Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №2 (124) за 2018 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

Галочка в отчёте

Законодатели-единороссы, приняв закон № 399-ФЗ, формально исполнили Постановление Конституционного суда, а фактически в очередной раз надули россиян. Всех,  а не только тех, кому выпало на долю жить в «недоремонтированных» (на дату приватизации) МКД.

Неисполненное, несбывшееся

Жаргонное (меткое, хотя и не слишком благозвучное) словечко «недоремонт» родилось в 90-х годах, когда стало ясно, что Государство Российское хронически  не  исполняет свои обязательства по ремонту жилого фонда, бывшего в гос- или муниципальной собственности. После выхода закона № 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ» этот фонд  на 85-90% стал частным, но не неисполненная обязанность так и остались неисполненной. О чём Конституционный суд и напомнил законодателям своим Постановлением РФ №10-П от 12.04.16. (см. «Председатель ТСЖ» №5-2016 «Условно конституционный»). Предписав им «установить механизм исполнения данной обязанности, согласованный с предусмотренным ЖК РФ порядком проведения капитального ремонта общего имущества в МКД…».

Врез

Закон № 1541-1 от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ»

Статья 16. «Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством РФ»

(последние, выделенные жирным шрифтом слова добавлены законом № 399-ФЗ, видимо, они и призваны служить «галочкой в отчёте» - свидетельством, что Постановление КС исполнено).

Минстрой и думские единороссы долго мучились, пытаясь «и невинность соблюсти,  и капитал приобрести». То бишь поставить и галочку в отчёте, и не ввести госбюджет в расходы, а чиновничество – в хлопоты (см. «Председатель ТСЖ» №6-2017 «Возврат без затрат»). В конце концов, выход был найден: новая статья 1901 ЖК РФ обязывает бюджеты профинансировать ликвидацию «недоремонта», но урезает его объём до малой толики реальной потребности. Какой? Да кто ж это скажет…  Ни потребность неизвестна, ни толика: тут «фигура умолчания».  Хотя вообще-то  – перед тем, как принять закон – полагалось бы оценивать: а) размер проблемы, для  решения которой он предназначен, и б) ожидаемые последствия его применения. Это и должно быть в пояснительной записке к законопроекту, а не банальная, никому не нужная формалистика А иначе… – опять выйдет по известному рецепту Черномырдину: «Хотели, как лучше…»

«Следите за руками!»

«Секвестр» реальной потребности достигнут за счёт ряда махинаций. Вот основные из них:

  1. «Перенос точки старта поближе к финишу», т.е. в качестве начальной точки принят момент приватизации первого помещения в доме. Хотя «недоремонтная» обязанность у Государства Российского есть не перед домом, а перед каждым из новоиспечённых собственников, не только тем, кто первым приватизировал своё жильё. И размер этой обязанности (в рублях) в случае приватизации квартиры, допустим, в 1995 г. и в 2015 г. будет отличаться, как принято сейчас говорить, в разы. Т.е. если срок ремонта для дома наступил в 1990 г., а первая приватизация произошла в 1994 г. – муниципалитет должен будет финансировать ремонт, соответствующий потребностям 1994 г., а всё, что накопилось позже (даже если все остальные жильцы дома последовали примеру первого «приватизатора» лишь спустя лет 20-ть), собственники будут делать за свой счёт.
  2. «Игольное ушко для верблюда», а именно: в реестр «недоремонта» попадут только те МКД, которые ДО приватизации своего первого помещения УЖЕ были включены в перспективный и/или годовой план ремонта, но не отремонтированы до момента включения дома в нынешнюю региональную программу капремонта, созданную по закону № 271-ФЗ. Здесь, видимо, имеются в виду региональные и муниципальные программы капремонта, которые в 1990-е годы на российских просторах были так же редки, как следы снежного человека. Хотелось бы узнать, сколько таких домов в России... Не исключено, что для их перечисления хватит пальцев на двух руках. Ведь нормальный губернатор или мэр не стал бы включать в программу то, на что у него нет денег, а денег в бюджетах в те годы не хватало на выплату пенсий и зарплат - не то, что на капремонт. – Похоже, это и есть основной инструмент секвестра, львиная доля «недоремонтных» домов России вряд ли пройдёт сквозь это «сито». В скобках заметим: это примерно то же самое, как если бы герой древнегреческого мифа - разбойник Прокруст сделал своё знаменитое ложе - куда он укладывал свои жертвы - под размер младенца.
  3. «Усреднённо-бумажный ремонт» - а именно: хотя в ст.16 закона о приватизации сказано чётко: «обязанность производить капитальный ремонт дома» - вместо ремонта прежний наймодатель произведет перечисление на счёт регионального оператора и спецсчёт МКД некой суммы денег. Рассчитанной по нормативам, принятым в регионе. Это вместо того, чтобы профинансировать конкретную смету ремонта конкретного дома… Т.е. перед нами опять пресловутая «средняя температура по больнице» - очередная возможность для жульнических махинаций.

