Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №1 (123) за 2017 г.

При использовании материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Полонский Юрий

«Через лес и горы напрямик…»

В ГосДуме началось обсуждение законопроекта о прямых договорах. Станет ли это началом процесса восстановления норм ЖКХ «с человечьим лицом», или «дорогой в никуда»?

                                                 «Кто ходит напрямик, тот дома не ночует»

                                                                                                Поговорка

Свершилось

6 декабря ГосДума в 1-м чтении приняла законопроект о прямых договорах - № 207460-7 «О внесении изменений в ЖК РФ» (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в МКД и РСО) (см. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=207460-7). Слово «новые» смотрится тут немного странно, но это мелочи жизни.

Все предыдущие – весьма «кислотные» для управдомов - редакции (см. «Председатель ТСЖ» № 2  за 2017 г. «Как кривое распрямить» и №5 за 2017 г. «Мы будем жить теперь по-новому...») до Госдумы так и не дошли, в ходе 2-хгодичного (!) предварительного обсуждения были отвергнуты. В итоге в качестве рабочего варианта взята самая простая и безобидная версия Г.Хованской-П.Качкаева (см. «Председатель ТСЖ» № 7 за 2017 г. «Прямее некуда»).

Судя по всему, в борьбе «федералов» с «регионалами» за контроль над финансовыми потоками в ЖКХ (см. «Председатель ТСЖ» № 6  за 2017 г. «Билинг платежом красен») верх одержали первые. Хотя и не без уступок сопернику: правило «высшего приоритета» счёта в ГИС ЖКХ, позволяющее потребителю не платить за услуги до тех пор, пока этот счёт не появится в его личном кабинете в ГИС и не совпадёт со счётом на бумажной носителе, будет отменено. Поскольку ГИС ЖКХ до сих пор бесконечно далека от удовлетворительного состояния, а по часть удобства и «дружелюбия» к пользователю сильно уступает даже «старушке» https://www.reformagkh.ru/.

Напомним читателям суть принятого проекта. Переход к прямым договорам возможен в 3-х случаях:

- по согласию сторон, т.е. по решению ОСС, если РСО не против,

- в одностороннем порядке - по решению РСО, если долг за соответствующий ресурс, подтверждённый решением суда или актом двусторонней сверки, превысит 2-хмесячный «порог»,

- в иных, предусмотренных законом случаях (это та «соломка», которую подстелили на случай непредвиденного «падения»).

Обязанности управдома (т.е. УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК) в части предоставления коммунальных услуг теперь звучат так: «обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг».

Это вполне адекватная формулировка - и очевидный шаг к тому, чтобы клеймо «исполнителя коммунальных услуг» с управдома было снято.  Видимо, исполнителем станут сами РСО – со всеми вытекающими отсюда последствиями: начисления, выставка счетов, работа с должниками и прочие «прелести» биллинга полностью за ними. Разумеется, никто не запрещает РСО перепоручить эти работы (или часть их) тому же управдому или ЕРЦ. В соответствии с гражданским законодательством и за соответствующую плату.

Заместитель начальника управления ФАС РФ Елена Цышевская:       фото

«В законодательстве о тарифном регулировании есть такая норма, что в тариф закладываются расходы на сбытовую деятельность. Но пока у РСО нет законодательно закреплённого права осуществлять эту деятельность, контактируя с гражданами-потребителями напрямую, эти затраты в тариф не закладывались. Они лежали в плате за содержание жилого помещения в МКД. За исключением электроэнергетики, которая традиционно работает по прямым договорам, и соответственно - там эти расходы в тарифе на электроэнергию присутствуют…»

Где реально лежали до сих пор «сбытовые надбавки», мы знаем: в затратах на текущий ремонт МКД – но тут интереснее другое:  значит, переход к прямым договорам должен сопровождаться увеличением тарифов? Но ведь тариф – величина регионального масштаба, а прямые договора – местного и даже более мелкого, микрорайонного, а то и вообще домового. Или ситуация тут вскоре изменится? Этот вопрос стоит запомнить.

«Священная корова» ОДН

Обязанность управдома компенсировать РСО всевозможные потери, воровство и утечки ресурсов в МКД  – то, что лукаво именуется у нас ОДН (или, на современный лад, КР СОИ) – при переходе к прямым договорам, похоже, сохраняется.

В законопроекте выглядит это так:

ЖК РФ ст. 572:

  1. По истечении тридцати дней с даты направления уведомления, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов (КР), потребляемых при содержании общего имущества (СОИ) в МКД.

После перехода к прямому договору, к примеру, холодного водоснабжения исполнителем коммунальной услуги ХВС - в части индивидуального потребления граждан - станет «Водоканал». А исполнителем холодного водоснабжения в части ОДН остаётся по-прежнему управдом. Т.е. если раньше «Водоканал» поставлял в дом по договору ресурсоснабжения с УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК всю воду и получал за это от управдома деньги в соответствии с показаниями ОДПУ, то теперь будет считаться, что «индивидуальную» воду РСО поставляет гражданам-потребителям  напрямую. И так же напрямую он будет получать с них за это деньги. А всё остальное – т.е. разницу между общедомовым потреблением и суммой индивидуальных потреблений, лукаво именуемую у нас ОДН (или, на современный лад, КР СОИ) -  ему будет оплачивать управдом. Хотя от потребителей он получит деньги лишь в объёме норматива на КР СОИ. Если, конечно, иное не установлено решением собрания собственников.

Т.е. «ножницы» между тем, что собрано и что надо отдать, сохраняются.

Где зарыта собака

Важная деталь: с каждым из собственников РСО заключать договор не придётся, вместо этого - по правилу конклюдентных действий – правовые рамки для процесса обеспечения МКД ресурсами задаст типовой договор ресурсоснабжения, который должно подготовить Правительство РФ.

