "крупными блоками". Она также подчеркнула, что Мутко досталась очень сложная отрасль, одна из самых проблемных. Но, по мнению Г. Хованской, межбюджетные отношения новый зампред понимает очень хорошо.

В этой связи нельзя не заметить, что с прежним «смотрящим» Д.Козаком Галина Петровна  нередко оказывалась на разных мировоззренческих «полюсах». При этом «административный ресурс», как правило побеждал. Но бывали и компромиссы. Например, при обсуждении регионального капремонта Д.Козак ратовал за монополию «общего котла», Г.Хованская отстаивала спецсчета. В итоге получилось то, что получилось.

В общем, перед нами - «тёмная лошадка»: что принесёт этот человек в ЖКХ (и будет ли он вообще уделять этой сфере сколько-нибудь серьёзное внимание?!) – вопрос открытый.

«Министерство открытых дверей»

Что касается нового руководителя Минстроя Владимира Якушева,  перемещённого на этот пост 18 мая с места губернатора Тюменской области – тут оптимизма несколько больше.

якушев

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, о своих планах на будущее новый министр высказался так: «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства будет работать в формате «открытых дверей». Это будет министерство для людей… Министерство, которое я возглавил, занимается, в том числе, регуляторикой бизнеса в отрасли. Я считаю, важно учитывать положительную практику, которая уже имеется в регионах, и в работе федерального ведомства. Многие наработки уже присутствуют — очень важно замечать их и тиражировать. Мы будем работать в этом направлении…».

Действительно, до недавнего времени на федеральном уровне многие проблемы ЖКХ считались чем-то вроде «необходимого зла». При том, что толковые руководители «на местах» эти проблемы решали весьма успешно (см., например, «Председатель ТСЖ» №10 за 2017 г. «Новые механизмы, новые грабли» - об энергоэффективном капремонте в Калининграде или о модернизации коммунальной инфраструктуры в г. Котовске). Но распространять эти достижения на другие территории Минстрой считал для себя излишним, предпочитая тратить рабочее время на «имитацию бурной деятельности». Вроде методик расчёта т.н. «муниципального тарифа» (см. «Председатель ТСЖ» №2 за 2018 г. «Муниципалитеты просят указаний»). Не говоря уж о том, чтобы активно перенимать опыт тех зарубежных стран, которые давно и успешно завершили у себя реформу ЖКХ. И уже успели забыть, что в сфере ЖКХ могут быть какие-то проблемы.

Для иллюстрации возьмём энергосервисные контракты: законопроект, отменяющий 100%-й кворум при голосовании и прочие очевидные глупости, был разработаны ещё в 2014 г. группой экспертов Аналитического центра при Правительстве РФ во главе с М.Шилиной. И - до сих пор лежит у чиновников «под сукном» (см. «Председатель ТСЖ» №12 за 2017 г. «Москва - энергоэффективный город»). А 11 мая 2018 г., М.Мень «под занавес» вновь пообещал россиянам, что энергосервис станет доступнее (см. http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-uprostit-protseduru-energoservisa/).

Если новый министр сумеет изменить стиль работы подчинённых, выстроить для ЖКХ новую стратегию развития… Начнёт с бизнеса, а там, глядишь, и на жилищные объединения взор обратится. - Дай Бог, чтобы хоть часть этих мечт сбылась. Пока Владимир Якушев производит благоприятное впечатление: интеллигентный вид, высокий рейтинг (среди бывших коллег-губернаторов), уместные высказывания – всё это обнадёживает. Хотя его предшественник М.Мень на всевозможных брифингах тоже выглядел неплохо.    

Клубок противоречий

Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак  (из выступления на парламентских слушаниях  по поводу закона о реновации в Госдуме 6.06.17):

Козак «Не мы принимали решение раздавать квартиры в многоквартирных домах… А теперь мы пытаемся абсолютизировать права собственности на квартиры. Если эти права будут абсолютны, ничем не ограничены, жилой дом точно развалится, не дожидаясь никакого сноса, я вас уверяю…»

"Помянем" те проблемы в ЖКХ, которые достались новому руководству от Дмитрия Козака.