Истинные мотивы тех, кто готовил и принимал закон, выдаёт «сакраментальная» фраза из пояснительной записки к законопроекту № 6652-7: «Принятие и реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета» (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=6652-7). - вот ради чего всё затевалось. Ну, а если какой-то дом где-то всё-таки «просочится» в реестр – пострадает не федеральный, а  региональный и/или муниципальный бюджеты: дескать, сами виноваты, нечего было в 90-х принимать неисполнимую программу.

В этой связи вспоминается один разговор - с заместителем мэра по ЖКХ подмосковного городка (дело было на исходе 90-х). На вопрос журналиста: почему у нас в городе не оформляются договоры соцнайма – последовал откровенный ответ: при наличии таких договоров горожане через суд заставят мэрию отремонтировать «сталинки», а в бюджете нет на это денег. По меркам 90-х годов это было здравое рассуждение, упрекнуть собеседника у меня язык не повернулся. Но, простите, потом на Россию обрушился «золотой дождь» из нефтедолларов, и сейчас россиянам есть в чём упрекнуть нынешних правителей страны.

Врез

Председатель Комитета ГосДумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская:                                                     фото

«Как всегда, власть старается минимизировать свои расходы и увеличить расходы простых граждан. В том числе - и тех 25% населения, которые живут за чертой бедности… Протащили, извините за непарламентский термин, закон, который возлагает затраты на капремонт на неимущих людей. Видимо, придётся вновь обращаться в Конституционный суд….  »

Регоператор  и мафия бессмертны

Справедливости ради, в принятом законе есть и кое-какие положительные моменты. Например?

Что публичная власть должна информировать собственников и их управдомов о порядке выбора способа формирования фонда и о содержании региональной программы капитального ремонта, о критериях очередности домов в программе и т.д.

Что могут быть случаи, когда региональный бюджет окажет собственникам финансовую помощь для безотлагательного проведения капремонта.

Что договор о проведении капремонта должен предусматривать гарантийные обязательства на срок не менее 5 лет.

Что региональный оператор не может быть признан банкротом, ликвидировать его региональные власти не смогут.

Что если МКД попал в «общий котёл» без проведения общего собрания - по решению органа публичной власти, и суд установил, что этот орган не принял надлежащих мер по информированию собственников  – решение собрания собственников о переходе на спецсчёт вступает в силу не через 2 года, а через месяц.

Да здравствует наш суд.

Упущенный шанс

Последствия применения 399-го закона коснутся всех собственников МКД в стране. Прежде всего, «недоремонтные» дома - безразлично, попадают они  в профильный реестр или нет – по понятным причинам будут ремонтироваться в числе первых. «Львиная» доля их ремонта будет финансироваться за счёт «общего котла», а значит, на все прочие дома денег там останется меньше. Но главное, пожалуй, другое: законодателем не использована уникальная (может быть, последняя!) возможность придать российскому капремонту нормальные цивилизованные рамки, устранив его ярко выраженный «пирамидальный» характер. И при этом сохранить (или восстановить) доверие россиян к Правительству.

Ведь КС, выпуская своё Постановлении №10-П, конечно же, не имел в виду, что законодатель прикажет Правительству разом, «по щучьему велению» отремонтировать злополучные дома. Нет, есть другие способы,  позволяющие решит проблему в оптимальные сроки, не создавая «прорех» в госбюджете. Это, в частности, выпуск государственных ценных бумаг с обязательством финансирования ремонта, внедрение льготных кредитов с госгарантиями и компенсацией процентной ставки и т.д. Как это принято в цивилизованных странах: люди, взяв кредит под госгарантии, делают ремонт (и не когда подошла их очередь, а когда этого требует техсостояние дома!), а затем живут в обновлённом доме, постепенно возвращая долг (см., например, «Председатель ТСЖ» №10-2017 «Новые механизмы, новые грабли»  ). Эти механизмы с успехом можно применить и для ликвидации «недоремонта», и при обычном капремонте, разница в формах гарантии и источнике погашения долга. Их внедрение позволило бы превратить, в частности, региональные Фонды капремонта из нынешних «пирамид» во вполне нормальные, финансово обеспеченные предприятия.

Увы, сейчас этот шанс упущен. Упущен? Хотелось бы здесь поставить знак вопроса, а не точку или многоточие. 

Дизайн :
Яндекс.Метрика