Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №1 (123) за 2017 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

 «Включите обратную связь!»

XIII Всероссийский Форум руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства, прошедший 7-9 декабря 2017 г. в Измайлово, показал, что привычные «монологи о законах» давно пора превратить в диалоги на те же темы. Иначе нас ждёт «хождение по кругу».

Фото «Форум», «Глас народа»

Новая адрес на карте Госдумы

Форум принёс как минимум одно открытие.

Депутат Госдумы Борис Гладких (Комитет по энергетике):       фото

«В нашем комитете 14 направлений работы, одно из них – всё то, что связано с поставкой коммунальных услуг в ЖКХ, с качеством ресурсов, их потреблением, с приборами учёта, энергосбережением и т.д., блоком этих вопросов я и занимаюсь. Это новое направление, раньше считалось, что вопросами ЖКХ занимается только профильный комитет, но сейчас многие вопросы возникают и решаются именно на стыке двух комитетов…  »

Впрочем, сам по себе Борис Михайлович в кругах ЖКХ человек известный, прежде чем попасть в Госдуму в 2016 г., он занимался управлением жильём, возглавлял СРО НП «ЖКХ-Групп», а затем «Национальное объединение управляющих недвижимостью». Более того, когда Б.Гладких стал отвечать на каверзные вопросы из зала: про ОДН, двойной сбор денег «Энергосбытом» и т.д. - один из завсегдатаев таких форумов, сидевший рядом с автором этих строк, усмехнулся в кулачок: ба, да ведь несколько лет назад Борис Михайлович, сидя в зале, задавал президиуму те же самые вопросы! Забавная деталь. И наводит на размышления…

Говорил Б.Гладких о том, что волнует собравшихся, к примеру, в работе Госдумы нынешнего созыва он выделил такую деталь: с конца 2016 г. - по настоянию нового спикера В.Володина - к 3-й редакции законопроектов Правительство обязано предоставлять подзаконные акты, необходимые для их реализации. Но ведь это как раз то, о чём мы мечтали последние 15 лет…  Судя по всему, человек «в теме».  Так что есть смысл обращаться по волнующим вопросам не только к Г.Хованской, но и в его адрес. Стоит попробовать.

Деньги - к деньгам, а долги - к долгам

Зам генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Талалыкин (фото) отметил такую особенность нынешнего регионального капремонта: финансовая сторона решена неплохо, собраны гигантские суммы, о которых в прежние годы можно было только мечтать. Куда хуже с исполнением:

«Расчёт был такой: сколько собрали, столько и затратили - а вышло так, что к концу года на счетах регоператоров осели огромные деньги - 200 млрд. руб., а выполнение программ – на уровне 40%... Что касается аварийного жилья – за 10 лет работы Фонда успешно расселено 15 млн. м2, признанных аварийными до 1.01.12, но - после 1.01.12 в России официально признано аварийными ещё 11 млн. м2. Плюс  66 млн. м2 ветхого жилья, это тоже настоящие трущобы, а значит, вопрос: что делать дальше – пока открыт… Ясно одно: такими темпами расселять эти объёмы мы будем 25 лет, без поддержки федерального бюджета не обойтись…»

Впечатляющие цифры, что и говорить. Не для слабонервных.

Заместитель начальника управления ФАС РФ Елена Цышевская:       фото

«Что касается повышения тарифов на коммунальные ресурсы, ожидаемого  с 1 июля 2018 г. – тут есть косвенный ограничитель, это 4%-ый рост платы граждан. Вместе с тем надо понимать, что это цифра имеет смысл «средней температуры по больнице»… Если регион принимает решение, что ему для модернизации основных фондов, освоения новых территорий, повышения жизни общества и т.д.   необходимы большие затраты, у него есть минимум 3 механизма преодоления установленной планки…Есть мнение, что закон о прямых договорах направлен исключительно на лоббирование интересов РСО. Но поймите, сейчас ни у управдомов, ни у РСО нет возможности списать накопленные дебиторские задолженности, а этот закон такую возможность даст…»

Заманчивая перспектива?

Трудности перевода

Особенностью этого Форума стали настойчивые попытки модератора – председателя профильного Комитета ТППРФ Андрея Широкова  наладить двусторонний диалог между выступающими с трибуны чиновниками и залом. При этом чаще всего А.Широков брал полномочия представлять точку зрения профессионального сообщества на себя. Правда, разговор получался не всегда. Например?

А.Широков: Я обращаюсь от имени всего зала к ФАС - как к структуре, которая может ставить вопросы и решать их. Тариф на коммунальные ресурсы должен быть экономически оправданным, рассчитанным не только на должное содержание основных фондов, но и на инвестиционные программы их модернизации. При этом  гражданам, которые не в состоянии оплатить эти затраты, должна предоставляться адресная субсидия из бюджетов.

Е.Цышевская: Какого?

