Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №2 (124) за 2018 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

Муниципалитеты просят указаний

Минстрой опубликовал проект «Методических указаний по определению размера платы за жилое помещение для собственников помещений, которые не приняли на общем собрании собственников помещений в МКД решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения или не приняли решение о выборе способа управления МКД». - Большей халтуры трудно себе представить.

Когда значение имеет не только размер

Методические указания (МУ) предназначены для муниципалитетов, которые согласно ч.4 ст.158 ЖК РФ должны своим решением устанавливать значения платы для тех МКД, собственники помещений в которых себя собственниками общего имущества дома не считают. И соответствующие свои обязанности не выполняют.

Зачем вообще понадобился этот документ сейчас, в 2018 г.? Трудно сказать, в описании на правительственном портале об этом ничего не сказано (см. http://regulation.gov.ru/projects#categories=2&departments=20&statuses=20&npa=77402).   И в этой связи нельзя не заметить вот что. На протяжении последних 13 лет большая часть муниципалитетов обходились без всяких указаний, а если где-то и возникали проблемы (как, например, в г. Липецке) – не из-за того, что чиновники не знают, как считать этот размер платы (его жаргонное название - «муниципальный тариф»).

Дело в другом: «муниципальный тариф» - это «обоюдоострое оружие». С одной стороны, для УО это прекрасная «отмазка» от любых нареканий недовольных граждан. Но, с другой стороны,  статус «муниципального тарифа» подразумевает, что его величина  достаточна для финансирования всех работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, входящих в минимальный перечень, установленный ППРФ-290, и проводимых в соответствии с правилами и стандартами управления, установленными ППРФ-416 и ППРФ-491.

В результате работающие по этому «тарифу» УО рискуют попасть в сложное положение: если кто-то из граждан потребует выполнить что-то из этого минимального перечня (что должно быть сделано, но не сделано)  – у управдома не будет  возможности отказаться, сославшись на недостаток средств. Настырный потребитель в суде процитирует п.1 ст.153 ЖКРФ и пафосно заявит: «Вы – что, хотите сказать, что наш уважаемый мэр принял необоснованное решение, не соответствующее требованиям законодательства?!» - и «крыть» этот «козырь» будет нечем. «Задрать» кверху «тариф»? - Нельзя, мешают предельные индексы. Да и горожане взвоют. Занизишь - взвоют управдомы, скажут: а с чего мы тебе, мэр, «бакшиш» возьмём? В общем, там, где большинство местных УО аффилированы с «сильными мира сего», у муниципалитета есть стимул подобных решений избегать. Ну, а в оправдание можно сослаться на отсутствие методики расчёта. Видимо, так.

«Похороните меня за плинтусом!»

Что касается самих МУ… - они доброго слова не стоит. Десяток самоочевидных формул, но ведь в любой методике главное - не формулы. А

система правил, определяющих: а) когда должна применяться та или иная формула, б)  где и как выбирать для неё исходные данные и входящие в состав формулы параметры.

Ничего этого в МУ нет, одни общие слова. Например, такой перл: «При отсутствии установленных законодательством РФ указанных норм и нормативов размер расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД определяется с использованием метода экспертных оценок», т.е. муниципалитетам предложено использовать даже не «среднюю по больнице температуру», а «среднее между полом и потолком».

Как будто и нет в российском ЖКХ (уж не говоря о зарубежном опыте!) современных программных средств, позволяющих обсчитать - «чёрта с рогами», не то, что МКД типовых серий. Например? Система «Супер МКД» (см. http://www.supermkd.ru/solutions/supermkd.php). Или наработки Центра муниципальной экономики (см. https://www.cnis.ru/?id=mkd).

В общем, перед нами откровенная халтура, она сразу же стала объектом резкой критики независимых экспертов-практиков (например, см. http://www.perovo22k2.ru/blog/metodika_minstroja/2018-01-15-156). Но ведь этой методикой муниципалитетам придётся пользоваться. И они будут ею пользоваться – чтобы «крышуемые» ими УО  могли т.н. «муниципальным тарифом» «прикрыть» - от посторонних глаз - свои внутренние таинственные расчёты и обсчёты. 

Дизайн :
Яндекс.Метрика