Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №5 (127) за 2018 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

 

«А теперь – дома со спецсчетами. Я сказал: со спецсчетами!»

Минстрой запланировал обследовать МКД. За счёт взносов собственников на капремонт. А называться это будет «государственный технический учёт объектов жилищного фонда».

«Можно. Но деньги вперед!»

30 марта на сайте Минстроя появилось интересное сообщение.

Врез 

Техническое обследование многоквартирных домов будет проводиться каждые пять лет

Минстрой России разработал проект поправок в Жилищный кодекс РФ о порядке государственного учета жилищного фонда и проведения технического обследования МКД. Согласно проекту, информация о состоянии и характеристиках МКД будет доступна для всех собственников квартир и помещений на информационном портале ГИС ЖКХ. Об этом заявил глава Минстроя России Михаил Мень во время общения с прессой 30 марта.

Законопроект позволит систематизировать информацию об объектах государственного учета жилфонда, отражающую основные характеристики МКД, в том числе, их техническое состояние. Для этого будет введена процедура проведения технического обследования МКД, которое может проводиться только специализированными организациями, а его результаты будут оформляться в виде технического паспорта дома, он станет неотъемлемой частью технической документации на МКД.

«Новый порядок учета позволит создать открытую базу данных о МКД, их технических характеристиках и состоянии. В течение 5 лет с момента вступления поправок в силу, обследование должно быть проведено для всех МКД, включенных в региональные программы капремонта, а еще раньше, в течение 1 года с указанной даты, техобследованию подлежат все дома со спецсчетами», -  отметил Михаил Мень.

Техническое обследование МКД будет проводиться с периодичностью раз в пять лет. В новостройках за первичное обследование будут отвечать застройщики. Для уже построенных домов техобследование планируется выполнять за счет средств фонда капремонта дома, а его заказчиком выступят регоператор капитального ремонта или владелец спецсчета, на котором собственники накапливают средства на капремонт своего дома (http://www.minstroyrf.ru/press/tekhnicheskoe-obsledovanie-mnogokvartirnykh-domov-budet-provoditsya-kazhdye-pyat-let/).

Что сказать? Вообще-то вопрос давно назрел и перезрел: закон о капремонте принят, дай Бог памяти, в 2012 г., региональные программы капремонта  свёрстаны и вовсю выполняются, теперь самое время вспомнить про базу исходных данных для их составления – то, на чём эти самые программы должны быть основаны.  

Почему не сделать наоборот: сначала - обследование домов, а потом - их капремонт? Дело тут не в забывчивости. А в приоритетах, которыми руководствуются те, кому выпало счастье руководить нашей страной. Минстрою было строго-настрого сказано: организовать капремонт так, чтобы бюджет не затрагивать. И - 6 лет ушло на то, чтобы наладить сбор денег с населения. Наладили. Народ покряхтел-покряхтел, но начал платить, теперь денег столько, что осваивать их регоператоры не успевают. Пора заняться матчастью.

Гладко было на бумаге

Заглянем в законопроект №107057-7, внесённый Правительством РФ в Госдуму  20 февраля.

* В ЖК РФ в полномочиях РФ сейчас стоит: «определение порядка государственного учета жилищных фондов» – а станет: «выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области государственного учета жилищного фонда" (правка п.1 ст.12 ЖК РФ). Плюс добавляется «определение порядка проведения технического обследования МКД, а также порядка организации и ведения архива технической документации на объекты государственного учета жилищного фонда» (новый п.11 ст.12).

Суть этих «кудрявых» слов в том, что за дело учёта всего, что связано с жильём (по крайней мере, за руководство процессом), берётся Минстрой. Видимо, грядёт полная перестройка всей этой системы, и какие метаморфозы ждут БТИ (в лексике М.Меня под «специализированными организациями» подразумеваются, конечно, БТИ, а что же ещё?) – министр, скорее всего, и сам пока не знает. Иначе обязательно сказал бы.

* В полномочиях регионов сейчас: «государственный учет жилищного фонда субъекта РФ» - станет: «организация и ведение архива технической документации на объекты государственного учета жилищного фонда" (правка п.1 ст.13 ЖК РФ)

* В полномочиях органов местного самоуправления (ОМС) сейчас: «учет муниципального жилищного фонда» - станет: «организация сбора информации об объектах государственного учета жилищного фонда, включая информацию об их технических характеристиках и состоянии, подлежащей размещению органами местного самоуправления и иными лицами в системе", т.е. ГИС ЖКХ (правка п.1 ст.14 ЖК РФ).

Как видите, полномочия и объём работы у жилищных служб и департаментов ОМС увеличивается многократно: были только муниципальные квартиры и общежития, а теперь вообще все МКД и даже частные дома. Работу они, конечно, постараются делать чужими руками (не самим же в ГИС лазить!), а вот полномочия будут использовать.