И тут кроется интрига. Ведь в рассматриваемом законопроекте ни слова не сказано ни про организацию биллинга, ни про права и обязанности субъектов, ни про распределение ответственности перед потребителями - за качество коммунальных услуг и ресурсов. Значит, «по умолчанию» считается, что всё это уже предусмотрено действующим законодательством (в первую очередь, ГК и ЖК РФ, ППРФ-124 и ППРФ-354). А что не предусмотрено – видимо, будет конкретизировано в типовом договоре ресурсоснабжения.

Который должен появиться на свет Божий очень скоро. Потому что в конце прошлого года в ст.125 Регламента ГосДумы внесено положение, что к 3-му чтению законопроекта, так или иначе затрагивающего бюджетные расходы (а наш случай именно таков), Правительство РФ должно представить подробные описания и сроки принятия подзаконных актов, которые необходимо принять для его реализации. Фактически это означает, что проект типового договора ресурсоснабжения (хотя бы черновой) должен быть обнародован к 3-му чтению. Ждём.

Впрочем, возможно, что что-то важное, касающееся биллинга и ответственности субъектов, появится в тексте самого законопроекта в ходе его обсуждения в ГосДуме во 2-ой и 3-ей редакциях. Опасения на этот счёт небеспочвенны, если помните, в прежних редакциях – тех, что сейчас «положены под сукно» – Минстрой упорно пытался сохранить за управдомом, во-первых, обязанность бесплатно снабжать  РСО или ЕРЦ показаниями счётчиков и прочей  биллинговой информацией, во-вторых, практически всю полноту ответственности перед  гражданами-потребителями за качество услуг. Так что надо держать ухо востро.

Надо помнить, что мотивом затеянного перехода является отнюдь не «общественный интерес», а приказ «сверху»: ликвидировать долги «Газпрому» и «Роснефти» за теплоносители! Долги, происхождение и структура которых до сих пор - «тайна за семью печатями»…

Роман в письмах

Проиллюстрируем возможные последствия «дикого», нецивилизованного перехода к прямым договорам одним нехитрым, но очень жизненным сюжетом, который сейчас разворачивается в Подмосковье.  

Роли исполняют: ресурс - электроэнергия, РСО -  ПАО «Мосэнергосбыт», Управдом - УО «УК «Шишкин лес», потребители - жители МКД, находящихся под её управлением.

Предлагаемые обстоятельства: в домах установлены ОДПУ и квартирные электросчётчики, плата за потреблённую электроэнергию производится: а) гражданами – напрямую, по показаниям индивидуальных счётчиков, б) управдомом – в размере общедомового потребления за вычетом суммы индивидуальных потреблений. Как это предписывает п.21(1) ППРФ-124. Важно, что показания индивидуальных электросчётчиков известны РСО, но неизвестны Управдому. Поскольку ПП РФ-124 прямо не требует от РСО передавать ему эти сведения, это должно быть оговорено в договоре ресурсоснабжения (см.п.17 ППРФ-124). А в договоре этот момент упущен,  присутствует «размытая» формулировка.

Завязка сюжета: заглянув в счета, представленные РСО к оплате за ОДН, Управдом схватился за голову и заподозрил, что поставщик пытается повторно взять с него деньги за электроэнергию, уже ранее оплаченную потребителями напрямую. Пример? По счету №Э-90/02-395 от 31.01.2017, ПД № 395 по договору №83958890 за январь 2017 года по абоненту №83964190 такая «картина маслом»:

- индивидуальные бытовые потребители – 3 885 кВт*ч,

- ОДН – 11 724 кВт*ч.

Соотношение 1 : 3.  А в домах нет ни лифтов, ни насосов, одни лампочки в подъездах. Не слабая бухгалтерия?

Развитие сюжета – см. отрывок из переписки сторон

Исх. № 1404 ОТ 13.09.2017 г .                          Начальнику отделения «Новая Москва»

                                                                             ПАО «Мосэнергосбыт» Д.В.Варчеву                      

Уважаемый Дмитрий Владимирович !

В соответствии с заключенным договорами … просим Вас предоставить начальные показания бытовых абонентов, имеющих прямые договора с ПАО «Мосэнергосбыт» на основании реестров источников энергоснабжения энергопринимающего оборудования и средств учета

электроэнергии и мощности.

В свою очередь обращаем Ваше внимание на то, что нами не получен ответ на письмо

№1127 от 17.07.2017 года.

С уважением,

ВрИО Генерального директора  ООО «УК «Шишкин Лес»                    Е.В.Кучеренко

Ответ: письмо №ИП 289-2952/17  (центральная часть, без шапки и подписей)

"... Информация о фактическом потреблении электрической энергии и произведенных платежах конкретным физическим лицом относится к его персональным данным... ПАО  "МосЭнергосбыт"  и иные лица, получившие доступ к пероснальным данным, ... обязаны не распространять персональные даные без согласия субъекта персональных данных .  В связи с чем предоставить сведения, указанные в вашем обращении, не представляется возможным..."

Дальнейшие события, ясное дело,  будут разворачиваться в суде. А теперь вопрос: они нам нужны, такие сюжеты?!

Мораль: видимо, вслед за принятием закона придётся менять, как минимум, ПП РФ-124 и ПП РФ-354,  неизбежен новый виток законодательной «чехарды». Собственно, процесс уже пошёл: Минстрой опять собрался изменить расчёты за отопление, введя и тут раздельный учёт индивидуального потребления, и КР СОИ. О, Боже.

 

Дизайн :
Яндекс.Метрика