А.Широков: Регионального и муниципального. Т.е. нехватку денег у собственников и потребителей, у которых оплата услуг ЖКХ превышает порог в 22% дохода (а лучше бы, как в Москве - 10%), должна покрывать бюджетная составляющая. Тогда все: и потребитель, и поставщик услуг будут иметь возможности для развития. А иначе тупик: потребитель не доплачивает поставщику, а тот не дорабатывает.

Е.Цышевская: Так это и сейчас уже есть. Этот механизм давно работает.

А.Широков: Нет. Он работает в отношении экономически не обоснованного, заниженного тарифа, выбранного из политических соображений, и нормы жилья в 18 м2 на человека, а что сверх этого – не учитывается. В результате граждане не тянут непосильную нагрузку, а жилищники и ресурсники не получают денег, необходимых для нормальной эксплуатации систем и обеспечения должного качества услуг. А износ коммунальных систем уже сейчас достигает 70%. И ветхого жилья скоро будет не 77, а 150 млн. м2 ! (аплодисменты в зале, хотя и не вполне уместные при столь безрадостном прогнозе)

Е.Цышевская: Нет, не соглашусь, этот механизм есть и он работает. Правда, не во всех регионах.

А.Широков: Вы меня не слышите.

Е.Цышевская: Нет, это вы меня не слышите. В 131-м законе сказано, что 22% совокупного дохода – это общая норма, при этом регион может изменить эту цифру - и дальше будет действовать тот механизм, о котором вы говорили.

Возгласы из зала: «Не работает! Денег нет на это в бюджетах!»

Е.Цышевская: Но это не проблема законодателя, это проблема контроля - губернаторов, муниципалитетов и т.д. Ещё раз: этот механизм есть, он законодательно закреплён. А то, что он не работает – это вопрос. И в том числе  - к вам, уважаемые коллеги! (Гул и смешки в зале)  

Остаётся вспомнить известный афоризм о народе, который всегда достоин своего правительства.

Департамент нам поможет

Представитель Минстроя – директор Департамента ЖКХ Елена Солнцева  (фото) продемонстрировала куда лучшее понимание того, чем «дышит» зал. Судя по её репликам, она вполне разделяет озабоченность народа финансовыми склоками, которые все последние годы «клубятся» вокруг пресловутых «общедомовых нужд» (ОДН). Недавно переименованных в КР СОИ - по принципу «не можешь решить проблему – придумай другое название». Правда, есть одно «но»: руководство министерства. Которое мыслит какими-то другими категориями и времени пообщаться с профессиональным сообществом не находит. Тем не менее, Елена Павловна выразила уверенность, что скоро ППРФ-354, ППРФ-124 и ряд других НПА претерпят большие изменения.

Интересный диалог возник по поводу ЕИРЦ:    

Е.Солнцева: Минстрой проанализировал работу примерно 500 разных ЕИРЦ, и вывод, который мы представили вице-премьеру Д.Козаку, таков: регулирование этих правоотношений на уровне ЖК РФ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО. Очень разные участники рынка, формы собственности, набор предоставляемых услуг, их стоимость. Главное, что в регионах сложились структуры платежей, которые не стоит ломать. Люди имеют по 4-5-6 платёжек, и их это устраивает. Они говорят: это позволяет распределять платежи, нам это удобнее, чем сразу выкладывать одну большую сумму. Так что, по нашему мнению, ЕИРЦ – это сугубо рыночный сегмент экономики, они должны конкурировать между собой  за внимание УО, предлагая наибольший объём услуг по наименьшей цене…

А.Широков: Но ведь субъекты РФ могут это регулировать своими законами…

Е.Солнцева: Нет. Не могут, у них таких полномочий на сегодняшний день нет. Структура оплаты услуг ЖКХ, порядок её расчёта и внесения определяется на федеральном уровне (см. ст.12 п/п.16 ЖК РФ).

А.Широков: Но мы же знаем, что ряд регионов «командным» способом направляют в свои ЕИРЦ местные УО…

Е.Солнцева: Это вопрос не ко мне, а к антимонопольной службе. Согласно законодательству никаких преференций тут быть не должно, это сугубо рыночный сегмент экономики.

ФАС, ау! Обрати, пожалуйста, внимание на МособлЕИРЦ!

Следите за периодикой!

Обещания перемен оправдались очень быстро. 20 декабря Госдумой в 3-м чтении был принят законопроект № 82843-7, который злые языки уже окрестили «законом о штрафах и санкциях». И, что важно, по оценке экспертов, он отличается от своей первоначальной редакции, как небо от земли. Не пожалейте времени, уважаемый читатель – ознакомьтесь  http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=82843-7. Слава Богу, срок внесения замечаний и предложений в законопроект о прямых договорах продлён до 4 января 2018 г.

Дизайн :
Яндекс.Метрика