Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №5 (127) за 2018 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

 «Стандартное далёко, не будь ко мне жестоко…»

Очередная правка жилищного законодательства, на этот раз - в отношении управления МКД. Которое, если верить 416-му постановлению, есть не что иное, как  выполнение стандартов.

Постановление Правительства РФ от 27 марта 2018 г. № 331 внесло изменения в «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД» (ППРФ-731), «Правила содержания общего имущества в МКД» (ППРФ-491), «Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД» (ППРФ-290), «Правила осуществления деятельности по управлению МКД» (ППРФ-416). Вот обзор наиболее важных изменений.

Хорошо забытое старое

* В «Правилах содержания общего имущества в МКД» (ППРФ-491) новый п.13.1. установил классификацию осмотров общего имущества МКД:

- текущие (сроки - согласно нормативам на те или иные части МКД),

- сезонные (весна/осень),

- внеочередные (в форс-мажорных обстоятельствах).

Итоги осмотров отражаются в документе по учету технического состояния МКД (журнале осмотра).

* Новая редакция п.31 «Правил…» устанавливает, что УО должна предоставить собственникам свои предложения о размере платы за содержание жилого помещения на ближайший год не менее чем за 30 дней до начала общего собрания на эту тему. И эти предложения должны содержаться расчет (смету)  и обоснование размера платы. А в случае его превышения над т.н. «муниципальным тарифом» обоснование должно содержать расчеты годовой стоимости каждого вида работ и услуг с указанием периодичности их выполнения. – Ну, слава Богу, дошло, наконец... Казалось бы, очевидная вещь: что плата за жилищные услуги должна не браться «с потолка», а рассчитываться: затраты на запланированные в течение года работы и услуги, рассчитанные по смете, делятся на 12 месяцев и на квадратные метры – это и есть искомая плата за жилое помещение.  Тем более, что в первоначальной редакции 731-го постановления всё это было: и дефектная ведомость, и годовой план работ и услуг, и их стоимость. Позже это исчезло – а почему? Кто бы ответил на этот вопрос (см. «Председатель ТСЖ» №12 за 2017 г. «Блеск и нищета реформаторов»).

Возрождение нормы, что плата должна рассчитываться, может иметь большое «воспитательное» значение для россиян. Если, конечно, Минстрой не остановится на полпути и пропишет, во-первых, чёткий и недвусмысленный механизм реализации, во-вторых, ответственность за неисполнение этой нормы. Ведь после «зачистки» 731-го постановления кое-какие следы этой нормы остались – правда, в виде общих слов, никого ни к чему не обязывающих – в п. 8 ППРФ-416. Но между этими нормативными документами две больших разницы: за неисполнение 731-го наказание есть, за 416-е нет.    

Нетрудно заметить, что сейчас в механизме исполнения нормы есть некоторая неопределённость: к примеру, собственники, ЗАРАНЕЕ сообщив управдому о дате начала собрания,  через Т>30 дней рассчитывают получить расчёт/смету. Слово «заранее» означает «за 30 дней плюс время, необходимое для подготовки и проведения собрания», т.е. минимум месяца за два до 1 июля. А если собрание по какой-то причине затянется (или даже не само собрание, а его легитимизация, т.е. признание итогов «компетентными органами»)? Наступит 1 июля - и карета превратится в тыкву… О, тут почва для таких конфликтов, что мало не покажется…   

В домах-«молчунах», где собрания проводить не принято, тоже возможны неожиданности: допустим, люди много лет спали-спали, а потом вдруг встрепенулись – и 15 мая сообщили УО, что с 15 по 25 июня у них запланировано профильное собрание. А значит, смета должна быть в день обращения. Не приученный к таким цейтнотам управдом начнёт как-то выкручиваться,  например, попытается  «впарить» собственникам что-то мало похожее на смету. Конфликт? Конфликт.

Кстати, в тексте сказано, что 30 дней отсчитываются «до ДНЯ проведения собрания», видимо, всё-таки тут имеется в виду ДЕНЬ начала голосования. Подобная неряшливость в формулировках (к сожалению, до сих пор характерная для Минстроя) тоже может стать источником неприятностей.

Тем не менее, шаг - пусть и маленький, но сделан.  В правильном направлении.

ГИС ЖКХ и «обстоятельства неодолимой силы»

* В «Правилах предоставления коммунальных услуг…» (ППРФ-354) введены два уточнения:

- уведомление о проведении проверки факта нарушения качества коммунальной услуги может быть направлено заинтересованным лицам, в частности, с помощью ГИС ЖКХ (новый  п.21);

- отклонения от согласованного с потребителем времени проведения проверки (норма – не более 2-х часов после получения сообщения о нарушении) допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы (правка п.108 «Правил…»).