Всё, что не движется, но имеет отношение к жилью

* П.5 статьи 19 ЖК РФ (сейчас там нейтральные слова про необходимость учёта, инвентаризации и паспортизации) будет выглядеть так:

"Под государственным учетом жилищного фонда понимается деятельность по сбору, обработке и хранению информации об объектах государственного учета жилищного фонда, отражающей их технические характеристики и состояние, позволяющие индивидуализировать указанные объекты и осуществлять мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности.

Объектами государственного учета жилищного фонда являются жилые дома, многоквартирные дома и помещения в них. Результаты государственного учета жилищного фонда формируются в системе в виде информации об объектах государственного учета жилищного фонда, содержащейся в электронных паспортах МКД, жилого дома.

Информация о МКД как объектах государственного учета жилищного фонда, содержащаяся в электронных паспортах МКД, подтверждается данными технического обследования МКД в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным в области жилищных отношений, решения о проведении указанного технического обследования.

Порядок проведения технического обследования МКД, а также порядок организации и ведения архива технической документации на объекты государственного учета жилищного фонда определяются Правительством РФ".

С первого прочтения понятно одно: организовывать обследование будут регионы и муниципалитеты, а федерация будет им указывать, как это надо делать.

Но не может не насторожить терминологическая «чехарда»: в п.1 ст.19 ЖК РФ под «жилищным фондом» понимается «совокупность жилых помещений», а в п.5 той же статьи «объектами  государственного учета жилищного фонда» вдруг стали «жилые дома, многоквартирные дома и помещения в них». Есть разница? Что-то тут неладно, если нам пытаются порося выдать за карася – жди подвоха.

«До основанья, а затем…»

Заглянув  в пояснительную записку к законопроекту, узнаем, что одновременно с принятием законопроекта будет отменено постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации". И взамен в течение 9 месяцев будут разработаны новые Постановления:

- о наделения Минстроя полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного учета жилищного фонда.

- о порядке проведения технического обследования МКД, организации и ведения архива техдокументации на жилые дома, МКД и помещения в них,

- о приведении ППРФ-491 в соответствие с принятым законопроектом.

Так что обследование реально начнётся, видимо, в 2019 г. И первыми, если верить министру М.Меню, ему подвергнутся дома, выбравшие для накопления взносов на капремонт спецсчёт.

Если насилия не избежать – расслабьтесь и получайте удовольствие

По зрелому размышлению вырисовывается такой возможный сценарий: после выхода рассматриваемого закона и  правительственных постановлений реорганизованные БТИ получат правовые основания и методическую базу для своей деятельности (напомним читателю, что закон № 221-ФЗ от 24.07.2007 запретил применять с 1 января 2013 г. все НПА в сфере государственного технического учёта и инвентаризации объектов капитального строительства!) и приступят к работе. А её будет непочатый край: обследовать «всё, что не движется, но имеет отношение к жилью» (т.е. МКД, частные жилые дома и все помещения в них, жилые и не жилые). Для случая МКД заказчиками этой работы, итогом которой станет появление в ГИС ЖКХ электронных паспортов МКД, выступят либо владельцы спецсчетов (т.е. УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК, регоператор), либо – для случая «общего котла» - регоператор. А куда им деваться, если региональные власти примут решение о проведении такого обследования. Без сомнения, примут, ведь это не за счёт бюджета, а за счёт взносов собственников на капремонт.

Неплохо придумано? Государственный технический учёт - за счёт населения, бюджет останется нетронутым.

Конечно, без конфликтов тут не обойдётся. Например, что делать, если результаты обследования БТИ не будут «стыковаться» с решениями  собственников по поводу состава общего имущества МКД, принятых согласно предписанию п.1 «Правил содержания общего имущества в МКД» (ППРФ-491)?  А как быть с домами, где никакого обследования объективно не требуется, поскольку собственники, организованные в ТСЖ, ЖСК, ЖК, сами давно всё облазили и знают дом, как свои пять пальцев – лучше любого БТИ? Тоже надо «половинить» их спецсчёт? И как будут обследовать квартиру, хозяева которой имеют привычку: чужих за порог не пускать? Наверняка реально обследовать будут (если вообще будут!)  только общее имущество домов, но - под вывеской «учёт жилищного фонда».

Да и вообще напрашивается вопрос: что это за собственники такие, если все главные решения об их (якобы) имуществе, за них принимает «чужой дядя» (в лице госорганов)? Их мнения не спрашивая и результаты с ними не согласовывая, но – за их счёт?

Дизайн :
Яндекс.Метрика