Что тут главное, где тот конец, за который стоит потянуть в надежде распутать «клубок»? Сразу не скажешь – настолько всё перекручено. Ну, ещё бы, в 2005 г. ЖК РФ провозгласил самым важным субъектом в жилищной сфере собственника, а главный чиновник-администратор, организующий исполнение ЖК РФ и прочих законов, считает, что зря в 90-х годах раздали народу квартиры, зря. Прямо сказать об этом он не решается, но обиняком высказывался в таком духе не раз. Автору этих строк на Всероссийском совещании в г.Липецке в 2011 г. довелось слушать его рассуждения - о крахе иллюзий относительно эффективности собственников и жилищного самоуправления в МКД и т.д. Впечатление незабываемое.

И дела (которые важнее слов!) свидетельствуют, что практически всё, что  сделано в жилищной сфере за последнее десятилетие, было нацелено на то, чтобы  на место «эффективного собственника» - заказчика и контролёра услуг ЖКХ (как это было задумано в начале реформы ЖКХ) - поставить прямое чиновное администрирование. Маленькая тому иллюстрация: если помните, в 2007 г. 185-й закон требовал от регионов приватизировать ГУПы и МУПы и организовать ТСЖ в не менее чем 15% домов. Потом «маятник» качнули в  обратную сторону - и сейчас, к примеру, в Москве уже 85% жилого фонда опять управляется ГБУ «Жилищник». А число домов в России, управляемых ТСЖ, по сравнению с 2010 г. сократилось более чем вдвое (см. «Председатель ТСЖ» №11 за 2017 г. «Призрак управдома»).

Заметьте, Фонд содействия реформированию ЖКХ давал субсидии на капремонт МКД, но - не напрямую собственникам, решившимся на создание ТСЖ, а местным чиновникам. В результате те «напекли» столько «липовых» товариществ, что их до сих пор не могут ликвидировать.

Что характерно, основной удар «бешеного принтера» всегда приходился не на собственника вообще, а именно на активного и ответственного собственника. К собственникам-сквалыгам и собственникам-сутягам, в особенности, тем, для кого жилищная демократия - «нож острый», наши власти относятся очень неплохо. И постоянно пользуется их услугами в ходе репрессий против «неугодных» ТСЖ, ЖСК, ЖК.

Собственника, живущего по принципу «моя квартира – моя крепость»,  правящая «вертикаль» холит и оберегает. Даже в ущерб безопасности, не говоря уж о сохранности МКД. Иначе проблема доступа в квартиры - для осмотра и ремонта стояков, относящихся к обшедомовому имуществу - давно была бы решена (см. «Председатель ТСЖ» №2 за 2018 г. «У запертой двери»). И вместо законопроекта, возлагающего всю полноту ответственности за надёжность газового оборудования - как внутридомового, так и внутриквартирного! - на УО, ТСЖ, ЖК (см. статью «Газовая порука» в этом номере журнала), в Думу был бы внесён другой законопроект.  Который - без нарушения прав собственников на неприкосновенность жилища - стимулировал бы их обеспечить доступ в свои помещения работников газовых служб, а для злостных нарушителей устанавливал бы адекватное наказание.

Жизнь «по лжи»

Это я всё к тому, что главная проблема в нашем ЖКХ – не ветхие дома, ржавые трубы и безграмотные собственники. При том потоке нефтедолларов, что ещё недавно лился в Россию (да и сейчас не иссяк), и трубы можно было заменить, и дома отремонтировать, и людей обучить. Главная проблема – устоявшаяся привычка жить и работать по двусмысленным, лживым правилам: «говорим и пишем одно, а в жизни делаем другое».

Если «властная вертикаль» разуверилась в эффективности жилищного самоуправления в МКД, как на то намекает нам Д.Козак, почему бы не дать возможность желающим деприватизировать свои  квартиры и не взять курс на массовое строительство арендного жилья? Тут тоже возникнут свои трудности, но это будет, по крайней мере, честно по отношению к гражданам России. - Не хотят. Потому что при этом ремонтировать старое жильё и строить новое придётся за счёт бюджета, а не за счёт населения. Хотя эти вложения со временем окупятся, но когда-то это будет… А ведь нечто подобное всё равно придётся сделать при грядущем массовом расселении «аварийки».  

В общем, трудно придётся новому министру, если он захочет исполнить обещанное.

PS: По сообщениям «Новых известий», замминистра А.Чибиса запланировано переместить на должность губернатора Алтайского края (см. https://newizv.ru/news/politics/30-05-2018/gubernator-altayskogo-kraya-podal-v-otstavku).  Ждём-с.

Дизайн :
Яндекс.Метрика