* В этой связи нельзя не упомянуть об одном тонком моменте: в разделе X  «Правил предоставления коммунальных услуг…», где описаны действия субъектов после сигнала потребителя о нарушении качества услуги, везде фигурирует термин «исполнитель коммунальных услуг». Однако в недавно принятом законе о прямых договорах термин «исполнитель услуги» применительно к РСО не используется. Т.е. получается, что РСО предоставляют потребителю услуги, но исполнителем их не является. – Это тоже может быть источником конфликтов.      

«Новые пограничники»

* В «Правилах осуществления деятельности по управлению МКД» (ППРФ-416) новая редакция п.11,13 и вновь введённые п.171-174  серьёзно расширяют «фронт работ» аварийно-диспетчерских служб (АДС). Организация которой или заключение договора с профильной организацией – обязанность управдома (п.9 «Правил…»).

Хотя контроль за работой внутридомовых инженерных систем в МКД вообще-то и раньше входил в функции АДС, но после перехода на прямые договора его значение и ответственность возрастают многократно. В дополнение к этому ППРФ-331 нагрузило АДС ещё и контролем качества коммунальных ресурсов на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (об том же говорит ч.11 ст.161 ЖК РФ, только в качестве субъекта там фигурируют УО, ТСЖ, ЖК). Как видите, российские власти проблему распределения ответственности за качество услуг при прямых договорах решили просто: приказали управдому стать «пограничником». Не проконтролировал, что происходит на границе – сам дурак, плати потребителю штраф за некачественную услугу.  

* Для реагирования на сообщения об авариях вместо слова «незамедлительно»  установлены конкретные сроки, например:

- для ответа потребителю на сообщение об аварии – 5/10 мин.,

- для локализации аварии – 0.5 часа,

- для ликвидации засоров канализации и мусоропроводов – 2 часа,

- для устранение аварий на внутридомовых инженерных системах - 3 суток, при этом потребителя надо оповестить об этих планах за 0.5 часа (правка п.13) и т.д.

Правда, про ответственность за несоблюдение этих сроков ничего не сказано…

* В п.171-174 подробно описано поведение и внешний вид работника аварийной службы: бэджик, удостоверение, бахилы и т.д. и т.п.

Что на стенде, а что под стендом

* Ещё в «Правила…» ППРФ-416 веден новый раздел VII  "Организация взаимодействия УО с собственниками и пользователями помещений в МКД при осуществлении управления МКД», предусматривающий для коммерческих УО организацию своего представительства (в собственном офисе или заключение соответствующего договора с МФЦ, приём заявок и запись на приём к руководителям и т.д.

* А также введён новый раздел VIII «Порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом», где перечислено, что должно быть размещено:

- на вывеске у входа в представительство УО,

- на информационных стендах внутри представительства УО,

- на досках объявлений в подъездах МКД и на придомовом земельном участке, для УО – свой перечень (п.31), для товарищества и кооператива - свой (п.32)

Это в дополнение к размещению информации в ГИС ЖКХ. Поскольку ГИС ЖКХ от совершенства пока ещё далека, а положения ЖК РФ, обязывающие управдомов раскрывать информацию в соответствии с ППРФ-731 на всей территории страны, кроме Москвы, Питера и Севастополя, действовать перестали – Минстрой, видимо, решил позаботиться о том, чтобы граждане не остались без информации, а «проверяльщики» без работы: основные пункты ППРФ-731, которые в нового года силу утратили, теперь благополучно «перекочевали» в ППРФ-416.

*Раскрываемая информация должна быть максимум 3-дневной «свежести» (считая по рабочим дням), сроки её предоставления по запросу установлены разные: не позднее следующего дня, 3 рабочих дня, 30 календарных дней и т.д.

* В случае персонального запроса потребителя управдом может предоставить ему столь же персональный ответ, а может указать место, где эти сведения уже размещены в общем доступе.

* Хранить обращения и копии ответов на них управдому надлежит в течение 3-х лет.

От редакции: в заключение напомним читателю, что если верить п.2 ППРФ-416, «под деятельностью по управлению МКД понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в МКД». Казалось бы, есть «нормативка» и есть жилнадзор, который следит за её исполнением - зачем нужны ещё какие-то собственники с их непредсказуемыми решениями? - Вопрос в том, хватит ли содержимого кошельков россиян на исполнение этой «нормативки». Но Минстроя, похоже, этот вопрос волнует мало. Он вводит новые и новые обязанности - для собственников/управдомов, а в пояснительной записке пишет, что нововведение не требует дополнительных затрат бюджета и увеличения платежей собственников. Ловко.

Дизайн :
Яндекс.Метрика